Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 08:10, реферат
Страна в период правления Н.С. Хрущева 5 марта 1953 г. умер И.В.Сталин. Сразу же после его смерти состоялся Пленум ЦК КПСС, на котором были распределены портфели в управлении государством и партией. Председателем Совета Министров стал Г.М.Маленков. Его первым заместителем был назначен Л.П.Берия. Партийный аппарат, сохранявший главенствующее положение в обществе, возглавил Н.С.Хрущев, который в сентябре 1953 г., уже после ареста Берии, стал первым секретарем ЦК КПСС. Новое руководство предприняло ряд мер по восстановлению норм элементарной законности. Был прекращен ряд политических процессов. Многие, кто при Сталине являлись узниками лагерей, были освобождены.
Реформа дала неплохие
результаты. Приостановилось снижение
темпов роста экономики, повысилась
заработная плата рабочих и служащих.
Но уже к концу 60-х гг. реформирование
промышленности фактически прекратилось.
В 70—80-е гг. экономика развивалась
экстенсивно: строились новые предприятия
(но лишь немногие технически и технологически
соответствовали мировому уровню —
ВАЗ, КамАЗ), росла добыча невосполнимых
природных ресурсов (нефть, газ, руда
и пр.), увеличивалось число лиц,
занятых ручным и малоквалифицированным
трудом. Несмотря на все усилия, экономика
отвергала новейшие технические
разработки. Достижения научно-технического
прогресса внедрялись крайне слабо.
Между тем возможности такой
— затратной — модели роста
неуклонно сокращались: добыча топливно-сырьевых
ресурсов, перемещаясь в труднодоступные
районы Сибири и Крайнего Севера, дорожала;
темпы роста населения
Это был тупик: командная экономика не могла эффективно работать в условиях научно-технической революции, но все проблемы руководство страны по-прежнему пыталось решить преимущественно административными способами. Тупик опасный, ибо отрыв развитой экономики мира от экономики СССР неуклонно увеличивался.
Положение в сельском
хозяйстве также не внушало оптимизма.
Затраты государственных
Отсюда весьма серьезные деформации в социальной сфере. Заработная плата, доходы населения постоянно росли, и это было бесспорным достижением. Но ни промышленность, ни сельское хозяйство не могли предложить обществу достаточное количество товаров, продовольствия, услуг. Дефицит, очереди, «блат» (когда необходимые товары приобретали по знакомству) были непременным явлением повседневной жизни в эти годы. В конце 70-х гг. в отдельных регионах страны вновь появилось нормированное распределение некоторых продуктов по карточкам. Возникновение и рост так называемой «теневой экономики» (подпольные мастерские, «спекуляция» и пр.) в этих условиях были естественным и даже неизбежным явлением.
В общественно-политической жизни страны консервативные тенденции властвовали безраздельно. Их идеологическим обоснованием стала концепция развитого социализма, согласно которой медленное, планомерное, постепенное совершенствование реального социализма, построенного в СССР «полностью и окончательно», займет целую историческую эпоху. В 1977 г. эта концепция была законодательно закреплена в преамбуле новой Конституции СССР. Впервые получил статус конституционной нормы тезис о руководящей и направляющей роли КПСС. Конституция объявляла СССР общенародным государством, провозглашала полный набор демократических прав и свобод граждан.
Реальная жизнь
предписаниям Конституции соответствовала
не вполне. Советы народных депутатов
всех уровней оставались декорацией,
власть принадлежала партийному аппарату,
готовившему и принимавшему все
крупные решения. Его контроль над
обществом, как и в прежние
годы, имел всеобъемлющий характер.
Другое дело, что аппарат и составлявшая
его номенклатура (партийно-государственные
чиновники определенного
Партийная элита, чутко
уловив перемены, тяготилась тем, что
ее всевластие не подкреплено собственностью.
Чем дальше, тем больше она стремилась
к закреплению за собой той
доли общественной собственности, которой
она управляла. Сращивание партийно-государственного
аппарата с «теневой экономикой», коррупция
стали в 70—80-е гг. важным фактором
общественно-политической жизни. Официально
их существование было признано уже
после смерти Брежнева новым Генеральным
секретарем ЦК КПСС Ю. В. Андроповым (1982—1984).
Расследование уголовных дел, обвиняемыми
по которым проходили
О кризисе свидетельствовало
и возяикновение диссидентского движения
(см. билет № 23). Право-защитные, религиозные,
национальные, экологические организации,
несмотря на репрессии властей (аресты,
лагеря, ссылка, высылка из страны и др.),
выступали против неосталинизма, за реформы,
соблюдение прав человека, отказ от монополии
партии на власть и др. Диссидентское движение
не было массовым, но оно говорило о нарастании
оппозиционных настроений, о недовольстве
сложившимся положением. Апатия, равнодушие,
цинизм, поразившие общество, по-своему,
но столь же ясно подтверждали этот вывод.
Самая стабильная эпоха в советской истории
завершалась собственным отрицанием:
общество требовало перемен. Стабильность
обернулась застоем, консерватизм — неподвижностью,
преемственность — кризисом.
Внешняя политика СССР с середины 60-х до середины 80-х гг.: доктрины и практика.
Внешняя политика
СССР в середине 60-х — середине
80-х гг. была направлена на достижение
трех главных целей: укрепить
свое влияние в
Отношения с социалистическими
странами. В 1964—1985гг. в отношениях с
социалистическими странами СССР придерживался
так называемой «доктрины Брежнева»:
всеми силами сохранять социалистический
лагерь, максимально укрепляя в нем
руководящую роль СССР и фактически
ограничивая суверенитет
В начале 80-х гг. выступления профсоюза «Солидарность» в Польше едва не заставили советское руководство воспользоваться пражским опытом. К счастью, этого удалось избежать, но нарастание кризисных явлений в социалистическом мире было очевидно для всех.
Особенно напряженно складывались отношения с Китаем. Китайская коммунистическая партия, как и КПСС, претендовала на лидерство в мировом коммунистическом движении. Конфликт зашел так далеко, что Китай выдвинул к СССР территориальные претензии, а в 1969 г. спровоцировал военные столкновения в районе острова Даманский. В 70-е гг. китайское руководство резко критиковало «советский гегемонизм», сведя на нет экономическое и политическое сотрудничество с СССР.
Отношения со странами Запада. Вторая половина 60-х — 70-е гг. — время разрядки в отношениях СССР с капиталистическими странами. Ее инициатором выступил французский президент Ш. де Голль. В 1970 г. Л. И. Брежнев и канцлер ФРГ В. Брандт подписали договор, признавший послевоенные границы в Европе. В 1972 г. аналогичные договоры ФРГ подписала с Польшей и Чехословакией.
В первой половине 70-х гг. СССР и США заключили ряд соглашений об ограничении гонки вооружений. Состоялись официальные встречи советского и американского руководства на высшем уровне (1972, 1973, 1974, 1978).
В 1975 г. в Хельсинки 33 государства Европы, а также США и Канада подписали Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе о принципах межгосударственных отношений: уважение суверенитета и целостности, невмешательство во внутренние дела, уважение прав человека и др. Итоги Хельсинкского совещания Восток и Запад понимали по-разному. США и их европейские союзники подчеркивали гуманитарные аспекты достигнутых договоренностей (права человека, неприкосновенность личности и др.). СССР придавал основное значение принципам невмешательства во внутренние дела, нерушимости послевоенных границ в Европе; суверенного равенства и уважения прав, присущих суверенитету, включая право свободно выбирать и развивать свои политические, экономические и культурные системы.
Разрядка вообще
была противоречивым явлением. Она
стала возможной не в последнюю
очередь потому, что к 1969 г. СССР добился
военно-стратегического
СССР и страны «третьего мира». Как было сказано, отношения со странами «третьего мира» в значительнои степени подчинялись логике стратегического противостояния СССР и США. На
Ближнем Востоке СССР
занимал однозначно проарабскую позицию,
поддерживая дружественные отношения
с Сирией и Египтом, лидерами арабского
мира. Когда в 1979 г. президент Египта А.
Садат заключил мирный договор с Израилем,
контакты с ним были фактически заморожены.
В период американской агрессии во Вьетнаме
(1964—1975) СССР оказал значительную военно-техническую
помощь Демократической Республике Вьетнам.
Поддерживал СССР и антиамериканских
повстанцев в Никарагуа. Активная политика
проводилась в Африке, где под советским
влиянием находились Мозамбик, Ангола,
Гвинея-Бисау, Эфиопия. Введение советских
войск в Афганистан (декабрь 1979) положило
начало длительному военному конфликту,
в котором СССР понес большие человеческие,
материальные, моральные потери. Это была
грубейшая ошибка, трагические последствия
которой напоминают о себе до сих пор.
Перестройка в СССР: попытки реформирования экономики и обновления политической системы (1985–1991)
В марте 1985 года главой СССР был избран Михаил Сергеевич Горбачев. К этому времени страна находилась в тяжелом экономическом кризисе: упали мировые цены на нефть, большие затраты шли на холодную войну, войну в Афганистане и финансовую поддержку системы мирового социализма. Горбачев был убежден, что все проблемы возникли от искажения ленинского понимания социализма. Поэтому целью начатых им реформ стало реставрация ленинского социализма.
Основными задачами перестройки были:
1) реформирование экономики с целью преодоления экономической отсталости;
2) прекращение холодной войны и уменьшение затрат на ВПК;
3) демократизация
общества путем реального
Перестройка была начата в апреле 1985 года. Однако с самого начала перестройка вышла из под контроля и приобрела стихийный характер.
Причины:
1) руководство не имело четкой программы;
2) борьба в партии
консерваторов (партийной
3) кризис был значительно глубже, чем это представлялось Горбачеву.
Важным элементом
перестройки стала гласность. СМИ
освободились от цензуры и подвергли
резкой критике деятельность всех лидеров
СССР, что значительно подорвало
доверие населения к КПСС. В
экономике была разрешена деятельность
частных кооперативов. Однако кооператоры
мало интересовались сферой производства
и активно действовали в
В результате уменьшения военного давления на страны СЭВ начался распад соцлагеря. В странах бывшего социализма начались перевороты, в результате которых к власти приходили демократы западной ориентации.
В результате демократически
проведенных выборов у
В республиках СССР
резко обострился национальный вопрос.
Большое влияние приобрели