Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 14:02, реферат
в реферате описаны главные этапы реформы
Введение 3
Причины и предпосылки отмены крепостного права в России. 9
Подготовка реформы. 14
Основные положения реформы. 17
Личное освобождение. 17
Наделы. 17
Выкуп. 18
Заключение: Значение реформы. 21
Список литературы. 24
Предпосылки, которые в конечном счете привели к отмене крепостного права в России складывались уже давно. А в последние десятилетия перед реформой 1861 г. они выражались в резком углублении социально-экономических процессов, связанных с разложением крепостничества.
Как убедительно доказано многочисленными исследованиями российских историков и экономистов, возможности крепостного хозяйства как экономической системы уже на исходе первой четверти XIX в. были исчерпаны, и оно вступило в полосу глубокого кризиса.
Новые, капиталистические по характеру явления в экономике вступили в конфликт с крепостничеством, которое стало серьезным тормозом для развития промышленности и торговли, крестьянского предпринимательства. Помещичье хозяйство, базировавшееся на подневольном крепостном труде, всё более приходило в упадок. Кризис в первую очередь поразил барщинные имения, выразившийся в прогрессирующем падении производительности барщинного труда. Крестьянин всё более тяготился барской работой, стараясь как можно меньше тратить на нее свои силы. Видный публицист, славянофил и сам крупный помещик, А.И. Кошелев писал в 1847 г. в статье под характерным названием «Охота пуще неволи»: «Взглянем на барщинскую работу. Придет крестьянин, сколько возможно позже, осматривается и оглядывается сколь возможно чаще и дольше, а работает сколь возможно меньше, - ему не дело делать, а день убить»15.
Более того, крепостническая система изжила себя экономически. Помещичье хозяйство, основанное на труде крепостных крестьян, все более приходило в упадок. Это беспокоило правительство, которое было вынуждено тратить огромные средства на поддержку помещиков.
Объективно крепостничество
мешало также индустриальной модернизации
страны, так как препятствовало складыванию
рынка свободной рабочей силы,
накоплению капиталов, повышению покупательной
способности населения и
После
Крымской войны даже в правящих сферах
ясно осознавалась необходимость коренных
преобразований. Александр II (1855-1881), тяжело
переживавший поражение России, стал
решительным сторонником отмены
крепостного права. Более того, образованность,
широкий кругозор, англомания, доброе
сердце, благожелательное отношение к
людям, большая, чем у Николая I, готовность
к реформам ради предотвращения революционных
потрясений, позволили Александру II осознать
необходимость коренных преобразований
и приступить к ним. Со вступлением Александра
II на престол во всех слоях русского общества
пробудились надежды на серьезные перемены.
Эти надежды разделял и находившийся в
лондонской эмиграции А. И. Герцен. В марте
1855 г. он направил Александру II письмо.
«Дайте землю крестьянам, - убеждал царя
Герцен, - она и так им принадлежит. Смойте
с России позорное пятно крепостного состояния,
залечите синие рубцы на спине наших братий…
Торопитесь! Спасите крестьянина от будущих
злодейств, спасите его от крови, которую
он должен будет пролить!»16 М.
П. Погодин, который ранее защищал николаевскую
систему и был одним из видных идеологов
«официальной народности» теперь заявлял:
«Прежняя система отжила свой век. Сам
Бог, взяв с поприща действий покойного
государя, показал нам, что для России
теперь нужна новая система».17 Широкую
известность приобрела «Записка об освобождении
крестьян», составленная юристом и историком
К. Д. Кавелиным. Он писал: «Крепостное
право есть камень преткновения для всякого
успеха и развития России»18.
Впервые о необходимости освобождения крестьян Александр II заявил в речи, произнесенной в 1856 г. перед представителями московского дворянства. Его знаменитая фраза о том, что «Лучше отменить крепостное право сверху, нежели дожидаться того времени, когда оно само начнет отменяться снизу19», означала, что правящие круги пришли, наконец, к мысли о необходимости реформирования государства.
Вначале проекты освобождения крестьян разрабатывались в традиционном для России Секретном комитете, созданном в 1857 г. «для обсуждения мер по устройству быта помещичьих крестьян». Однако недовольство дворянства, обеспокоенное слухами о возможной отмене крепостного права, и медлительность Секретного комитета привели Александра II к мысли о необходимости учреждения нового органа, нацеленного на подготовку реформы в условиях большей гласности.
В 1857-1858 гг. царскими рескриптами (предписаниями) во всех губерниях, на которые распространялось крепостное право, были учреждены губернские комитеты из местных помещиков, получивших возможность высказать свои соображения по поводу предстоящей реформы. В целом проекты губернских комитетов клонились к максимальному соблюдению помещичьих выгод. По оценке В.И. Ленина, вся борьба внутри губернских комитетов была «…борьбой исключительно из-за меры и формы уступок. Либералы так же, как крепостники, стояли на почве признания собственности и власти помещиков, осуждая с негодованием всякие революционные мысли об уничтожении этой собственности, о положенном свержении этой власти»20.
В
1858 г. Секретный комитет был
Все
эти проекты поступили в
В ходе острых дискуссий при неприятии большинством помещиков самой идеи освобождения крестьян выявилось несколько подходов:
Консервативные деятели, смиряясь с неизбежным для них злом, допускали освобождение крестьян, но без земли или с очень маленьким наделом. П.А. Шувалов в своем проекте предложил оставить землю в собственности помещиков, а крестьянам ее передавать в аренду. П.П. Гагарин предполагал предоставить крестьянам лишь право выкупа усадьбы, но без пахотной земли.
Либералы ( К.Д. Кавелин, А.М. Унковский) защищали идею освобождения крестьян с землей, которой они владели, но за большой выкуп. При этом Кавелин, оказавший благодаря своей Записки об освобождении крестьян, (1855 г.) значительное влияние как на общественное мнение страны, так и на представителей бюрократии (с ним был дружен Н.А. Милютин, пытавшейся реализовать основные идеи записки), считал, что выкупную операцию должно провести государство с учетом интересов крестьян и помещиков. В дальнейшем это могло привести к образованию единого класса землевладельцев, что предотвратило бы нарастание социальных противоречии
Радикалы (Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов) какое-то время не имели собственной программы и отчасти поддерживали позицию либералов. (В Современнике была даже опубликована записка Кавелина). Но уже в 1859 г. они выдвигают идею перехода земли в руки крестьян без выкупа. После реформы, разочаровавшись в ее результатах, революционно настроенная часть разночинской интеллигенции будет призывать крестьян к насильственному захвату всей помещичьей земли и ее уравнительному переделу.
Члены
комиссии пытались отыскать компромиссное
решение, примирявшее государственные,
помещичьи и крестьянские интересы.
Но постоянное давление, которое дворянство
оказывало в это время на власть, не могло
не сказаться на работе этого органа. Большинство
вопросов решалось все же в интересах
помещиков. Проект «Положений», выработанных
редакционными комиссиями, поступил на
рассмотрение в Государственный Совет,
где он еще в большей степени был сориентирован
на удовлетворение этих интересов. 19 февраля
1861 г. «Положения» и «Манифест», возвещавший
об освобождении крестьян, были подписаны
Александром II. Они касались трех основных
вопросов: личное освобождение крестьян,
наделение их землей и выкупная сделка.
Манифест предоставлял крестьянам личную свободу общегражданские права. Отныне крестьянин мог владеть движимым и недвижимым имуществом, заключать сделки, выступать как юридическое лицо. Он освобождался от личной опеки помещика, мог без его разрешения вступать в брак, поступать на службу и в учебные заведения, менять место жительства, переходить в сословие мещан и купцов. Правительство начало создавать органы местного самоуправления освобожденных крестьян.
Вместе с тем личная свобода крестьянина ограничивалась. В первую очередь это касалось сохранения общины. Общинная собственность на землю, переделы наделов, круговая порука (особенно при выплате налогов и выполнении государственных повинностей) тормозили буржуазную эволюцию деревни. Крестьяне оставались единственным сословием, которое платило подушную подать, несло рекрутскую повинность и могло быть подвергнуто телесному наказанию.
«Положения» регламентировали наделение крестьян землей. Размеры наделов зависели от плодородности почвы. Территория России была условно поделена на три полосы: черноземную, нечерноземную и степную. В каждой из них устанавливался высший и низший размеры крестьянского полевого надела (высший – большого которого крестьянин не мог требовать у помещика, низший – меньше которого помещик не мог предлагать крестьянину). В этих пределах заключалась добровольная сделка крестьянской общины с помещиком. Их взаимоотношения окончательно закрепляли уставные грамоты. Если помещик и крестьяне не приходили к соглашению, то для урегулирования спора привлекались мировые посредники. Среди них были в основном защитники интересов дворян, однако некоторые прогрессивные общественные деятели (Л. Н. Толстой, И. М. Сеченов, К. А. Тимирязев), став мировыми посредниками, отражали интересы крестьянства.
При решении земельного вопроса крестьянские наделы были значительно урезаны. Если до реформы крестьянин пользовался наделом, превышающим высшую норму в каждой полосе, то этот «излишек» отчуждался в пользу помещика. В черноземной полосе отрезалось от 26 до 40% земли, в нечерноземной – 10%21. В целом по стране крестьяне получили на 20% земли меньше, чем они обрабатывали до реформы. Так образовались отрезки, отобранные помещиками у крестьян. Традиционно считая эту землю своей, крестьяне боролись за неё вплоть до 1917 г.
При размежевании пахотных угодий помещики стремились к тому, чтобы их земля вклинивалась в крестьянские наделы. Так появилась чересполосица, заставлявшая крестьянина арендовать помещичью землю, выплачивая её стоимость или деньгами, или полевыми работами (отработками).
Получая землю, крестьяне были обязаны оплатить её стоимость. Рыночная цена земли, переданной крестьянам, реально составляла 544 млн рублей. Однако разработанная правительством формула расчета стоимости земли повысила её цену до 867 млн руб., т. е. в 1,5 раза22. Следовательно, как и наделение землей, так и выкупная сделка осуществлялась исключительно в интересах дворянства. (Фактически крестьяне платили и за личное освобождение.)
У
крестьян не было денег, необходимых
для выкупа земли. Чтобы помещики
получили выкупные суммы единовременно,
государство представило
Выплата крестьянами помещику растянулась на 20 лет. Она породила специфической временнообязанное состояние крестьян, которые должны были платить оброк и выполнять некоторые повинности до тех пор, пока полностью не выкупят свой надел, т. е. 20% стоимости земли. Только в 1881 г. был издан закон и ликвидации временнообязанного положения крестьян.
Сохранялась принадлежность крестьян к особому сословию, которое было наделено значительно меньшими правами, чем дворянство или купечество. Крестьяне оставались прикрепленными к месту жительства, были связаны круговой порукой в уплате налогов, несли натуральные повинности. Даже при введении бессословных окружных судов в России для крестьян по мелким преступлениям был составлен сословный крестьянский волостной суд, который сохранил телесные наказания. Предусматривалась целая серия мер для выколачивания налогов с крестьян, включая право сельского схода отдавать несостоятельного хозяина в общественные или частные работы с вычетом из заработной платы налогов или долга. Многие полномочия помещика перешли частью к государственным органам, а главным образом - к «миру» (общине).
Крестьяне одного помещика составляли сельское общество, поэтому иногда в селе могло быть несколько сельских обществ и, наоборот, несколько сел входили в одно общество. Домохозяева общества составляли сельский сход, избиравший на трехлетний срок старосту, сборщика податей и представителей на волостной сход. Волость включала несколько сельских обществ (от 300 до 2000 душ мужского пола) и часто совпадала с церковным приходом. Волостной сход избирал волостного старшину, волостной суд. Права сходов ограничивались в основном хозяйственными и фискальными делами, а на волостного старшину и сельского старосту возлагались полицейские функции. Они могли арестовать подчиненных им лиц на два дня, назначать на общественные работы на два дня или штрафовать до одного рубля.