П.А.Столыпин и программа обновления России, ее осуществление и результаты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2011 в 17:33, курсовая работа

Описание

Роспуск Государственной Думы вызвал разочарование в стране и нанес сильный удар по престижу правительства и лично императора как внутри страны, так и за рубежом. 230 депутатов Думы (кадеты и трудовики) не подчинились указу о роспуске и собрались в Выборге, который в то время находился в пределах Великого княжества Финляндского, входившем в состав Российской империи, но был недосягаем для российской полиции и жандармерии. В своем Выборгском воззвании они призвали народ к “пассивному сопротивлению” до созыва народного представительства, т.е. не давать ни копейки в казну, ни единого солдата в армию, не признавать государственных займов и т.д.

Содержание

Введение



1.П.А.Столыпин и программа обновления России, ее осуществление и результаты.
1.Государственный переворот 3 июня 1907 года.
2.П.А. Столыпин и его программа.
3.Столыпинская аграрная реформа.


2.Революционное и общественное движение.
1.Революционное движение в 1908–1913 гг.
2.Либеральное движение 1908 – 1913 гг.


3.IV Государственная Дума.
1.Деятельность III и IV Государственной думы. Первый опыт российского парламентаризма
2.Разложение третьеиюньской политической системы (1911-1914). Новый революционный подъем.


Заключение


Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

история Отечества.docx

— 62.59 Кб (Скачать документ)

     В 1906 г. возросло количество революционных  выступлений, армейских мятежей  и убийств. Столыпин был вынужден принять «меры исключительной охраны государственного порядка». Для этого  был принят Закон о военно-полевых  судах. Этот закон (скопированный с  австрийского уложения о военно-полевых  судах) в качестве временной меры, вводил особые суды из офицеров, разбиравшие  дела, где преступление было очевидным. Суды эти вводились в столице  и во всех губерниях, объявленных  на особом положении (правда, это была почти вся территория страны). Весь процесс судопроизводства длился не более 3-4 дней. За время действия этих судов было казнено 683 (по другим данным - 1102) человека. В 1906-1909 годах по приговорам военно-окружных судов было повешено 2694 человека (за предшествующие 80 лет  казнили в среднем по 9 человек  в год), 23 тысячи человек отправлено на каторгу, около 39 тысяч выслано  административно без суда. Судей, которые выносили мягкие приговоры, отстраняли от должности. Была введена  сельская полиция. Однако число репрессивных мер сокращалось: в 1908 г. смертных приговоров было вынесено 697, в 1909 - 537, в 1910 - 129. Сократились  и административные высылки: в 1908 - около 10 тыс., в 1909 - менее 3000.

     Главная идея его аграрных преобразований, на которой базировались все последующие - разрушение (или хотя бы раздробление) общины и создание класса крестьянина-собственника. Эта мера снизила бы, по мнению Столыпина, революционную активность крестьян. Основной аграрной проблемой была - нехватка земли, для её разрешения был  создан земельный фонд, в который  передавались Крестьянскому банку  удельные земли сельскохозяйственного  пользования, принадлежащие царской  фамилии. Была разрешена продажа  казенных земель, годных для обработки. Также для удовлетворения земельной  нужды передавались кабинетские  земли на Алтае; крестьяне были уравнены в правах со всеми сословиями в  отношении государственной, воинской службы, поступления в высшие учебные  заведения. Признавалась личная собственность  крестьянина на свой участок земли.

     Все эти законы подготовили главный  указ - Указ 9 ноября 1906 года о раскрепощении  общины. Таким образом, прекращалась власть общины. Этот указ позволял каждому  крестьянину право выхода из общины в любое время. Крестьянин мог в любое время требовать закрепления в единоличную собственность той земли, на которой он работал. Крестьяне освобождались от принудительного севооборота. В целях предотвращения спекуляции землей была запрещена продажа земли не крестьянам и скупка в пределах одного уезда более 6 душевых наделов. Крестьяне, отделившиеся от общины, могли получить кредит в Крестьянском банке под залог этих земель, могли приобретать на льготных условиях новые участки из земельного фонда.

     Несмотря  на очевидные трудности, с которыми столкнулась аграрная реформа (нехватка средств, агротехнического персонала, схематизм, неумелые действия представителей власти, сопротивление реформе со стороны некоторых земств, психологическая  неподготовленность значительной части  крестьянства, сложности с переселением за Урал и т.п.), в целом она развивалась  успешно.

     В тесной связи с аграрными преобразованиями стояли задуманные Столыпиным реформы  системы местного самоуправления, административного  управления и суда. Фундаментом государственной  пирамиды призвано было стать бессословное волостное земство, ключевой фигурой  в котором, по мысли Столыпина, должен был со временем явиться крепкий  крестьянин-предприниматель. Компетенция  органов местного самоуправления расширялась, а отношение к ним административных властей предполагалось свести к  «надзору за законностью их действий».

     Столыпин  также разработал реформу местного самоуправления. Все казенные уездные  учреждения России объединялись под  властью выборного предводителя дворянства. Однако учреждений становилось  все больше, а дворян все меньше, и предводителя, служившего из чести, без жалованья, становилось не из кого выбирать. Столыпин предложил  поставить во главе уезда правительственного чиновника (назначаемого министром  внутренних дел), оставив предводителю дворянства сословные дела. Также  была разработана реформа местного самоуправления (земства). Его выбирали по куриям - дворяне, собственники недворянского  происхождения и крестьяне-общинники. Большинство гласных принадлежало дворянам, но во многих уездах избирателей-дворян собиралось меньше, чем надо было выбрать  гласных. Столыпин предложил сделать  курии не сословными, а имущественными. А также понизить избирательный  ценз. В будущем, в случае удачной  крестьянской реформы, в число избирателей  вошли бы и богатые крестьяне-единоличники (на это очень рассчитывал Столыпин - именно тогда, говорил он, писаные  свободы станут законом). Однако дворяне  не хотели ничего менять. Они увидели  в этом оскорбление, умаление своей  власти в деревне. Предполагалось упразднить институт земских начальников и  лишить уездных предводителей дворянства административных функций, заменив  тех и других назначаемыми МВД  участковыми комиссарами и начальниками уездного управления соответственно. Планировалось создание административного  суда, рассматривающего жалобы на должностных  лиц.

     Жандармская полиция объединялась с общей, причем с жандармов следовало снять  обязанности по производству политических дознаний. На место земских начальников и сословного волостного суда становился упраздненный в период контрреформ, избираемый всем населением местности мировой суд. Предусматривалась европеизация уголовного процесса: «допущение защиты на предварительном следствии, введение состязательного начала в обряде предания суду, установление институтов условного осуждения и условного досрочного освобождения и т.п.»

     Рабочий вопрос предполагалось разрешить при  помощи государственного страхования  и законодательного упорядочения условий  труда, а так же посредством легализации  экономических стачек и профсоюзов.

     Реформа образования основывалась на идее преемственности  низшей, средней и высшей школы, при  этом брался курс на постепенное введение всеобщего начального образования.

     Столыпин  предлагал укрепить финансовую систему  за счет увеличения налогов, повышения  акциза на спиртные напитки, введения прогрессивного налога и налога с  оборота. Был поставлен вопрос о  реформировании промышленности - иностранные  займы предполагалось использовать только на исследования недр земли, строительство  железных дорог и дорог с твердым  покрытием.

     Особое  внимание уделялось восстановлению военного могущества Российской империи, подорванного неудачной войной с  Японией.

     Наиболее  спорной частью столыпинской программы  явилась так называемая «политика  русского национализма», подвергавшаяся ожесточенной критике. По мысли Столыпина, данная политика должна была предохранить реформируемую Россию от распада.

     Прежде  всего, необходимо было, чтобы все  государственные учреждения (в том  числе Государственная дума) оставались «русскими по духу», т.е. в абсолютном большинстве состояли из русских  людей (которыми, впрочем, принято было считать вообще всех православных российских подданных). Следовало также положить «в основу всех законов о свободе  совести начала государства «христианского», в котором Православная Церковь, как господствующая, пользуется данью  особого уважения и особою со стороны  государства охраною»

     Столыпин  продолжил начатую в предыдущее царствование политику наступления  на конституционные привилегии Финляндии, стремясь максимально унифицировать  гражданско-правовое и административно-правовое пространство на всей территории империи. Так как намечаемые реформы предполагали развитие органов самоуправления на окраинах, следовало, по мысли Столыпина, выделить из состава последних русско-населенные территории. Там, где русское население  находилось в абсолютном, либо относительном  меньшинстве, следовало искусственным  путем расширить его представительство  в органах самоуправления.

     Подавляющее большинство намеченных Столыпиным реформ (за исключением аграрной и  отчасти военной) осталось нереализованными. Незначительная их часть была осуществлена после многолетних проволочек, в  существенно сокращенном либо искаженном виде.

     При реализации реформ Столыпину пришлось столкнуться с множеством проблем. Царь, поддерживавший его вначале, после  спада угрозы революции фактически стал на позицию его противников. Большинство предложений Столыпина, даже принятых Госдумой, были отвергнуты промонархистским Госсоветом.

     1 сентября 1911 г., во время спектакля  в киевском оперном театре, где  Столыпин находился вместе с  семьей царя, Столыпин был смертельно  ранен. Покушение совершил Д.  Богров - член партии эсеров и  агент царской охранки.

     Известно  изречение Столыпина: «Дайте 20 лет  покоя, и вы не узнаете Россию!». Иногда Столыпина обвиняют в том, что он надеялся провести свою реформу за 20 лет, а это не представлялось возможным. Столыпин прекрасно понимал и говорил о том, что аграрные преобразования - дело десятилетий и что его реформа - лишь начало долгого пути. В этой фразе он акцентировал не на срок, он подчеркивал важность стабильности и спокойствия для реформ. И в этом он оказался абсолютно прав. Вряд ли за 20 лет аграрная реформа была бы полностью осуществлена, но результат ее, безусловно, был бы огромен, и изменения, произошедшие в обществе, стали бы необратимы. 

     
    1. Столыпинская  аграрная реформа
 

   Центральное место  в столыпинской программе занимали планы решения аграрного вопроса. Без его решения, без ликвидации крепостнических пережитков было невозможно прогрессивное развитие страны, большая часть населения которой жила в деревне. Царское правительство понимало, что нерешенность вопроса о земле в многомиллионной крестьянской стране грозит новой народной революцией. Однако оно не могло пойти на решительную ломку аграрных отношений, на ликвидацию помещичьего землевладения. Поэтому царское правительство сделало попытку решить аграрный вопрос сверху, за счет крестьян, не ущемляя интересов помещиков и полностью сохраняя их землевладение.

     Революция 1905 - 1907 гг. показала, что у царизма прочной опоры в деревне нет, что его безоговорочно поддерживают только помещики и духовенство. Царизм поставил перед собой цель - расширить свою социальную базу путем создания более благоприятных условий для развития капитализма в сельском хозяйстве. Аграрное законодательство 1906 - 1910 гг. явилось, как указывал В. И. Ленин, второй после 1861 г. «чисткой» земель для капитализма.

     До  революции 1905 г. самодержавие поддерживало общинную организацию русской деревни. Самодержавие поддерживало общину потому, что она служила удобным средством  взимания налогов и эксплуатации крестьян помещиками. Круговая порука связывала людей.

     Община  была ответственна за уплату каждым крестьянином налогов, арендных платежей, за выполнение различных повинностей; она затрудняла развитие буржуазных отношений в  патриархальной русской деревне, опутанной  многочисленными крепостническими пережитками. Однако капитализм все  более разрушал общину. Крестьянство расслаивалось на кулачество и бедноту.

     Подъем крестьянского движения в 1905 - 1906 гг. и опыт первых двух Дум показали самодержавию, что расчет на монархические иллюзии крестьянства несостоятелен и что общинная организация деревни не предохраняет ее от революционных потрясений.

     Это и побудило правительство отказаться от традиционной политики поддержки  общины и стать на путь ее разрушения. Новая аграрная политика самодержавия началась указом, изданным 9 ноября 1906 г. Однако во время революции правительству  не удалось провести его через  Думу. Лишь наиболее контрреволюционная III Дума утвердила указ с некоторыми дополнениями, способствовавшими ускоренному  разрушению общины, и он получил  силу закона в 1910 г. Правительство проводило  этот закон в жизнь, не дожидаясь  утверждения его в Думе.

     Указ 9 ноября 1906 г. предусматривал прежде всего  разрушение общинного пользования  землей. Каждый крестьянин получил  право выйти из общины и выделить в личную собственность свой надел  земли. Он мог продать этот надел, передать его по наследству. Крестьянин получил право закрепить за собой  разрозненные участки, т. е. участки, которыми он пользовался при общинном владении. Он мог потребовать от крестьянского  общества соединения своей земли в один участок - отруб. Наконец, он мог выселиться из деревни на отведенную ему землю и основать хутор.

     Этот  закон был выгоден крестьянам-кулакам. Правительство выдавало хуторянам  через Крестьянский банк денежную ссуду, обязывало выделять им лучшие земли. Лишь кулаки могли развернуть крупное  хуторское хозяйство. Они становились  новыми помещиками, беспощадно грабившими своих односельчан.

     Бедняки и середняки не могли воспользоваться  ссудой, которую давал Крестьянский банк, так как за нее необходимо было выплачивать высокий процент. А за неуплату долга все имущество  крестьянина продавалось с молотка. Крестьяне-бедняки выделялись из общины лишь для того, чтобы полученную в собственность землю продать  за бесценок кулакам и уйти в город.

Информация о работе П.А.Столыпин и программа обновления России, ее осуществление и результаты