Перестройка в СССР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 19:05, доклад

Описание

Негативные тенденции наметились в социальной сфере. В начале 80-х реальные доходы на душу населения по сравнению с 1960 - 70 гг. уменьшились почти в три раза.* Постепенно сокращались расходы на здравоохранение (менее 4 % в 80 - е годы).* По уровню детской смертности СССР занимал 50 е место в мире.* Объем много потребления, по сравнению с другими развитыми странами, был гораздо ниже.

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 42.56 Кб (Скачать документ)

Перестройка в СССР

Скачать с реферат

Со второй половины 1970-х  годов в СССР началось замедление темпов экономики. Успехи VIII пятилетки, связанные с экономической реформой 1960-годов, не были развиты в дальнейшем. Уже с IX пятилетки (1972) начался упадок. Реализация реформы, проводившейся  с 1965 г по инициативе бывшего тогда  главой правительства А.Н.Косыгина, требовала серьезных изменений  в системе организации управления промышленностью, перестройки работы министерств и ведомств. Но подобных изменений не произошло, руководство  страны не было готово к радикальным  переменам. В результате к началу 70- х годов реформа исчерпала  себя. Причины же по которым она  была задумана остались( неэффективные  инвестиции в промышленность и строительство, так называемые»долгострой» игнорирование  энергоснабжающих технологий, неэффективная  организация труда по предприятиях, низкая заинтересованность рабочих  и служащих в развитии экономики  и т. д.) Консервации советской  экономики способствовал мировой  энергетический кризис, разразившийся  в 1973г. Наращивание экспорта энергоносителей, позволило постоянно отодвигать назревшие реформы. Валютная выручка  от продажи нефти и другого  сырья тратилось в основном на покупку западного оборудования и импорт продовольствия, а не на цели технической модернизации экономики. С 1960 по 1980 годы доля топливого-сырьевого  экспорта в СССР поднялась с 16,2 до 54, 4 % а сложной техники упала  с 20,7 до 12, 5%.* По подсчетам Японской исследовательской организации  «Тоари», если бы советская металлургия  работала по той же технологии, что  и Японская, экономия энергии была бы примерно равна выработке всей атомной энергии Советского Союза*. СССР фактически оказался в продовольственной  зависимости от, «заграницы». В начале 80-х г. темпы прироста национального  дохода уменьшились более чем  вдвое по сравнению с предыдущими  годами (41%-в VIII пятилетке, 16,5% в XI ).* * История  России. Учебный минимум для абитуриентов М. 2001 с. 724.

Негативные тенденции  наметились в социальной сфере. В  начале 80-х реальные доходы на душу населения по сравнению с 1960 - 70 гг. уменьшились почти в три раза.* Постепенно сокращались расходы  на здравоохранение (менее 4 % в 80 - е  годы).* По уровню детской смертности СССР занимал 50 е место в мире.* Объем много потребления, по сравнению  с другими развитыми странами, был гораздо ниже.

* История России Указ. Соч. стр. 743 * Перестройка Указ. Соч.  стр. 53 * Там же стр. 53 Тяжелую социально  - экономическую ситуацию усугубляли  огромные военные расходы. В  1984 году они составляли 61 млрд. рублей, что равнялось 8% валового опционального  продукта, почти 11 % - национального  дохода и 16, 5 % государственного  бюджета.* * Ахромеев С. Ф. Корнинеко  Г. М. Глазами маршала и дипломатии  М. 1992 стр. 16 Глубокий кризис охватил  партийное руководство страны. С  1976 года был практически неработоспособным  Л. И. Брежнев. В его окружении  стало усиливаться различные  злоупотребления. Широкое распространение  получила коррупция. По существу, бездействовало Политбюро ЦК  КПСС. Его члены «в большинстве  своей одряхлевшие и потерявшие  трудоспособность люди : практически  не принимали, а штамповали  решения по важнейшим вопросам  жизни народа и страны без  их анализа и рассмотрения  по существу».* * Там же стр. 32 Все  эти обстоятельства составили  объективную основу перемен. В  высшем партийном и политическом  руководстве СССР все больше  нарастало осознание необходимости  кардинальных изменений.

Попытку изменить создавшиеся  в стране положение предпринял Ю. В. Андропов, избранный Генеральным  секретарем ЦК КПСС 12 ноября 1982 года, в  связи с кончиной Л. Н. Брежнева. Юрий Владимирович выделялся среди тогдашних  руководящих деятелей как весьма яркая фигура, был компетентен  и интеллектуален. Кроме того, знание внутреннего положения страны, приобретенное  за годы работы в КГБ (1967 - 1982 гг.), а  также репутация сторонника наведения  порядка обеспечили ему поддержку  тех кто был за переход с  более интенсивной и эффективной  экономике и за некоторые необходимые  социальные и политические перемены.

Уже в первых своих выступления  в качестве Генерального секретаря, Ю. Андропов пообещал перемены борьбу с падением дисциплины, коррупцией. Он более откровенно чем прежде начал  говорить о трудностях и проблемах  с которыми столкнулись страна, отмечал  наличие при социализме противоречий и признавал, что советское общество отделяет от высшей стадии коммунистической формации значительная историческая дистанция.

Ю. Андропов поставил перед  обществу цель - повысить эффективность  экономики, путем повышения производительности труда. Способными достижения результатов  виделись борьбе с расточительного, повышение дисциплины труда, а также  усиление роли материальных и моральных  стимулов работников. Следует решительнее  повести борьбу против любых нарушений  партийной, государственной и трудовой дисциплины: - заявил Андропов в своем  выступление на пленуме ЦК КПСС 22 ноября 1988 года, - Хотя нельзя всей сводить  и дисциплине «начинать надо: именно с нее».* Генеральный секретарь  так объяснял свою позицию: трудовая дисциплина - это, «прежде всего, требование жизни. Потому что без должной  дисциплины трудовой, плановой, государственной  ни быстро идти вперед не сможем. Наведение  порядка действительно не требует  каких - либо капиталовложений, а эффект дает огромный».* Упор на усиление дисциплины делался, во - первых, потому что не удавалось  найти других ресурсов для внесения перелома в негативные тенденции  развития страны,* вопросах экономики  и придерживался в этой сфере  традиционного для советских  руководителей образа мыслей.* Вместе с тем, Ю. Андропов высказывал мысли  о необходимости расширения самостоятельности  предприятий, как промышленных, так  и сельскохозяйственных.

Но достигнутый эффект оказался неустойчивым, так как в  народном хозяйстве по сути, ничего не изменилось. Борьба за дисциплину на практике свелось к массовому  «стволу» опоздавших на проходных, прогульщиков в кинотеатрах, магазинах и так  далее. Компания была настолько широкомасштабная, что Ю. Андропову пришлось даже призывать  «не сводить дело только к этому».

Ю. Андропов также попытался  покончить с коррупцией в партийной  среде. Еще председателем КГБ  Андропов серьезно занимался этой проблемой. В 1981 - 1982 годах КГБ было раскрыто несколько дел, в которых были замешаны высшие руководители страны - член Политбюро Г. Романов, министр  рыбного хозяйства А. Ишков, дочь Л. Брежнева Галина и его зять Ю. Чурбанов - первый заместитель внутренних дел  СССР. Сразу после смерти Л. Брежнева в средствах массовой информации много внимания стало удаляться  вопросу коррумпированности высших чиновников. За пятнадцать месяцев (с  середины ноября 1982 года по февраль 1984) было смешано с занимаемых постов 18 союзных министров и приравненных к ним лиц, переизбрано 37 первых секретарей обломов и крайкомов КПСС, ЦК КП союзных республик. Основным результатом  компании по борьбе с коррупцией стало  обновление руководящей элиты.

Пребывание Ю. В. Андропова  на посту Генерального секретаря  оказалось очень коротким - 14 месяцев. Приход ему на смену К. У. Черненко, по оценкам исследователей, означал  возвращение к прежним устоявшимся  при Л. Брежнева порядком. Периоду  когда у власти находились Ю. Андропов К. Черненко даются в основном отрицательные  оценки. М. Верт пишет, что за это  время «не было решена хотя бы частично»  ни одна серьезная проблема ни внутренней, ни внешней политики.* Также высказывается  мнение, что «Андропов и в некоторой  степени Черненко пытались осуществить  отдельные назревшие преобразования:, но эти попытки закончились безрезультатно»* Авторы книги «На пороге кризиса» считают, что Ю. Андропов пытался  реанимировать уже анализировавшую  административно - командную систему  управления, пороки которой «могли быть ликвидированы только вместе с  ней», и поэтому «месяцы проведенные  Андроповым на высшем посту не вывели страну из прежней колеи»* * Верт М. Указ. Соч. стр. 433 * История России Указ. Соч. стр. 743 * На пороге кризиса. Указ. Соч. стр. 419 Академик Г. Арбатов считает, что  общий итог деятельности Ю. Андропова  можно оценить как положительный, это был как бы пролог, увертюре к перестройке», а ситуацию сложившуюся  в стране при К. Черненко он определяет как полное безвременье, предельные упадок.* В литературе посвященной  тему периоду отмечается, что время  проявления Ю. Андропова и К. Черненко было временем подготовки почвы для  перестройки. По словам М. С. Горбачева, партия поняла «насколько серьезным  оказалось положение в различных  сферах нашего общества сколь необходимыми были глубокие перемены. Непредвзятый честный подход привел нас к неумолимому  выводу: страна оказалась в предкризисном  востоянии.* * Арбатов Г. А. Указ. Соч. стр. 333, 336.

* Горбачев М. С. Перестройка  и новое политическое мышление  для нашей страны и для всего  мира. М. 1988 год. Стр. 18 Глава II. Перестройка.  Экономические и политические  реформы 11 марта 1985 годах Генеральным  секретарем ЦК КПСС был избран  Михаил Сергеевич Горбачев. Он  отличался динализмом коммуникабельностью  образованностью. С приходом на  высший пост М. Горбачева, ключевые  посты в партии и государстве  заняли более молодые и энергичные  люди, осознавшие необходимость  серьезных перемен в стране.

На апрельском Пленуме  ЦК КПСС (1985 года) был провозглашен курс на ускорение социально - экономического развития страны. Цель его было повысить качественные показатели экономики. В  стратегии ускорение были намечены три главных направления. Первоснаправление - резкое усиление социальной ориентации в развитии народного хозяйства, поворот в сторону приоритетного, первоочередного решения задач  по повышению уровня жизни населения. Второе - перевод народного хозяйства  на путь интенсивного развития, прежде всего на основан ускорения научно - технического прогресса. Третье направление - проведение радикальной реформы  управления. Курс на ускорение был  поддержан на XXVII съезд КПСС в  феврале 1986 года.

На этом же съезде был провозглашен курс на перестройку. Он включал в  себя определенные структурные и  организационные изменения в  хозяйственных, социальных, политических механизмах и идеологии.

Для осуществления перестройки  и ускорения предполагалось, прежде всего, изменить структурную и инвестиционную политику, перенести «центр внимания с количественных показателей на качество и эффективность, с промежуточных - на конечные результаты, с расширением  производственных фактов - на их обновление, с наращивания топливно - сырьевых ресурсов - на украшение их использования, на ускоренное развитие наукоемких отраслей, производственной и социальной инфраструктуры.* На реконструкцию и техническое  перевооружение производства предусматривалось  истратить за 5 лет больше чем  за предыдущие десять - 200 млрд. рублей.* Ключевая роль в деле модернизации экономик отводилось машиностроению. Предполагалось ускорить электронизацию и автоматизацию производства, широко использовать компьютерную технику. В  области сельского хозяйства  ставилась задача обеспечить страну продовольствием. Заявлялось, что в  области управления экономикой необходима радикальная реформа и предусматривалось  решительно раздвинуть границы самостоятельности  объединений и предприятий, поднять  их ответственность за достижением  наивысших конечных результатов. Для  этого перевести их на подлинный  хозрасчет, самоокупастоимость и самофинансирование, поставить уровень доходов коллективов  в прямую зависимость от эффективности  работы; перейти к экономическим  методам руководства на всех уровнях  народного хозяйства*, а также  сделать более четким цены, шире использовать договорные цены. Был  принят ряд законов, предусматривоваших повышение роли трудовых коллективов  в жизни предприятий внедрении  яреиды в сельском хозяйстве и  сфере услуг. С 1 января 1988 года все  предприятия были официально переведены на хозрасчет. 

Суть хозрасчета состояла в том, чтобы предприятия «полностью отвечали за безубыточности своей работы», а государство «не несло ответственности  по их обязательствам».* Крупных успехов  предполагалось добиться и в социальной сфере. Было принято решение об обеспечении  всех советских благоустроенными квартирами и товарами широкого потребления  к 2000 году. Национальный доход к этому  времени планировалось увеличить  почти в два раза.* * Материалы XXVII съезда Указ. Соч. стр. 40 * Перестройка  и современный мир. Указ. Соч. стр. 50 Многочисленные поездки Горбачева  по стране, его встречи с людьми способствовали росту популярности, провозглашенного Генсеком курса.

Однако конкретные шаги нового руководства носили традиционный характер. Ближайшим резервом оздоровления экономической  ситуации были названы на ведение  порядка, укрепление дисциплины, повышение  организованности и ответственности, борьбы с нарушениями принципов  социалистической справедливости.* В  совокупности эти меры по преодолению  кризиса получили наименование «Человеческого фактора». Заявлялось, что реформы  не будут успешными, если люди не проникнуться пониманием остроты переживаемого  момента, не изменят свои представление  и привычки усвоенные в годы «застоя» не начнут жить по истинным социалистическим принципам, если не будет преодолено отчуждение «простых» людей от управления государством и хозяйственными предприятиями, если люди не почувствуют себя их хозяивами.* Возникла идея выборности трудовыми  коллективами хозяйственных руководителей - бригадиров, мастеров, начальников  смен, участков, цехов, управляющих  отделениями совхозов.* * Горбачев М. С. перестройка и новое политическое мышление. Указ. Соч. стр. 22, 30 * Там же. Стр. 24, 27, 85, 101, 102 * Материалы XXVII съезда КПСС. Ука. Соч. стр. 60 На XXVII съезде КПСС были внесены существенные изменения  в программу КПСС, принятую при  М. С. Хрущеве: исключено все, что  было связано с конкретизацией и  сроками строительства коммунизма, М. Горбачев говорил: «Вся наша программа  перестройки полностью базируется на принципе: больше социализма, больше демократии!»* * Горбачев М. С. Перестройка  и новое политическое мышление. Указ. Соч. стр. 32 Партией ставилась задача - раскрыть и реализовать потенциал  социализма путем демократизации всей жизни общества. М. Горбачев говорил: «мы будем твердо стоять на том, что только через последовательное развитие демократических форм, присущих социализму, через расширение самоуправления возможно наше продвижение вперед: во всех сферах общественной жизни: Только через демократию и благодаря демократии возможно сама перестройка».* В официальных документах, в средствах массовой информации постоянно подчеркивалось, что хотя перестройка носит революционный характер речь не идет об отказе от социализма, руководящей роли партии. По словом М. Горбачева, перестройка -это очередной этап революционного преобразования общества, начатого в октябре 1917 года. Ссылаясь на труды В. И. Ленина, Горбачев делал акцент на том, что социализм «должен пройти несколько революционных перевалов, чтобы выявить все свои потенции и окончательно откристаллизоваться как принципиально новая формация».* «Перестройка- это не уступка капитализму и не отказ от социализма, а наоборот- «…развитие, улучшение, модернизация социализма. Перестройка -это переход к новой, современной модели социализма».* * Горбачев.М.С. Перестройка и новое политическое мышления. Указ соч. с.207.

Информация о работе Перестройка в СССР