Перестройка
в СССР
Скачать
с реферат
Со второй половины 1970-х
годов в СССР началось замедление
темпов экономики. Успехи VIII пятилетки,
связанные с экономической реформой
1960-годов, не были развиты в дальнейшем.
Уже с IX пятилетки (1972) начался упадок.
Реализация реформы, проводившейся
с 1965 г по инициативе бывшего тогда
главой правительства А.Н.Косыгина,
требовала серьезных изменений
в системе организации управления
промышленностью, перестройки работы
министерств и ведомств. Но подобных
изменений не произошло, руководство
страны не было готово к радикальным
переменам. В результате к началу
70- х годов реформа исчерпала
себя. Причины же по которым она
была задумана остались( неэффективные
инвестиции в промышленность и строительство,
так называемые»долгострой» игнорирование
энергоснабжающих технологий, неэффективная
организация труда по предприятиях,
низкая заинтересованность рабочих
и служащих в развитии экономики
и т. д.) Консервации советской
экономики способствовал мировой
энергетический кризис, разразившийся
в 1973г. Наращивание экспорта энергоносителей,
позволило постоянно отодвигать
назревшие реформы. Валютная выручка
от продажи нефти и другого
сырья тратилось в основном на
покупку западного оборудования
и импорт продовольствия, а не на
цели технической модернизации экономики.
С 1960 по 1980 годы доля топливого-сырьевого
экспорта в СССР поднялась с 16,2 до
54, 4 % а сложной техники упала
с 20,7 до 12, 5%.* По подсчетам Японской
исследовательской организации
«Тоари», если бы советская металлургия
работала по той же технологии, что
и Японская, экономия энергии была
бы примерно равна выработке всей
атомной энергии Советского Союза*.
СССР фактически оказался в продовольственной
зависимости от, «заграницы». В начале
80-х г. темпы прироста национального
дохода уменьшились более чем
вдвое по сравнению с предыдущими
годами (41%-в VIII пятилетке, 16,5% в XI ).* * История
России. Учебный минимум для абитуриентов
М. 2001 с. 724.
Негативные тенденции
наметились в социальной сфере. В
начале 80-х реальные доходы на душу
населения по сравнению с 1960 - 70 гг.
уменьшились почти в три раза.*
Постепенно сокращались расходы
на здравоохранение (менее 4 % в 80 - е
годы).* По уровню детской смертности
СССР занимал 50 е место в мире.*
Объем много потребления, по сравнению
с другими развитыми странами,
был гораздо ниже.
* История России Указ.
Соч. стр. 743 * Перестройка Указ. Соч.
стр. 53 * Там же стр. 53 Тяжелую социально
- экономическую ситуацию усугубляли
огромные военные расходы. В
1984 году они составляли 61 млрд. рублей,
что равнялось 8% валового опционального
продукта, почти 11 % - национального
дохода и 16, 5 % государственного
бюджета.* * Ахромеев С. Ф. Корнинеко
Г. М. Глазами маршала и дипломатии
М. 1992 стр. 16 Глубокий кризис охватил
партийное руководство страны. С
1976 года был практически неработоспособным
Л. И. Брежнев. В его окружении
стало усиливаться различные
злоупотребления. Широкое распространение
получила коррупция. По существу,
бездействовало Политбюро ЦК
КПСС. Его члены «в большинстве
своей одряхлевшие и потерявшие
трудоспособность люди : практически
не принимали, а штамповали
решения по важнейшим вопросам
жизни народа и страны без
их анализа и рассмотрения
по существу».* * Там же стр. 32 Все
эти обстоятельства составили
объективную основу перемен. В
высшем партийном и политическом
руководстве СССР все больше
нарастало осознание необходимости
кардинальных изменений.
Попытку изменить создавшиеся
в стране положение предпринял Ю.
В. Андропов, избранный Генеральным
секретарем ЦК КПСС 12 ноября 1982 года, в
связи с кончиной Л. Н. Брежнева. Юрий
Владимирович выделялся среди тогдашних
руководящих деятелей как весьма
яркая фигура, был компетентен
и интеллектуален. Кроме того, знание
внутреннего положения страны, приобретенное
за годы работы в КГБ (1967 - 1982 гг.), а
также репутация сторонника наведения
порядка обеспечили ему поддержку
тех кто был за переход с
более интенсивной и эффективной
экономике и за некоторые необходимые
социальные и политические перемены.
Уже в первых своих выступления
в качестве Генерального секретаря,
Ю. Андропов пообещал перемены борьбу
с падением дисциплины, коррупцией.
Он более откровенно чем прежде начал
говорить о трудностях и проблемах
с которыми столкнулись страна, отмечал
наличие при социализме противоречий
и признавал, что советское общество
отделяет от высшей стадии коммунистической
формации значительная историческая дистанция.
Ю. Андропов поставил перед
обществу цель - повысить эффективность
экономики, путем повышения производительности
труда. Способными достижения результатов
виделись борьбе с расточительного,
повышение дисциплины труда, а также
усиление роли материальных и моральных
стимулов работников. Следует решительнее
повести борьбу против любых нарушений
партийной, государственной и трудовой
дисциплины: - заявил Андропов в своем
выступление на пленуме ЦК КПСС 22
ноября 1988 года, - Хотя нельзя всей сводить
и дисциплине «начинать надо: именно
с нее».* Генеральный секретарь
так объяснял свою позицию: трудовая
дисциплина - это, «прежде всего, требование
жизни. Потому что без должной
дисциплины трудовой, плановой, государственной
ни быстро идти вперед не сможем. Наведение
порядка действительно не требует
каких - либо капиталовложений, а эффект
дает огромный».* Упор на усиление дисциплины
делался, во - первых, потому что не удавалось
найти других ресурсов для внесения
перелома в негативные тенденции
развития страны,* вопросах экономики
и придерживался в этой сфере
традиционного для советских
руководителей образа мыслей.* Вместе
с тем, Ю. Андропов высказывал мысли
о необходимости расширения самостоятельности
предприятий, как промышленных, так
и сельскохозяйственных.
Но достигнутый эффект
оказался неустойчивым, так как в
народном хозяйстве по сути, ничего
не изменилось. Борьба за дисциплину на
практике свелось к массовому
«стволу» опоздавших на проходных, прогульщиков
в кинотеатрах, магазинах и так
далее. Компания была настолько широкомасштабная,
что Ю. Андропову пришлось даже призывать
«не сводить дело только к этому».
Ю. Андропов также попытался
покончить с коррупцией в партийной
среде. Еще председателем КГБ
Андропов серьезно занимался этой проблемой.
В 1981 - 1982 годах КГБ было раскрыто
несколько дел, в которых были
замешаны высшие руководители страны
- член Политбюро Г. Романов, министр
рыбного хозяйства А. Ишков, дочь
Л. Брежнева Галина и его зять Ю. Чурбанов
- первый заместитель внутренних дел
СССР. Сразу после смерти Л. Брежнева
в средствах массовой информации
много внимания стало удаляться
вопросу коррумпированности высших
чиновников. За пятнадцать месяцев (с
середины ноября 1982 года по февраль 1984)
было смешано с занимаемых постов
18 союзных министров и приравненных
к ним лиц, переизбрано 37 первых секретарей
обломов и крайкомов КПСС, ЦК КП
союзных республик. Основным результатом
компании по борьбе с коррупцией стало
обновление руководящей элиты.
Пребывание Ю. В. Андропова
на посту Генерального секретаря
оказалось очень коротким - 14 месяцев.
Приход ему на смену К. У. Черненко,
по оценкам исследователей, означал
возвращение к прежним устоявшимся
при Л. Брежнева порядком. Периоду
когда у власти находились Ю. Андропов
К. Черненко даются в основном отрицательные
оценки. М. Верт пишет, что за это
время «не было решена хотя бы частично»
ни одна серьезная проблема ни внутренней,
ни внешней политики.* Также высказывается
мнение, что «Андропов и в некоторой
степени Черненко пытались осуществить
отдельные назревшие преобразования:,
но эти попытки закончились безрезультатно»*
Авторы книги «На пороге кризиса»
считают, что Ю. Андропов пытался
реанимировать уже анализировавшую
административно - командную систему
управления, пороки которой «могли
быть ликвидированы только вместе с
ней», и поэтому «месяцы проведенные
Андроповым на высшем посту не вывели
страну из прежней колеи»* * Верт М. Указ.
Соч. стр. 433 * История России Указ. Соч.
стр. 743 * На пороге кризиса. Указ. Соч. стр.
419 Академик Г. Арбатов считает, что
общий итог деятельности Ю. Андропова
можно оценить как положительный,
это был как бы пролог, увертюре
к перестройке», а ситуацию сложившуюся
в стране при К. Черненко он определяет
как полное безвременье, предельные
упадок.* В литературе посвященной
тему периоду отмечается, что время
проявления Ю. Андропова и К. Черненко
было временем подготовки почвы для
перестройки. По словам М. С. Горбачева,
партия поняла «насколько серьезным
оказалось положение в различных
сферах нашего общества сколь необходимыми
были глубокие перемены. Непредвзятый
честный подход привел нас к неумолимому
выводу: страна оказалась в предкризисном
востоянии.* * Арбатов Г. А. Указ. Соч.
стр. 333, 336.
* Горбачев М. С. Перестройка
и новое политическое мышление
для нашей страны и для всего
мира. М. 1988 год. Стр. 18 Глава II. Перестройка.
Экономические и политические
реформы 11 марта 1985 годах Генеральным
секретарем ЦК КПСС был избран
Михаил Сергеевич Горбачев. Он
отличался динализмом коммуникабельностью
образованностью. С приходом на
высший пост М. Горбачева, ключевые
посты в партии и государстве
заняли более молодые и энергичные
люди, осознавшие необходимость
серьезных перемен в стране.
На апрельском Пленуме
ЦК КПСС (1985 года) был провозглашен курс
на ускорение социально - экономического
развития страны. Цель его было повысить
качественные показатели экономики. В
стратегии ускорение были намечены
три главных направления. Первоснаправление
- резкое усиление социальной ориентации
в развитии народного хозяйства,
поворот в сторону приоритетного,
первоочередного решения задач
по повышению уровня жизни населения.
Второе - перевод народного хозяйства
на путь интенсивного развития, прежде
всего на основан ускорения научно
- технического прогресса. Третье направление
- проведение радикальной реформы
управления. Курс на ускорение был
поддержан на XXVII съезд КПСС в
феврале 1986 года.
На этом же съезде был провозглашен
курс на перестройку. Он включал в
себя определенные структурные и
организационные изменения в
хозяйственных, социальных, политических
механизмах и идеологии.
Для осуществления перестройки
и ускорения предполагалось, прежде
всего, изменить структурную и инвестиционную
политику, перенести «центр внимания
с количественных показателей на
качество и эффективность, с промежуточных
- на конечные результаты, с расширением
производственных фактов - на их обновление,
с наращивания топливно - сырьевых
ресурсов - на украшение их использования,
на ускоренное развитие наукоемких отраслей,
производственной и социальной инфраструктуры.*
На реконструкцию и техническое
перевооружение производства предусматривалось
истратить за 5 лет больше чем
за предыдущие десять - 200 млрд. рублей.*
Ключевая роль в деле модернизации
экономик отводилось машиностроению.
Предполагалось ускорить электронизацию
и автоматизацию производства, широко
использовать компьютерную технику. В
области сельского хозяйства
ставилась задача обеспечить страну
продовольствием. Заявлялось, что в
области управления экономикой необходима
радикальная реформа и предусматривалось
решительно раздвинуть границы самостоятельности
объединений и предприятий, поднять
их ответственность за достижением
наивысших конечных результатов. Для
этого перевести их на подлинный
хозрасчет, самоокупастоимость и самофинансирование,
поставить уровень доходов коллективов
в прямую зависимость от эффективности
работы; перейти к экономическим
методам руководства на всех уровнях
народного хозяйства*, а также
сделать более четким цены, шире
использовать договорные цены. Был
принят ряд законов, предусматривоваших
повышение роли трудовых коллективов
в жизни предприятий внедрении
яреиды в сельском хозяйстве и
сфере услуг. С 1 января 1988 года все
предприятия были официально переведены
на хозрасчет.
Суть хозрасчета состояла
в том, чтобы предприятия «полностью
отвечали за безубыточности своей работы»,
а государство «не несло ответственности
по их обязательствам».* Крупных успехов
предполагалось добиться и в социальной
сфере. Было принято решение об обеспечении
всех советских благоустроенными квартирами
и товарами широкого потребления
к 2000 году. Национальный доход к этому
времени планировалось увеличить
почти в два раза.* * Материалы
XXVII съезда Указ. Соч. стр. 40 * Перестройка
и современный мир. Указ. Соч. стр.
50 Многочисленные поездки Горбачева
по стране, его встречи с людьми
способствовали росту популярности,
провозглашенного Генсеком курса.
Однако конкретные шаги нового
руководства носили традиционный характер.
Ближайшим резервом оздоровления экономической
ситуации были названы на ведение
порядка, укрепление дисциплины, повышение
организованности и ответственности,
борьбы с нарушениями принципов
социалистической справедливости.* В
совокупности эти меры по преодолению
кризиса получили наименование «Человеческого
фактора». Заявлялось, что реформы
не будут успешными, если люди не проникнуться
пониманием остроты переживаемого
момента, не изменят свои представление
и привычки усвоенные в годы «застоя»
не начнут жить по истинным социалистическим
принципам, если не будет преодолено
отчуждение «простых» людей от управления
государством и хозяйственными предприятиями,
если люди не почувствуют себя их хозяивами.*
Возникла идея выборности трудовыми
коллективами хозяйственных руководителей
- бригадиров, мастеров, начальников
смен, участков, цехов, управляющих
отделениями совхозов.* * Горбачев М.
С. перестройка и новое политическое
мышление. Указ. Соч. стр. 22, 30 * Там же.
Стр. 24, 27, 85, 101, 102 * Материалы XXVII съезда
КПСС. Ука. Соч. стр. 60 На XXVII съезде КПСС
были внесены существенные изменения
в программу КПСС, принятую при
М. С. Хрущеве: исключено все, что
было связано с конкретизацией и
сроками строительства коммунизма,
М. Горбачев говорил: «Вся наша программа
перестройки полностью базируется
на принципе: больше социализма, больше
демократии!»* * Горбачев М. С. Перестройка
и новое политическое мышление. Указ.
Соч. стр. 32 Партией ставилась задача
- раскрыть и реализовать потенциал
социализма путем демократизации всей
жизни общества. М. Горбачев говорил:
«мы будем твердо стоять на том, что
только через последовательное развитие
демократических форм, присущих социализму,
через расширение самоуправления возможно
наше продвижение вперед: во всех сферах
общественной жизни: Только через демократию
и благодаря демократии возможно сама
перестройка».* В официальных документах,
в средствах массовой информации постоянно
подчеркивалось, что хотя перестройка
носит революционный характер речь не
идет об отказе от социализма, руководящей
роли партии. По словом М. Горбачева, перестройка
-это очередной этап революционного преобразования
общества, начатого в октябре 1917 года.
Ссылаясь на труды В. И. Ленина, Горбачев
делал акцент на том, что социализм «должен
пройти несколько революционных перевалов,
чтобы выявить все свои потенции и окончательно
откристаллизоваться как принципиально
новая формация».* «Перестройка- это не
уступка капитализму и не отказ от социализма,
а наоборот- «…развитие, улучшение, модернизация
социализма. Перестройка -это переход
к новой, современной модели социализма».*
* Горбачев.М.С. Перестройка и новое политическое
мышления. Указ соч. с.207.