Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 19:05, доклад
Негативные тенденции наметились в социальной сфере. В начале 80-х реальные доходы на душу населения по сравнению с 1960 - 70 гг. уменьшились почти в три раза.* Постепенно сокращались расходы на здравоохранение (менее 4 % в 80 - е годы).* По уровню детской смертности СССР занимал 50 е место в мире.* Объем много потребления, по сравнению с другими развитыми странами, был гораздо ниже.
В рамках демократизации был
провозглашен курс на гласность. Официально
гласность определялось как «механизм
публичной реализации политических
свобод, формирования и публичного
выражения общественного
Гласность предполагала наличие
политического аморализма. Но добиться
его пытались в рамках однопартийной
системы путем «
В обстановке гласности развернулась
критика существовавшей в стране
авторитетнототалитарной
Об ограничения партийного
вмешательства в хозяйственные
и государственные дела, повышении
роли Советов народных депутатов
шла речь на XIX Всесоюзной партийной
конференции летом 1988 года. В революции
конференции говорилось: « Решающее
направление реформы
Следовательно, чтобы преодолеть кризис и восстановить демократические формы управления, нужно, прежде всего, повысить статус Советов, их независимость от компартии, а также усилить контроль со стороны Советов за деятельностью других государственных органов.* На XIX партконференции в докладе Генсека говорилось о необходимости разделения функций партии и Советов: партии отводилось авангардная политическая роль в обществе, в подборе и работе с кадрами, экономическая, социальная сферы передавались Советом. Но одновременно предполагалось ставить во главе Советов первых секретарей соответствующих партийных комитетов. Это противоречие М. Горбачева объяснял необходимостью плавного передачи властных функций от партийных структур к Советам.* * Горбачев. М. С. Перестройка и новое полит мышление .Указ соч. с. 112.
Постепенно в стране происходит
переход к многопартийной системе.
Первоначально это походило свое
выражение в появлении
В 1990 году принят закон « Об общественных объединениях. В нем говорилось, что «право на объединение является неотъемлемым правом человека и гражданина», о Советское государство «гарантирует гражданам СССР свободу создания общественных объединений». Отныне не допускалось лишь создание и деятельность общественных объединений, «имеющих целого или методом действия свержение, насильственное изменение конституционного строя или насильственное нарушение единства территории СССР:, проганду войны, насилия и жестокости, разжигание социальной: расовой, национальной и религиозной розни…»* К 1991 году в Советском Союзе действовало более 500 различных партий, движений, фронтов, клубов.* * Там же с. 29.
Если политические преобразования
или успешно и даже опережали
и превосходили замыслы их инициаторов,
то экономическая ситуация имела
постоянную тенденцию к ухудшению.
Поэтому руководство СССР вынуждено
было разрабатывать новую программу
экономического развития. Выход виделся
в дальнейшем либерализации экономики.
Так в программном заявлении XXVIII
съезда КПСС 1990 г. говорилось о «
переходе к свободному ценообразованию»
при «поддержании твердых цен
на ряд товаров первой необходимости»,
о праве «коллективов трудящихся
приобретать объекты
Наряду с экономическими
методами регулирования экономики
вводились и меры административного
характера, например, государственная
приемка изделий. На предприятиях вводится
контроль со стороны новой структуры
независимой государственной
Руководству страны предлагались различные варианты выхода из кризиса как экономического, так и неэкономического характера. Сторонники экономических мер предлагали под крупные зарубежные кредиты закупить либо импортные потребительские товары (что давало возможность выиграть время для кардинальной перестройки экономики), либо импортное оборудование и технологии (что позволяло сформировать собственную производственную базу и ослабить впоследствии зависимость от зарубежных источников финансирования). Реализовать эти планы руководство страны или не решилось или на это просто не хватило времени. К тому же, М. Горбочев постепенно терял контроль над ситуацией в стране, а с 1989 года процесс реформирования вырвался из под его контроля. В результате правительство прибегло к третьему варианту решения проблем, реализуемому за счет населения. Он состоял в жестком контроле за доходами граждан и предприятий, в проведения денежной реформы с неэквивалентным (за пределами установленной суммы) обменном, что должно было резко сократить объем необеспеченных товарной массой сбережений. * * Медведев. В.А. Указ соч. с. 37.
Такой обмен был произведен по инициативе Председателя Совета министров СССР В.С. Павлова.
Подводя итоги нужно отменить,
что главную свою задачу — вывод
страны из экономического и политического
кризиса перестройка не выполнила.
Годы перестройки показали, что у
Генерального секретаря и его
команды не было четкой программы
действий, рассчитанной на несколько
лет. Особенно это касается экономической
сферы, где реформатором не удалось
сделать ничего. Они не смогли разработать
эффективную конвенцию
Преобразования в политической
области имели положительные
и отрицательные результаты. К
первым относятся: демократизация общества
и государства, привлечение внимания
к проблемам прав человека возможность
свободно высказывать и отстаивать
политическими средствами свое мнение
и т. д. Эти изменения имели
общечеловеческое значение, оказали
положительное влияние на развитие
политической системы Российской Федерации.
Но реформаторы не смогли направить
процесс политических изменений
в СССР в конструктивное русло. В
результате они потеряли авторитет
в обществе и контроль над ситуацией
в стране. Это привело к распаду
Советского Союза, что повлекло за собой
массу отрицательных
Глава III. «Новое политическое
мышление» С перестройкой с изменениями
внутри страны тесно связаны перемены
во внешней политике СССР. Их суть состояла
в том, что «произошел отказ от
прежней абсолютизации
В конце мая 1986 года, выступая на совещании в мире «отец» нового политического мышления М. Горбачев заявил, что «внешнеполитические структуры идут не в ногу, отстают от замыслов и практических шагов политического руководства».* * Соколов. А. К, Тяжельникова. В.С. Курс советской истории 1941-1991. М. 1999 с. 360.
Эта встреча, по мнению М. Горбачева,
стала точной отсчета, началом «полномасштабной
работы по претворению в жизнь
нового мышления».* Но концепция и
политика нового мышления окончательно
сложилась только к концу 1988 года.
Наиболее плотно они изложены в выступлении
М.Горбачева . Основными положениями
его выступления были следующие.
«- от всех, я тем более от сильных
стран, в первую очередь требуются
самоограничение и полное применения
силы вовне; - принцип свободы выбора
как условие реального
Для реализации нового политического
мышления были определены следующие
направления: первое преодоление конфронтации
между Востоком и Западом, достижение
с Западом партнерских
Эта политика воспринималось «Западом» неоднозначно. Западные исследователи отмечают, что «Запад» видел реальную подоплеку нового политического мышления в том, что Советский Союз добивался сокращения военных расходов, ставших непосильным бременем для его экономики. Вторая цель нового мышления по их мнения, состояла в том, что СССР добивался получения кредитов, чтобы гарантировать импорт американского зерна, а по возможности, заполучить контракты на поставки высокотехнологического оборудования и техники».* * Там же с. 132, 133.
Исследователями отмечается, что М. Горбачев хотел сказать собственное слово во внешней политике. Поэтому он решил поставить во главе МИДА своего единомышленника, не скованного установившимся взглядами в этой области. Бывшего министра иностранных дел А.А.Громыко, занимавшего этот пост с 1957 года, заменил в июне 1985 года Э.А. Шеварднадзе. Разрыв с прежними традициями проявился и в смене 10 из 12 заместителей министра иностранных дел, были назначены новые начальники почти всех управлений МИДА.
Новое советское руководство понимало, что начинать нормализацию отношений между Востоком и Западом надо с США, без согласия которых любые попытки добиться перелома в этом вопросе ничего не дадут, и даже могут быть восприняты как «козни». Поэтому дипломатические усилия СССР были направлены, прежде всего, на достижение компромисса с США. Разоружение, ограничение ядерных и обычных вооружений стало основой предложений М. Горбачева адресованных американской стороне, главной темой советско - американских переговоров 1985 - 1991 годов.
У советского руководства родилась идея полной ликвидации ядерного оружия. К середине 1985 года проект такой программы был разработан Генеральным штабом. И хотя не все в советском руководстве одобряли эту идею, она была принята и озвучена в Заявлении Генерального секретаря ЦК КПСС от 15 января 1986 года. Программа предусматривала поэтапную ликвидацию ядерного оружия до 2000 года.* * Соколов А. К. Тяжельникова В. С. Указ. Соч. стр. 361.
На XXVII съезде КПСС было выдвинута
программа создания всеобъемлющей
системы международной