Перестройка в СССР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 19:05, доклад

Описание

Негативные тенденции наметились в социальной сфере. В начале 80-х реальные доходы на душу населения по сравнению с 1960 - 70 гг. уменьшились почти в три раза.* Постепенно сокращались расходы на здравоохранение (менее 4 % в 80 - е годы).* По уровню детской смертности СССР занимал 50 е место в мире.* Объем много потребления, по сравнению с другими развитыми странами, был гораздо ниже.

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 42.56 Кб (Скачать документ)

В рамках демократизации был  провозглашен курс на гласность. Официально гласность определялось как «механизм  публичной реализации политических свобод, формирования и публичного выражения общественного мнения», и включала в себя: свободу публичного выражения мнений по любому общественно  значимому вопросу и внесения предложений в соответствующие  органы; свободу публичной критики  действий и решений руководящих  органов и отдельных руководителей; свободу творчества; свободу получения  информации прессой, радио, телевидением, общественными организациями и  гражданами у государственных, партийных  и других общественных органов. В  частности виден «необходимое условие  реализации социалистического самоуправления народа, конституционных прав, свобод и обязанностей граждан, способ сопоставления  и объединения всего многообразия существующих в советском обществе интересов».* * Горбачев М.С. Перестройка. Указ. Соч. с. 38-39.

Гласность предполагала наличие  политического аморализма. Но добиться его пытались в рамках однопартийной  системы путем « последовательного  изменения функций и методов  деятельности партии в направлении  ей глубокой демократизации».* * Медведев В. А. К познанию социализма Демократизация советского общества: Истоки, Проблемы. Решения. Н. 1989. с. 32.

В обстановке гласности развернулась критика существовавшей в стране авторитетнототалитарной системы, разоблачение преступлений сталинского  режима, реабилитация жертв репрессии, критика идейных и организационных  отцов коммунистической партии. В  стране началось компания по обновлению, «самосожжению» партии. За 1985-1986 годы сменилось 70% членов политбюро ЦК КПСС, 60% первых секретарей республиканских, краевых  и областных комитетов партии.

Об ограничения партийного вмешательства в хозяйственные  и государственные дела, повышении  роли Советов народных депутатов  шла речь на XIX Всесоюзной партийной  конференции летом 1988 года. В революции  конференции говорилось: « Решающее направление реформы политической системы обеспечение полновластия Советов народных депутатов как  основы социалистической государственности  и самоуправления в нашей стране».* Вообще, возвращение Советом власти потерянной ими в результате возникновения  администротивно-командной системы, считалось М.Горбачевым и его  окружением одной из основных задач  перестройки. В своем докладе XXVII съезду КПСС М,Горбачев говорил, что  Советы «могут и должны стать одним  из наиболее эффективных звеньев  мобилизации масс на ускорение социально-экономического развития страны».* По мнению Генерального секретаря, отстранение Советов  от решения многих вопросов, падение  их авторитета явилось отправной  точной торможения в развитии социалистической демократии, отчуждения трудящихся от право участвовать в государственных  делах. Выполнение функций Советов  и других государственных и административных органов партийными структурами  привело к деградации партии в  качестве идеологического лидера, вожака масс. Этот перекос в функционировании государственного механизма и привел к переживаемому страной кризису.

Следовательно, чтобы преодолеть кризис и восстановить демократические  формы управления, нужно, прежде всего, повысить статус Советов, их независимость  от компартии, а также усилить  контроль со стороны Советов за деятельностью  других государственных органов.* На XIX партконференции в докладе  Генсека говорилось о необходимости  разделения функций партии и Советов: партии отводилось авангардная политическая роль в обществе, в подборе и  работе с кадрами, экономическая, социальная сферы передавались Советом. Но одновременно предполагалось ставить во главе  Советов первых секретарей соответствующих партийных комитетов. Это противоречие М. Горбачева объяснял необходимостью плавного передачи властных функций от партийных структур к Советам.* * Горбачев. М. С. Перестройка и новое полит мышление .Указ соч. с. 112.

Постепенно в стране происходит переход к многопартийной системе. Первоначально это походило свое выражение в появлении политических клубов, движений неформалов. Это были организации малочисленные, с самыми различными целями. Объединение их основалось на антибюрократических  и частично, антикоммунистических позициях. Позже появились Народные фронты в поддержку перестройки, политические ассоциации. Оформлению партий способствовали выборы у народных депутатов СССР, состоявшиеся весной 1989 года и проводившиеся  на альтернативной основе. Депутаты, считавшие  курс М. Горбачева недостаточно демократическим  и последовательным, объединились в  Межрегиональную депутатскую группу. В нее вошло несколько сот  человек из 2250 народных депутатов. Идейным  лидером группы стал академик А. Д. Сахаров. Под давлением масс в марте 1990 года была изменена шестая статья Конституции  СССР, которая провозглашала руководящую  роль КПСС в жизни страны и общества. В новой редакции статьи право  на участие « ввыроботке политики Советского государства, в управлении государственными и общественными  делами» признавалось как за КПСС, так и за другими партийными, профсоюзными, молодежными, иными общественными  организациями и массовыми движениями.* * Россия сегодня. Политический портрет  в документах 1985-1991. М. 1991. с. 21.

В 1990 году принят закон «  Об общественных объединениях. В нем  говорилось, что «право на объединение  является неотъемлемым правом человека и гражданина», о Советское государство  «гарантирует гражданам СССР свободу  создания общественных объединений». Отныне не допускалось лишь создание и деятельность общественных объединений, «имеющих целого или методом действия свержение, насильственное изменение  конституционного строя или насильственное нарушение единства территории СССР:, проганду войны, насилия и жестокости, разжигание социальной: расовой, национальной и религиозной розни…»* К 1991 году в Советском Союзе действовало  более 500 различных партий, движений, фронтов, клубов.* * Там же с. 29.

Если политические преобразования или успешно и даже опережали  и превосходили замыслы их инициаторов, то экономическая ситуация имела  постоянную тенденцию к ухудшению. Поэтому руководство СССР вынуждено  было разрабатывать новую программу  экономического развития. Выход виделся  в дальнейшем либерализации экономики. Так в программном заявлении XXVIII съезда КПСС 1990 г. говорилось о «  переходе к свободному ценообразованию» при «поддержании твердых цен  на ряд товаров первой необходимости», о праве «коллективов трудящихся приобретать объекты промышленности, торговли сферы услуг; использовать акционерную форму организации  предприятий», о «трудовой частной  собственности».* В заявлений говорилось также, что КПСС считает альтернативой  «изменившей точность себя административно-командной  системе управления народным хозяйством»  рыночную экономику и выступает  за поэтапный переход к рынку. В связи с этим предлагалось…  способствовать развитию здоровой…  конкуренции, осуществить демонополизацию  производства, банковского и страхового дела, торговли, научных разработок, оказать поддержку развитию сети малых и средних предприятий, в системе планирования перейти: к косвенному регулированию экономики…, обеспечить переход к конвертируемости рубля, открытость экономики мировому рынку, созреть благоприятные условия  для… привлечения иностранного капитала в целях скорейшего внедрения  прогрессивных технологий и насыщения  рынка».* Рынок стал рассматриваться  как «имманентные социализму отношения  обмена, а не как нечто , привнесенное извне и заключающее в себе опасность для социалистических завоеваний», « незаменимое средство гибкого экономического согласования производства с постоянно из меняющимися  общественными потребностями, военный  инструмент общественного контроля за качеством товаров и издержками их производства, как «одно из крупных  достижений развития человеческой цивилизации», от которого «крайне неразумно и  абсурдно отказаться…, только на том  основании, что он используется и  другой общественной системой».* * Там  же с. 37.

Наряду с экономическими методами регулирования экономики  вводились и меры административного  характера, например, государственная  приемка изделий. На предприятиях вводится контроль со стороны новой структуры  независимой государственной инспекции, которая имела право снижать  зарплату, лишать премий производителей некачественной продукции.

Руководству страны предлагались различные варианты выхода из кризиса  как экономического, так и неэкономического характера. Сторонники экономических  мер предлагали под крупные зарубежные кредиты закупить либо импортные потребительские товары (что давало возможность выиграть время для кардинальной перестройки экономики), либо импортное оборудование и технологии (что позволяло сформировать собственную производственную базу и ослабить впоследствии зависимость от зарубежных источников финансирования). Реализовать эти планы руководство страны или не решилось или на это просто не хватило времени. К тому же, М. Горбочев постепенно терял контроль над ситуацией в стране, а с 1989 года процесс реформирования вырвался из под его контроля. В результате правительство прибегло к третьему варианту решения проблем, реализуемому за счет населения. Он состоял в жестком контроле за доходами граждан и предприятий, в проведения денежной реформы с неэквивалентным (за пределами установленной суммы) обменном, что должно было резко сократить объем необеспеченных товарной массой сбережений. * * Медведев. В.А. Указ соч. с. 37.

Такой обмен был произведен по инициативе Председателя Совета министров  СССР В.С. Павлова.

Подводя итоги нужно отменить, что главную свою задачу — вывод  страны из экономического и политического  кризиса перестройка не выполнила. Годы перестройки показали, что у  Генерального секретаря и его  команды не было четкой программы  действий, рассчитанной на несколько  лет. Особенно это касается экономической  сферы, где реформатором не удалось  сделать ничего. Они не смогли разработать  эффективную конвенцию экономических  преобразований, опирались в основном на внеэкономические рычаги и стимулы.

Преобразования в политической области имели положительные  и отрицательные результаты. К  первым относятся: демократизация общества и государства, привлечение внимания к проблемам прав человека возможность  свободно высказывать и отстаивать политическими средствами свое мнение и т. д. Эти изменения имели  общечеловеческое значение, оказали  положительное влияние на развитие политической системы Российской Федерации. Но реформаторы не смогли направить  процесс политических изменений  в СССР в конструктивное русло. В  результате они потеряли авторитет  в обществе и контроль над ситуацией  в стране. Это привело к распаду  Советского Союза, что повлекло за собой  массу отрицательных последствий  экономического и политического  характера.

Глава III. «Новое политическое мышление» С перестройкой с изменениями  внутри страны тесно связаны перемены во внешней политике СССР. Их суть состояла в том, что «произошел отказ от прежней абсолютизации классового подхода», советским руководством признавалось, что «капиталистические, социалистические страны и страны «третьего мира»  тесно взаимосвязаны», в мире «существуют  глобальные проблемы, которые должны стать сферой приложения усилий всего  человечества», и решение международных  проблем невозможно силовыми методами.1 Новым принципом мирного сосуществования  стало «новое политическое мышление».

В конце мая 1986 года, выступая на совещании в мире «отец» нового политического мышления М. Горбачев заявил, что «внешнеполитические  структуры идут не в ногу, отстают  от замыслов и практических шагов  политического руководства».* * Соколов. А. К, Тяжельникова. В.С. Курс советской  истории 1941-1991. М. 1999 с. 360.

Эта встреча, по мнению М. Горбачева, стала точной отсчета, началом «полномасштабной работы по претворению в жизнь  нового мышления».* Но концепция и  политика нового мышления окончательно сложилась только к концу 1988 года. Наиболее плотно они изложены в выступлении  М.Горбачева . Основными положениями  его выступления были следующие. «- от всех, я тем более от сильных  стран, в первую очередь требуются  самоограничение и полное применения силы вовне; - принцип свободы выбора как условие реального многовариантного общественного развития разных стран; - деидеологизация межгосударственных отношений; - совместный поиск пути к верховенству общечеловеческих идей над множеством устроенных, пусть  даже законных, эгоистических мотивов».

Для реализации нового политического  мышления были определены следующие  направления: первое преодоление конфронтации между Востоком и Западом, достижение с Западом партнерских отношений  на основе взаимного разоружения; второе разрешение региональных конфликтов, это создало бы объективные основы для того, чтобы перейти к установлению тесных взаимовыгодных контактов со всеми странами без оказания предпочтения социалистическому лагерю.

Эта политика воспринималось «Западом» неоднозначно. Западные исследователи  отмечают, что «Запад» видел реальную подоплеку нового политического  мышления в том, что Советский  Союз добивался сокращения военных  расходов, ставших непосильным бременем для его экономики. Вторая цель нового мышления по их мнения, состояла в том, что СССР добивался получения  кредитов, чтобы гарантировать импорт американского зерна, а по возможности, заполучить контракты на поставки высокотехнологического оборудования и техники».* * Там же с. 132, 133.

Исследователями отмечается, что М. Горбачев хотел сказать  собственное слово во внешней  политике. Поэтому он решил поставить  во главе МИДА своего единомышленника, не скованного установившимся взглядами  в этой области. Бывшего министра иностранных дел А.А.Громыко, занимавшего  этот пост с 1957 года, заменил в июне 1985 года Э.А. Шеварднадзе. Разрыв с прежними традициями проявился и в смене 10 из 12 заместителей министра иностранных  дел, были назначены новые начальники почти всех управлений МИДА.

Новое советское руководство  понимало, что начинать нормализацию отношений между Востоком и Западом  надо с США, без согласия которых  любые попытки добиться перелома в этом вопросе ничего не дадут, и  даже могут быть восприняты как «козни». Поэтому дипломатические усилия СССР были направлены, прежде всего, на достижение компромисса с США. Разоружение, ограничение ядерных и обычных  вооружений стало основой предложений  М. Горбачева адресованных американской стороне, главной темой советско - американских переговоров 1985 - 1991 годов.

У советского руководства  родилась идея полной ликвидации ядерного оружия. К середине 1985 года проект такой  программы был разработан Генеральным  штабом. И хотя не все в советском  руководстве одобряли эту идею, она  была принята и озвучена в Заявлении  Генерального секретаря ЦК КПСС от 15 января 1986 года. Программа предусматривала  поэтапную ликвидацию ядерного оружия до 2000 года.* * Соколов А. К. Тяжельникова В. С. Указ. Соч. стр. 361.

На XXVII съезде КПСС было выдвинута  программа создания всеобъемлющей  системы международной безопасности (ВСМБ). Она предполагала следующие  принципы: «Отказ ядерных держав от войны друг против друга или против третьих государств - как ядерной, так и обычной, недопущение гонки  вооружений в космосе, прекращение  всех испытаний ядерного оружия и  полная его ликвидация, запрет и  уничтожение химического оружия, отказ от создания других средств  массового истребления; : пропорциональное и соразмерное сокращение военных  бюджетов; : разработка комплекса мер, нацеленных на укрепление доверия между  государствами:; выработка эффективных  методов предотвращения международного терроризма:; разработка принципов  использования на благо мирового сообщества, прежде всего развивающихся  стран, части средств, которые будут  высвобождаться в результате сокращения военных бюджетов, объединение усилий в исследовании и мирном использовании  космоса, решении глобальных проблем, от которых зависят судьбы цивилизации; : расширение : международного сотрудничества в осуществлении политических, социальных и личных прав человека:»* * Материалы XXVII съезд КПСС Указ. Соч. стр. 74 - 76 В  качестве первых шагов по осуществлению  этой программы в СССР были объявлены  моратории на ядерные испытания  и на размещение в Европе ракет  средней дальности.

Информация о работе Перестройка в СССР