Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 19:05, доклад
Негативные тенденции наметились в социальной сфере. В начале 80-х реальные доходы на душу населения по сравнению с 1960 - 70 гг. уменьшились почти в три раза.* Постепенно сокращались расходы на здравоохранение (менее 4 % в 80 - е годы).* По уровню детской смертности СССР занимал 50 е место в мире.* Объем много потребления, по сравнению с другими развитыми странами, был гораздо ниже.
На приеме в Госдепартаменте США в 1987 году М. Горбачев говорил: «Человечество начало осознавать, что оно отвоевалось, что с войнами надо кончать навсегда: Современный мир не есть монополия одного или группы государств: Мир - дело и удел многих, вместе взятых: Мир с позиции силы внутренне непрочен: По самой своей природе он основан на конфронтации:, на постоянной опасности вспышек, на искушении применить силу. Человечество веками вынуждено было мириться с таким действительно худым миром. Больше мы не можем себе этого позволить».* * Горбачев Жизнь и реформы Кн. 2 стр. 66 - 67.
Понимая всю важность взаимоотношений с США, М. Горбачев также осознавал, что без радикального изменения ситуации в Европе не удается прекратить «холодную войну» и гонку вооружений в мире, наладить нормальные отношения с Западом.
Президент СССР говорил: «Круг моих зарубежных контактов становился шире и эти контакты все больше убеждали в том, что понимание необходимость перехода к какому - то иному, мирному порядку пробивает себе дорогу, становиться тенденцией, начинает трансформироваться в политику».* М. Горбачев не хотел «мириться с бытующим взглядом, будто Европа, обречена на конфронтацию между блоками и подготовку войны друг против друга… Надо совместными усилиями поворачивать дело от конфронтации и военного соперничества на рельсы мирного сосуществования, взаимовыгодного сотрудничества».* На этой основе у президента СССР возникла идея «общего европейского дома». Согласно этой идее, «Европа должна была стать примером сожительства суверенных, разных, немиролюбивых государств, сознающих свою взаимозависимость и строящих отношения на доверии».* М. Горбачев объяснил необходимость общеевропейской политики целым рядом причин: 1) перенасыщенность Европы обычными и ядерными вооружениями, что при большой плотности населения создавало огромную опасность для континента 2) Экологические проблемы 3) Интеграционные процессы в экономике 4) общие интересы в деле содействия развитию «третьего мира»* * Горбачев М. С. Жизнь и реформы Указ. Соч. Кн. 2 стр. 107 * Горбачев М. С. Перестройка и новые политические мышления Указ. Соч. стр. 203, 204.
Отношение мирного сотрудничества и соревнования между государствами Востока и Запада, по мнению М. Горбачева, могли служить и служили на пользу общем сторонам. Концепция «общего европейского дома» также была призвана урегулировать отношения СССР - Северная Америка - Европа. У европейцев нужно было рассеять как тревогу вызываемую конфронтационностью двух сверх держав, так и опасения по поводу их «сговора: Советское руководство подчеркивало значение самостоятельной позиции Европы, при этом заверяя, что не стремиться поссорить Западную Европу и США». «Абсурдно трактовать европейскую политику Советского Союза как выражение какого - то «антиамериканизма».* * Там же стр. 215 Новые принципы сотрудничества были положены М. Горбачевым в отношения с социалистическими странами, в частности было заявлено о невмешательстве Советского Союза в их внутренние дела. Систему политических отношений между странами социализма решено было строить «неукоснительно на основе полной самостоятельности. Самостоятельность каждой партии, ее право суверенно решать вопросы своей страны, ответственность перед своим народом - безусловно приоритетны».* Было признано, что при передаче социалистического опыта странам Восточной Европы «не обошлось без издержек, причем серьезных: в ряде случаев: объективные процессы и нагревание проблем во время не замечались .. партийным руководством».* Такая позиция была поводом возможного обострения отношений СССР с Западом.
Постепенно в
В 1986 году СССР была разработана
и принята новая военная
2. К какой войне война (к отражению какой агрессии) должен быть готов Советский Союз.
А) США и НАТО официально заявлял, что они в случае необходимости применят в войне ядерное оружие первыми. Они готовили свои вооруженные силы к военным действиям с применением как ядерного, так и обычного оружия. Следовательно нам тоже нужно готовить армию и флот к ведению боевых действий в таких же условиях; Б) Пока что мы вынуждены готовить вооруженные силы к свершению боевых действий с применением ядерного и обычного оружия, поскольку такую подготовку ведут США. Но мы стоим за полную ликвидация ядерного оружия в мире, за снижение напряженности и военной опасности.
3. Необходимые вооруженные
силы: А) примерно равные с силами
вероятного противника, для чего
требуется высокий уровень
4. Подготовка вооруженных
сил к отражению агрессии: А)
если против СССР и государств
Варшавского Договора будет
Б) Мы в случае агрессии против
нас отказываемся от перехода в короткий
срок после ее начала к наступательным
операциям. Будем отражать нападение
только оборонительными операциями
и одновременно стремиться с помощью
политических мер ликвидировать
конфликт в течение нескольких недель.
Если эти меры не приведут к успеху,
тогда развернем
5. В новую доктрину была
включена, как составная часть,
деятельность политического и
военного руководства по
Результатом усилий СССР в осуществлении нового политического мышления стала интенсификация диалога с США в области разоружения, установление новых, более доверительных взаимоотношений двух сверх держав. СССР и США было признано, что любой конфликт между ними может иметь катастрофические последствия и необходимо приложить все усилия для предотвращения любой войны между двумя странами, будь то ядерные или обычная.
Были достигнуты и конкретные договоренности. 8 декабря 1987 года был подписан Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности. В 1990 году был подготовлен договор о сокращении и ограничении строительных наступательных вооружений, подписано соглашение об уничтожении и не производству химического оружия. Кроме того, на советско - американских переговорах на высшем уровне были найдены компромиссы по сокращению вооруженных сил в Европе, в германском вопросе, в решении проблемы окончательного послевоенного устройства Европы.
Огромное значение для стабилизации международных отношений имел вывод Советских войск из Афганистана.
Таким образом, усилия М. Горбачева направленные на прекращение «холодной войны», уменьшение угрозы крупных международных конфликтов, укрепление международной безопасности увенчались успехом. Но эти положительные итоги были достигнуты путем значительных уступок США и НАТО, ослабления между народных позиций СССР. Соотношение сил между сверх державами постепенно изменялось в пользу США, СССР все больше оказывался в русле политики Соединенных Штатов.
Такие итоги политики «нового мышления» имели объективные и субъективные предпосылки». К последним относить специфика дипломатической деятельности М. С. Горбачев, А. Шеварднадзе и их соратников, которые все сводили к общечеловеческим ценностям. Из - за этого интересы нашего государства иногда оказывались на втором плане. В своей практической деятельности руководства СССР исходило из того, что «Западный мир» давно уже придерживается категорий приоритетности общечеловеческих ценностей. Советскому Союзу нужно было только догонять в этом отношении западные страны. Но это было должно не так.
М. Горбачев и Э. Шеварднадзе не смогли равноценно соотносились общечеловеческие и государственные интересы.
В этом состояла главная проблема «нового мышления».
Заключение Подводя итоги можно констатировать факт, что реформы начатые в 1985 году, были необходимы. В руководстве партии и государства понимали это еще в 60 - е годы, затем в начале 80 -х годов. Очевидно, им было то, что реально реформировать экономику, устранить недостатки политического развития можно только путем серьезных изменений в политической системе страны. Большинство в ЦК партии этого не хотело и боялось. По этому реформы были робкими, по накапливавшиеся кризисные явления во всех сферах жизни, привели страну не порог краха. Трудно сказать как бы развернулись события, если бы Ю. Андропов находился у власти не несколько месяцев, а несколько лет. Вполне возможно, что сценарий реформ был бы примерно таким же как при М. Горбачеве. Очевидно одно, в середине 80 - х годов у высших государственных чиновников не было бы другого выхода как начать реформы. Возможно, что если бы кризис не был столь глубоким, то и эти реформы постигла бы участь прежних новаторских начинаний. Во всяком случае первоначально М. Горбачев и его окружение не стремились к радикальным преобразованиям.
В противоположность сумбурным, непоследовательным и неэффективным действиям во внутренней политике, на внешнеполитической арене М. Горбачев действовал решительно и достаточно продуктивно. Но слабея экономически и политически, Советский Союз терял позиции и на международном уровне.
Перестройка заключилась углублением экономического кризиса, распадом СССР. Многие обвиняют в этом исключительно М. Горбачева. На мой взгляд, в этом есть вина и предыдущих руководителей, в том числе и «реформаторов», в частности Ю. Андропова, которые таки не смогли найти приемленных для страны способов управления как экономикой, так и политикой в целом.
Библиография
1. Арбатов Г. А. Затянувшееся выздоровление (1953 - 1985) Свидетельство современника Мс. 91
2. Аврус А. И. Голуб
Ю. Г. Отчество в XX веке: от
Российской империи до
3. Ахромеев С. Ф. Корниенко
Г. М. Глазами маршала и
4. Верт Н. история Советского государства (1990 - 1991). М. 1992
5. Горбачев М. С. Жизнь и реформы Кн. 1 М. 1995
6. История международных отношений и внешней политики СССР, М. 1987
7. История Отечества в документах 1917 - 1933 М. 1995
8. История России Учебный минимум для абитуриентов М. 2001.
9. На пороге кризиса: нарастание застойных явлений в партии и обществе. М. 1990.
10. Перестройка и современный мир М. 1989
11. Соколов А. К. Тяжельникова В. С. Курс советской истории 1941 - 1991 М. 1999
12. Материалы XXVII съезде КПСС М. 1996
13. Демократизация советского общества Проблемы Решения. М. 1989
14. Россия сегодня. Политический портрет в документах. 1985 - 1991 М. 1991