Первые политические организации в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 09:14, реферат

Описание

В то время как на Западе кипели политические страсти, российские самодержцы с помощью послушно исполнявшей их волю полицейско-бюрократической машины, наоборот, делали все, чтобы искусственно деполитизировать общественную жизнь страны, превратив политику, идеологию, искусство и даже историю в монопольную собственность императора и правительственных канцелярий.

Работа состоит из  1 файл

История.docx

— 48.14 Кб (Скачать документ)

Первые  политические организации  в России  

В то время как  на Западе кипели политические страсти, российские самодержцы с помощью  послушно исполнявшей их волю полицейско-бюрократической  машины, наоборот, делали все, чтобы  искусственно деполитизировать общественную жизнь страны, превратив политику, идеологию, искусство и даже историю  в монопольную собственность  императора и правительственных  канцелярий. Поистине убийственно звучал вывод французского маркиза А. де Кюстина, посетившего Россию в 1839 г.: здесь нет свободы, а значит, нет жизни.

Конечно, неверно  было бы считать, что в России вообще не было никаких демократических  традиций. Вспомним хотя бы о вечевых  народных собраниях в Новгороде  и Пскове, общинных демократических  порядках в русской деревне, казачьем самоуправлении. На сословно-представительных Земских соборах XVI – XVII вв., где обсуждались  важнейшие вопросы государственной  жизни вплоть до избрания некоторых  русских царей, правом голоса обладали не только бояре и дворяне, но и  представители городской посадской  верхушки и даже незакрепощенных крестьян. Не случайно идея созыва Земского собора была популярна в некоторых общественных кругах России вплоть до начала XX в., когда этот лозунг уступил место призывам к созыву Учредительного собрания. Однако нельзя отрицать, что самодержавная система либо уничтожила, либо сильно деформировала эти остатки былой демократии, которую пришлось воссоздавать в XX в. практически заново.

А.И.Герцен очень верно заметил однажды, что у народа, лишенного свободы, литература – это единственная трибуна, с которой он заставляет услышать крик своего возмущения и своей совести. Именно литература заменяла в России в конце XVIII – XIX вв. политические партии, хотя в условиях, когда в стране существовала жесткая цензура, такая замена, конечно же, не могла быть равноценной. Для тех же немногих смельчаков, которые отваживались открыто говорить и писать о свободе, а тем более активно бороться за нее, оставались тогда лишь две дороги – в эмиграцию или в тайные антиправительственные общества со всеми вытекавшими отсюда последствиями вплоть до Петропавловской крепости, Сибири и даже виселицы.

В подобных условиях реальная инициатива в проведении либеральных  реформ могла принадлежать в России только самой власти, руководствовавшейся, однако, не интересами народа, а великодержавными амбициями, желанием не отстать от западных соседей, а также интересами узкого слоя дворян, составлявших главную  социальную опору самодержавия и  упорно цеплявшихся за свои права  и привилегии. Вполне понятно поэтому, что так называемый “правительственный либерализм” начала XIX в., нашедший отражение в проектах М.М.Сперанского, сначала инициированных, а затем положенных под сукно Александром I, носил ограниченный и непоследовательный характер. Не решился на отмену крепостничества и следующий русский царь, Николай I, считавший, что хотя крепостное право – это явное зло, но прикоснуться к нему в тогдашней России “было бы делом еще более гибельным”.

Народ в России, по образному выражению Пушкина, в основном еще “безмолвствовал”, если не считать крестьянских волнений (в первой половине XIX в. их было около 3 тыс.), в ходе которых вопрос о  кардинальном изменении общественно-политического  строя в стране, однако, даже не ставился. Что же касается узкого слоя образованных, широко мыслящих дворян и разночинной  интеллигенции, то все их попытки  достучаться до власть имущих или поднять руку на существовавший в Российской империи порядок вещей оставались безрезультатными. Об этом свидетельствовала трагическая судьба декабристов, петрашевцев, Белинского, Герцена, Чернышевского и других передовых людей России, хотя за немногочисленными исключениями они не были сторонниками революционных потрясений и цареубийства.

Можно до бесконечности  спорить о том, готова или не готова была наша страна в XIX в. к радикальным  экономическим и общественно-политическим преобразованиям. Одни считают, что  самодержавие еще не изжило себя, а  политическая свобода принесла бы народу лишь анархию и разорение. Другие, наоборот, полагают, что именно промедление  с назревшими реформами в конце концов и погубило династию Романовых. Думается, что последние все же ближе к истине, хотя у нас нет никаких оснований идеализировать состояние тогдашнего российского общества.

Так или иначе, после бесславного для России окончания Крымской войны жизнь  заставила ее правящие “верхи”  во главе с императором Александром II пойти в 60 – 70-х годах XIX в. на проведение целой серии реформ (их часто называют великими), резко ускорившими процесс  модернизации страны. По российским меркам это был настоящий прорыв в  направлении создания основ гражданского общества. Отмена крепостного права, земская, судебная, военная и ряд  других реформ значительно продвинули Россию по пути прогресса. В стране быстрыми темпами пошел промышленный переворот, значительно ускорился  процесс урбанизации, положительные  сдвиги происходили в сельском хозяйстве, росла грамотность населения.

Вместе с тем  в России сохранялись многочисленные остатки крепостничества, сословные  привилегии, дисбаланс между различными секторами экономики. Народные массы  страдали от нищеты и бесправия. Острые формы принимал конфликт между властью  и интеллигенцией. О конституции  и парламенте по-прежнему можно было только мечтать.

                                     На рубеже веков

На рубеже XIX – XX вв. Россия была великой мировой  державой, территория которой занимала шестую часть суши земного шара, а население составляло около 130 млн. человек (в 1913 г. оно превысило 160 млн. человек), причем примерно 90% из них  жили в сельской местности. Население  России отличалось чрезвычайной пестротой  этнического (более ста наций  и народностей) и конфессионального  состава.

В Российской империи  сохранялся сословный строй, но бурно  шел процесс “переплавки” дворянства, духовенства, купечества, крестьянства, казачества, мещанства в классы и  социальные слои, характерные уже  для нового времени (буржуазия, пролетариат, крестьянство, средние городские  слои, интеллигенция). Особенно быстро рос при этом пролетариат: если к концу XIX в. индустриальный и транспортный пролетариат насчитывал около 2,5 млн. человек, то к 1913 г. его численность возросла уже до 4 млн. Общее же количество наемных рабочих, включая сельскохозяйственных, было в несколько раз больше. Для сравнения отметим, что торгово-промышленная элита российского общества в начале XX в. не превышала 5 тыс. человек.

Россия была страной резких социальных и культурных контрастов, страной крайностей. Если на одно помещичье хозяйство в  среднем приходилось 2300 десятин  земли, то на один крестьянский двор –  только 7 десятин. Поистине огромен  был вклад нашей страны в мировую  культуру, однако 80% ее населения в  конце XIX в. не знало грамоты. Русские  рабочие работали и жили в гораздо  худших условиях, чем их товарищи за рубежом, а средний заработок  у них был в 4 раза ниже, чем, например, в США. Не забудем также колоссальной разницы в уровне развития Европейской  и Азиатской России, причем на долю последней приходилось в 1913 г. лишь немногим более четверти населения  страны и меньше 10% ее сельскохозяйственной и промышленной продукции, хотя по площади  она превосходит первую в 4 раза.

Конечно, экономика  России в XIX – начале XX в. прогрессировала. Достаточно сказать, что среднегодовой  прирост валового национального  продукта на рубеже веков составлял  у нас 3,4% против 2,7% в странах Западной Европы. Россия замыкала пятерку наиболее развитых промышленных держав мира, однако по производству промышленной продукции  на душу населения она находилась где-то между Италией и Испанией, пропустив вперед (и с большим  отрывом) не только все ведущие страны, но и Австро-Венгрию, и Скандинавию.

Сельское хозяйство, и прежде всего земледелие, было основным источником дохода для трех четвертей населения России и  давало в 1913 г. чуть больше половины национального  дохода, тогда как на долю промышленности приходилось лишь 27%. По валовым сборам пяти важнейших зерновых культур  Россия прочно занимала второе место  в мире после США. Однако в аграрном секторе российской экономики преобладали  экстенсивные методы хозяйствования, крестьянство страдало от малоземелья, а резервная армия труда в деревне достигала почти 30 млн. человек. Россия остро нуждалась в эффективной переселенческой политике, хорошо организованной системе сельскохозяйственного кредита, расширении крестьянских наделов за счет казенных, удельных, церковных и главное – помещичьих земель, о которых мечтали многие поколения российских крестьян.

Гигантски раздвинув  в XVI – XIX веках свои границы, Россия тем не менее не была колониальной империей классического типа (об элементах колониализма можно говорить лишь применительно к коренным народам Сибири, Дальнего Востока и Средней Азии). В массе своей русские, составлявшие менее половины населения империи, жили хуже нерусских народов, которые, как правило, сохраняли свои национальные традиции, отношения земельной собственности, веру, язык и культуру. Русификаторские тенденции в национальных районах усилились в основном со второй половины XIX в., хотя и позже царское правительство придерживалось традиционного для мировых империй курса на сотрудничество с местными национальными элитами, входившими в российское дворянство. Однако по мере развития буржуазных отношений и роста национального самосознания в империи стали возникать национальные движения, участники которых стремились, однако, в основном лишь к территориальной или чисто культурной автономии в составе единого Российского государства.

В политическом отношении Россия в конце XIX –  начале XX веков представляла собой  монархию с неограниченным самодержавным  царем. О свободе слова, собраний, печати не было и речи. Что же касается политических партии и организаций, то они могли возникать и существовать лишь нелегально, подвергаясь всяческим  гонениям со стороны властей.

Сам Николай II –  тихий, благовоспитанный человек –  по своим интеллектуальным и человеческим качествам меньше всего подходил на роль властелина такой огромной и сложной страны, как Россия, да еще в такую переломную эпоху, эпоху войн и революций, какой  стало начало XX в. Достаточно образованный, трудолюбивый, исполненный сознанием  своего долга перед державой, он был лишен, однако, того высокого полета мысли и силы воли, которые были необходимы в сложившейся тогда экстремальной ситуации. Идеалом Николая II была допетровская Русь XVII в., совсем не похожая на “перевернувшуюся”, по образному выражению Льва Толстого, после 1861 г. и еще не обустроенную на новый лад Россию. И эта новая Россия то и дело ставила царя в тупик и приводила в отчаяние. Каждую реформу жизнь вырывала у него с боем, каждого крупного реформатора, будь то С.Ю.Витте или П.А.Столыпин, он в конце концов отторгал. Все это еще больше запутывало и без того сложную ситуацию и приближало время революционных потрясений.

Учитывая все  сказанное выше, нетрудно понять и  некоторые особенности процесса формирования политических партий в  России. Он шел с явным запозданием  по сравнению с западноевропейскими  странами и США, причем западные и  отчасти южные национальные окраины  Российской империи обгоняли в этом отношении ее центральные районы. Тон здесь задавали Финляндия и Польша. Своеобразные партийные группировки в Польше, например, оформились еще во время национальных восстаний 1830–1831 и 1863–1864 гг., а в 1890-х годах здесь возникли Социал-демократия Королевства Польского, Польская социалистическая партия, а затем и либеральная Национально-демократическая партия, В 1880–1890-х годах возникли армянские революционные партии “Гнчак” и “Дашнакцутюн”, Литовская социал-демократическая партия, Всеобщий еврейский рабочий союз в Литве, Польше и России (Бунд).

Наконец, в 1898 г. в Минске состоялся I съезд Российской социал-демократической рабочей  партии, В нем приняли участие  всего 9 делегатов от Союзов борьбы за освобождение рабочего .класса Петербурга, Москвы, Киева, Екатеринослава, а также от Бунда и киевской “Рабочей газеты”. Однако у РСДРП еще не было в то время ни программы, ни устава, ни центральных органов. Марксистская рабочая партия находилась пока в процессе своего становления и организационного оформления, завершившегося в 1903 г. на II съезде РСДРП.

Таким образом, революционные партии закономерно  стали возникать в России раньше либеральных и консервативных. Что касается законопослушных либералов, то они предпочитали использовать земства, научные общества (типа Вольного экономического, Географического и др.), различные культурно-просветительские организации, печать. Консерваторы же долгое время вообще не чувствовали потребности в создании собственных политических организаций, поскольку на них работали вся самодержавно-бюрократическая система и ее идеологический аппарат, а также Церковь, дворянские корпоративные организации, культурно-просветительское Русское собрание (1900) и т. д. Как известно, переломным для них стал только 1905 год. В итоге не будет преувеличением сказать, что процесс партийного строительства в России был напрямую связан с ростом освободительного движения, вступившего в начале XX в. в новый и чрезвычайно важный этап своего развития. При этом большое значение имели такие факторы, как уровень социально-экономического развития страны в целом и каждого региона в отдельности, степень остроты национального вопроса, традиции борьбы с самодержавием на предыдущих исторических этапах, масштабы массовых социальных движений и прежде всего движения промышленного пролетариата, на которое в первую очередь делали теперь ставку российские марксисты.  

Взрыв многопартийности в 1905–1907 гг.  

Революция создала  в России совершенно новую политическую атмосферу. Страна словно стремилась выговориться после многовекового молчания. Ослабление цензуры, появление сотен новых  газет и журналов, созыв весной 1906 г. Государственной думы, публичное  обсуждение самых острых политических вопросов – все это способствовало стремительной политизации российского  общества и готовило благодатную  почву для образования все  новых и новых политических партий. Появившийся в разгар всероссийской  стачки царский Манифест от 17 октября 1905 г. обещал даровать россиянам “незыблемые  основы гражданской свободы на началах  действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и  союзов”. Последнее обещание можно  было истолковать как завуалированное разрешение на создание не только разного рода профессиональных и профессионально-политических союзов, которые стихийно стали возникать после начала революции, но и политических партий как таковых, хотя никакого специального закона о них ни тогда, ни позже в России принято не было.

Информация о работе Первые политические организации в России