Рис. 1: памятник
Петру Великому в г. Балтийске
7.
Великое посольство 1697 - 1698
годов.
И вот, наконец, назначен день
отъезда. Поручив управление страной
князю Ромодановскому и боярину
Тихону Стершневу, посольство выехало
второго марта 1697 года из Москвы. Посольство
назвали “великим” из-за его многочисленности.
Его возглавляли три посла: Лефорт, Головин
и Возницын. В числе волонтеров находился
Петр Михайлов – под такой фамилией значился
царь. Посольство сопровождал многочисленный
обслуживающий персонал: священники, лекари,
переводчики, хлебники. В месте с солдатами
охраны общая численность составляла
250 человек, а обоз насчитывал 1000 саней.
Посольство направилось в Голландию.
Путь туда пролегал через Курляндию,
Бранденбург, Германию. Повсюду в
их честь устраивали торжественные
приемы, а Петру иногда не удавалось
сохранить инкогнито.
В начале августа 1697 года посольство
прибыло в центр кораблестроения
Голландии – город Саардам.
У царя была неделя времени,
за которую он успел купить
инструменты у одной вдовы, обрядиться
в голландское платье, осмотреть бумажные
и лесопильные предприятия и даже поработать
топором.
Шестнадцатого августа 1697 года
состоялся въезд посольства в
Амстердам, где было достигнуто
соглашение о том, что волонтеры
будут работать на верфи Ост-Индской
компании. Конец августа и начало
сентября прошли в освоении
премудростей кораблестроения. Девятого
сентября был заложен фрегат
“Петр и Павел”, который в
середине ноября был спущен
на воду. В выданном царю аттестате
корабельным мастером Полем было
засвидетельствовано: “Петр Михайлов,
находившийся в свите великого
московского посольства ... был прилежным
и разумным плотником... ; кроме
того под моим надзором корабельную
архитектуру и черчение планов
его благородие изучил так
основательно, что может, сколько
мы сами разумеем в том и
другом упражняться.”
Но царю было мало одной
практики, ему хотелось освоить
теорию. Для этого он решает
отправиться в Англию, куда прибыл
в январе 1698 года.
Там Петр
работал на верфях, осматривал Лондонские
предприятия, побывал в Оксфордском
университете, несколько раз съездил
в Гринвичскую обсерваторию и
на монетный двор.
Так одна из задач посольства
была выполнена: волонтеры постигли
азы кораблестроения. Большие
трудности пришлось преодолеть
при закупке оружия и найме
специалистов. Тем не менее удалось
приобрести 10000 ружей, 5000 мушкетов, 3200 штыков,
корабельные припасы и прочее.
На русскую службу были наняты
350 матросов, а также боцманы, шлюзные
мастера и т.д.
Но главная задача посольства
не была выполнена: Голландия
отказалась вступить в войну
с Турцией на стороне России.
После пребывания в Англии
посольство снова отправляется
в Голландию, которую покидает
в мае 1698 года, чтобы отправиться
в Вену для предотвращения
возможности сепаратного мира
австрийцев с османами и достижения
согласия продолжать войну с
ними. Однако и это не удалось.
Австрия уже вела переговоры
о мире с Османской империей.
Впрочем, у Петра теплилась
надежда склонить к продолжению
войны Венецию, но тревожные вести из
Москвы разрушили все его планы. Царю пришлось
возвратиться в Россию.
8.
Экзамен в Воронеже.
К весне 1699 года из-за
границы возвратились все добровольцы.
Они прибыли в Воронеж, где их назначили
на корабли, готовящиеся к Керченскому
походу. В конце апреля Петр приказывает
К. Крюйсу произвести на корабле “экзерциции,
сколько на якоре стоя, то исполнить можно”.
Стольники в присутствии царя демонстрируют
неплохие навыки и сноровку. Что касается
умения управлять кораблем и командовать
экипажем, то здесь ученики показывают
свою полную несостоятельность.
В начале июня 1699 года германский
резидент Гвариент доносил своему
императору из Москвы: “из числа
72 дворян, посланных для обучения
в Италию и Германию, только
четверо выдержали экзамен, сделанный
самим государем в Воронеже. Остальным
68 представлено или вторично отправиться
в чужие края и оставаться там до приобретения
нужных сведений, на свой счет, или возвратить
выданные на поездку деньги.”
Среди выдержавших экзамен были
Ф. Урусов, князь А. Голицын,
Ф. Плещеев.
Другим же наука не далась.
Практика учения молодежи существовала
и в последующие годы. Князь
Иван Львов жил за рубежом
и был обязан наблюдать за
русскими. В своем письме от 1711
года он просил не посылать
больше навигаторов в Англию,
т.к. пользы от них было мало:
”...для того, чтобы и старые научились
там больше пить и деньги тратить. Не могу
их оплатить, а ныне хотят уже в тюрьмы
сажать за долги “. Надо было готовить
кадры в своем Отечестве...
Рис. 2: Петровский корабль
9.
Начало Северной
войны.
Международная ситуация все больше
осложнялась. И вот наступило
то, чего все ждали: Россия вступила
в войну со Швецией. Нужно
сказать, что начало этой войны
было неудачным для русских.
Катастрофа под Нарвой в 1700
году заставила шведов думать,
что Россия слаба и не может
оказать достойного сопротивления.
Но они заблуждались: поражение
не сломило Петра, наоборот, он
начал готовиться к войне с
еще большим рвением.
Шведский флот начал вторжение.
Первые битвы русских кораблей
с неприятелем произошли на
озерах. В августе 1702 года 30 русских
кораблей под командованием Александра
Меньшикова нанесли на Ладожском
озере поражение шведской эскадре,
состоящей из 9 крупных судов.
Два шведских корабля были
сожжены, один потоплен, два захвачены
в жестокой абордажной схватке.
За эту победу офицеры получили
золотые медали с цепями, а
солдаты золотые награды поменьше
и без цепей.
Это поражение не остановило
шведов. На Чудском озере появилась
крупная шведская эскадра. В
1704 году произошло сражение, в
ходе которого русскими кораблями
было захвачено 13 неприятельских
судов, а избегшую этой участи
яхту “Каролус” взорвали сами
шведы.
В 1702 году Петр 1 взял Нотебург (Шлиссельбург),
а в 1703 году Ниеншанц—крепость в устье
Невы, что позволило русским выйти сначала
в реку Неву, а затем в Финский залив.
Первая победа русского флота
в Балтийском море была одержана
в устье Невы. На следующий
день после взятия Ниеншанца
Петр 1 внезапно атаковал подошедшие
на помощь осажденной крепости
с грузом продовольствия и
десантом шведские суда “Гедан”
и “Астрильд”. Оба корабля были
взяты на абордаж при непосредственном
участии царя и А. Меньшикова.
Через несколько дней на острове
Янни-Сари было заложено основание
Санкт-Петербурга. С моря новая
крепость была защищена трехъярусными
батареями, возведенными у острова
Котлин.
Первые русские суда Балтийского
флота строились на Олонецкой
верфи (Лодейное поле ), на которой Петром
в 1703 году было заложено 7 фрегатов,
6 шняв,
7 галер, 13 полугалер, 1 галиот и 13
бригантин.
Создание мощного российского
флота послужило началом овладения
всем морем. В 1710 году при
участии морских сил были освобождены
Выборг, Рига, о. Эзель, Ревель.В
1713 году со взятием Гельсингфорса
шведы были окончательно выбиты
из Финского залива.
К летней кампании 1714 года русский
флот насчитывал 15 линкоров, вооруженных
42-74 пушками каждый , 5 фрегатов с18-32
пушками и 99 галер. Указом Петра
1 от 16 ноября 1705 года на кораблях
были впервые организованы полки
морской пехоты.
10.
Гангут и Гренгам,
окончание Северной
войны.
В июне 1714 года русский флот
под командованием Ф.М. Апраксина,
двигавшийся с продовольствием
к м. Або, был блокирован
у м. Гангут шведской эскадрой
адмирала Вантранга. Соотношение
сил практически не оставляло
сомнений в исходе поединка
– у русских почти не было
шансов. Однако было решено вступить
в сражение. Русские применили
тактическую хитрость: они сделали
вид , что собираются перетащить
свой флот по бревнам на
другую сторону мыса. Шведы это
увидели и Вантранг приказал
части своих кораблей отойти
на другую сторону мыса Гангут.
Благодаря решительным действиям
русских моряков отряд адмирала
Эреншельда: фрегат “Элефант”, 6 галер
и 3 шхербота, после ожесточенного
боя был пленен. Адмирал Вантранг
возвратился к своему королю
ни с чем.
Это сражение
справедливо считают первой крупной
победой молодого русского флота.
Четвертого июня 1719 года в сражении
со шведами в Эзельском проливе
русским флотом под командованием
капитана второго ранга Н.А.
Сенявина была одержана первая
победа без абордажа, с использованием
одних орудий.
В июне 1720 года русский гребной
флот под командованием М. Голицына
заманил шведские корабли в
шхеры у м. Гренгам. В ходе
решительной абордажной атаки
русские пленили 4 фрегата с
104 пушками 400 моряками. Эта победа
ускорила подписание Ништадского
мира 1721 года, положившего конец
Северной войне.
11.
Российский флот
к 1725 году.
К концу первой четверти 18 века
Россия стала одной из сильнейших
морских держав. Тринадцатого января
1720 года Петром 1 был издан первый
морской устав: ”Море. Но тогда, чего
ради тому не исполниться, и нас сие бремя,
воля вышнего Правителя возложить изволила:
оное оставляем непостижимым судьбам
его. И понеже сие дело необходимо нужное
есть государству, того ради сей Воинский
Морской устав учинили, дабы всякой знал
свою должность и неведеньем никто не
отговаривался.”
Издание в России в 1720 году
Морского Устава как бы подвело
определенный итог морской истории
страны: в самые сжатые сроки
на Балтике был создан сильный
военно-морской флот. Петр использовал
все лучшее, что было в западном
кораблестроении. Но он прежде
всего учитывал особенности русского
театра войны и мореплавания
у берегов Отечества. От европейских
флотов флот Петра отличался
прежде всего тем, что вначале
он состоял в основном из
гребных судов, различных по
размерам и вооружению. Петр исходил
из того, что такие суда просты
в постройке, относительно легко
управляемы, хорошо используются
для поддержки сухопутной армии.
Только после победы под Полтавой
в России началось интенсивное
строительство линкоров. Только
они могли обеспечить России
господство в Балтийском море.
К 1725 году русский флот на
Балтике был одним из сильнейших
флотов, и уступал только Англии и Франции.
Он имел 48 линкоров и фрегатов, 787 галер
и других судов. Общая численность команд
достигла 28000 человек. С 1716 года на флоте
появились гардемарины – выпускники открытой
в 1700 году “Школы математических и навигационных
наук”. Впервые за всю историю страны
многие “незаметные государству мужи”
получили возможность выдвинуться на
видные посты. Это такие люди как А.Д. Меньшиков,
Ф.Я. Лефорт – адмирал, близкий друг царя,
А.С. Шеин – первый генералиссимус, Ф.М.
Головин и М.М. Голицын – адмиралы.
В 1719 году простой крестьянин
Ефим Никонов изобрел первую
деревянную подводную лодку –
“потаенное судно”. Правительство
заинтересовалось этой идеей,
и после успешных испытаний
лодки в 1722 году изобретателю
было пожаловано поместье с
несколькими десятками крестьян.
В 1745 году
Военно-Морской Флот имел 130 парусных
кораблей включая в себя 36 линейных
кораблей, 9 фрегатов, 3 шнявы, 5 бандер и
77 вспомогательных судов. Гребной
флот состоял из 396 кораблей включая
в себя 253 галеры и скампавеи и
143 бригантины. Корабли были построены
на 24 верфях включая верфи в Воронеже,
Казани, Переяславле, Архангельске, Олонце,
Петербурге и Астрахани.
Военно-морские
офицеры происходили из дворян —
матросы были рекрутами из простонародья.
Срок службы во флоте был пожизненным.
Молодые офицеры обучались в
школе математических и навигационных
наук основанной в 1701 году и часто
посылались для обучения и практики
за границу. Иностранцы часто нанимались
для военно-морской службы, например
шотландец Томас Гордон — командир
Кронштадтского порта. В 1718 году была образована
Адмиралтейств-коллегия — высший орган
управления Военно-Морского Флота в
России.