Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 22:29, контрольная работа
Политическая система в России в начале 90-х гг. базировалась на двухступенчатой основе органов представительной власти – Съезд народных депутатов РФ и двухпалатный Верховный Совет. Главой исполнительной власти являлся избранный всенародным голосованием президент Б.Н. Ельцин. Он же был Главнокомандующим Вооруженными Силами. Высшей судебной инстанцией являлся Конституционный Суд РФ. Преобладающую роль в высших структурах власти играли бывшие депутаты Верховного Совета СССР.
1.Введение…………………………………………………………………………………… стр.3
2.Политическая ситуация в 1992-1993 гг. Конфликт между парламентом и президентом. Октябрьский путч… стр. 3-11
3.Принятие конституции РФ. Изменение формы правления………………………………………………………………………………………… стр. 11-17
4.Парламентские и президентские выборы 1995-1996 гг. Противоречия между ветвями власти. Смены правительств………………………………………………………………………………… стр. 18-24
5.Отставка Ельцина. Президентские выборы 2000 г. ………………………………………………………………………………………………………………… стр. 25-27
6.Список использованной литературы………………………… стр. 28
На референдум были вынесены четыре вопроса:
1. Доверяете ли вы Президенту РФ Б.Н.Ельцину?
2. Одобряете ли вы социально-экономическую политику, осуществляемую Президентом РФ с 1992 года?
3. Считаете ли вы необходимым проведение досрочных выборов Президента РФ?
4. Считаете ли вы необходимым проведение досрочных выборов народных депутатов РФ?
Вынося их на референдум, законодатели рассчитывали, что большинство россиян, экономическое положение которых в ходе реформ ухудшилось, выскажут недоверие политике президента и ему самому. Законодатели так же полагали, что им самим, неизменно выступавшим с оппозицией президенту, будет оказано народное доверие.
Политическая кампания по подготовке референдума продолжалась всего 3 недели. Законодатели в свою поддержку мобилизировали партии «национал-государственной» и коммунистической ориентации.
Президентская сторона заручилась активной поддержкой многих популярных людей в России.
Референдум, проведённый 25 апреля, принёс очевидный успех президенту, упрочив его легитимность. В нем приняли 64% избирателей, из них за доверие президенту высказалось 58,7%, социальную политику президента и правительства одобрило 53%. Референдум отклонил идею досрочных перевыборов и президента, и законодателей.
По завершению референдума развернулись споры по поводу его итогов. Среди множества итогов выделялось 4. Одна принадлежала оппозиции, в её глазах Ельцин и президентская партия не только не одержали победу, но даже потерпели поражение. Вторая принадлежала сторонникам радикальных реформ. По их убеждению референдум свидетельствовал о безусловной поддержке россиянами президентской линии и являлся мандатом на продолжение энергичных радикальных реформ. Третья оценка была сформулирована умеренными реформаторами из правительственных кругов. Согласно ей, победа президентской партии на референдуме была шаткой, и правительственный курс нуждался в корректировке. Четвёртая оценка исходила от людей, для которых голосование на референдуме было выбором из двух зол. Голоса президентской партии были отданы ими только потому, что победа парламентской оппозиции была ещё большим и неприемлемым злом.
Отношение к итогам референдума президента России было ближе всего к тем, кто расценил их как мандат на продолжение радикальных реформ, хотя Ельцин не отрицал необходимости некоторых корректировок правительственного курса. Сразу после референдума президент и его сторонники приступили к активной подготовке российской Конституции, которая призвана, была утвердить президентскую республику и создать сильную исполнительную власть.
Референдум отклонил идею досрочных перевыборов и президента, и законодателей (для перевыборов необходимо согласие половины избирателей от списочного состава). При этом запас прочности у Ельцина оказался намного больше, чем у его оппонентов (за досрочные перевыборы президента высказалось 34 млн. человек, а народных депутатов- 46,2 млн.).
Президент, трактуя итоги референдума как свою безоговорочную победу, сделал два важнейших вывода: о возможности энергичного проведения кура экономических реформ и скорейшего принятия новой Конституции РФ. Вместе с тем ему не удалось решить главной задачи – отстранения представительных органов власти, т.к. по четвёртому вопросу необходимого числа голосов не получилось.
Референдум не только не разрешил конфликта властей, но и заложил дополнительные основания для продолжения конфронтации, усилив риск выбора силовых вариантов.
Сразу после референдума президент и его сторонники приступили к активной подготовке новой российской Конституции, которая призвана была утвердить президентскую республику и создать сильную исполнительную власть.
Уже в первых числах июня новый этап борьбы завязался вокруг работы Конституционного совещания. В глазах представительной власти это была попытка разработать и легализовать новую конституцию, миную Съезд и Верховный Совет. С точки зрения президента, это была единственная возможность устранить дестабилизирующее всевластие Советов. Мирное решение вопроса о принятии новой Конституции никак не просматривалось, перспективы силового столкновения властей становились всё более очевидны. Своим указом президент отстранил от должности вице-президента Руцкого, открыто вставшего на сторону оппозиции, вернул в правительство Гайдара. Оппозиция не верила, что президент в своей борьбе пойдёт до конца, решившись на антиконституционные меры.
Российский президент в выступлении по телевидению 21 сентября объявил о прекращении полномочий Съезда народных депутатов и Верховного Совета. Тогда же вступил в силу президентский Указ «О поэтапной конституционной реформе в РФ». В нём законодатели обвинялись в прямом противодействии социально-экономическим реформам и воле избирателей, поскольку правительственный курс был одобрен на референдуме 25 апреля. Они же объявлялись виновниками паралича государственной власти. Кризис предполагалось ликвидировать в течение двух с половиной месяцев. Главным средством его преодоления объявлялось народное волеизъявление. На 11-12 декабря 1993 года назначались выборы в Государственную думу. К этому сроку должна быть завершена Конституция РФ. Уже к осени 1993г. президентом и его советниками был подготовлен проект новой Конституции РФ. Однако парламентарии отказывались принять её, пытались ограничить всевластие президента.
Верховный Совет, размещавшийся в белом доме, решительно отказался подчиняться указу президента, идентифицировав его как государственный переворот. В ночь с 21 на 22 сентября он принёс к присяге в качестве президента РФ вице-президента А. Руцкого. 22 сентября Верховный Совет постановил дополнить Уголовный кодекс РФ статьёй, карающей антиконституционную деятельность, невыполнение его и Съезда решений и воспрепятствование его деятельности «вплоть до расстрела». В тот же день служба охраны Белого дома начала раздачу оружия гражданским лицам.
В течении 10 дней конфронтация между исполнительной и законодательной ветвями власти развивалась по нарастающей, использовались различные средства.
В ответ на такой антиконституционный акт были организованы демонстрации. В ряде мест возведены баррикады. Предпринята попытка штурма мэрии и Останкино. В столице было объявлено чрезвычайное происшествие, в город введены войска.
Народ специально, целенаправленно, изо дня в день и с часу на час подводили к взрыву. Любыми способами требовалось вывести людей из терпения, чтобы начать полномасштабную атаку.
Утром 4 октября правительственные войска начали осаду и танковый обстрел Белого дома. К вечеру того же дня он был взят, а его руководство во главе с Хасбулатовым и Руцким арестовано. В тот же день в Москве был введён комендантский час, продолжавшийся две недели, приостановивший выпуск оппозиционных правительству газет и деятельность организаций, поддерживающих Белый дом.
4 окт.1993г. расстреливали не Верховный Совет и даже не Съезд народных депутатов России, расстреливали Советскую власть. Расстреливали методично, цинично, жестоко. Предлогом для блокады Дома Советов стало якобы наличие в нем большого количества оружия, которое якобы представляло опасность, чуть ли не для всей России. СМИ всячески пыталось убедить людей, что очаг насилия именно в Доме Советов. Мысль о том, что войска были собраны для того, чтобы предотвратить утечку оружия, ложная. Всё делалось для того, чтобы разогнать Верховный Совет, Съезд народных депутатов, спровоцировать кровавую ситуацию. Часы на башне Дома Советов замерли в 10.03 4 октября 1993г., именно в это время шёл интенсивный обстрел здания. Советскую власть расстреливали в упор. Противоречие между Верховным Советом и президентской структурой – это не конфликт между Хасбулатовым и Ельциным, между двумя личностями, это конфликт во взглядах на будущее России.
Трагические события конца сентября – начала октября, в ходе которых с обеих сторон погибло около 150 человек, были по разному восприняты и расценены различными силами и политическими течениями российского общества. Президентская сторона всю ответственность за кровавые события возложила на Верховный Совет и законодательную власть.
Президентская сторона всю ответственность за кровавые события возложила на Верховный Совет и законодательную власть. Антипрезидентская сторона всю ответственность за эти события возлагала на исполнительную власть и лично на Б.Ельцина. Действия Белого дома и его защитников приравнивались к подвигу, призванному спасти народившуюся в России систему разделения властей, конституционный строй, законность.
Драматическая развязка конфликта между властями, исполнительной и законодательной, сопровождалась активными шагами российского президента по закреплению своей работы.
Суть октябрьской драмы – это борьбы за власть двух группировок, одна из которых исполнительная власть, другая – законодательная.
События сентября-октября 1993 г. продемонстрировали неготовность ведущих социальных и политических сил общества к осуществлению коренных преобразований на основе цивилизованных демократических процедур, взаимного поиска консенсуса.
Едва оправившись от октябрьского шока, российские политики обратились к активной подготовке к декабрьским выборам и референдуму.
Принятие конституции РФ.
Изменение формы правления
Вопрос о всенародном референдуме поднимался Ельциным на седьмом Съезде народных депутатов России, было решено назначить его на 11 апреля 1993г. В ходе референдума избирателям предстояло определить основы конституционного строя России. Однако, спустя несколько недель, после принятия этого решения Верховный Совет и Конституционный суд объявили референдум ненужной и опасной затеей. Но компромисс всё же был достигнут.
Одобренный Конституционным Совещанием проект Основного Закона страны был впервые в отечественной законодательной практике вынесен Президентом РФ на всенародное голосование.
В ходе референдума по проекту новой Конституции за него проголосовало по официальным данным 32,9 млн. человек
12 декабря 1993г. Всенародным голосованием была принята Конституция Российской Федерации. Это событие стало основой зарождения новой российской государственности и интеграции её в систему общемирового правопорядка. При этом ни одно государство не может существовать без системы правоохранительных органов, которые должны стоять на страже прав человека и гражданина, обеспечивая гарантию защиты этих прав, а также внутреннюю и внешнюю безопасность государства, которая тоже является неотъемлемой частью прав граждан, т.к. обеспечивает нормальные условия жизнедеятельности человека. Россия объявлялась демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления. Главой государства являлся избираемый всенародным голосованием президент. В состав РФ входили 21 республика и 6 краёв, 1 автономная область и 10 автономных округов, 2 города федерального значения и 49 областей. Были определены принципы построения высших органов государственной власти и управления. Законодательно закреплялась двухпалатная структура Федерального Собрания – постоянно действующего законодательного органа РФ. Подчёркивалась самостоятельность органов трёх ветвей власти – законодательной, исполнительной и судебной.
Конституция Российской Федерации провозгласила высшей ценностью человека, его права и свободы (ст. 2). Она исходит из универсальной обязанности государства признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина. Естественно, такая обязанность в сфере судопроизводства лежит на судебной власти, прокуратуре, других правоохранительных органах.
Конституция провозглашает, что Российская Федерация «есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления», народ которого является носителем суверенитета и единственным источником власти в стране. Принципиальное значение имеют положения о том, что Россия – социальное государство, политика которого призвана создать условия достойной жизни и свободного развития человека, а так же светское государство, все религиозные объединения в котором равны перед законом, и не одна из религий не может считаться государственной или обязательной. Последнее в равной мере относится к общественным объединениям и политическим партиям, а также к идеологиям.
Конституцией разграничивались полномочия между органами власти РФ и её субъектами.
К компетенции высших органов власти России были отнесены важнейшие общегосударственные вопросы: принятие законов и контроль за их выполнением, управление федеральной государственной собственностью, финансовая система, основы ценовой политики, федеральный бюджет. Им принадлежало решение вопросов внешней политики и международных отношений, объявление войны и заключения мира, руководство внешнеэкономическими связями. Федеральная государственная служба также находилась в подчинении федеральной власти. В совместном ведении органов власти Федерации и её субъектов находились вопросы природопользования, охрана историко-культурных памятников, образование, наука.
Законодательно закреплялись политическая многопартийность, право свободы труда и право частной собственности. Конституция создавала условия для достижения в обществе политической устойчивости.
Новая Конституция существенно упрочивала позиции президента. Согласно ей, президент становился одновременно и главой государства и главой правительства. Президент получил право отлагательного вето в отношении решений Федерального Собрания; роспуска Гос. Думы. В целом российская Конституция создавала государственную модель, в которой президент пользовался большими прерогативами в сравнении с главами государств других известных миру президентских республик.
Согласно Конституции президент становился одновременно главой государства и главой правительства. Он сосредоточил в руках всю полноту исполнительной власти и наделялся существенными законодательными полномочиями. Основываясь на конституционных положениях, можно сделать вывод, что центральное место в блоке задач, стоящих перед правосудием и судопроизводством, занимают обеспечение и защита прав и свобод, участвующих в судопроизводстве граждан. Полное применение норм уголовного права может быть осуществлено только путем вынесения актов органами правосудия, постольку невозможно выполнение уголовным правом охранительных функций без судопроизводства и правосудия. Поэтому законодательство о правосудии и судопроизводстве, взаимодействуя с уголовным правом, осуществляет охранительную функцию. Осуществляя эту функцию, уголовное право, судопроизводство, правосудие охраняют в числе других объектов жизнь, здоровье, интересы и свободы граждан.