Политическая ситуация в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 22:29, контрольная работа

Описание

Политическая система в России в начале 90-х гг. базировалась на двухступенчатой основе органов представительной власти – Съезд народных депутатов РФ и двухпалатный Верховный Совет. Главой исполнительной власти являлся избранный всенародным голосованием президент Б.Н. Ельцин. Он же был Главнокомандующим Вооруженными Силами. Высшей судебной инстанцией являлся Конституционный Суд РФ. Преобладающую роль в высших структурах власти играли бывшие депутаты Верховного Совета СССР.

Содержание

1.Введение…………………………………………………………………………………… стр.3



2.Политическая ситуация в 1992-1993 гг. Конфликт между парламентом и президентом. Октябрьский путч… стр. 3-11



3.Принятие конституции РФ. Изменение формы правления………………………………………………………………………………………… стр. 11-17



4.Парламентские и президентские выборы 1995-1996 гг. Противоречия между ветвями власти. Смены правительств………………………………………………………………………………… стр. 18-24



5.Отставка Ельцина. Президентские выборы 2000 г. ………………………………………………………………………………………………………………… стр. 25-27



6.Список использованной литературы………………………… стр. 28

Работа состоит из  1 файл

контрольная.doc

— 159.50 Кб (Скачать документ)

По новой Конституции, президент, как глава государства получил обширные полномочия. Оппозиция стала говорить, что «всевластие Советов», с которым он боролся, сменилось «всевластием президента», откровенным курсом на авторитаризм.

Предусмотренный Конституцией представительный и законодательный орган – Федеральное Собранное, состоящее из двух палат: Совета Федерации и Государственной думы, - получил гораздо более скромные, чем прежний Съезд, полномочия. Президент по Конституции получил широкие возможности для роспуска Государственной думы. Процедура импичмента отныне была обставлена такими условиями, что на практике её осуществление становилось нереальным. Иными словами государство получило форму президентской республики. Конституцией устанавливается принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, каждая из которых является самостоятельной. Важной особенностью российской конституции является то , что Президент как бы не входит ни в одну из трех властей . Он глава государства и обязан обеспечить согласованное функционирование и взаимное действие органов государственной власти. В то же время многие статьи Конституции указывают на то  что фактически Президент признается главой исполнительной власти .

Представительный и законодательный орган – Федеральное собрание (парламент), состоящий из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы. Последняя принимает федеральные законы, которые передаются на рассмотрение Совета Федерации, а после одобрения им – Президенту для подписания и обнародования.

Исполнительную власть в стране осуществляет Правительство, состоящее из Председателя, его заместителей и федеральных министров. Оно обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики, управляет государственной собственностью, осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики, а также единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии. В обязанность Правительства входит обеспечение законности, прав и свобод граждан, охрана собственности и общественного порядка, борьба с преступностью.

Судебная власть в стране реализуется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Конституционный суд разрешает дела о соответствии Конституции федеральных законов и нормативных актов Президента, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства, законов и нормативных актов субъектов Российской Федерации, международных договоров. Верховный суд РФ является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным делам. Высший Арбитражный суд РФ разрешает экономические споры. Создание чрезвычайных судов, снискавших себе дурную славу в годы сталинских репрессий, не допускается. Судьи независимы, несменяемы, неприкосновенны и подчиняются только Конституции и разработанному в её русле федеральному конституционному закону.

Президент является главой государства. Он избирается всенародно на четыре года и определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, обладая самыми широкими полномочиями. Пост Президента был учреждён в Российской Федерации общенародным референдумом в апреле 1991 г. По Конституции РФ 1993 г. Президент РФ является главой государства (п. 1, ст. 80, Конституции РФ). В прежней Конституции его функция была определена через термины высшее должностное лицо и глава исполнительной власти. Изменение конституционной формулы не означает сужения функций Президента РФ или его отлучения от исполнительной власти. Термин глава государства более точно отражает и то, и другое, но не свидетельствует о появлении четвёртой основной ветви власти. Когда тем не менее употребляют термин президентская власть, то это может означать только особый статус Президента в системе трёх властей, наличие у него некоторых собственных полномочий и комплексный характер его разнообразных прав и обязанностей во взаимодействии с двумя другими властями, но в основном с исполнительной властью. Полномочия Президента вытекающие из различия конституционных функций главы государства и парламента, в основном и главном не конкурируют с полномочиями представительного органа.

В то же время полномочия Президента в сфере взаимоотношений с парламентом позволяют рассматривать главу государства как непременного участника законодательного процесса. Президенту принадлежит право назначать выборы Государственной Думы, в то время как выборы Президента назначаются Советом Федерации. Таким образом, назначение выборов этих органов государственной власти происходит не на взаимной основе, чтобы избежать взаимозависимости.

В соответствии с принципом разделения властей и независимости судов Президент не вправе вмешиваться в деятельность судебных органов. Однако он участвует в формировании органов судебной власти. Так, только Президенту предоставлено право выдвижения кандидатур для назначения Советом Федерации на должности судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда. Президент также назначает судей других федеральных судов. Никто не в праве требовать от Президента выдвинуть ту или иную кандидатуру это было бы нарушением принципа разделения властей. В соответствии с Федеральным Законом Президент предлагает Совету Федерации кандидатуру на эту должность и он же вносит предложение об освобождении от должности Генерального Прокурора РФ.

12 декабря 1993 г. состоялись выборы в Федеральное Собрание и референдум по новой Конституции, призванные придать легитимность сентябрьско-октябрьской политической системе.

Основные политические силы приняли предложенные президентом «правила игры», включившись в избирательную кампанию, и лишь небольшая часть непримиримо оппозиционных партий отказалась участвовать в выборах, призвав бойкотировать их как незаконные.

Среди более десятка политических блоков и партий под знаменем радикальных экономических реформ выступал блок «Выбор России», являвшийся фаворитом в предвыборной гонке, его лидером являлся Е.Гайдар. на реформаторском фланге, но с более умеренных позиций выступали фракции «Яблоко» (Явлинский), Партия Российского единства и согласия (ПРЕС) во главе с Шахраем и Демократическая партия во главе с Травкиным.

На противоположном фланге оказались Российская коммунистическая партия, Аграрная партия, Либерально демократическая партия, они имели в своей платформе «национал-государтвенную» позицию. Самой яркой из них оказалась ЛДП. Во время избирательной кампании ЛДП запомнилась напористым характером своего лидера В.Жириновского.

В целом же политический спектр партий и движений, вступивших в борьбу, был широк и разнообразен.

Главной сенсацией декабрьских выборов 1993 года стало то, что победу одержала ЛДП. Её партийный список получил более 25%, второе место заняла партия «Выбор России».

Расстановка сил в Государственной думе: партии «державно-национальной» и коллективной» ориентации имели преимущество, среди них:  фракция ЛДП 63 депутата, Аграрная партия – 55, Компартия – 45, «Российский путь» - 25; фракции демократической ориентации: «Выбор России» - 76, «Союз 12 декабря» - 20, «Яблоко» - 25; в центре политического спектра оказались группа «Новая региональная политика» - 65, Партия российского единства и согласия – 30, «Женщины России» - 23.

Сторонники российского президента пытались сгладить впечатление от неудачи партий демократической ориентации тем, что на проводившемся одновременно с выборами в Федеральное Собрание референдуме был одобрен проект новой российской Конституции. Сам Б.Ельцин считал главным итогом голосования 12 декабря именно принятие высшего закона страны.

Декабрьские выборы серьёзно изменили расстановку политических сил в России и обозначили новую перспективу её общественного развития. Их главный итог – несостоявшиеся надежды президента и его окружения на закрепление апрельской и октябрьской побед, с одной стороны, и усиление популярности оппозиции – с другой подвинули правительство, исполнительную власть и главу государства к корректировке своего курса.

Это отчётливо проявилось в первом ежегодном послании президента парламенту. Документ «Об укреплении Российского государства» уже своим названием бросал вызов либерально-демократической идеологии. Провозгласив приверженность курсу на реформы, президент объявил важнейшими задачами следующего этапа повышение инвестиционной активности, структурную перестройку, создание конкурентной среды и формирование полноценного фондового рынка. Ещё одной характерной чертой правительственной политики стало стремление к поиску компромиссов и взаимопонимания с Федеральным Собранием, заключению своеобразного пакта о гражданском мире различными политическими и социальными силами общества.

Корректировка правительственного курса и политической линии президента вызвала неоднозначную реакцию со стороны законодательной власти и различных её фракций.

Особое значение имело решение исполнительной власти о переходе с 1 июля 1994 года ко второму этапу приватизации. В отличии от первого этапа, второй предполагал открытую продажу всех акций предприятий по рыночной стоимости. Среди социальных мер правительства значились указы о жилищных кредитах, о достройке незавершённых жилых домов, о защите прав потребителей. Президент поставил перед исполнительной властью задачу регулярного повышения минимальной заработной платы, доходов работников бюджетной сферы, песий, пособий, стипендий и увеличения налоговой «нагрузки» на наиболее состоятельную часть населения. Было декларировано намерение разработать и приступить к реализации во второй половине 1994 года Национальной программы борьбы с бедностью.

Теоретически новая программа создавала перспективу углубления рыночных отношений в России и упрочнения систем социальной защиты населения.

Однако были очевидны и препятствия, стоящие на пути реализации программы. На бумаге оставались многие социальные программы, не было кардинальных прорывов в сельском хозяйстве.

В верхнюю палату Собрания – совет Федерации – вошли в основном руководители местных органов власти, т.е. национальная и региональная элита.

 

 

 

 

 

Парламентские и президентские выборы 1995-

1996 гг.  Противоречия между ветвями власти.

           Смены правительств

Первый вице-премьер Гайдар подал в отставку. Правительство покинуло ещё несколько министров. В обновлённом составе правительство Черномырдина, сохраняя умеренно жёсткую финансовую политику, предпринимало шаги в направлении нормализации работы предприятий топливно-энергетического комплекса и транспорта, поддержки сельскохозяйственного производства в преддверии весеннего сева, пыталось частично восстановить государственное регулирование экономики, выборочно стимулируя наиболее перспективные и жизненно необходимые для страны отрасли.

Однако социально-экономическая ситуация в стране в целом продолжала ухудшаться, и на этой почве обострялись отношения исполнительной власти с законодательной. Завершившийся первый этап приватизации, Госдумой был оценен негативно, как провальный, проведённый с нарушениями законодательства, вследствие чего государство не получило ожидаемых сумм, а его огромная собственность оказалась проданной за бесценок частным лицам. Во всём этом Госдума увидела одну из главных причин катастрофического состояния в социально-экономической сфере.

   Положение в экономике, особенно в сфере финансов, оставалось сложным. В октябре 1994 г.курс рубля упал.

В коридорах власти и СМИ обсуждались крайние варианты – введение чрезвычайного положения в стране, реставрация монархии и т.д.

Оппозиция убедилась в неэффективности воздействия на политический курс через представительные органы власти, все свои надежды она связывала с предстоящими в 1995-1996 гг. выборами новой Госдумы и президента.

К началу 1995 г. в очередной раз обещанный сдвиг в сфере экономики так и не наступил, вызывая в обществе всё большее социальное напряжение.

Президент – правительство – Госдума; среди них завязалась сложная борьба с попыткой Госдумы выразить недоверие правительству, против чего выступил президент. В итоге Госдума так и не вынесла своё недоверие правительству. Попытка фракции КПРФ в Госдуме начать процедуру импичмента президента, вменяя ему расстрел Дома Советов, организацию войны в Чечне, провал внешней политики, успеха не имела.

В политической жизни на первом месте стояли предстоящие выборы в Госдуму. В Госдуме проявилась попытка создать два политических блока: правого, во главе с Черномырдиным и левоцентристского, во главе с Рыбкиным.

Правительственный блок Черномырдина был создан и оформлен в политическое движение «Наш дом – Россия». Выход премьера на арену публичной политики дал повод громко заговорить о нём, как о кандидате на пост президента от «партии власти». С блоком Рыбкина дела обстояли скромней. Мелкие партии и движения центристской ориентации то давали согласие войти в блок, то пересматривали свои решения. В итоге блок как серьёзная политическая сила так и не состоялся, потерпев на выборах удручающее положение.

В 1995г. наметились изменения в соотношении сил и влиянии партий. До этого бесспорное лидерство сохраняла ЛДПР, которая в 1994г. упрочила свой авторитет, избрав на пост вождя партии Жириновского. В 1995г. в политическое пространство, занятое ЛДПР, вторглось новое объединение – Конгресс русских общин (КРО), попытавшийся облечь национализм в цивилизованные и просвещённые формы, во главе с Д.Рогозиным. По мере развёртывания кампании по выборам к КРО присоединились Союз российских товаропроизводителей во главе с С.Глазьевым, Социалистическая партия трудящихся и ряд других организаций.

Выборы были назначены на 17 декабря 1995 г. В ходе предвыборной кампании  выявилось многоцветье российского политического спектра, который уже не укладывался в привычную схему «правых» и «левых». Но крупное разделение на два центра всё же сохранилось, но имело уже другой критерий: проправительственные силы и оппозиционные.

Проправительственные силы были представлены движением «Наш дом – Россия», «Выбор России» под предводительством Гайдара, «Женщины России» и другие мелкие политические образования.

Информация о работе Политическая ситуация в России