Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 13:02, реферат
Среди множества тем отечественной истории, требующих более основательного освещения, а где-то и переосмысления, далеко не последнее место занимает проблематика правоохранительных органов и политической полиции. Как известно, органы эти накладывали исключительно серьезный отпечаток на общественно-политическую жизнь страны
Введение 3
1) Опричнина – прообраз политической полиции. 5
2) Приображенский приказ 7
4) Канцелярия тайных розыскных дел 13
5) Тайная экспедиция Сената 15
6) Особый отдел Департамента полиции 18
Заключение 22
Список литературы 24
Оглавление
Введение 3
1) Опричнина – прообраз политической полиции. 5
2) Приображенский приказ 7
4) Канцелярия тайных розыскных дел 13
5) Тайная экспедиция Сената 15
6) Особый отдел Департамента полиции 18
Заключение 22
Список
литературы 24
Среди множества тем отечественной истории, требующих более основательного освещения, а где-то и переосмысления, далеко не последнее место занимает проблематика правоохранительных органов и политической полиции. Как известно, органы эти накладывали исключительно серьезный отпечаток на общественно-политическую жизнь страны.
Возникновение политического сыска и создание политической полиции является законным следствием политической борьбы, происходившей в России на протяжении всего процесса возникновения и развития самодержавия, вплоть до его падения в1917 г.
Актуальность проблемы обусловлена рядом факторов. Во-первых, особой ролью политической полиции царской России в системе государственной власти. Органы государственной безопасности России являлись проводником политики самодержавия, занимались охраной общественного порядка, пресекали нарушения законов. Во-вторых, малой степенью изученности данных органов на местах. В-третьих, слабой пропагандой опыта дореволюционной полиции в системе управления современной России, необходимостью сопоставлять и привлекать данный опыт с целью усовершенствования работы современных российских служб безопасности.
В
последнее время в
Несмотря
на большое количество и популярных,
и специальных работ по истории
политического сыска
Изучение
данного вопроса затрудняется и
тем, что в современной
В
своей работе я постараюсь осветить
все вопросы, касающиеся становления
политической полиции, ее структуры
и развития.
За точку отсчета начала
Основная задача власти в начале XVIII в. сводилась к укреплению государственного аппарата. В процессе реорганизации органов центрального управления в 90–х гг. XVII в. возник Преображенский приказ. В монографии Н. Б. Голиковой, посвященной истории становления Приказа как органа следствия и суда по политическим преступлениям, само учреждение было охарактеризовано как переходное явление от приказного управления к коллегиальному. Анализ судебной практики Приказа позволил сделать вывод о том, что розыскной процесс по «слову и делу» начала XVIII в. отличался от утвержденного Соборным уложением (1649).
Петр I четко определил судебную деятельность Приказа, передав в его ведомство исключительное право расследования политических преступлений. Мера эта была вызвана резким осложнением политической обстановки в стране. Находясь в Вене в 1698 г., царь получил из России известие о заговоре против него и проводившихся им государственных преобразований. После подавления восстания Петр укрепился в мысли, что России нужно не просто административное ведомство, а центральный орган политического сыска, в котором велись бы все дела по политическим преступлениям. Во главе нового учреждения был поставлен кн. Ф. Ю. Ромодановский. Под контроль Преображенского приказа попало боярство и духовенство, стрельцы и посадские люди, дворяне и солдаты, крестьяне и кабальные холопы, гулящие люди, казаки и даже иностранцы.
С 1697 г. в Приказе стал производиться систематический отбор изветов. Необходимость проведения этой работы вызывалась тем, что состав преступлений по «государеву слову и делу» не был точно установлен. В народе «государевым делом» считалось все, что должно было интересовать царя, а поэтому в приказные избы и в центральные приказы поступала чрезвычайно пестрая масса изветов3. Для судей старой системы неточность законодательства была даже удобной, так как это позволяло им самим определять характер многих судебных дел. Но с тех пор, как все политические дела стали предметом ведения только одного учреждения, стала необходимой их точная квалификация, иначе Приказ мог оказаться заваленным посторонними для него делами и не смог бы выполнять своих прямых обязанностей. Постепенно в практике Преображенского приказа стали применяться репрессивные меры в отношении лиц, чьи доносы не соответствовали официальному толкованию понятия «слово и дело». Изветчиков начинают подвергать наказанию не только в тех случаях, когда выяснялось, что извет ложный, но и тогда, когда изветчик самочинно расширял круг «государевых дел» и обращался не по адресу.
Передача
в ведение Преображенского
Значение
указа 1702 г. было велико: во-первых, он закрепил
и узаконил практику прямого общения
Преображенского приказа с
Сохранив практику «слова и дела», Петр I упорядочил ее применение. 25 января 1715 г. был издан указ «О нечинении доносов, о подметных письмах и о сожигании оных при свидетелях на месте». Перечень преступлений, по которым следовало сообщать лично государю, был сокращен до трех пунктов: 1) о злом умысле против особы государя, 2) о бунте, 3) о похищении казны. Подданные получили право, иногда перераставшее в обязанность, – доносить. В январе 1718 г. царь уточнил, что будет принимать сообщения только по первым двум пунктам. По указу Синода 1722 г. священники также были обязаны сообщать властям о намерениях исповедавшегося совершить «измену или бунт». Таким образом, власть охраняла свои интересы, не считаясь с моралью.
Сам Петр принимал деятельное участие в работе сыскного ведомства, часто выступая в роли судьи. Интерес, проявляемый царем к политическим процессам, его постоянные приезды вПреображенский приказ способствовали распространению слухов, что он не только присутствовал при допросах, но и лично пытал и казнил обвиненных. Считая смертную казнь в ряде случаев единственной достойной мерой возмездия, Петр, однако, стремился сузить границы ее применения. Он полагал, что суд должен преследовать не только карательные и устрашающие, но и исправительные цели, а преступников, чье преступление не вышло за определенные пределы, можно использовать в государственных интересах как рабочую силу.
Стремление Петра I ограничить применение казни сказалось и на его отношении к ложным изветам. В 1700 г. из девяти смертных приговоров, вынесенных крестьянам и кабальным холопам за ложные доносы, царем был утвержден только один. Однако казнь за клевету не исчезает. Так, в 1728 г. дьячок Иван Гурьев, ожидавший в тюрьме отправки на каторгу, донес на своего сокамерника-дьякона и предъявил письмо, якобы выпавшее из его одежды. Следствие установило, что дьячок попросил соседа написать несколько нейтральных слов на листе бумаги, после чего сам добавил «возмутительные» слова. За то, что Гурьев явился по сути автором «возмутительного письма» и «желал тем воровским умыслом привесть постороннего невинно к смертной казни… казнить смертью – четвертовать»5.
3) Тайная канцелярия
Петр, в своем желании построить регулярное государство, избрал самый жесткий и бескомпромиссный вариант реформирования всех сфер жизни общества, что породило оппозицию и в царской семье. Сын его от первого брака Алексей в 1716 г. бежал за границу от «ясного и постоянного тиранства отца». Для розыска по делу наследника царь создал новое учреждение – Тайную канцелярию. Следствие было поручено П. А. Толстому, обманом вернувшему царевича на родину, поэтому и управление Канцелярией сосредоточилось в его руках. Дело Алексея предписывалось вести в строгой секретности, так, в перехваченном Толстым письме иеромонаха Гедеона Вишневского к Киевскому архиерею, в частности, говорилось: «Его величество Алексей Петрович, отпустив весь двор свой к Москве, поехал с государства… и где обретается, по сие время неизвестно». На что Толстой отправляет Петру I письмо с просьбой: «…изволите приказать того иеромонаха в Москве сыскать и об оном ему сказать, чтоб впредь ни к кому меж себя о таких неприличных им делах не писали, за что могут истязаны быть жестоко»6. С марта по август 1718 г. Тайная канцелярия занималась исключительно этим процессом.
Так как в качестве ведомства политического сыска уже существовал Преображенский приказ, то по окончании расследования Тайную канцелярию должны были бы упразднить, однако 8 августа 1718 г. царь поручает Толстому расследование «адмиралтейского Ревельского дела» о грандиозных хищениях по военно-морскому ведомству в Ревельском порту, затем дело о Якове Орлове, ограбившем губернскую канцелярию Ярославля более чем на 800 р., причем документы по нему поступили в Канцелярию из Преображенского приказа, и т.д. Следствие проводилось секретарем Тайной канцелярии. Во время допросов практиковались пытки. Из собранных материалов составлялись «выписки», они докладывались министрам, которые давали «определение» и выносили приговор. Каждый понедельник Петр приезжал в Петропавловскую крепость, слушал и читал там доклады, ставил резолюции, лично присутствовал на допросах. Он же окончательно утверждал приговор министров, но в отношении некоторых дел до передачи их царю допускалось обжалование в Сенате.
Информация о работе Политический сыск России. История становления и развития