Политика и экономика Руси (9-14 века)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 19:27, реферат

Описание

Феодальный общественный строй в Киевской Руси развился непосредственно из общинного родового строя, минуя развитые рабовладельческие отношения. Ремесло отделялось от сельского хозяйства, возникали и росли города—ремесленные и торговые центры, распадались общины, выделялась богатая, организованная в дружины верхушка — князья, бояре и прочие «нарочитые люди»,—эксплуатирующая закабаленных и зависимых людей. Общество распадалось на классы. Появлялись феодальные отношения, феодальные формы господства и подчинения. Возникло и государство.

Работа состоит из  1 файл

Политика и экономика руси в (9-14в.в).docx

— 89.09 Кб (Скачать документ)

1.Характеристика эпохи  Киевской Руси (9-14 в.в).Периодизация, политика, экономика, культура Киевской  Руси.

Период Киевской Руси — с IX века до второй четверти XIII века, домонгольский, так как конец его определяется нашествием татар.

Феодальный общественный строй  в Киевской Руси развился непосредственно  из общинного родового строя, минуя  развитые рабовладельческие отношения. Ремесло отделялось от сельского  хозяйства, возникали и росли  города—ремесленные и торговые центры, распадались общины, выделялась богатая, организованная в дружины верхушка — князья, бояре и прочие «нарочитые люди»,—эксплуатирующая закабаленных и зависимых людей. Общество распадалось  на классы. Появлялись феодальные отношения, феодальные формы господства и подчинения. Возникло и государство.

Киевское государство, просуществовавшее  почти 3 века, способствовало объединению  восточных славян, развитию общественной жизни и культуры русского народа. В IX—XI веках в Киевской Руси происходило  формирование феодального общества. В этот период совершалось превращение  свободных крестьян-общинников, ранее  плативших дань князьям, в подневольных крестьян, подчиненных власти князей-феодалов. В Киевской Руси возникли и стали  развиваться феодальное государство  и право, политические взгляды господствующего  класса. Важной составной частью феодальной надстройки в конце X—XI веков было христианство.

В Древней Руси сложилась и развилась  богатая материальная и духовная культура. Замечательные произведения древнерусского ремесла, высокий технический  уровень ремесленного производства свидетельствуют о выдающихся успехах  в развитии материальной культуры Древней  Руси. Значительное развитие получило устное народное творчество—древнерусские былины и сказания. Уже в X веке на Руси распространялась письменность. Развивалась переписка книг. В  Новгороде археологи нашли грамоты  на бересте, древнейшая из которых относится  к XI веку. Имеются сведения о княжеских  библиотеках и школах при монастырях. Наряду с распространением переводных, преимущественно греческих, сочинений, были созданы оригинальные литературные и исторические произведения. Замечательные  произведения зодчества были созданы  древнерусскими мастерами. Высокого для  того времени уровня достигли живопись и прикладное искусство.

Богатая и могущественная Киевская Русь была государством высокой и  самобытной культуры, свободной благодаря  разносторонним международным связям от национальной замкнутости и ограниченности.

В X веке Новгородско-Кневское государство  было самым сильным и наиболее культурным на материке Европы. Оно  поддерживало связи с Византией, Багдадом, Хорезмом, Индией, Китаем, Скандинавией. Особенно частыми и тесными были сношения Руси с Византией и Скандинавией, но Киевское государство было связано  также с Германией, Чехией, Венгрией, Францией и многими другими государствами.

 

1.Характеристика эпохи  Киевской Руси (9-14 в.в).Периодизация, политика, экономика, культура Киевской  Руси.

Начало русской  культуры лежит в глубоком самостоятельном развитии восточнославянских народностей, начиная с антских племен (VI в.) и походов славянских племен на Византию. Культура, созданная в VI веке антскими племенами, послужила основой для богатой и яркой культуры Киевской Руси. Высокая культура Киевского государства, видное место этого государства в международных отношениях явились итогом многовековой истории славянских племен, существовавших до IX века.

Во второй половине IX в. восточные славяне  объединились в могучее феодальное государство – Киевскую Русь, игравшее выдающуюся роль в политической и  культурной жизни Европы того времени. Киевская Русь включала в себя государства  Славию, которое возникло на Новгородской земле, и Куявию - на Киевской земле. Феодальный общественный строй в  Киевской Руси развился непосредственно  из общинного родового строя, минуя  развитые рабовладельческие отношения. Ремесло отделялось от сельского  хозяйства, возникали и росли  города – ремесленные и торговые центры, распадались общины, выделялась богатая, организованная в дружины  верхушка – князья, бояре, эксплуатирующая  закабаленных и зависимых людей. Общество распалось на классы. Появились  феодальные отношения, феодальная форма  господства и подчинения. В этот период совершалось превращение  свободных крестьян-общинников, ранее  плативших дань князьям, в подневольных крестьян, подчиненных власти князей-феодалов. В Киевской Руси возникли и стали  развиваться феодальные государство  и право, формировались политические взгляды господствующего класса. Важной составной частью феодальной надстройки в конце X-XI вв. было христианство (988). Введение христианства на Руси исторически  было прогрессивным явлением, способствующим установлению и развитию экономических  и культурных связей Киевской Руси с Византией и другими европейскими государствами. Вместе с христианством, пришедшим на Русь более 1000 лет назад, мы унаследовали высокие духовно-нравственные ценности, которые проявлялись в милосердии, сострадании, в служении ближнему.

Христианство  приняло врачевание под свое непосредственное покровительство. Уже в X веке на Руси распространялась письменность,

развивалась переписка книг. Имеются сведения о княжеских библиотеках и  школах при монастырях. Монастыри  являлись культурными центрами Древней  Руси, средоточием знаний, в том  числе и медицинских. Сюда поступали  античные и раннесредневековые медицинские  рукописи. На славянский язык их переводили монахи (летописец Никон, Нестор и  др.), дополняя их своими знаниями, основанными  на опыте народного врачевания. Наряду с распространением переводных, преимущественно  греческих сочинений, были созданы  оригинальные литературные и исторические произведения. Вместе с христианством  появились замечательные произведения зодчества, живописи и прикладного  искусства. Богатая и могущественная Киевская Русь была государством высокой  и самобытной культуры, свободной  благодаря разносторонним международным  связям, от национальной замкнутости  и ограниченности. В отличие от стран Западной Европы  Киевская Русь не знала влияния схоластики в науке и образовании. А.И.Герцен называл Киевскую Русь «цветущей и ясной Киевской эпохой».

 

 

2.Источники изучения  медицины Киевской Руси

Сведения о деятельности врачей в Киевской Руси содержатся в различных  источниках: летописях, юридических  актах того времени, уставах, других письменных памятниках и памятниках материальной культуры. Медицинские  элементы вводились в систему  русских правовых понятий и юридических  определений: при юридической оценке здоровья человека, телесных повреждений, установлении факта насильственной смерти.

В письменных источниках времени Киевской Руси видно знакомство с применением  растительных лекарств и их действием  на организм. Многие древние рукописи содержат миниатюрные рисунки, которые  образно названы историком «окна, через которые можно видеть исчезнувший  мир Древней Руси».

 

На миниатюрах изображено, как лечили больных, оказывали помощь раненым, как были устроены больницы при монастырях, приведены рисунки лекарственных  трав, медицинских инструментов, протезов. Начиная с XI века в миниатюрах получили отражение общественная, пищевая  и личная гигиена, а также санитария  русского народа.

 

3.Уровень знаний о  строении человеческого тела, о  функциях органов и систем, о  причинах болезней, методах обследования  больного.

Памятники изобразительного искусства  и письменности, исследования археологов показывают, что основные санитарно-гигиенические  навыки русского народа стояли на значительной для того времени высоте. Наши предки еще на заре их истории имели правильные представления в области санитарии  и гигиены— общественной, пищевой  и личной. Для времени Киевско-Новгородского  государства характерно наличие  у восточных славян определенного  уровня санитарной культуры.

Специальных медицинских книг со времен  Киевской Руси до нас не дошло, но их существование весьма вероятно, об этом говорят биологические и  медицинские вопросы в книгах общего содержания. В «Шестодневе», например, содержится описание строения человеческого тела и функций  его органов: описаны легкие («плюще»), бронхи («пролуки»), сердце, печень («естра»), селезенка (слезна»).

 

4.Методы лечения, уровень  развития фармакологии.

В летописи Нестора (XI в.) содержится первое письменное упоминание о русской  паровой бане, целебная сила которой  была известна на Руси с самых древних  времен. Издавна в ней здесь  лечили простуду, болезни суставов и кожные заболевания, вправляли  вывихи, делали кровопускания и «накладывали горшки» — прообразы современных  лечебных банок.

Народ лечился у знахарей, «ведунов», «бабок», чаще всего прибегая к «заговорам»  и «нашептываниям». В этот период широко стали использоваться такие  лекарственные средства, как шиповник, валериановый и солодковый корень, сабур. На Руси процветала хирургия как  важнейшая отрасль практического  врачевания. Потребность в хирургии была вызвана частыми войнами  и бытовыми травмами. Возникновение  анатомии на Руси, как и в других странах, было связано в первую очередь  с потребностью оказания врачебной  помощи при травмах и ранениях, полученных на войне. При описании хирургических  операций и действия оружия применялись  сходные термины: «разрезание тканей», «распластание телес».

Городские лекари содержали лавки  для продажи лекарств. Лекарства  в основном были растительного происхождения; с лечебными целями использовались десятки видов растений. Археологические  находки показывают, что русская  земля изобиловала лекарственными растениями и давала богатый выбор  для лечебного применения. Это  обстоятельство отмечали западно-европейские  писатели. Применялись такие растения, которых не знали в Западной Европе.

 

5.Уровень знаний о  профилактике заболеваний, взгляды  на организацию борьбы с эпидемиями.

Традиционные гигиенические правила  славянских племен глубоко укоренились  в быту русского народа. В литературных памятниках Киевской Руси, Древнего Новгорода, Московского государства имеются  подробные гигиенические предписания  по сохранению чистоты тела, содержанию жилищ, по диететике, предохранению  от заразных болезней, о пользе бани. Во врачевании большое внимание уделялось  предупреждению болезней, средствам  «оберегания» от недугов. Уже в X—XI вв. встречаются примеры общественной заботы о здоровье, предохранении  от болезней такими санитарно-гигиеническими методами, как сооружение водопроводов и соблюдение правил общественного  водопользования, проведение карантинных  мер и др.

О высоком уровне развития медицины и медико-санитарного дела в Древней  Руси свидетельствуют данные археологии, памятники письменности, изобразительного и прикладного искусства, устного  народного творчества. Сведения, касающиеся медицинской практики и организации  лечебного дела, содержатся в летописных сводах, сборниках законоположений, церковных документах — патериках  и в литературных памятниках —  житиях, «словах» и других источниках. К древнейшим памятникам русской  медицинской письменности относится  «Изборник Святослава» — своеобразный энциклопедический сборник. В великокняжеском  книгохранилище к концу XI в. накопилось много произведений медицинской  и биологической литературы, переведенных с греческого и сирийского языков, а также написанных по-славянски. В числе этих произведений наиболее значительными были «Физиолог» —  компилятивный трактат из естественнонаучных работ античных авторов, и «Шестоднев»  Иоанна Болгарского.

 

 

6. Организация здравоохранения  и законодательство.

 

 Первые сведения об организации  помощи больным на территории  Киевской Руси (учреждение прибежищ  для больных и инвалидов при  монастырях и церквах) относятся  к 10-11 вв.

В дальнейшем (XII в.) «Русская правда»  Ярослава Мудрого закрепила право  медицинской практики на территории Киевской Руси.

 

7. Состояние медицинского  образования и этико-деонтологические  взгляды в    медицине.

В связи с развитием ремесла  в Киевской Руси X—XIII веков получила дальнейшее развитие народная медицина. В Киеве и Новгороде были врачеватели, т. е. люди, для которых лечение  было профессией. Врачебная профессия  носила ремесленный характер, понималась как особый вид ремесла. Врачеванием  занимались светские люди — мужчины  и женщины, а также духовенство (главным образом монахи в монастырях после принятия христианства). Врачевание считалось почетным занятием: «Врачебное художество и в мирских и в  иноках несть отметно». Многочисленные памятники письменности, дошедшие до нашего времени, подтверждают существование  в феодальной Руси медицинского ремесла  как в массе населения, так  и в монастырях.

В феодальной Руси XI—XVI веков носителями медицинских знаний явились народные врачи ремесленники. Свой практический опыт они передавали из поколения  в поколение, использовали результаты непосредственной наблюдательности и  опыта русского народа, а также  различные способы и приемы врачевания многочисленных племен, входящих в  состав обширного русского государства. Практика врачей-ремесленников оплачивалась и потому была доступна лишь имущим слоям населения.

 

 

 

 

 

 

 

8. Характеристика эпохи  Московского государства.

Со второй половины XIV века происходил процесс национального и экономического объединения Руси вокруг Москвы.

В конце XV века при Иване III создалось  феодальное Московское государство. Экономическое  развитие приняло более быстрые  темпы: оживился внутренний рынок, установились и расширились торговые связи  с Востоком и Западом (в 1553 г. в устье Северной Двины вошло английское судно). К концу XVI века сложилось купеческое сословие: гостиная сотня, суконная сотня. В городах образовались торговые и ремесленные посады. «Изумленная    Европа    в    начале царствования Ивана III едва замечавшая существование Московии, стиснутой между татарами и литовцами, была поражена внезапным появлением на ее восточных границах огромного государства» '. Централизация государственного управления и превращение Московской Руси из национального в многонациональное государство в XVI веке повели к значительному развитию культуры.

С образованием Московского государства, в особенности с начала XVI века, отмечался быстрый прогресс в  развитии врачебного дела. В связи  с ростом и укреплением Московского  государства в XVI и XVII столетиях возникли преобразования и нововведения в  области медицины.

В XVI веке в Московской Руси отмечалось разделение медицинских профессий. Их насчитывалось более десятка: лекари, дохтуры, зелейники, гравники, рудометы (кровопуски), зубоволоки, очные  мастера, костоправы, камнесечцы, повивальные  бабки. Народные врачи и аптекари-травознатцы  практической школы обслуживали  медицинской помощью русский  народ Практика, передаваемая веками, травники, лечебники были их наукой. Зелейники лечили болезни травами, кореньями и другими снадобьями. Лекари имели лавки в торговых рядах, где продавали собираемые травы, семена, цветы, коренья и привозные  лекарственные средства. Собственники подобных лавок изучали качество и целебную силу материалов, которыми они торговали. Владельцы лавок  — врачи-ремесленники и травознатцы  в подавляющем большинстве были русские.

Информация о работе Политика и экономика Руси (9-14 века)