Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 19:27, реферат
Феодальный общественный строй в Киевской Руси развился непосредственно из общинного родового строя, минуя развитые рабовладельческие отношения. Ремесло отделялось от сельского хозяйства, возникали и росли города—ремесленные и торговые центры, распадались общины, выделялась богатая, организованная в дружины верхушка — князья, бояре и прочие «нарочитые люди»,—эксплуатирующая закабаленных и зависимых людей. Общество распадалось на классы. Появлялись феодальные отношения, феодальные формы господства и подчинения. Возникло и государство.
1.Характеристика эпохи Киевской Руси (9-14 в.в).Периодизация, политика, экономика, культура Киевской Руси.
Период Киевской Руси — с IX века до второй четверти XIII века, домонгольский, так как конец его определяется нашествием татар.
Феодальный общественный строй в Киевской Руси развился непосредственно из общинного родового строя, минуя развитые рабовладельческие отношения. Ремесло отделялось от сельского хозяйства, возникали и росли города—ремесленные и торговые центры, распадались общины, выделялась богатая, организованная в дружины верхушка — князья, бояре и прочие «нарочитые люди»,—эксплуатирующая закабаленных и зависимых людей. Общество распадалось на классы. Появлялись феодальные отношения, феодальные формы господства и подчинения. Возникло и государство.
Киевское государство, просуществовавшее почти 3 века, способствовало объединению восточных славян, развитию общественной жизни и культуры русского народа. В IX—XI веках в Киевской Руси происходило формирование феодального общества. В этот период совершалось превращение свободных крестьян-общинников, ранее плативших дань князьям, в подневольных крестьян, подчиненных власти князей-феодалов. В Киевской Руси возникли и стали развиваться феодальное государство и право, политические взгляды господствующего класса. Важной составной частью феодальной надстройки в конце X—XI веков было христианство.
В Древней Руси сложилась и развилась
богатая материальная и духовная
культура. Замечательные произведения
древнерусского ремесла, высокий технический
уровень ремесленного производства
свидетельствуют о выдающихся успехах
в развитии материальной культуры Древней
Руси. Значительное развитие получило
устное народное творчество—древнерусские
былины и сказания. Уже в X веке на
Руси распространялась письменность.
Развивалась переписка книг. В
Новгороде археологи нашли
Богатая и могущественная Киевская Русь была государством высокой и самобытной культуры, свободной благодаря разносторонним международным связям от национальной замкнутости и ограниченности.
В X веке Новгородско-Кневское государство
было самым сильным и наиболее
культурным на материке Европы. Оно
поддерживало связи с Византией,
Багдадом, Хорезмом, Индией, Китаем, Скандинавией.
Особенно частыми и тесными были
сношения Руси с Византией и Скандинавией,
но Киевское государство было связано
также с Германией, Чехией, Венгрией,
Францией и многими другими
1.Характеристика эпохи Киевской Руси (9-14 в.в).Периодизация, политика, экономика, культура Киевской Руси.
Начало русской культуры лежит в глубоком самостоятельном развитии восточнославянских народностей, начиная с антских племен (VI в.) и походов славянских племен на Византию. Культура, созданная в VI веке антскими племенами, послужила основой для богатой и яркой культуры Киевской Руси. Высокая культура Киевского государства, видное место этого государства в международных отношениях явились итогом многовековой истории славянских племен, существовавших до IX века.
Во второй
половине IX в. восточные славяне
объединились в могучее феодальное
государство – Киевскую Русь, игравшее
выдающуюся роль в политической и
культурной жизни Европы того времени.
Киевская Русь включала в себя государства
Славию, которое возникло на Новгородской
земле, и Куявию - на Киевской земле.
Феодальный общественный строй в
Киевской Руси развился непосредственно
из общинного родового строя, минуя
развитые рабовладельческие отношения.
Ремесло отделялось от сельского
хозяйства, возникали и росли
города – ремесленные и торговые
центры, распадались общины, выделялась
богатая, организованная в дружины
верхушка – князья, бояре, эксплуатирующая
закабаленных и зависимых людей.
Общество распалось на классы. Появились
феодальные отношения, феодальная форма
господства и подчинения. В этот
период совершалось превращение
свободных крестьян-общинников, ранее
плативших дань князьям, в подневольных
крестьян, подчиненных власти князей-феодалов.
В Киевской Руси возникли и стали
развиваться феодальные государство
и право, формировались политические
взгляды господствующего
Христианство приняло врачевание под свое непосредственное покровительство. Уже в X веке на Руси распространялась письменность,
развивалась
переписка книг. Имеются сведения
о княжеских библиотеках и
школах при монастырях. Монастыри
являлись культурными центрами Древней
Руси, средоточием знаний, в том
числе и медицинских. Сюда поступали
античные и раннесредневековые медицинские
рукописи. На славянский язык их переводили
монахи (летописец Никон, Нестор и
др.), дополняя их своими знаниями, основанными
на опыте народного врачевания. Наряду
с распространением переводных, преимущественно
греческих сочинений, были созданы
оригинальные литературные и исторические
произведения. Вместе с христианством
появились замечательные
2.Источники изучения медицины Киевской Руси
Сведения о деятельности врачей в Киевской Руси содержатся в различных источниках: летописях, юридических актах того времени, уставах, других письменных памятниках и памятниках материальной культуры. Медицинские элементы вводились в систему русских правовых понятий и юридических определений: при юридической оценке здоровья человека, телесных повреждений, установлении факта насильственной смерти.
В письменных источниках времени Киевской
Руси видно знакомство с применением
растительных лекарств и их действием
на организм. Многие древние рукописи
содержат миниатюрные рисунки, которые
образно названы историком «
На миниатюрах изображено, как лечили
больных, оказывали помощь раненым,
как были устроены больницы при монастырях,
приведены рисунки
3.Уровень знаний о строении человеческого тела, о функциях органов и систем, о причинах болезней, методах обследования больного.
Памятники изобразительного искусства
и письменности, исследования археологов
показывают, что основные санитарно-гигиенические
навыки русского народа стояли на значительной
для того времени высоте. Наши предки
еще на заре их истории имели правильные
представления в области
Специальных медицинских книг со времен Киевской Руси до нас не дошло, но их существование весьма вероятно, об этом говорят биологические и медицинские вопросы в книгах общего содержания. В «Шестодневе», например, содержится описание строения человеческого тела и функций его органов: описаны легкие («плюще»), бронхи («пролуки»), сердце, печень («естра»), селезенка (слезна»).
4.Методы лечения, уровень развития фармакологии.
В летописи Нестора (XI в.) содержится первое
письменное упоминание о русской
паровой бане, целебная сила которой
была известна на Руси с самых древних
времен. Издавна в ней здесь
лечили простуду, болезни суставов
и кожные заболевания, вправляли
вывихи, делали кровопускания и «накладывали
горшки» — прообразы
Народ лечился у знахарей, «ведунов»,
«бабок», чаще всего прибегая к «заговорам»
и «нашептываниям». В этот период
широко стали использоваться такие
лекарственные средства, как шиповник,
валериановый и солодковый корень,
сабур. На Руси процветала хирургия как
важнейшая отрасль
Городские лекари содержали лавки
для продажи лекарств. Лекарства
в основном были растительного происхождения;
с лечебными целями использовались
десятки видов растений. Археологические
находки показывают, что русская
земля изобиловала
5.Уровень знаний о
профилактике заболеваний,
Традиционные гигиенические
О высоком уровне развития медицины
и медико-санитарного дела в Древней
Руси свидетельствуют данные археологии,
памятники письменности, изобразительного
и прикладного искусства, устного
народного творчества. Сведения, касающиеся
медицинской практики и организации
лечебного дела, содержатся в летописных
сводах, сборниках законоположений,
церковных документах — патериках
и в литературных памятниках —
житиях, «словах» и других источниках.
К древнейшим памятникам русской
медицинской письменности относится
«Изборник Святослава» —
6. Организация здравоохранения и законодательство.
Первые сведения об
В дальнейшем (XII в.) «Русская правда» Ярослава Мудрого закрепила право медицинской практики на территории Киевской Руси.
7. Состояние медицинского
образования и этико-
В связи с развитием ремесла в Киевской Руси X—XIII веков получила дальнейшее развитие народная медицина. В Киеве и Новгороде были врачеватели, т. е. люди, для которых лечение было профессией. Врачебная профессия носила ремесленный характер, понималась как особый вид ремесла. Врачеванием занимались светские люди — мужчины и женщины, а также духовенство (главным образом монахи в монастырях после принятия христианства). Врачевание считалось почетным занятием: «Врачебное художество и в мирских и в иноках несть отметно». Многочисленные памятники письменности, дошедшие до нашего времени, подтверждают существование в феодальной Руси медицинского ремесла как в массе населения, так и в монастырях.
В феодальной Руси XI—XVI веков носителями
медицинских знаний явились народные
врачи ремесленники. Свой практический
опыт они передавали из поколения
в поколение, использовали результаты
непосредственной наблюдательности и
опыта русского народа, а также
различные способы и приемы врачевания
многочисленных племен, входящих в
состав обширного русского государства.
Практика врачей-ремесленников
8. Характеристика эпохи Московского государства.
Со второй половины XIV века происходил
процесс национального и
В конце XV века при Иване III создалось феодальное Московское государство. Экономическое развитие приняло более быстрые темпы: оживился внутренний рынок, установились и расширились торговые связи с Востоком и Западом (в 1553 г. в устье Северной Двины вошло английское судно). К концу XVI века сложилось купеческое сословие: гостиная сотня, суконная сотня. В городах образовались торговые и ремесленные посады. «Изумленная Европа в начале царствования Ивана III едва замечавшая существование Московии, стиснутой между татарами и литовцами, была поражена внезапным появлением на ее восточных границах огромного государства» '. Централизация государственного управления и превращение Московской Руси из национального в многонациональное государство в XVI веке повели к значительному развитию культуры.
С образованием Московского государства, в особенности с начала XVI века, отмечался быстрый прогресс в развитии врачебного дела. В связи с ростом и укреплением Московского государства в XVI и XVII столетиях возникли преобразования и нововведения в области медицины.
В XVI веке в Московской Руси отмечалось
разделение медицинских профессий.
Их насчитывалось более десятка:
лекари, дохтуры, зелейники, гравники,
рудометы (кровопуски), зубоволоки, очные
мастера, костоправы, камнесечцы, повивальные
бабки. Народные врачи и аптекари-травознатцы
практической школы обслуживали
медицинской помощью русский
народ Практика, передаваемая веками,
травники, лечебники были их наукой.
Зелейники лечили болезни травами,
кореньями и другими