Политика и экономика Руси (9-14 века)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 19:27, реферат

Описание

Феодальный общественный строй в Киевской Руси развился непосредственно из общинного родового строя, минуя развитые рабовладельческие отношения. Ремесло отделялось от сельского хозяйства, возникали и росли города—ремесленные и торговые центры, распадались общины, выделялась богатая, организованная в дружины верхушка — князья, бояре и прочие «нарочитые люди»,—эксплуатирующая закабаленных и зависимых людей. Общество распадалось на классы. Появлялись феодальные отношения, феодальные формы господства и подчинения. Возникло и государство.

Работа состоит из  1 файл

Политика и экономика руси в (9-14в.в).docx

— 89.09 Кб (Скачать документ)

Лекарей было немного и жили они  в городах. Имеется много свидетельств о деятельности врачей-ремесленников  в Москве, Новгороде, Ннж-нем-Новгороде  и др. Оплата за врачевание производилась  в зависимости от участия лекаря, осведомленности его и затраты  лекарства. Услугами зрачей пользовались в первую очередь состоятельные  слои городского населения. Крестьянская беднота, отягощенная феодальными  повинностями, не могла оплачивать дорогие услуги врача и прибегала  к источникам более примитивной  медицинской помощи.

Учреждения аптечного типа в XVI веке были в разных городах Московского  государства. Дошедшие до нашего времени  так называемые писцовые книги, представляющие собой перепись домовладений в городах  в целях установления оброка, дают точные сведения (имена, адреса и характер деятельности) о русских лекарях XVI и XVII веков. По этим данным, в Новгороде  в 1583 г. было шесть лекарей, один доктор и одна лекарица, в Пскове в 1585—1588 гг. — три зелейника. Имеются сведения о зелейных рядах и лавках в Москве, Серпухове, Коломне и других городах.

 

 

8. Характеристика эпохи  Московского государства (15-16 в)

Со второй половины XIV века происходил процесс национального  и экономического объединения Руси вокруг Москвы. В конце XV века при  Иване III создалось феодальное Московское государство. Экономическое развитие приняло более быстрые темпы: оживился внутренний рынок, установились и расширились торговые связи  с Востоком и Западом (в 1553 г. в  устье Северной Двины вошло английское судно). К концу XVI века сложилось  купеческое сословие: гостиная сотня, суконная сотня. В городах образовались торговые и ремесленные посады. «Изумленная    Европа    в    начале царствования Ивана III едва замечавшая существование Московии, стиснутой между татарами и литовцами, была поражена внезапным появлением на ее восточных границах огромного государства» '. Централизация государственного управления и превращение Московской Руси из национального в многонациональное государство в XVI веке повели к значительному развитию культуры.

С образованием Московского  государства, в особенности с  начала XVI века, отмечался быстрый  прогресс в развитии врачебного дела. В связи с ростом и укреплением  Московского государства в XVI и XVII столетиях возникли преобразования и нововведения в области медицины.

 

 

 

 

9. Источники изучения  истории медицины Московского  государства.

Летописи раннего периода дают представление о том, как лечили раненых и больных. Многочисленные свидетельства и миниатюры в  рукописных памятниках показывают, как  в XI—XIV вв. на Руси переносили больных  и раненых на носилках, перевозили на вьючных носилках и в повозках. Уход за пострадавшим и больным был  широко распространен на Руси. Попечительства существовали при церквах и по кварталам городов. Монгольское  нашествие затормозило медицинское  попечение со стороны народа и  государства. Со второй половины XIV века медицинское попечение стало  приобретать прежнее покровительство  со стороны государства и народа. Это было следствием крупных хозяйственно-политических успехов в стране: усиление Московского  княжества, подчинение ему других феодальных уделов, расширение территории, увеличение торговли и ремесла. Куликовская  битва 1380 г. Медицинское попечительство заключалось в организации приютов  и богаделен для увечных, калек  и других хронически больных.

Богадельни в Московской Руси содержались главным образом  самим населением, роль церкви была меньше, чем в Западной Европе. Каждые 53 двора в селе и городе содержали  на своем иждивении богадельню для  обитания недужных и старых: известны богадельни в Новгороде, Коломне.Для  оказания помощи в порядке благотворительности  богадельню юсещали лекарь и кровопуск. Сохранившим трудоспособность предоставилась возможность работать, для чего богадельням  выделялась земля для обработки.

Богадельни оказывали населению  медицинскую помощь и были связующим  звеном между населением и монастырскими  больницами. Городские богадельни имели  своеобразные приемные покои «лавки». Сюда поступали больные для оказания помощи и сюда же доставляли умершего для предания погребению.

 

 

10. Уровень знаний о  строении человеческого тела, функциях  органов и систем, о причинах болезней и методах обследования больного .

В XVI и особенно в XVII веке в Московской Руси получили широкое распространение  рукописные книги медицинского содержания: травники, лечебники, «вертограды», «аптеки». До нашего времени сохранилось более 200 таких рукописных медицинских  книг.

Некоторые книги явились переводами древних античных медицинских сочинений (Гиппократа, Аристотеля, Галена). Так, в начале XV века игумен Белозерского монастыря Кирилл перевел с латинского языка на русский комментарии  Галена на сочинения Гиппократа под  названием «Галиново на Ипократа». Этот перевод существовал в списках  во многих монастырях. В 1612—1613 гг. по этой книге в Троицко-Сергиевской лавре  лечили раненых и больных во время  осады лавры польскими интервентами. Назначением «Травников» было распространение  медицинских знаний среди грамотных  людей: духовенства, правящих кругов и  среди медиков. Они использовались не только для лечения, но и в качестве учебников.

Некоторые исследователи (Л. Ф. Змеев) считали, что русские медицинские  рукописи являются подражанием Востоку  и Западу. Более внимательиое изучение богатого рукописного медицинского наследства, сличение русских рукописей  с оригиналами, послужившими для  перевода, показали, что русские  медицинские рукописи во многих случаях  являются продуктом самобытного  творчества. При переводе иностранных  лечебников в них вносились значительные изменения с учетом опыта русской  медицинской практики. Русские переводчики  существенно изменяли текст оригинала: переставляли части текста, сопровождали перевод своими комментариями, приводили  местные названия лекарственных  растений, указывали их распространение  в нашей стране, добавляли целые  главы, посвященные растениям, встречающимся  на Руси. Долгое время считался переводным с польского печатного издания 1534 г. лечебник Стефана Фалимиржа. Исследования отечественных и польских ученых показали, что послужившая материалом для перевода и издания в Кракове  в 1534 г. на польском языке книга «О травах и их действии» написана выходцем из Руси врачом Стефаном Фалимиржом, служившим  у польских феодалов. Книга была составлена по нескольким русским рукописным травникам и лечебникам XVI века; в  ней автор отразил опыт лекарей  Московской Руси и во многих местах писал: «у нас на Руси».

Польский ученый врач и  историк Матвей из Мехова в своем  «Трактате о двух Сарматиях» в  начале XVI века писал: «Изобилует Русь многими травами и кореньями, в других местах не виданными». Итальянский  историк Иовнй Павел Новокомекий в своей «Книге о посольстве Василия, великого государя Московского к папе Клименту VII» в 1525 г. отмечал широкое использование лекарственных растений в русском народном быту.

К XV веку в руках лекарей  и народных ботаников — травознатцев — накопилось известное количество внутренних и наружных лекарств, что  подготовило появление рукописных руководств по лекарствоведению и терапии, т. е. травников и лечебников. Распространенные в Западной Европе в качестве пособий  по медицине, они в разное время  после своего издания проникали  в Россию. Русское лекарствоведение, чуждое западноевропейской схоластике, опиралось в основном на практику. Русская медицина XVII века проявляла  большой интерес к лекарственным  растениям своей страны. Инициатива Аптекарского приказа привела к  расширению круга известных лекарственных  растений. Русское аптечное дело в XVII веке не зависело от иноземного рынка. В XVI—XVII веках лекарственные растения продавались в Москве в семенном, зелейном и овощном рядах в  Китай-городе и Белом городе. В  некоторых зелейных лавках продавались  также готовые лекарства. Аптекарский  приказ тщательно следил, чтобы от проданных лекарств в зелейных лавках «в аптеке государевой казне порухи не учинить». С зелейных лавок государство  собирало оброк, как с заведений  торгового характера.

Лекарственные средства растительного  происхождения составляли основную часть лечебного арсенала. Лекарственными растениями, произраставшими в России, интересовались иностранцы. В 1618 г. английский ботаник Традескант был направлен  в Россию под видом частного лица. , Традескант нашел в России чемерицу, черемуху и другие лекарственные 1 растения, узнал о применении морошки как  средства против цинги, об I употреблении березового сока, брусники, черники  и ряда других лекарственных растений. Из России Традескант вывез много  семян трав, кустарников и черенки  деревьев и использовал их при  основании в Лондоне знаменитого  ботанического сада.

Русская медицина в Московском государстве в своем лекарствоведении не избегла и мистицизма. Мистическая  сила вкладывалась в драгоценные  камни, которым приписывались способность  лечить болезни.

 

 

 

11.Методы лечения, уровень развития фармакологии.

В XVI веке в Московской Руси отмечалось разделение медицинских  профессий. Их насчитывалось более  десятка: лекари, дохтуры, зелейники, гравники, рудометы (кровопуски), зубоволоки, очные  мастера, костоправы, камнесечцы, повивальные  бабки. Народные врачи и аптекари-травознатцы  практической школы обслуживали  медицинской помощью русский  народ Практика, передаваемая веками, травники, лечебники были их наукой. Зелейники лечили болезни травами, кореньями и другими снадобьями. Лекари имели лавки в торговых рядах, где продавали собираемые травы, семена, цветы, коренья и привозные  лекарственные средства. Собственники подобных лавок изучали качество и целебную силу материалов, которыми они торговали. Владельцы лавок  — врачи-ремесленники и травознатцы  в подавляющем большинстве были русские.

Лекарей было немного и  жили они в городах. Имеется много  свидетельств о деятельности врачей-ремесленников  в Москве, Новгороде, Ннж-нем-Новгороде  и др. Оплата за врачевание производилась  в зависимости от участия лекаря, осведомленности его и затраты  лекарства. Услугами зрачей пользовались в первую очередь состоятельные  слои городского населения. Крестьянская беднота, отягощенная феодальными  повинностями, не могла оплачивать дорогие услуги врача и прибегала  к источникам более примитивной  медицинской помощи.

Учреждения аптечного  типа в XVI веке были в разных городах  Московского государства. Дошедшие до нашего времени так называемые писцовые книги, представляющие собой  перепись домовладений в городах  в целях установления оброка, дают точные сведения (имена, адреса и характер деятельности) о русских лекарях XVI и XVII веков. По этим данным, в Новгороде  в 1583 г. было шесть лекарей, один доктор и одна лекарица, в Пскове в 1585—1588 гг. — три зелейника. Имеются сведения о зелейных рядах и лавках в  Москве, Серпухове, Коломне и других городах.

 

 

 

 

 

 

 

12.Уровень знания о  профилактике, взгляды на организацию  борьбы с эпидемиями.

Летописи дают материал о  противоэпидемических мероприятиях, применявшихся  в Московской Руси: отделение больных  от здоровых, оцепление очагов заразы, выжигание зараженных домов и  кварталов, погребение умерших вдали  от жилья, заставы, костры на дорогах. Это  показывает, что уже в то время  у народа имелось представление  о передаче заразных болезней и о  возможности уничтожения, обезвреживания заразы.

Во время  эпидемии чумы 1521 г. в г. Пскове князь  Михаиле Кислица «велел... улицу  Петровскую заперети с обою концов».

В конце XVI —  начале XVII в. карантинные меры стали  приобретать государственный характер. С 1654 по 1665 г. в России было издано более 10 царских указов «о предосторожности от морового поветрия». Во время чумы 1654—55 гг. на дорогах были установлены  заставы и засеки, через которые  никого не разрешалось пропускать под  страхом смертной казни, невзирая на чины и звания. Все зараженные предметы сжигались на кострах. .Письма по пути их следования многократно переписывали, а подлинники сжигали. Деньги перемывали в уксусе. Умерших погребали за чертой города. Священникам под страхом  смертной казни запрещалось отпевать умерших. Лечцов к заразным не допускали. Если же кто-либо из них случайно посещал  «прилипчивого» больного, он был обязан известить об этом самого государя и сидеть дома «впредь до царского разрешения».

Прекращались  ввоз и вывоз всех товаров, а также  работы на полях. Все это вело к  неурожаям и голоду, который всегда шел вслед за эпидемией. Появлялись цинга и другие болезни, которые  вместе с голодом давали новую  волну смертности.

Медицина  того времени была бессильна перед  эпидемиями, и тем большее значение имела система государственных  карантинных мероприятий, разработанная  в то время в Московском государстве. Важное значение в борьбе- с эпидемиями имело создание Аптекарского приказа.

Аптекарский приказ — первое государственное  медицинское учреждение в России — был основан около 1620 г.

 

13. организация здравоохранения  в Московском государстве, законодательные  акты, регулирующее оказание медицинской  и лекарственной помощи.

Под влиянием войн, экономических  и общеполитических условий созрело  сознание необходимости государственной  организации медицинского Дела, что  и было проведено в конце XVI столетия в правление Ивана IV ив особенности  в середине XVII века в правление  Алексея Михайловича. Начало государственной  организации здравоохранения в  Московском государстве было положено учреждением при Иване IV в конце XVI века 104

Аптекарской палаты, переименованной  в XVII веке в Аптекарский приказ. В  то время как в странах Западной Европы медицинское дело находилось целиком в ведении монастырей и других религиозных установлений, в Московском государстве XVII века управление всеми медицинскими делами было поручено светскому органу — Аптекарскому приказу. Аптекарский приказ, наряду с другими приказами (Посольский, Большая Казна, Иноземский, Сибирский, Стрелецкий и т. д.) представлял собой  часть государственного аппарата Московской Руси и существовал в течение  всего XVII века.

Функции Аптекарского приказа  постепенно усложнялись и расширялись. Аптекарский приказ был обязан наблюдать  за аптеками, за врачами, за призрением больных и «прилагать старание о  всеобщем здравии сограждан, о воспрепятствии распространению   прилипчивых   болезней».

Аптекарский приказ ведал  царской аптекой, сбором и разведением  лекарственных растений, покупкой их в других странах, наблюдал за придворными  врачами, обслуживающими царскую семью  и приближенных к царю бояр, контролировал  врачевание, приглашение иностранных  врачей, проверял знания этих врачей при  поступлении на русскую службу, назначал врачей в полки, обеспечивал полковые аптеки (Медикаментами и проводил судебномедицинскую экспертизу («отчего  смерть приключилась») и вообще врачебную  экспертизу.

Аптекарский приказ осуществлял  собирание дикорастущих лекарственных  растений в различных частях страны. В его ведении находились сборщики лекарственных растений—помясы. Списки растений, подлежащих сбору, составлялись Аптекарским приказом. Руководили помясами при сборе лекари и лекарские  ученики. Лекарственные растения разводились  «знатцами» для продажи Аптекарскому приказу, лучшие «знатцы» включались в  списки служащих Аптекарского приказа.

Информация о работе Политика и экономика Руси (9-14 века)