Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 19:44, реферат
Лев Иосифович Петражицкий родился в 1867 г. в польской дворянской семье, в Витебской губернии. Первоначально Л.И. Петражицкий учился на медицинском факультете Киевского университета, затем перешел на юридический. Обучение на медицинском факультете и повлияло на его предпочтения в дальнейшем в сфере юридических исследований.
Л.И. Петражицкий отличался выдающимися способностями. Так, обучаясь на юридическом факультете, он перевел "Пандекты" Барона, которые стали своего рода учебником для ряда поколений студентов-юристов.
В освещении правовых явлений и самой природы права Л.И. Петражицкий в методологическом и философском отношении следовал началам позитивной философии, но при этом проявил большую самостоятельность и оригинальность.
В
решении проблемы соотношения морали
и права стремился отойти от конфронтации
либералов и консерваторов, с
одной стороны, и методологических
разногласий теоретиков права и
философов права - с другой. Ученый
не отрицал значение культурной традиции,
но вместе с тем поддерживал либеральную
идею автономии права от государства.
Он стремился рассматривать право
в связи с развитием культуры
в целом для того, чтобы создать
такую теорию права, которая могла
бы стать методологической основой
как профессиональной юриспруденции,
так и правосознания
Элементы психики
В начале своего труда «Теория права и государства в связи с теорией нравственности» Л.И. Петражицкий обращается к исследованию элементов психики и предлагает положить в основу психологии и других наук, касающихся психических явлений (наук о праве, о государстве, о нравственности и т. д.) вместо тройственного деления элементов психической жизни: на познание, чувство, волю деление на:
1) двусторонние, пассивно-активные переживания – эмоции (или, как он их еще называет, импульсии);
2) односторонние переживания, распадающиеся в свою очередь на
а) односторонне-пассивные: познавательные и чувственные переживания,
б) односторонне-активные: волевые переживания.
При этом Л.И. Петражицкий отводит эмоциям (импульсиям) в жизни животных и человека роль «главных и руководящих психических факторов приспособления к условиям жизни»7. Односторонние же элементы психической жизни (познание, чувство, воля) играют лишь вспомогательную, подчиненную и служебную роль. Как отмечает правовед, именно эмоции побуждают человека к совершению внешних телодвижений и иным действий (напр., к умственной работе и иным т. н. внутренним действиям).
В целях установления научной теории поведения людей и животных Л.И. Петражицкий предлагает различать два класса эмоций:
1) Специальные эмоции (специальные импульсии), которые имеют тенденцию превращать организм (индивидуальный психофизический аппарат, вообще годный для производства многих и весьма различных действий) на время в аппарат, специально приноровленный к исполнению определенной биологической функции и действующий в этом направлении, т. е. вызывать соответственные движения (сокращения мускулов) и бесчисленные вспомогательные физиологические и психические (интеллектуальные, волевые и чувственные) процессы.
В
качестве примера действия таких
эмоций автор приводит следующий: так,
голод-аппетит приводит к появлению
представлений и мыслей, касающихся
пищи и еды, чем сильнее голод,
доходящих до бреда и галлюцинаций;
вытеснению прочих интеллектуальных,
эмоциональных и волевых
2) Абстрактные или бланкетные эмоции имеются на ряду со специальными эмоциями в нашей психике и играют весьма важную роль в жизни. Такие эмоции могут служить побуждением к любому поведению, а именно, они побуждают к тем действиям, представления о которых переживаются в связи с ними. Л.И. Петражицкий относит к таким эмоциям эмоции, возбуждаемые обращенными к нам велениями и запретами. Так, резкие приказы и запреты, высказанные строго-внушительным тоном, действуют как электрический ток и приводят к выполнению содержания повелений.
Этические эмоции
Сообщенные
выше общие психологические
Для этого правовед выделяет два класса нормативных переживаний: эстетические эмоции и этические эмоции.
1) Эстетические эмоции переживаются часто не только по адресу разных человеческих поступков, но и по адресу разных иных явлений и предметов, называемых в таких случаях красивыми, прекрасными (при наличности притягательной эстетической эмоции) или некрасивыми, безобразными, гадкими (при наличности отталкивающей эстетической эмоции). Как отмечает Л.И. Петражицкий, именно на сочетаниях разных представлений с этими эмоциями покоятся так называемые правила приличия, правила доброго тона, обращения в обществе, элегантности. Эстетические эмоции восстают против грамматических, стилистических погрешностей в речи.
2) Этические эмоции (эмоции долга, обязанности) представляют для исследования природы нравственности и права гораздо больший интерес. Этические эмоции переживаются человеком и управляют его поведением весьма часто. Но, как и многие другие эмоции, они обыкновенно для субъекта незаметны, не поддаются различению и наблюдению, a во всяком случае ясному и отчетливому познанию.
Л.И. Петражицкий отмечает, что этическим эмоциям присущи следующие свойства:
1.
Этические эмоции отличаются
своеобразным мистическо-
Этот характер этических эмоций, отражается по справедливому замечанию Л.И. Петражицкого в поэзии, мифологии, религии и т. п. в форме представлений о том, что на ряду с нашим я, имеется налицо еще какое то другое существо, противостоящее нашему я и понукающее его к известному поведению, какой-то таинственный голос обращается к нам, говорит нам. К такому голосу можно отнести «совесть».
2.
Этические эмоции переживаются
как внутренняя помеха свободе,
Таких представлений существует несколько категорий:
1.
Представления обстоятельств,
2.
Представления тех индивидов
или классов людей (напр., родителей,
детей и т. п.) или других
существ (напр., государств, городов
и т. п.), от которых требуется
известное поведение —
3.
Представления
Л. И. Петражицкий выделяет два вида этических эмоций: обязанность и норма, которые в свою очередь бывают:
1. нравственные обязанности; 2. правовые или юридические обязанности.
Нравственными обязанностями автор называет такие обязанности, которые считаются свободными по отношению к другим, по которым другим ничего не принадлежит, не причитается со стороны обязанных.
Правовыми или юридическими обязанностями считаются такие обязанности, которые являются несвободными по отношению к другим, закрепленными за другими, по которым то, к чему обязана одна сторона, причитается другой стороне, как нечто ей должное.
Охарактеризованным выше двум видам обязанностей соответствуют две разновидности этических норм (императивов).
Нравственными нормами являются односторонне-обязательные, беспритязательные, чисто императивные нормы, которые устанавливают свободные по отношению к другим обязанности, авторитетно предписывают нам известное поведение, но не дают другим никакого притязания на исполнение, никаких прав. Таковы, например, нормы христианской этики, согласно которой люди обязаны по отношению к ближним к весьма многому и даже трудно исполнимому, но притязаний на исполнение этого со стороны ближних нет и не должно быть.
К правовым или юридическим нормам правовед относит обязательно-притязательные, императивно-аттрибутивные нормы, которые, устанавливая обязанности для одних, закрепляют эти обязанности за другими, дают им права, притязания, так что по этим нормам то, к чему обязаны одни, причитается, следует другим, как нечто им должное, авторитетно им предоставленное, за ними закрепленное.
Понятие права и его отличие от нравственности
Понятие права охватывает с позиции Л.И. Петражицкого:
1)
все правовые нормы - императивно-атрибутивные
нормы (т.н. объективное право)
2)
все правовые обязанности - долги
одних, активно закрепленные
В своем труде правовед много времени уделяет разграничению понятий права и нравственности и выделяет их отличительные признаки:
1)
Нормы права и нормы
2)
В нравственности имеются
3)
Сознание правового долга, т.
е. вместе с тем и права
другого, оказывает более
Неординарные, и в то же время аргументированные идеи общетеоретического значения, выдвинутые Петражицким, объединили группу учеников и последователей, среди которых следует выделить Г.Гинса, Г.Гурвича, П.Сорокина, Н.Тимашева. Представители психологической школы права объясняли возникновение и действие права не социально-экономическими условиями жизни общества, а психологией личности (группы лиц).
Привлекательность и разработанность теории права Петражицкого основана, прежде всего, на позиционировании права как особой разновидности психических переживаний, признании дуализма права, т.е. его деление на право позитивное и право интуитивное (официальное и неофициальное), где в основу последнего положено психическое переживание, как индивидуальное явление человеческой психики, вытекающее из нравственного сознания.
Поскольку
в соответствии с учением Петражицкого,
основу права образует не объективные
условия существования социума,
а индивидуально-психическое
Информация о работе Политико-правовое учение Л.И. Петражицкого