Положение женщины в Древнем Египте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 15:52, курсовая работа

Описание

Цель исследования – анализ положения женщины в Древнем Египте.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач:
1) проанализировать особенности семьи в Древнем Египте;
2) рассмотреть особенности образования и карьеры женщин в Древнем Египте;
4) выявить особенности правового статуса женщин;
5) дать характеристику знаменитым женщинам Древнего Египта.

Содержание

Введение ………………………………………………………………… 3
Глава 1. Семья в Древнем Египте ……………………………………... 5
1.1. Брак в Древнем Египте ………………………………………… 5
1.2. Рождение детей …………………………………………………… 8
1.3. Кровосмесительные браки в Древнем Египте ………………… . 11
Глава 2. Роль женщины в Древнем Египте …………………………… 14
2.1. Одежда и косметика женщин Древнего Египта ……………… . 14
2.2. Образование и карьера. Правовой статус женщин Древнего Египта
………………………………………………………………………... 16
2.3. Женские образы в изобразительном искусстве и в литературе …. 18
2.4. Знаменитые женщины Древнего Египта………………………….. 21
Заключение………………………………………………………………. 25
Список литературы……………………………………………………… 26

Работа состоит из  1 файл

положение женщины в Древнем Египте курсовая (1).doc

— 127.00 Кб (Скачать документ)

 

Содержание

Введение  …………………………………………………………………  3                                      

Глава 1.  Семья в Древнем  Египте ……………………………………... 5                                                           

         1.1. Брак в Древнем Египте    …………………………………………     5                                                                  

1.2. Рождение  детей ……………………………………………………     8                                                                                 

1.3. Кровосмесительные  браки в Древнем Египте   ………………… . 11                           

Глава 2. Роль женщины  в Древнем Египте ……………………………  14                                           

2.1.  Одежда  и косметика женщин Древнего  Египта  ……………… .   14                          

2.2. Образование  и карьера. Правовой статус женщин Древнего Египта 

       ………………………………………………………………………... 16   

2.3. Женские образы  в изобразительном искусстве  и в литературе …. 18

2.4. Знаменитые  женщины Древнего Египта…………………………..  21

Заключение………………………………………………………………. 25

Список литературы……………………………………………………… 26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В Древнем Египте семья считалась большой ценностью. Женщины пользовались уважением  в обществе. Они имели право  на имущество, могли обращаться в  суд.

Женщины Египта были более свободны и независимы, чем женщины других стран – не только Древнего Мира, но и Европы: со средневековья до конца XIX века. Однако так называемое «равенство полов» в Древнем Египте отсутствовало - ибо согласно миропорядку, установленному Маат, жизненная сущность мужчин и женщин разная. Мужчины Египта преклонялись перед женщинами, восхищались ими, заботились о них. При этом, естественно, требуя от них внимания и уважения к себе.

Роли женщин в истории Древнего Египта учёные уделяют мало внимания. Даже о таких  великих царицах, как Нефертити, Нефертари или женщина-фараон Хатшепсут практически невозможно найти достаточно полную и объёмную информацию.

В работе рассмотрена жизнь женщин в Древнем Египте с точки зрения социального, правового положения, причастности к политике, религии, искусству.

Объект  исследования – общество Древнего Египта.

Предмет исследования – положение женщины в Древнем Египте.

Цель  исследования – анализ положения женщины в Древнем Египте.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач:

1) проанализировать особенности семьи в Древнем Египте;

2) рассмотреть особенности образования и карьеры женщин в Древнем Египте;

4) выявить особенности правового статуса женщин;

5) дать характеристику знаменитым женщинам Древнего Египта.

 

Методы  исследования:

  • сравнительный;
  • проблемно-хронологический;
  • метод социальной антропологии.

Использование этих методов позволяет увидеть  предельно ясную, четкую, связную, а  потому понятную картину положения женщины в Древнем Египте.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1.  Семья в Древнем Египте

 

         1.1. Брак в Древнем Египте

       

Брак в Древнем  Египте, как и в наше время, заключался по разным причинам: по расчету, по политической необходимости, ну и, конечно, по любви. При этом в отличие от многих других древних культур, брак по любви был явлением частым, привычным, что говорит о том, что в древние египтяне-мужчины не рассматривали женщин как имущество, а признавали за ними равные права на самоопределение. При этом древнеегипетские мужчины не стеснялись демонстрировать свою любовь окружающим, показывали, насколько необходимо им присутствие близкого человека. Вот исповедь вдовца из Лейденского папируса: «С того времени, как я стал твоим мужем и до сих пор разве я сделал что-нибудь, что должен скрывать от тебя? Ты стала моей женой, когда я был молод, и я был с тобой. Меня назначали на всевозможные должности и я был с тобой; я не покидал тебя, я не причинял твоему сердцу никакого горя… Когда я командовал пешими воинами фараона и его колесничными воинами, я устроил так, чтобы ты приехала, и они падали в поклоне перед тобой, и они приносили тебе всевозможные хорошие вещи в подарок… Когда ты была больна поразившей тебя болезнью, я пошел к главному врачу и он приготовил для тебя лекарство, он делал все, что он, по твоим словам, должен был делать. Когда я должен был сопровождать фараона в его поездке на юг, мои мысли были с тобой, и я провел эти восемь месяцев, не заботясь о том, чтобы есть и пить. Когда я приехал в Мемфис, я упросил фараона и взял тебя к себе, и я сильно оплакивал тебя со своими людьми перед моим домом…». Воистину – и в болезни, и в здравии. Далеко не все современные мужчины могут привести столько доказательств своей любви и верности…1

Основной функцией женщины, несомненно, было продолжение  рода. Каждый египтянин, глава семьи, должен был иметь свой собственный  дом, будь то дворец или жалкая лачуга. Понятия «построить дом» и «взять жену» были для египтян синонимами. До нас дошли свидетельства того, что нередко браки заключались по воле родителей или господ, однако лирические стихи, донесённые до нас папирусами из музеев Турина и Лондона показывают, что молодые люди пользовались значительной свободой и могли жениться по любви. Кроме того, в египетских любовных сказках нередко часто описываются ситуации, когда влюблённому юноше приходилось походить испытания, чтобы добиться руки возлюбленной. Интересно, что сюжет сказки о Золушке, написанной Ш. Перро в 17 веке, был известен египтянам. Расшифровка папирусов показала, что эта сказка была очень популярна, её героиню звали Родопис, а вместо хрустального башмачка у неё была золочёная сандалия.

Моногамия была у египтян основной формой брачных  отношений. Однако, в отличие от женщины, неверность которой каралась смертью, мужу разрешалось иметь в своём доме наложниц. Известны случаи полигамии, но они довольно немногочисленны среди простых смертных. Фараоны же обладали огромными гаремами. Например, у Рамзеса 2 было около 160 детей. Нетрудно представить, сколько женщин обитало в его дворце! Впрочем, за редким исключением, жёны прекрасно ладили между собой.

 Случались у фараонов, однако, и египетские две жены, например, у Аменехмета II. Его жены – Небет и Хнут – были подругами и даже называли в честь друг друга своих дочерей. Позже такие коллизии стали встречаться и в низших кругах общества. Например, некий вор, ограбивший гробницу в долине Царей, в каменной надписи любезно сообщил потомкам о наличии у него двух жен – госпожи Таруру и госпожи Тасуэи. Но редкость такого явления показывает, что эти браки, хотя и считались допустимыми, нормой все же не были и заключались только с полного согласия супругов. А поскольку женщины во все времена довольно ревнивы, то и браки такие были редки.

О свадебных  обрядах нам практически ничего не известно. Как правило, за невестой давалось приданное. Ритуал «сватовства» был прост: когда фараон из «романа» о Сатни-Хаэмуасе решает поженить своих  детей, он просто говорит: «Пусть приведут Ахури в дом Неферкаптаха этой же ночью! И пусть принесут с ней превосходные дары!» Судя по всему, именно пышная процессия, сопровождавшая переход невесты в новый дом и была египетской «свадьбой». После перехода породнившиеся семьи пировали и гуляли в меру своих возможностей.

 Вполне вероятно, что брак в Египте регистрировался  в так называемых «Домах жизни»  – центрах духовной жизни египтян,  в которых писцы и жрецы  составляли и хранили записи  и документы. После свадьбы  женщина получала имя своего  мужа; если замужнюю женщину вызывали в суд, её называли сначала её собственным именем, а затем следовало имя её мужа. Например: «Мутемуйа, супруга писца Несиамона». Надо сказать, что в Древнем Египте женщины пользовались довольно широкими правами: женщина могла работать, была наделена правом собственности и наследования, могла заниматься сельским хозяйством и торговлей наряду с мужчиной. В «семейный бюджет» египетской семьи муж вносил две трети общего имущества, жена – одну. После кончины одного из супругов второй мог распоряжаться всем имуществом, но продавать или дарить мог только свою долю.

 В стране, где палка играла такую значительную  роль, муж имел право бить свою  жену, а брат – сестру, однако, в разумных пределах: увечья наказывались  законом. Виновный должен был  поклясться перед судьями, что больше не тронет свою жену, иначе получит 100 палочных ударов сам и будет лишён права на совместно приобретённое имущество.

 

1.2. Рождение  детей

 

Огромное значение египтяне придавали тому, чтобы выкормить  и вырастить всех родившихся детей. Благодаря плодородию земли и жаркому климату дети практически ничего родителям не стоили: до определённого возраста они бегали нагишом (мальчики носили только ожерелье на шее, девочки – гребень в волосах и поясок). Типичная египетская семья была многодетной. Египтяне интересовались своим будущим и будущим своих детей, поэтому, как только ребёнок рождался, в «Доме жизни» составлялся гороскоп, по первому крику новорожденного определялось, выживет он или умрёт.

 Несмотря  на «счастливость» или «несчастливость» дня рождения, предсказаний богини Хатхор, родители торопились дать своему ребёнку имя, которое могло бы защитить младенца и помочь ему в жизни. Оно выбиралось в соответствии с особо почитаемыми богами, поэтому некоторые древнеегипетские имена подлежат расшифровке: «Амон впереди», «Мут сладостна», «Птах доволен» и т.д. Ребёнок регистрировался в «Доме жизни»2.

 Обычно ребёнок  оставался при матери, которая  носила его в особой сумке,  висящей на шее спереди, чтобы  руки были свободны. Очевидно, царицы и другие знатные дамы не так обременяли себя: детей воспитывали как кормилицы, так и воины, жрецы. Известно, например ,что дочь женщины-фараона Хатшепсут, Нефрура, воспитывалась одним из велимчайших зодчих тех времён – Сененмутом, и между ними существовала нежнейшая привязанность, нашедшая отражение в нескольких статуях.

 Первые одежды  в жизни ребёнка были большим  событием. Наступало время, когда  мальчику давали пояс и набедренную  повязку, а девочке – платье. Этот день, скорее всего, совпадал  с первым днём обучения в школе (для знатных детей). Дети же простых людей приобщались к занятиям своих родителей, чтобы заменить их, когда придёт время. Если египетские мальчишки играли чаще в подвижные игры, состязались в силе и ловкости, до девочки, не пренебрегая, конечно, и подобными занятиями, обожали танцы. Учились танцевать все девочки, без исключения, независимо от того, собирались они становиться профессиональными танцовщицами или нет. Кроме того, девочки любили жонглировать, петь и водить хороводы, обожали карусели. В комнатах гарема почти всегда хранились арфы, лютни, цитры и барабаны. Предположительно, обитательницы гарема развлекались по вечерам тем, что играли на музыкальных инструментах и танцевали.

О разводах в  Древнем Египте нам почти ничего не известно. Измены, скорее всего, были, так как большинство браков заключалось в совсем молодые годы супругов, а жизнь подбрасывала им со временем новые встречи. Кроме того, мужчины часто отправлялись на войну или на государственные работы. Однако весьма своеобразное и свободное отношение египтян к интимной жизни позволяло обходиться без разводов, тем более что женщина была главной наследницей имени и крови, а также детей и имущества.

Чтобы стать  правителем нома – области Древнего Египта – или даже фараоном –  правителем всей страны, совсем необязательно было быть сыном правителя. Часто вполне достаточно было просто жениться на дочери номарха или фараона, как и поступали многие честолюбивые юноши из аристократических семей. Дело в том, что титул и имущество правителя в равной, а иногда и в большей степени, наследовали дочери, а не сыновья.

Это связано  с тем, что свою родословную древние  египтяне вели по материнской линии, считая, что происхождение ребенка  можно достоверно доказать лишь со стороны матери, которая его родила. В отношении же отца можно лишь строить предположения с той или иной степени вероятности. Кстати, этот обычай долгое время жил в различных африканских племенах, например, у туарегов, титул вождя которых наследует не сын вождя, а сын его сестры.

Иными словами, в том, что сестра умершего принадлежит к роду вождей, у нынешних туарегов и древних египтян было уверенности больше, чем в том, что к этому роду принадлежит сын самого правителя. Адольф Эрман в подтверждение приводит родословную одного из потомков фараона Снорфу:

Фараон  Снорфу

Его великая законная дочь Нефреткау

Ее  сын Нефермаат

В этой родословной  ключевое слово – законная. По-видимому, сыновей таким титулом древние  фараоны не баловали.

Поэтому в эпоху  Древнего и Среднего царства и  номы, и сама страна часто передавались в наследство дочерям, а представителям аристократии предстояло бороться не только за руку принцесс, но и за корону правителя. Из этого же вытекает и свидетельство Геродота о том, что обязанности заботиться о родителях в их земной и потусторонней жизни возлагались в Древнем Египте на дочерей.

По этой причине  у древних египтян практически  отсутствовало явление, идентичное нашим понятиям фамилии, рода. Женщины-наследницы, выходя замуж, теряли родовые признаки имени и в памяти последующих  поколений оставались имена и титулы их мужей, но редко – их отцов. Так египтяне формальную, именную принадлежность к роду приносили в жертву неформальному, подлинному кровному родству.

Информация о работе Положение женщины в Древнем Египте