Положение женщины в Древнем Египте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 15:52, курсовая работа

Описание

Цель исследования – анализ положения женщины в Древнем Египте.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач:
1) проанализировать особенности семьи в Древнем Египте;
2) рассмотреть особенности образования и карьеры женщин в Древнем Египте;
4) выявить особенности правового статуса женщин;
5) дать характеристику знаменитым женщинам Древнего Египта.

Содержание

Введение ………………………………………………………………… 3
Глава 1. Семья в Древнем Египте ……………………………………... 5
1.1. Брак в Древнем Египте ………………………………………… 5
1.2. Рождение детей …………………………………………………… 8
1.3. Кровосмесительные браки в Древнем Египте ………………… . 11
Глава 2. Роль женщины в Древнем Египте …………………………… 14
2.1. Одежда и косметика женщин Древнего Египта ……………… . 14
2.2. Образование и карьера. Правовой статус женщин Древнего Египта
………………………………………………………………………... 16
2.3. Женские образы в изобразительном искусстве и в литературе …. 18
2.4. Знаменитые женщины Древнего Египта………………………….. 21
Заключение………………………………………………………………. 25
Список литературы……………………………………………………… 26

Работа состоит из  1 файл

положение женщины в Древнем Египте курсовая (1).doc

— 127.00 Кб (Скачать документ)

В египетской поэзии женщины предстают в лёгких романтических  образах. Египетская любовная лирика рисует множество красивых любовных историй и трогательных признаний в любви.

«Её точеный  лоб меня пленил,

Подобно западне  из кипариса.

Приманкой были кудри,

И я, как дикий гусь, попал в ловушку»4

 В поэзии  женщина выступает не только  как объект признаний, она сама  трогательная смелая влюблённая:

«Твоей любви  отвергнуть я не в силах.

Будь верен  упоенью своему!

Не отступлюсь от милого, хоть бейте!

Хоть продержите целый день в болоте!

Хоть в Сирию  меня плетьми гоните,

Хоть в Нубию  — дубьем,

Хоть пальмовыми розгами — в пустыню 

Иль тумаками — к устью Нила.

 На увещанья  ваши не поддамся» 

В отличие от поэзии, где доминируют образы романтических  возлюбленных, в египетской прозе  женщина обычно представлена как  жена или мать. В прозаических произведениях  воспевались образы заботливой любящей верной жены (например, «История Исиды и Осириса»), а сварливые и неверные жёны жёстко высмеивались и представлялись ярко выраженными отрицательными персонажами, которых ждало наказание за злодейства (например, «Сказка о двух братьях»). Предположительно, подобные образы несли цель воспитать из юных египтянок заботливых жён - показать со стороны: как отвратительна капризная сварливая женщина и как прекрасна любящая верная жена – подобная самой Исиде.

 Согласно  «Поучениям» в Египте изначально  воспитывалось уважение и бережное отношение к своей жене.

«Если ты склонен  к добру, заведи себе дом.

 Как подобает, его госпожу возлюби. 

 Чрево ее  насыщай, одевай ее тело,

 Кожу ее  умащай благовонным бальзамом, 

 Сердце ее  услаждай, поколе ты жив! 

 Она - превосходная пашня для своего господина» (Поучения Птахотепа)

 

 

 

 

 

2.4. Знаменитые женщины Древнего Египта

 

Феномен «невидимости»  и практической неизученности египетских цариц объясняется не отсутствием  интереса к самому предмету и не «самодовольством» египтологов-мужчин, но и самой спецификой этого института в Древнем Египте, которая делает эту задачу почти невыполнимой, особенно в европейском понимании этой проблемы – как самостоятельной или хотябы индивидуализированной истории супруг монархов. Проблема возникает уже на терминологическом уровне: в древнеегипетском языке титул «Царица» («жена царёва», «сестра царёва» и т.д.) обозначал как «главную» жену фараона, так и женщин, приближённых к фараону (их число иногда доходило до 300). Царица – неотъемлемая часть царя, дополняющая его.

 Характерная  черта древнеегипетской общественной  организации заключалась в том,  что, несмотря на достаточно  большое количество прав, роль  царицы была специфической. Для  этой роли всегда характерны  несколько особенностей, которые  можно обозначить, как её мифологизированность, комплементарность и коллективность. Образы, в которых появляются царицы на фресках, посмертных надписях, отражают, как правило, не столько индивидуальные свойства или индивидуальную норму поведения, сколько их особые функции в пределах того, что можно обозначить как концепцию божественной власти. Эти функции были многоуровневыми, связанными с идентификацией царицы и её мифологического «прототипа» (обычно им являлась богиня Хатхор), с её особо понимаемой ролью продолжательницы рода, с тем, что она являла собой воплощение женского начала в дуалистической модели божественной власти, в двойном понимании царства вообще.

 Царица в  глазах древних египтян всегда  выступала как дополнение к  преобладающему мужскому элементу, а её социальные проявления реализовывались, как правило, через эту доминанту – саму личность царя, причастность к его культу, соответствие его титулатуре, иконографическому облику и т.д.

 Многочисленные  титулы главной жены фараона  служили скорее для того, чтобы выделить её из числа прочих цариц. Политикой – внешней и внутренней – царицы обычно не занимались. Истории известно лишь несколько великих египтянок, сумевших возвыситься над обычным положением «второй половины». По исключительности своего положения при фараоне, зримости своего присутствия, степени причастности к важнейшим событиям его жизни и, возможно, по силе своего личного влияния на фараона выделяются царицы 18-ой династии, жёны Аменхотепа 3, Эхнатона, Рамсеса 2 и др.

Самые знаменитые женщины Древнего Египта были его правительницами. Две из них, в чьих именах есть слово нефер – красивый, хороший – были женами самых скандальных и эпатажных фараонов Эхнатона и Рамсеса II. Третья – Хатшепсут – самая загадочная женщина-фараон.

Нефертити прославилась по двум причинам. Во-первых, она стала символом египетской красоты, что подтверждается ее сохранившимися изображениями. Во-вторых, она была супругой Эхнатона – фараона-еретика, фараона-отступника, который восстал против владычества бога Амона и стал поклоняться «чистому» солнечному диску. Нефертити была не просто супругой царя, она была супругой наместника бога на земле и потому сама носила божественный титул. Существует распространенное мнение о том, что Эхнатон был без ума от своей прекрасной жены и страшно горевал после ее ранней смерти. Но есть и другое мнение, согласно которому у Эхнатона в поздний период жизни была другая любимая жена, а Нефертити оставалась лишь парадно-выходной супругой, так как ее обожествлял народ.

Царица Нефертари  Меритенмут, «главная царица» Рамсеса 2, не зря именовалась Великой царицей. Эта женщина выделялась во всех отношениях; известно даже её письмо к хеттской царице с благопожеланиями и выражением надежды на будущее согласие между царями Египта и Хатти, которое было написано после заключения мирного договора между двумя государствами. Следовательно, внешняя политика не была безразлична Великой Царице и она пыталась сыграть в ней хоть какую-то роль, хотя насколько Нефертари преуспела в этом, нам неизвестно. О степени вовлечённости Нефертари в политическое управление или другие государственные дела можно предположить по дошедшим до нас источникам – скорее всего, оно было незначительным.

 Нефертари  была исключением не только  в политике и социальной жизни,  но и в искусстве. Её статуи, достаточно многочисленные, присутствуют практически во всех храмах и гробницах, построенных для Рамсеса 2 и для него. Её изображения находятся на триумфальном барельефе, на различных фресках, и при этом её изваяния одного размера со скульптурами Рамсеса. Египетские художники изображали мужчин и женщин разными красками: тела человекообразных богов и мужчин были красными, женщины изображались желтым цветом. Некоторые художники, правда, для придания большей реальности своим фрескам пытались смешивать краски. Но в настенных росписях гробницы Нефертари царица имеет тот же оттенок кожи, что и фараон. Исследователи полагают, что это вызвано стремлением показать сильную личность, выделить Великую царицу.

Хатшепсут. Это  женщина-загадка. С ней связано  много тайн, и ни одна из них не подкреплена достоверными фактами. Начнем с того, что Хатшепсут, по некоторым данным, являлась официальной правительницей Верхнего и Нижнего Египта на протяжении одновременного царствования трех фараонов по имени Тутмос – Тутмоса I, Тутмоса II и Тутмоса III. В то же время, есть данные, что она была всего лишь супругой Тутмоса III. Она же снарядила большой египетский флот в таинственную страну Пунт, которую так и не определили на карте древнего мира. Из этой экспедиции египтяне привезли сказочные богатства, включая ценнейшие породы деревьев, которые Хатшепсут выращивала в своем прекрасном храме, развалины которого туристы могут увидеть и сегодня.

Хатшепсут изображали в мужском одеянии и есть даже версия о том, что она правила  от имени мужчины, сама звалась Тутмосом III, который к тому времени умер, а придворные узнали об этом только при бальзамировании тела Хатшепсут. В то же время, есть данные, что Тутмос III пережил Хатшепсут и уничтожил память о ней, стерев ее надписи, разбив статуи и разрушив храм. Дошло до того, что некоторые исследователи отождествляют Хатшепсут  с легендарной библейской Царицей Савской, которая, как говорит Библия, соблазнила Соломона и стала его женой, хотя он и подозревал, что у нее вместо ступней – копыта.

Иными словами, жизнь и смерть Хатшепсут представляют собой сплошную загадку, и всем нам еще только предстоит понять, кто была эта таинственная женщина и какова была ее роль в развитии Египта. Но есть одно абсолютно очевидное утверждение, которое хорошо иллюстрируется историями о Хатшепсут, – пределам власти и величия женщины в Древнем Египте не было. Как не было предела их красоте, уму, талантам и власти над мужчинами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В Древнем Египте семья считалась большой ценностью. Женщины пользовались уважением в обществе. Они имели право на имущество, могли обращаться в суд. В простых семьях ребенок до трех лет почти не расставался с матерью. Работая, мать носила малыша за плечами в сумке на лямках.

 Девочек  обучали дома. Мальчики учились  ремеслу своего отца, посещали школу, где обучались письму, счету, религии. Образованный юноша мог продвинуться на государственной службе, даже если он происходил из небогатой семьи.

 В египетских  семьях очень любили детей.  Для них делали игрушки, иногда  движущиеся. Подрастая, дети играли во «взрослые» игры, например в «собаки и шакалы» или в «сенет» - в игру, напоминающую нарды. Дети любили подвижные игры вроде салочек. Маленькие дети бегали обнаженными. Потом их одевали как взрослых. Головы мальчикам брили, оставляя лишь по бокам или на затылке пучки волос. Они назывались «локоны юности».

Древние египтянки  имели возможности, которых женщины  многих государств того времени были лишены: могли работать наравне с  мужчинами. Обладать имуществом, наследовать, торговать, отстаивать свои права в суде. Однако, факты свидетельствуют, что равноправия между мужчинами и женщинами в Древнем Египте не существовало. Чтобы встать во главе государства, женщине-фараону Хатшепсут пришлось создать культ не просто царя, а царицы, главные же царские жёны не могли вмешиваться в политику государства, несмотря на своё влияние на фараона. Несмотря на то, что женщины не могли быть учёными, художниками, писцами, социальный статус женщины в Древнем Египте был сравнительно высок.

 

 

Список литературы

 

1. Авдиев, В. И. История Древнего Востока [Текст] / В.И. Авдиев. – М.: Высшая школа, 1970. – 350 с.

2. Альдред, С. Египтяне – великие строители пирамид [Текст] / Пер. с англ. М.К. Якушиной. – М.: ЗАО «Центрополиграф», 2004. – 190 с.  – (Загадки Древних Цивилизаций). 

3. Большая советская энциклопедия [Текст]. – М.: БСЭ, 1972. – 350 с.

4. Вигасин, А.А. История древнего Востока [Текст] / А.А. Вигасин. – М., 2003. – 290 с.

5. Вейс, Г. История культуры народов мира. Древний Египет. Зарождение мировой цивилизации [Текст] / Г. Вейс. – М., 2005. – 320 с.

6. Солкин, В.В. Древний Египет. Энциклопедия [Текст] / В.В. Солкин. – М., 2005. – 280 с.

7. Большаков, А.О. Развитие представлений о загробных мирах в древнем Египте [Текст] / А.О. Большаков. - М., 1999. – 310 с.

8. Дорогами тысячелетий: сборник ист. очерков и статей [Текст]. – М.: Мол. Гвардия, 1987, кн.1, 2.

9. Женщина в античном мире: сборник статей [Текст] – М.: Наука, 1995. – 380 с.

10. Женщина-фараон на троне Древнего Египта [Текст] // Аномалия,              № 17 (125), 1996. – С. 30

11. Коростовцев, М.А. Религия Древнего Египта [Текст] /                          М.А. Коростовцев. – СПб.: Питер, 2007. – 420 с.

12.  Кларк, Р. Священные традиции Древнего Египта [Текст] / Р. Кларк. – М.: Изд-во Фаир-Пресс, 2002. – 448 с.: ил.  

13. Кристиан Дерош-Ноблькур. Жизнь на земле фараонов [Текст] / Дерош-Ноболькур // КУРЬЕР ЮНЕСКО, 1998. – № 10. – С. 20

          14. Мифы народов мира. Энциклопедия в 2 томах. [Текст] /  гл. ред. С.А. Токарев. - М.: «Советская Энциклопедия», 1980. - т.1. А -  672 с. с илл.

15. Монтэ, П. Египет Рамсесов. Повседневная жизнь египтян во времена великих фараонов [Текст] / Пер. с французского Ф.Л.Мендельсона.- М.: Наука, Гл. редакция восточной литературы, 1989. – 320 с.

16. Мюррей М. Египетские храмы. Жилища таинственных богов [Текст] / Пер. с англ. Т.М. Шуликовой. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2008. – 350 с.

17. Перепелкин, Ю.Я. История Древнего Египта [Текст] /                              Ю.Я. Перепелкин. - СПб, 2001. – 201 с.

18. Пьер Монтэ. Египет Рамсесов: повседневная жизнь египтян во времена великих фараонов [Текст] / - М.: Наука, - 1989.

19.  Рак, И.В. Египетская мифология [Текст] / И.В. Рак. – М: Изд-во Терра, 2004. – 320 с: ил.; 96 ил.

          20. Религии мира. Новейший словарь [Текст] / А.И. Богомолов. - Ростов н / Д.: Феникс, 2005. - 672 с. - (Словари).

          21. Руденко, Е. Роль женщины в Древнем Египте [Текст] / Е. Руденко. – М.: Владос. – 201 с.

         22. Торосян, В.Г. Культурология. История мировой и отечественной культуры [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по пед. специальностям / М.: Гуманитар. из. центр ВЛАДОС, 2005. - 735 с.

23. Эрман, А. Жизнь в Древнем Египте [Текст] / Пер. с англ.                          И.А. Петровской. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2008. – 450 с.

1 Авдиев, В. И. История Древнего Востока [Текст] / В.И. Авдиев. – М.: Высшая школа, 1970. – 350 с.

2 Кларк, Р. Священные традиции Древнего Египта [Текст] / Р. Кларк. – М.: Изд-во Фаир-Пресс, 2002. – 448 с.: ил.  

Информация о работе Положение женщины в Древнем Египте