Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 20:35, контрольная работа
Понятие «либерализм» появилось в начале 19 века. Первоначально либералами называли группу депутатов-националистов в кортесах – испанском парламенте. Затем это понятие вошло во все европейские языки, однако в несколько ином значении.
Понятие «либерализм» появилось в начале 19 века. Первоначально либералами называли группу депутатов-националистов в кортесах – испанском парламенте. Затем это понятие вошло во все европейские языки, однако в несколько ином значении.
Сущность либерализма
остается неизменной на протяжении всей
истории его существования. Либерализм
– это утверждение ценности человеческой
личности, ее прав и свобод. От идеологии
Просвещения либерализм заимствовал
идею естественных прав человека, поэтому
в число неотчуждаемых прав личности
либералы включали и включают право
на жизнь, свободу, счастье и собственность,
причем наибольшее внимание уделяется
частной собственности и
Первым историческим
типом мировоззрения, содержащего
обозначенный выше комплекс идей, был
классический либерализм (конец 18 – 70-80-е
годы 19 века). Его можно рассматривать
как непосредственное продолжение
политической философии эпохи Просвещения.
Недаром «отцом либерализма» называют
Джона Локка, а создатели классического
либерализма Иеремия Бентам и
Адам Смит считаются крупнейшими
представителями позднего Просвещения
в Англии. На протяжении 19 века либеральные
идеи развивали Джон Стюарт Милль (Англия),
Бенжамен Констан и Алексис де
Токвиль (Франция), Вильгельм фон
Гумбольдт и Лоренц Штейн (Германия).
От идеологии Просвещения
Классический либерализм включает ряд принципов и концепций. Его философской основой является номиналистический постулат о приоритете единичного перед общим. Соответственно центральным является принцип индивидуализма: интересы личности выше интересов общества и государства. Поэтому государство не может попирать права и свободы человека, а личность имеет право защищать их против посягательств со стороны других лиц, организаций, общества и государства.
Если рассматривать
принцип индивидуализма с точки
зрения его соответствия действительному
положению вещей, следует констатировать
его ложность. Ни в одном государстве
интересы отдельного человека не могут
быть выше общественных и государственных.
Обратная ситуация означала бы гибель
государства. Любопытно, что впервые
на это обратил внимание один из
основоположников классического либерализма
И. Бентам. Он писал, что «естественные,
неотчуждаемые и священные
Принцип утилитаризма представляет собой дальнейшее развитие и конкретизацию принципа индивидуализма. Сформулировавший его И. Бентам полагал, что общество – это фиктивное тело, состоящее из отдельных личностей. Общее благо – также фикция. Действительный интерес общества не что иное как сумма интересов составляющих его индивидов. Поэтому любые действия политиков и любые институты должны оцениваться исключительно с точки зрения того, в какой мере они способствуют уменьшению страданий и увеличению счастья отдельных людей. Конструирование модели идеального общества, по мнению И. Бентама, не нужное и опасное с точки зрения возможных последствий занятие.
Тем не менее, основываясь
на принципах индивидуализма и утилитаризма,
классический либерализм предложил
в качестве оптимальной вполне конкретную
модель общества и государства. Сердцевину
этой модели оставляет разработанная
А. Смитом концепция общественной саморегуляции.
По мнению А. Смита, в условиях рыночной
экономики, основанной на частной собственности
и конкуренции, отдельные индивиды
преследуют свои эгоистические интересы,
а в результате их столкновения и
взаимодействия образуется общественная
гармония, предполагающая эффективное
экономическое развитие страны. Государству
не следует вмешиваться в
Концепции общественной
саморегуляции в сфере политики
соответствует концепция
Правовое государство
является малофункциональным, что выражается
в понятиях «маленькое государство»
или «государство-минимум». Такое
государство обеспечивает общественный
порядок, то есть борется с преступностью
и организует оборону страны от внешних
врагов. Иными словами это некий
«ночной сторож», который проявляет
свои властные полномочия лишь в экстраординарных
ситуациях. «Государство-минимум» –
не означает слабое государство. Скорее,
напротив, только достаточно сильная
система власти способна обеспечивать
неукоснительное соблюдение в обществе
«правил игры». Но большинство создателей
классического либерализма не считали
сильное государство ценностью,
поскольку совокупность их воззрений
была в значительной степени направлена
против насильственной общественной регламентации,
корпоративной и
Правовое «маленькое государство» должно быть светским. Классический либерализм выступал за отделение церкви от государства. Религию сторонники этой идеологии считали личным делом отдельного человека. Можно сказать, что любой либерализм, в том числе и классический, в целом безразличен к религии, которая не рассматривается ни как положительная, ни как отрицательная ценность.
Программы либеральных
партий обычно включали следующие требования:
разделение властей; утверждение принципа
парламентаризма, то есть переход к
таким формам организации государства,
при которых правительство
С конца 18 века и по первые два десятилетия 20 века инициатива социального реформаторства в странах западной цивилизации принадлежала либералам. Однако уже в конце 19-начале 20 века начался кризис либерализма. Рассмотрим его причины.
Теория общественной
саморегуляции никогда в полной
мере не соответствовала
Противоречия
между объективной
Борьба рабочего
класса за достойную жизнь становилась
все более организованной и эффективной.
Начиная с 60-х годов 19 века, эту
борьбу возглавляли социал-
Необходимость государственного регулирования экономики и социальных конфликтов становилась все более очевидной. В этих условиях инициатива социального реформаторства стала постепенно переходить к социал-демократии, сумевшей разработать в 90-е годы 19 века принципиально новую программу совершенствования буржуазного общества, предполагающую отказ от диктатуры пролетариата и ликвидации частной собственности.
Еще одной причиной кризиса либеральной идеологии стали, как это не парадоксально, успехи либеральных партий в деле реализации своих политических требований. В конце 19 - первых десятилетиях 20 века все положения политической программы этих партий оказались реализованы и приняты в конечном счете всеми основными политическими силами и партиями. Поэтому можно сказать, что несомненные заслуги либерализма и либеральных партий в утверждении основных принципов и институтов современной демократической системы способствовали отказу в поддержке либеральным партиям со стороны общества: либералам стало нечего предложить избирателям.
В этих условиях
либерализм существенно изменился
и начался второй этап его развития,
связанный с появлением социального
либерализма как нового исторического
типа либеральной идеологии. Социальный
либерализм (конец 19 – 70-е годы 20 вв.)
вобрал некоторые социал-
Прежде всего,
социальный либерализм включил в
либеральную доктрину социал-демократическую
идею государственного регулирования
экономики (экономическая концепция
государственного регулирования была
разработана Дж. М. Кейнсом и социалистической
не является, хотя использовалась также
и социал-демократами), поскольку
в условиях господства монополий
требование неограниченной свободы
конкуренции было взято на вооружение
монополистами и приобрело
Вторая идея,
заимствованная социальным либерализмом
у социал-демократии, - это идея социальной
справедливости, понимаемой как право
каждого на достойную жизнь. Конкретным
способом ее реализации стали также
предложенные социал-демократами широкие
социальные программы, предполагающие
перераспределение прибыли от богатых
к бедным через систему государственных
налогов. Социальное страхование по
болезни, безработице, по старости, страховая
медицина, бесплатное образование и
т.п. – все эти программы, постепенно
вводимые и расширяемые в странах
западной цивилизации на протяжении
конца 19 - 70-х годов 20 века существовали
и продолжают существовать благодаря
введению прогрессивной шкалы
В настоящее
время влиятельность
2.Политические партии
Не может быть более прискорбного примера непонимания значения и сути либерализма, чем мнение о том, что якобы можно обеспечить победу либеральных идей с помощью методов, применяемых сегодня другими политическими партиями. В сословно-кастовом обществе, состоящем не из равноправных граждан, а разделенном на разряды, представители которых обладают различными обязанностями и полномочиями, не существует политических партий в современном смысле. Пока особые привилегии и неприкосновенность различных каст не будут подвергнуты сомнению, между ними царит мир. Но как только кастовые привилегии и общественное положение начинают оспариваться, возникают споры и избежать гражданской войны можно лишь в том случае, если та или иная сторона, признавая свою слабость, уступит не прибегая к оружию.
Во всех подобного
рода конфликтах позиция каждого
человека изначально определяется его
положением как члена той или
иной касты. Разумеется, могут быть
и отступники, которые в расчете
получить большую личную выгоду переходят
на сторону противника, и борются
против членов своей касты, и, следовательно,
расцениваются ими как