Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 20:35, контрольная работа
Понятие «либерализм» появилось в начале 19 века. Первоначально либералами называли группу депутатов-националистов в кортесах – испанском парламенте. Затем это понятие вошло во все европейские языки, однако в несколько ином значении.
С приходом либерализма
появилось требование об отмене всех
особых привилегий. Сословно-кастовому
обществу пришлось расчистить путь к
новой системе, в которой должны
быть только равноправные граждане. Нападкам
подверглись уже не просто особые
привилегии различных каст, а сама
система привилегий. Либерализм устранил
эти социальные перегородки и
освободил человека от старой системы
ограничений. Именно в капиталистическом
обществе, основанном на либеральных
принципах, человек впервые получил
возможность непосредственно
В ранних сословно-кастовых
обществах единственными
Только при
таком государственном
Таким образом, в либеральном обществе возможны также и социалистические партии. Не исключены даже партии, которые стремятся добиться особого правового положения для особых групп. Но все эти партии должны признать либерализм (по крайней мере, временно - пока сами не выйдут победителями) и использовать в своей политической борьбе только оружие интеллекта, которое либерализм расценивает как единственно возможное. Все партии должны признать этот принцип, даже если в конечном счете члены антилиберальных партий (социалисты или сторонники особых привилегий) отвергают либеральную философию.Так, некоторые из домарксистских "утопических" социалистов боролись за социализм в рамках либерализма, а в "золотой век" либерализма в Западной Европе церковь и дворянство пытались достичь своих целей в рамках современного конституционного государства.
Партии, которые
мы сегодня наблюдаем, абсолютно
другого типа. Разумеется, какая-то
часть их программы обращена ко всему
обществу и к проблеме достижения
социального сотрудничества. Но это
- не более чем уступка либеральной
идеологии. То, чего нынешние партии добиваются
в действительности, содержится в
другой части их программы - единственной,
которой они уделяют какое-либо
внимание и которая находится
в непримиримом противоречии к части
их программы, выраженной в терминах
всеобщего благосостояния. Нынешние
политические партии являются сторонниками
не только некоторых систем прошлых
лет, построенных на привилегиях
и желающих расширить те традиционные
преимущества, которые либерализм позволил
им сохранить, поскольку его победа
была неполной. Некоторые из этих партий
действуют в интересах
Либерализм обращается
ко всем и предлагает приемлемую для
всех программу. Он никому не обещает
привилегий. Он призывает всех отказаться
от проталкивания своих особых интересов,
он даже требует жертв, хотя, конечно,
лишь временных, когда относительно
малой выгодой лучше
До подъема либерализма были, конечно, системы, основанные на привилегиях, со своими особыми интересами и правами и взаимными конфликтами, но в то время идеология сословного общества все еще могла выражаться абсолютно прямо и без смущения. В конфликтах, происходивших в то время между сторонниками и противниками особых привилегий, никогда не возникало вопросов об антиобщественном характере всей системы, не было и никакой необходимости в сохранении видимости того, что она социально оправданна. Поэтому невозможно провести какого-либо непосредственного сравнения между старой системой порядков, основанных на привилегиях, и пропагандой и деятельностью нынешних партий, выступающих за особые интересы групп.
Чтобы понять подлинный
характер всех этих партий, необходимо
иметь в виду тот факт, что изначально
они были созданы для защиты особых
привилегий от учения либерализма. Доктрины
этих партий в отличие от доктрины
либерализма не являются политическим
применением всеобъемлющей, тщательно
продуманной теории общества. Политическая
идеология либерализма возникла
из основополагающей системы идей,
которая сначала была развита
как научная теория без какой-либо
мысли о ее политическом значении.
В отличие от этого особые права
и привилегии, к которым стремились
антилиберальные партии, изначально
уже существовали в социальных институтах,
и именно в их оправдании и была
предпринята попытка
Фермерские группы
считают, что достаточно отметить сельское
хозяйство. Профсоюзы прибегают
к доводу о роли рабочей силы.
Партии среднего класса ссылаются на
важное значение социального слоя,
который представляет собой "золотую
середину". Кажется, их мало беспокоит,
что подобные призывы не вносят ничего
в доказательство необходимости
или полезности для всего общества
особых привилегий, которых они добиваются.
Группы, которые они хотят привлечь
на свою сторону, пойдут за ними в любом
случае, что же касается других групп,
то любая попытка набрать
Таким образом, все современные партии, выступающие за особые интересы независимо от того, сколь различны их цели или сколь яростно они соперничают друг с другом, образуют единый фронт в борьбе против либерализма. Для них всех принцип либерализма, состоящий в том, что правильно понятые интересы всех людей в конечном счете совместимы, - как красная тряпка для быка. Считается, что существуют непримиримые конфликты интересов, которые могут быть урегулированы только путем победы одной фракции над другими, с выгодой для первой и невыгодой для последних.
Либерализм, как утверждают его противники, в действительности не таков, каким он представляется. Это тоже не что иное, как партийная программа, призванная защитить особые интересы отдельной группы, например, буржуазии, капиталистов и предпринимателей, от интересов всех остальных групп. Это утверждение является частью пропаганды марксизма, что во многом объясняет его успех. Если доктрину непримиримого конфликта между интересами различных классов в обществе, основанном на частной собственности на средства производства, принять за основную догму марксизма, то все действующие сегодня на европейском континенте партии нужно было бы считать марксистскими.
Доктрина классовых
антагонизмов и классовых конфликтов
принимается и
Либералы утверждали,
что с устранением всех искусственных
различий в кастах и общественном
положении, с отменой всех привилегий
и установлением равенства
Эту мысль позднее подхватил Маркс. В "Коммунистическом манифесте" Маркс еще не проводил различий между кастой и классом. Лишь позднее, когда в Лондоне он ознакомился с работами забытых авторов 20-х и 30-х годов и под их влиянием стал изучать систему Рикардо, он осознал, что проблема заключается в том, чтобы показать, что даже в обществе, свободном от кастовых различий и привилегий, все-таки существуют непримиримые противоречия. Этот антагонизм интересов Маркс вывел из системы Рикардо, проводя различия между тремя классами - капиталистах, помещиках и рабочих. Но он никоим образом не считал это разделение принципом. Иногда он утверждает, что существуют только два больших класса - имущих и неимущих, иногда классов у него оказывалось больше. Однако ни Маркс, ни кто-либо из его многочисленных последователей никогда не пытались дать определение концепции и сути классов. Примечательно, что глава, озаглавленная "Классы", в третьем томе "Капитала" внезапно обрывается после нескольких предложений. С момента появления "Коммунистического манифеста" в котором Маркс впервые делает классовый антагонизм и классовую борьбу краеугольным камнем всего своего учения, до момента его смерти прошла жизнь более чем одного поколения. В этот период Маркс писал том за томом, но он так и не подошел к объяснению того, что следует понимать под словом "класс". В решении проблемы классов Маркс так и не вышел за рамки простого утверждения (без каких-либо доказательств), иными словами, догмы или, лучше сказать, лозунга.
Доказывая правильность
доктрины классовой борьбы, пришлось
бы установить два факта: с одной
стороны, что существует совпадение
интересов среди представителей
каждого класса, и с другой - что
то, что приносит пользу одному классу,
наносит ущерб другим. Но где эти
доказательства? По сути дела, такие
попытки и не предпринимались. Именно
потому, что все "товарищи по классу"
находятся в равном "социальном
положении", среди них как раз
и нет единства интересов, а, скорее
всего, есть конкуренция. Например, рабочий,
имеющий условия труда выше средних,
заинтересован в исключении конкурентов,
которые могли бы снизить его
доход до среднего уровня. В течение
десятилетий, когда доктрина международной
солидарности пролетариата вновь и
вновь провозглашалась в
Либерализм показал,
что антагонизма интересов
Интересы предпринимателей
никогда не могут расходиться
с интересами потребителей. Предприниматель
преуспевает тем больше, чем лучше
он может предвидеть желания потребителей.
Конфликты интересов могут