Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 15:59, научная работа
После потопа и смерти Ноя три его сына делят между собой Землю и договариваются не преступать во владения друг друга. Бросают жребий. Иафету достаются северные и западные страны.Но человечество на Земле еще едино и на поле около Вавилона больше 40 лет строит столп до небес.Однако Бог недоволен, он сильным ветром рушит недоконченный столп и рассеивает людей по Земле, разделяя их на 72 народа. От одного из них и происходят славяне, которые живут во владениях уже потомков Иафета. Потом славяне приходят на Дунай, а оттуда расходятся по землям. Славяне мирно оседают по Днепру и получают названия: одни — полян, потому что живут в поле, другие — деревлян, потому что сидят в лесах. Поляне сравнительно с другими племенами кротки и тихи, они стыдливы перед своими снохами, сестрами, матерями и свекровями, а, например,деревляне живут скотски: убивают друг друга, едят всякую нечистоту, не знают брака, но,набросившись, умыкают девиц.
Повесть временных лет
XII в.Вот свидетельства прошедших годов о том, когда впервые упоминается и от чего происходит название «Русская земля» и кто раньше начинает княжить в Киеве, — об этом поведем рассказ.
О славянах
После потопа и смерти Ноя три его сына
делят между собой Землю и договариваются
не преступать во владения друг друга. Бросают
жребий. Иафету достаются северные и западные
страны.Но человечество на Земле еще едино
и на поле около Вавилона больше 40 лет строит
столп до небес.Однако Бог недоволен, он сильным
ветром рушит недоконченный столп и рассеивает
людей по Земле, разделяя их на 72 народа. От одного
из них и происходят славяне, которые живут
во владениях уже потомков Иафета. Потом
славяне приходят на Дунай, а оттуда расходятся
по землям. Славяне мирно оседают по Днепру
и получают названия: одни — полян, потому
что живут в поле, другие — деревлян, потому
что сидят в лесах. Поляне сравнительно
с другими племенами кротки и тихи, они стыдливы
перед своими снохами, сестрами, матерями
и свекровями, а, например,
О путешествии апостола Андрея
Святой апостол Андрей, учащий христианской
вере народы по побережью Черного моря, приходит
в Крым и узнает о Днепре, что недалеко его
устье, и плывет вверх по Днепру. На ночлег
он останавливается под пустынными холмами
на берегу, а утром взирает на них и обращается
к окружающим его ученикам: «Видите холмы
сии?» И прорицает: «На этих холмах воссияет
благодать Божья — возникнет великий город
и будет воздвигнуто много церквей». И апостол,устраивая
целую церемонию, восходит на холмы, благословляет
их, ставит крест и молится Богу.На этом
месте позднее, действительно,
Апостол Андрей возвращается в Рим и рассказывает
римлянам, что в земле словен, где потом
построят Новгород, ежедневно происходит
нечто странное: стоят строения деревянные,а не каменные, но
О Кие
В земле полян обитают три брата, каждый со своим семейством сидит на своем приднепровском холме. Первого брата зовут Кий, второго — Щек, третьего — Хорив. Братья создают город, называют его Киев по имени старшего брата и живут в нем. А около города стоит лес, в котором поляне ловят зверей. Кий едет в Царьград, где византийскии царь оказывает ему великую честь. Из Царьграда Кий приходит к Дунаю, ему нравится одно место, где он строит маленький городок по прозванью Киевец. Но осесть там ему не дают местные жители. Кий возвращается в свой законный Киев, где достойно завершает свою жизнь. Щек и Хорив тоже тут умирают.
О хазарах
После смерти братьев натыкается на полян
хазарский отряд и требует: «Платите нам
дань». Поляне советуются и дают от каждой
избы по мечу. Хазарские воины приносят
это к своему князю и старейшинам и хвалятся: «Вот, собрали
О названии «Русская земля». 852–862 гг.
Вот где впервые начинает употребляться название «Русская земля»: тогдашняя византийская летопись упоминает о походе некоей руси на Царьград. Но земля еще разделена: варяги берут дань с северных племен, в том числе с новгородских словен, а хазары берут дань с южных племен, в том числе с полян.
Северные племена изгоняют варягов
за Балтийское море, перестают давать им дань
и пытаются управлять собой сами, но не имеют
общего свода законов и оттого втягиваются
в междоусобицы,ведут войну на самоуничтожение. Наконец
они договариваются между собой: «Поищем
себе единого князя, но вне нас, чтобы он управлял
нами, а судил бы, исходя из права». Эстонская
чудь,новгородские словены, славяне-кривичи и
О судьбе Аскольда и Дира. 862–882 гг.
У Рюрика служат два боярина — Аскольд
и Дир. Они вовсе не родственники Рюрику, поэтому
они отпрашиваются у него (на службу) в Царьград
вместе со своими семействами. Плывут они
по Днепру и видят городок на холме: «Чей
это городок?» Жители им отвечают: «Жили
три брата — Кий, Щек,Хорив, — которые построили
этот городок, да померли. А мы
Аскольд и Дир идут войной на Византию, двести их кораблей осаждают Царьград. Стоит тихая погода, и море спокойно. Византийский царь с патриархом молятся об избавлении от безбожной руси и с пением обмакивают в море ризу святой Богородицы. И вдруг поднимаются буря, ветер, встают огромные волны. Русские корабли сметает, приносит к берегу и разбивает. Мало кому из руси удается спастись и вернуться домой.
Между тем умирает Рюрик. У Рюрика
есть сын Игорь, но он еще совсем маленький. Поэтому
перед смертью Рюрик передает княжение
своему родственнику Олегу. Олег с большим
войском, в которое входят варяги, чудь, словены, весь,
О деятельности Олега. 882–912 гг.
Олег остается княжить в Киеве и провозглашает: «Киев
будет матерью русским городам». Олег,действительно,
С невиданно большим войском — одних кораблей две тысячи — Олег идет на Византию и приходит к Царьграду. Греки закрывают цепями вход в залив, у которого расположен Царьград.Но хитроумный Олег велит своим воинам сделать колеса и на них поставить корабли. Дует попутный ветер на Царьград. Воины подымают паруса в поле и мчатся к городу. Греки видят, и устрашаются,и просят Олега: «Не губи город, дадим дань, какую хочешь». И в знак покорности греки выносят ему угощение — яства и вино. Однако Олег не принимает угощения: оказывается, в него подмешана отрава. Греки совсем испуганы: «Это не Олег, а неуязвимый святой, его на нас наслал сам Бог».И греки молят Олега заключить мир: «Дадим все, что хочешь». Олег устанавливает грекам дать дань всем воинам на двух тысячах его кораблей — по двенадцать гривен на человека, а на корабле по сорок воинов — и еще дань для крупных городов Руси. В ознаменование победы Олег вешает свой щит на воротах Царьграда и возвращается в Киев, везя золото, шелка, фрукты, вина и всяческие украшения.
Люди зовут Олега «вещим». Но
О смерти Игоря. 913–945 гг.
После смерти Олега наконец начинает княжить неудачливый Игорь, который хотя уже и стал взрослым, но ходил в подчинении у Олега.
Как только умирает Олег, деревляне затворяются от Игоря. Игорь идет на деревлян и налагает на них дань больше Олеговой.
Затем Игорь идет походом на Царьград, имея десять тысяч кораблей. Однако греки со своих ладей через особые трубы принимаются метать горящий состав на русские ладьи. Русские от пламени пожаров прыгают в море, пытаясь уплыть. Спасшиеся возвращаются домой и повествуют о страшном чуде: «У греков есть что-то вроде молнии с небес, ее они пускают и сжигают нас».
Игорь долго собирает новое войско, не брезгуя
даже печенегами, и снова идет на Византию, желая
отомстить за свой позор. Его корабли прямо-таки покрывают
море. Византийский царь посылает к Игорю
знатнейших своих бояр: «Не ходи, но возьми
дань, какую брал Олег. Еще и прибавлю к той
дани». Игорь, доплыв еще всего лишь до Дуная, созывает
дружину и начинает советоваться.Опасливая
дружина заявляет: «А чего нам больше нужно —
сражаться не будем, а золото, серебро и шелка
получим. Кто его знает, кто одолеет — мы ли, они ли. Что, кто-то с
Но жадная дружина Игоря досаждает князю: «Слуги
даже твоего воеводы разоделись, а мы,княжеская
дружина, голые. Пойди-ка,
О мести Ольги. 945–946 гг.
Еще при жизни Олега Игорю
привезли жену из Пскова, по имени Ольга. После
убийства Игоря Ольга остается одна в Киеве
с малышом своим Святославом. Деревляне
строят планы: «Раз убили русского князя, то его
жену Ольгу выдадим замуж за нашего князя
Мала, а со Святославом поступим, как нам
захочется». И посылают деревляне ладью
с двадцатью своими знатными людьми к Ольге,и те приплывают
к Киеву. Ольге сообщают о том, что неожиданно
прибыли деревляне. Умная Ольга принимает
деревлян в каменном тереме: «Добро пожаловать, гости». Деревляне
невежливо отвечают: «Да уж, пожаловали,