Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 15:59, научная работа
После потопа и смерти Ноя три его сына делят между собой Землю и договариваются не преступать во владения друг друга. Бросают жребий. Иафету достаются северные и западные страны.Но человечество на Земле еще едино и на поле около Вавилона больше 40 лет строит столп до небес.Однако Бог недоволен, он сильным ветром рушит недоконченный столп и рассеивает людей по Земле, разделяя их на 72 народа. От одного из них и происходят славяне, которые живут во владениях уже потомков Иафета. Потом славяне приходят на Дунай, а оттуда расходятся по землям. Славяне мирно оседают по Днепру и получают названия: одни — полян, потому что живут в поле, другие — деревлян, потому что сидят в лесах. Поляне сравнительно с другими племенами кротки и тихи, они стыдливы перед своими снохами, сестрами, матерями и свекровями, а, например,деревляне живут скотски: убивают друг друга, едят всякую нечистоту, не знают брака, но,набросившись, умыкают девиц.
Теперь же Ольга шлет требование к деревлянам: «Если
вы меня просите соответственно брачным
правилам, то пришлите самых знатных людей, чтобы
я с великой честью шла замуж за вашего князя.Иначе
меня не пустят киевляне». Деревляне избирают
самых знатных людей, которые правят Деревлянской
землей, и посылают за Ольгой. Сваты являются, и Ольга
по гостевому обычаю сначала посылает
их в баньку (снова с мстительной двусмысленностью), предлагая
им: «Обмойтесь и явитесь передо мной». Нагревают
баню, деревляне влезают в нее и, как только
они начинают обмывать себя(как мертвецов), баню
запирают. Ольга велит поджечь ее, прежде
всего от дверей, и деревляне сгорают все (ведь
мертвецов, по обычаю, сжигали)
Ольга извещает деревлян: «Уже отправляюсь к вам. Приготовьте много хмельных медов в городе,гды вы убили моего мужа (Ольга не хочет произносить название ненавистного ей города). Я должна сотворить плач над его могилой и тризну по своему мужу». Свозят деревляне много меда и варят.Ольга с малой дружиной, как положено невесте, налегке, приходит на могилу, совершает оплакивание своего мужа, велит своим людям насыпать высокую могильную насыпь и, в точности следуя обычаям, лишь после того как заканчивают насыпать, распоряжается творить тризну.Садятся деревляне пить. Ольга велит своим слугам ухаживать за деревлянами. Спрашивают деревляне: «А где наша дружина, которую посылали за тобой?» Ольга двусмысленно отвечает:«Идут сзади меня с дружиною моего мужа» (второй смысл: «Следуют без меня с дружиною моего мужа», то есть и те и другие убиты). Когда перепиваются деревляне, Ольга велит своим слугам пить за деревлян (поминать их как мертвых и тем завершить тризну). Ольга удаляется, повелев своей дружине сечь деревлян (игрище, завершающее тризну). Иссечены пять тысяч деревлян.
Ольга возвращается в Киев, собирает много
воинов, идет на Деревлянскую землю и побеждает
деревлян, выступивших против нее. Оставшиеся
деревляне затворяются в Искоростене, и целое
лето Ольга не может взять город. Тогда
она начинает уговаривать защитников
города: «До чего досидитесь? Все ваши города
сдались мне, дают дань, возделывают свои
земли и нивы. А вы умрете от голода, не давая
дани». Деревляне признаются: «Рады бы давать
только дань, но ведь ты будешь еще мстить
за своего мужа». Ольга коварно заверяет: «Я уже
отомстила за позор своего мужа и уже не буду
мстить. Дань с вас я возьму помалу (дань
возьму по князю Малу, то есть лишу независимости). Сейчас
у вас нет ни меду, ни меха, оттого прошу у вас
мало (не дам вам выйти из города за медом
и мехами, но прошу у вас князя Мала). Дайте
мне от каждого двора по три голубя да по три
воробья, я не возложу на вас тяжкую дань, как
мой муж, потому прошу у вас мало (князя Мала). Вы изнемогли
в осаде, отчего и прошу у вас мало (князя
Мала). Замирюсь с вами и пойду»(то ли назад
в Киев, то ли снова на деревлян). Деревляне
радуются, собирают от двора по три голубя
и по три воробья и посылают к Ольге. Ольга
успокаивает деревлян, прибывших к ней
с подарком:«Вот вы уже и покорились мне. Идите-ка в город. Утром
я отступлю от города (Искоростеня) и
О крещении Ольги. 955–969 гг.
Ольга прибывает в Царьград. Приходит
к византийскому царю. Царь беседует с ней, удивляется
ее разуму и намекает: «Подобает тебе царствовать
в Царьграде с нами». Она сразу понимает
намек и говорит: «Я язычница. Если вознамеришься
меня крестить, то крести меня ты сам. Если
нет,то не крещуся». И царь с патриархом ее крестят. Патриарх
поучает ее о вере, а Ольга, склонив голову, стоит, внимая
учению, как губка морская, водой напояемая. Нарекается
ей в крещении имя Елена, патриарх благословляет
ее и отпускает. После крещения зовет ее царь
и уже прямо объявляет: «Беру тебя в жены». Ольга
возражает: «Как это ты возьмешь меня в жены, раз
крестил меня сам и нарек духовной дочерью?
У христиан такое незаконно, и ты сам это
знаешь».Самоуверенный царь раздосадован: «Переклюкала
ты меня, Ольга!» Дает ей множество подарков
и отпускает домой. Только Ольга возвращается
в Киев, как царь присылает к ней послов: «Много
чего я тебе подарил. Ты обещала,
Ольга любит своего сына Святослава, молится за него и за людей все ночи и дни, кормит сына, пока он не вырастает и возмужает, затем сидит со своими внуками в Киеве. Потом разбаливается и через три дня умирает, завещав не творить по ней тризны. У нее есть священник, который ее и хоронит.
О войнах Святослава. 964–972 гг.
Возмужавший Святослав собирает много храбрых воинов и, кочуя стремительно, как гепард, ведет много войн. В походе он воза за собою не возит, котла у него нет, мяса не варит, но тонко нарежет конину, или зверину, или говядину, на углях испечет и ест; и шатра не имеет, но войлок постелит,а седло — в головах. И воины его такие же степняки. Странам он рассылает угрозы: «Пойду на вас».
Святослав идет на Дунай, на болгар, побеждает
болгар, берет восемьдесят городов по Дунаю
и садится княжить тут в Переяславце. Печенеги же
впервые нападают на Русскую землю и осаждают
Киев. Киевляне посылают к Святославу: «Ты, князь,
Святослав уезжает в Переяславец, но
Византийский царь созывает своих
бояр во дворец: «Что делать?» Бояре советуют: «Пошли
к нему дары, раскусим его, падок ли он на золото
или на шелка». Царь посылает к Святославу
золото и шелка с неким умудренным придворным: «Следи
за тем, как он выглядит, каковы выражение
его лица и ход его мыслей». Докладывают
Святославу, что пришли греки с дарами. Он распоряжается:«
С великой славой Святослав приходит в Переяславец, но видит, как мало у него осталось дружины,так как многие погибли в боях, и решает: «Пойду в Русь, приведу больше войска. Проведает царь,что нас мало, и осадит нас в Переяславце. А Русская земля далеко. А печенеги с нами воюют. А кто нам поможет?» Святослав отправляется в ладьях к днепровским порогам. А болгары из Переяславца посылают весть к печенегам: «Мимо вас проплывет Святослав. Идет в Русь. У него много богатств,взятых у греков, и пленных без числа, но мало дружины». Печенеги заступают пороги. Святослав останавливается зимовать у порогов. У него кончается еда, и в лагере начинается такой сильный голод, что далее конская голова стоит по половине гривны. Весной Святослав все-таки плывет через пороги, но нападает на него печенежский князь Куря. Святослава убивают, берут его голову,в черепе выскабливают чашу, оковывают череп снаружи и пьют из него.
О крещении Руси. 980–988 гг.
Владимир был сыном Святослава
и всего лишь Ольгиной ключницы. Однако
после гибели его более знатных братьев
Владимир начинает княжить в Киеве один. На холме
около княжеского дворца он ставит языческие
идолы: деревянного Перуна с серебряной
головой и золотыми усами, Хорса,Дажьбога,
Приходят к Владимиру волжские булгары-магометане и
После этого греки присылают некоего философа, который долго пересказывает Владимиру Ветхий и Новый завет, показывает Владимиру занавес, на котором нарисован Страшный суд, справа праведники радостно восходят в рай, слева грешники бредут к адским мукам. Жизнелюбивый Владимир вздыхает: «Хорошо тем, кто справа; горько тем, кто слева». Философ призывает: «Тогда крестись». Однако Владимир откладывает: «Подожду еще немного». С почетом спроваживает философа и созывает своих бояр: «Что умного скажете?» Бояре советуют: «Пошли послов разузнать,кто как внешне служит своему богу». Владимир посылает десятерых достойных и умных: «Идите сначала к поволжским болгарам, потом посмотрите у немцев, а оттуда идите к грекам». После путешествия возвращаются посланные, и снова созывает Владимир бояр: «Послушаем, что расскажут». Посланные отчитываются: «Мы видели, что болгары в мечети стоят без пояса; поклонятся и сядут; глядят то туда, то сюда, как бешеные; нет радостного в их службе, только печаль и сильный смрад; так что нехороша их вера Потом видели немцев, совершающих в храмах множество служб, но красоты в этих службах не увидели никакой. А вот когда греки привели нас туда, где они служат своему Богу, то мы растерялись — на небе мы или на земле, ибо нигде на земле нет зрелища такой красоты, которую мы не можем и описать. Служба у греков — лучшая из всех».Бояре добавляют: «Будь плохой греческая вера, то ее бы не приняла твоя бабушка Ольга, а она была мудрее всех наших людей». Владимир нерешительно спрашивает: «А где крещенье примем?» Бояре отвечают: «Да где хочешь».
И проходит год, но Владимир все еще не крестится, а неожиданно
идет на греческий город Корсунь(в Крыму), осаждает
его и, воззрев на небо, обещает: «Если возьму, то крещусь». Владимир
берет город, однако опять не крестится, но в поисках
дальнейших выгод требует у византийскихцарей-
Владимир с царицей и корсунскими попами въезжает в Киев, тут же велит ниспровергнуть идолов,одних изрубить, других спалить, Перуна же велит привязать коню к хвосту и волочить к реке,а двенадцать мужчин заставляет дубасить его палками. Сбрасывают Перуна в Днепр, и Владимир приказывает специально приставленным людям: «Если где пристанет, отпихивайте его палками,пока не пронесет его через пороги». И приказанное исполняют. А язычники оплакивают Перуна.
Затем Владимир рассылает по всему Киеву объявляющих от его имени: «Богатого или бедного, даже нищего или невольника, — того, кто с утра не окажется на реке, буду считать своим врагом». Люди идут и рассуждают: «Если бы это не на пользу было, то не приняли бы крещения князь и бояре».Утром Владимир с царицыными и с корсунскими попами выходит на Днепр. Народу собирается бесчисленно много. Часть вступает в воду и стоит: одни — до шеи, другие — по грудь, дети — у самого берега, младенцев — держат на руках. Непоместившиеся бродят в ожидании (или: крещеные же стоят на броду). Попы на берегу молитвы творят. После крещения люди расходятся по своим домам.
Владимир велит по городам строить церкви на тех местах, где раньше стояли идолы, и на крещение приводить людей по всем городам и селам, начинает собирать детей у своей знати и отдавать в ученье книгам. Матери же таких детей плачут о них, словно о мертвых.