Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 15:59, научная работа
После потопа и смерти Ноя три его сына делят между собой Землю и договариваются не преступать во владения друг друга. Бросают жребий. Иафету достаются северные и западные страны.Но человечество на Земле еще едино и на поле около Вавилона больше 40 лет строит столп до небес.Однако Бог недоволен, он сильным ветром рушит недоконченный столп и рассеивает людей по Земле, разделяя их на 72 народа. От одного из них и происходят славяне, которые живут во владениях уже потомков Иафета. Потом славяне приходят на Дунай, а оттуда расходятся по землям. Славяне мирно оседают по Днепру и получают названия: одни — полян, потому что живут в поле, другие — деревлян, потому что сидят в лесах. Поляне сравнительно с другими племенами кротки и тихи, они стыдливы перед своими снохами, сестрами, матерями и свекровями, а, например,деревляне живут скотски: убивают друг друга, едят всякую нечистоту, не знают брака, но,набросившись, умыкают девиц.
О борьбе с печенегами. 992–997 гг.
Приходят печенеги, и Владимир выходит
против них. По обеим сторонам реки Трубеж, у брода,
Через три года печенеги приходят под Киев, Владимир с небольшой дружиной выходит против них,но не выдерживает схватки, бежит, прячется под мост и едва спасается от врагов. Спасение происходит в день Преображения Господня, и тогда Владимир обещает поставить церковь во имя святого Преображения. Избавившись от печенегов, Владимир ставит церковь и устраивает грандиозный праздник под Киевом: велит сварить триста котлов меду; созывает своих бояр, а также посадников и старейшин из всех городов и еще множество людей; раздает триста гривен убогим.Отпраздновав восемь дней, Владимир возвращается в Киев и снова устраивает большой праздник,созывая бесчисленное множество народа. И так делает каждый год. Разрешает всякому нищему и убогому приходить на княжеский двор и получать все, что нужно: питье, и пищу, и деньги из казны.Велит также подготовить повозки; нагрузить на них хлеб, мясо, рыбу, разные фрукты, бочки с медом,бочки с квасом; возить по Киеву и выкликать: «Где больные и немощные, не могущие ходить и добраться до княжеского двора?» Тем велит раздавать все потребное.
А с печенегами идет беспрестанная война. Они приходят и долго осаждают Белгород. Владимир не может прислать помощь, потому что у него нет воинов, а печенегов огромное множество. В городе сильный голод. Горожане решают на вече: «Ведь помрем от голода. Лучше сдадимся печенегам —кого-то они убьют, а кого-то и оставят жить». Один старше, не присутствовавший на вече,спрашивает: «Зачем собиралось вече?» Ему сообщают, что люди утром сдадутся печенегам. Тогда старик просит городских старейшин: «Послушайте меня, не сдавайтесь еще три дня, а сделайте то,что велю». Они обещают. Старик говорит: «Наскребите хоть по горсти овса, или пшеницы, или отрубей». Они находят. Старик велит женщинам сделать болтушку, на которой варят кисель, затем велит выкопать колодец, вставить в него чан, а чан наполнить болтушкой. Потом старик велит выкопать второй колодец и туда тоже вставить чан. И посылает искать мед. Отыскивают лукошко меду, которое было припрятано в княжеском погребе. Старик велит наготовить медового отвара и им наполнить чан во втором колодце. Утром он велит послать за печенегами. Посланные горожане приходят к печенегам: «Возьмите к себе заложников у нас, а вы — около десяти человек — войдите в наш город да посмотрите, что там делается». Печенеги торжествуют, думая, что горожане сдадутся,берут у них заложников, а сами посылают своих знатных людей в город. И говорят им горожане,наученные умным стариком: «Чего себя губите? Разве сможете нас перестоять? Стойте хоть десять лет — что можете нам сделать? У нас корм из земли. Если не верите, то посмотрите своими глазами».Горожане приводят печенегов к первому колодцу, зачерпывают ведром болтушку, разливают ее по горшкам и варят кисель. После того, взяв кисель, подходят с печенегами ко второму колодцу,зачерпывают медовый взвар, добавляют в кисель и начинают есть — первыми сами (не отрава!),за ними и печенеги. Удивляются печенеги: «Не поверят такому наши князья, если не попробуют сами». Горожане наполняют им целую корчагу кисельной болтушкой и медовым взваром из колодцев.Часть печенегов с корчагой возвращается к своим князьям: те, сварив, едят и тоже дивятся; потом обмениваются заложниками, снимают осаду города и отправляются восвояси.
О расправах с волхвами. 1071 г.
Приходит в Киев волхв и при народе предсказывает, будто через четыре года Днепру потечь вспять,а странам поменяться местами: Греческой земле стать на место Русской, а Русской земле — на место Греческой, да и прочим землям разменяться. Невежды верят волхву, а настоящие христиане насмехаются над ним: «Бес тобою забавляется тебе на погибель». Так с ним и случается: за ночь пропадает без вести.
Но появляются два волхва в Ростовской области в пору неурожая и объявляют: «Мы знаем, кто хлеб скрывает». И идя по Волге, в какую волость ни придут, тут же обвиняют знатных женщин, якобы та хлеб скрывает, та — мед, та — рыбу, а та — меха Голодные люди приводят к волхвам своих сестер,матерей и жен, а волхвы женское плечо вроде бы прорежут и (якобы изнутри) вынимают либо хлеб,либо рыбу. Многих женщин волхвы и убивают, а имущество их забирают себе.
Приходят эти волхвы на Белоозеро, а с ними
уже триста человек. В это время с белозерцев
собирает дань Ян Вышатич, воевода киевского
князя. Ян выясняет, что эти волхвы — всего
лишь смерды киевского князя, и Посылает
приказ к людям, сопровождающим волхвов: «Выдайте
их мне».Но люди не слушаются его. Тогда к ним
идет сам Ян с двенадцатью дружинниками. Люди же, став
около леса, готовы напасть на Яна, который
приближается к ним только с топориком
в руке. Из тех людей выступают три человека, подходят
к Яну и стращают его: «Идешь на смерть, не ходи».Ян
Ян допрашивает волхвов: «Зачем вы погубили
столько людей?» Волхвы отвечают: «Те хлеб
скрывают. Когда истребим таких, будет урожай. Если
желаешь, мы прямо перед тобой вынем из человека
зерно, или рыбу, либо что-нибудь иное».
«Что теперь вам молвят боги?» Волхвы
отвечают: «Боги нам молвят, что не быть
нам живым от тебя».Ян подтверждает: «Это
вам правильно молвят». Но волхвы сулят
Яну: «Если нас отпустишь, то много тебе
добра будет. А если нас погубишь, то много
горя получишь и зло». Ян отвергает: «Если
вас отпущу, то зло мне будет от Бога, А если
вас погублю, то награда мне будет». И обращается
к местным провожатым: «У кого из вас родные
убиты этими волхвами? И окружающие признаются —
один: «У меня — мать», другой: «Сестра»,
Еще один волхв начинает возбуждать
людей уже в Новгороде, он
Об ослеплении теребовльского князя Василька Ростиславича. 1097 г.
В город Любеч собираются на совет для
соблюдения мира между собой следующие
князья: внуки Ярослава Мудрого от разных
его сыновей Святополк Изяславич, Владимир
Всеволодович (Мономах),Давыд Игоревич, Давыд
Святославич, Олег Святославич и правнук
Ярослава, сын Ростислава Владимировича
Василько Ростиславич. Князья уговаривают
друг друга: «Зачем мы губим Русскую землю, ссорясь
между собой? А половцы стремятся разрознить
нашу землю и радуются, когда между нами
войны. Отныне объединимся единодушно
и сохраним Русскую землю. Пусть каждый
владеет только своей отчиной». И на том
целуют крест: «Отныне, если кто из нас против
кого пойдет,то против того будем мы все, и крест
честной, и вся Русская земля». И расцеловавшись,
Святополк с Давыдом Игоревичем возвращаются
в Киев. Давыда кто-то
Приходит Василько на поклонение в Выдубицкий
монастырь под Киевом. Присылает к нему
Святополк: «Подожди до моих именин» (через
четыре дня). Василько отказывается: «Не могу
ждать, — как бы дома (в Теребовле, западнее
Киева) не было войны». Давыд говорит Святополку:«Видишь, он не
Василько едет к Святополку, по дороге
встречает его дружинник и отговаривает: «Не ходи,
Святополк, заходят они в избу, приходит
и Давыд, но сидит как немой. Святополк приглашает:«Давай
позавтракаем». Василько соглашается. Святополк
говорит: «Вы здесь посидите, а я пойду распоряжусь». И выходит.
На другой день Давыд предлагает Святополку ослепить Василька: «Если ты этого не сделаешь и отпустишь его, то не княжить ни тебе, ни мне». В ту же ночь Василька в оковах на телеге перевозят в городок за десять верст от Киева и вводят в какую-то избушку. Василько сидит в ней и видит, что овчарь Святополка затачивает нож, и догадывается, что собираются его ослепить. Тут входят конюхи, посланные Святополком и Давидом, расстилают ковер и на него стараются повалить Василька, который отчаянно борется. Но набрасываются еще и другие, валят Василька, связывают его, хватают доску с печи, кладут ему на грудь и садятся с обоих концов доски, но так и не могут ее удержать. Тогда прибавляются еще двое, снимают вторую доску с печи и давят Василька так свирепо, что грудь у него трещит. Держа нож, подступает к Васильку Святополков овчарь и хочет вонзить в око, но промахивается и прорезает ему лицо, однако снова вонзает нож уже в око и вырезает зеницу (радужную со зрачком), потом — вторую зеницу. Василько лежит, как мертвый. И,как мертвеца, его с ковром берут, взваливают на телегу и везут во Владимир-Волынский.
По дороге останавливаются на обед у рынка
в Звиждене (городок западнее Киева). Стаскивают
с Василька окровавленную рубаху и отдают
постирать попадье. Та, постирав,