Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Августа 2011 в 12:20, реферат
С самого начала возникновения этого движения официальными кругами большевистского режима были предприняты колоссальные усилия по его очернению. Руководители советского государства и коммунистической партии - В.И.Ленин и И.В. Сталин в своих выступлениях и письмах официально негативно высказывались об этом движении.[1] Под воздействием коммунистической пропаганды в общественное сознание внедрялось фальсифицированное, искаженное представление о нем, его сущности, а участники и лидеры движения были преданы забвению как враги народа. Им было присвоено искусственное название «басмачи».
Таким образом, хотя на отдельных этапах движения проявлялось определенное взаимодействие центробежных и центростремительных тенденций, в целом они чаще противостояли друг другу. Это сказывалось во всевозрастающих тенденциях к сепаратизму в повстанческих рядах, что и явилось одной из причин поражения вооруженного движения в Туркестанском крае.
Таким образом, можно прийти к следующим выводам:
а) единство (объединение) тюркских народов в борьбе за независимость Туркестана, за создание единого и неделимого государства;
б) исламские воззрения - создание независимой исламской республики - исламского государства мусульман Туркестана;
в) демократические воззрения - установление республиканского строя; построение демократического государства в Туркестанском регионе;
Вооруженное
движение Туркестана постепенно теряло
свою массовость и свою сущность всенародного
движения. Его участники устали от непрерывных
боевых действий и мечтали вернуться к
мирной жизни. Не последнюю роль сыграли
и наличие вооруженных банд разбойников,
которые присутствуют в любой войне. Используя
нестабильность политической и военной
ситуации, они грабили, убивали и насиловали
мирное население, независимо от национальной,
религиозной принадлежности, политических
убеждений и социального положения. Приверженцы
большевистской идеологии без всякого
на то основания поставили эти банды преступников
в один ряд с повстанцами, объявив всех
без исключения «басмачами», и ловко использовали
эти моменты в своей пропагандистской
работе.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ТУРКЕСТАНСКОГО
НАЦИОНАЛЬНО-ОСВОБОДИТЕЛЬНОГО
ДВИЖЕНИЯ
И ЕГО РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ
НАЦИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ
Эмиграция Мустафы
Чокая была вызвана необходимостью
перехода к новой тактике и
новой стратегии в национально-
В первое время необходимо было наладить контакты с органами демократического толка. В Париже находились эмигрировавшие ранее бывший глава Временного правительства А.Ф.Керенский, лидер партии социалистов-революционеров Н.Д.Авксентьев, организатор партии кадетов П.Н.Милюков, которых Мустафа Чокай хорошо знал по Петербургу и Ташкенту [56].
Мустафа Чокай сотрудничает с газетами "Дни" А.Керенского и "Последние новости" П.Милюкова.
Самым большим доверием и уважением у туркестанцев пользовался однокашник Мустафы Чокая по ташкентской гимназии и петербургскому университету Александр Керенский. В статье "Керенский и национальное движение в Туркестане" Мустафа Чокай показывает перерождение Керенского-демократа в Керенского-шовиниста: "Бывший председатель Временного правительства России Керенский занимает особое место в среде русских политических деятелей, находящихся в эмиграции. В свое время он пользовался огромным авторитетом в Туркестане. Его выступления в Ташкенте, Андижане и с трибуны Государственной думы после поездки в Туркестан в 1916 году вместе с Тевкелевым, в которых он дал глубокий анализ причин бунта туркестанцев против политики царского правительства, снискали ему известность не только в Туркестане, но и во всех тюркоязычных регионах России. Тогда нам, находившимся под гнетом царской России, образ Керенского-революционера был как луч надежды. Я сопровождал Керенского и Тевкелева в их поездке в Туркестан. В моей памяти живы воспоминания о Керенском того времени: не только содержание его речей, но и их малейшие нюансы. 22 августа 1916 года в Андижане по просьбе Керенского в местной мечети состоялось богослужение о здравии туркестанцев и русских, об установлении гуманных, дружеских отношений между ними. После Керенский говорил собравшимся о том, что русские демократы не берут на себя никакой ответственности за тоталитарный режим, установленный царским правительством, что русская демократия борется за то, чтобы управление государством перешло в руки народа. Высказывался за равенство в правах туркестанцев и русских…" [57].
Периодическая печать русских демократов в эмиграции по-разному оценивала ситуацию в большевистской России. Газета консервативных кругов, возглавляемых Струве и нефтяником Гукасовым, под названием "Возрождение" обвиняла в "большевистском кошмаре" либеральную интеллигенцию и керенщину. Газета "Последние новости" Павла Милюкова видела причину бед в "косности консерваторов и происках неудачников вроде Керенского, ставивших палки в колеса мудрому Милюкову". А газета "Дни" Керенского утверждала, что "в падении Временного правительства повинны решительно все, кроме Керенского [58].
Приход в 1922 году к власти Муссолини в соседней Италии и распространение расистских идей в Европе ускорили процесс раскола в рядах русской эмиграции и перерождение русских демократов. Мустафа Чокай в вышеназванной статье пишет, как Керенский отзывается о туркестанцах спустя 10 лет: "В газете "Дни" от 10 ноября 1926 года опубликовано письмо одного русского, сосланного большевиками. Вот как прокомментировал его главный редактор Керенский: "Обращает на себя внимание тот факт, что ссыльные последней волны, не выдержав и трёх лет пребывания, сочетаются браком с каким-нибудь произведением местной фауны женского рода. Далее Керенский приводит выдержку из письма, в которой автор называет "неплохим обстоятельством, что потомки орангутангов понемногу научились вести хозяйство…"" [59].
В своих воспоминаниях Мария Яковлевна Чокай пишет так об этом периоде деятельности своего супруга: "Мустафа был противником узколобого национализма. Он стоял на позициях единения народов Туркестана. И русские националисты признавали в нём это, однако не хотели считаться с интересами ни народов Туркестана, ни каких-либо других народов нерусского происхождения. Этот принцип русской демократии глубоко задевал честь Мустафы. По этой причине он в 1923 году порвал с русскими демократами и русской периодической печатью" [60].
В этих условиях сотрудничество Мустафы Чокая с русской эмиграцией в политическом противостоянии коммунистическому режиму становится невозможным.
Организация деятельности национально-освободительного движения за рубежом ещё больше осложнилась после того, как в 1925 году, сразу же после официального признания СССР Францией, в Париже обосновалась резидентура иностранного отдела ЧК, которая установила слежку за эмигрантами и приступила к ликвидации лидеров национально-освободительных движений. Первой её жертвой в 1926 году стал украинский националист Петлюра [61]. В 1925-26 гг. советские дипломаты предлагают Мустафе Чокаю съездить в Туркестан [62], но он отвечает отказом, понимая, что большевики ищут возможность его физического устранения.
Незадолго до этого в КазОГПУ было заведено уголовное дело на Мустафу Чокая. Связи Мустафы Чокая с туркестанскими националистами и близкими родственниками берутся под контроль ОГПУ, выполняющего директиву КазЦИК от 4 октября 1924 года выявить контакты Мустафы Чокая в Казахстане и источники, снабжающие его закрытыми политическими документами, которыми он оперирует в своих статьях. Так, в письме сотрудника КазОГПУ Савицкого, адресованном начальнику южноказахстанского ОГПУ Севергину, утверждается, что алашординцы, среди них М.Тынышбаев, Ж.Досмухамедов, С.Акаев, К. Кожыков, продолжают оказывать Мустафе Чокаю всяческую помощь, включая финансовую. Савицкий даёт южноказахстанскому ОГПУ приказ выяснить, каким образом осуществляется эта связь, а также установить имена связников Мустафы Чокая. По указанию советских спецслужб берутся на заметку известный казахский певец Амре Кашаубаев, выступавший в 1925 году в Париже на этнографическом концерте, и всемирно известный борец Кажымукан Мунайтпасов, выезжавший на соревнования в Европу [63]. Агент ОГПУ Галижан Садыкулы получает задание внедриться в среду туркестанских националистов за рубежом и собрать сведения о Мустафе Чокае и его окружении [64].
Деятельность национально-освободительного движения невозможна без широкой пропаганды своей программы и распространения своих идей в широких слоях населения с тем, чтобы найти поддержку у общественности. В этих целях органами национально-освободительного движения становятся журнал "Yeni Turkistan", издававшийся на турецком языке в Стамбуле с июля 1927 по сентябрь 1931 года, а также с 1929 года - ежемесячный журнал "Яш Туркестан", орган национальной защиты (как указано на обложке), выходивший сначала в Берлине, затем в Париже. Последний номер "Яш Туркестана" датирован 1939 годом. Мустафа Чокай был главным издателем и осуществлял политическое руководство обоих журналов [65]. Так, в издании "Яш Туркестан" наряду с политичскими статьями вышли в свет карта Туркестана с надписями на французском и турецком языках, а также книги д-ра Тахира Шакира "Хлопковое хозяйство Туркестана" в 1934 году (Берлин) и "Трагедия национальной литературы и писателей Туркестана" в 1935 году (Берлин).
Сподвижниками Мустафы Чокая в организации работы журнала стали студенты, которые в 1922 году были направлены на учёбу из Туркестана в Берлин. В силу необходимости соблюдения конспирации полный список сотрудников редакции неизвестен. Из свидетельств бывшего военнопленного Алима Алмата, а также из писем Марии Чокай, адресованных ему, явствует, что ближайшими помощниками Мустафы Чокая в издании журнала "Яш Туркестан" были доктор Октай, его супруга Саида Октай, а также Тахир Чагатай, которые после кончины Мустафы Чокая переехали жить в Турцию, где они продолжили деятельность по пропаганде идей Мустафы Чокая. Так, в 1971 году они издали книгу воспоминаний Марии Чокай на турецком языке, но и тогда в конспиративных целях не стали указывать настоящее имя редактора, ограничившись подписью "туркестанец".
В материалах журнала
"Яш Туркестан" Мустафа Чокай проводит
свой анализ внутриполитической и экономической
ситуации в Туркестане с опорой на документальную
основу, привлекая материалы и данные
самих большевиков. Его статьи отличают
самостоятельное, объективное осмысление
фактов, отсутствие влияния господствовавшего
в белоэмигрантских кругах перехлёста
в оценке большевизма. Все 117 номеров журнала
"Яш Туркестан" [66], увидевшие свет
в период с 1929 по 1939 гг., охватывают широкий
круг проблем, которые условно можно было
бы разбить на три крупных блока:
а) политико-экономическая ситуация в
советском Туркестане;
б) внешняя политика большевиков;
в) политические события в Европе и мире.
Мустафе Чокаю, совместившему в себе профессионализм юриста, политика и журналиста, удается со всей полнотой раскрыть суть деятельности большевиков в Туркестане. Так, в области экономики, повторение хлопковой политики царского министра Кривошеина привело в итоге, как предсказал Мустафа Чокай, к голоду в тридцатые годы. В области политики большевистский термин "туркестанский пролетариат" имел не более чем мифическое содержание, а подогревание коммунистами шовинистических чувств русских необходимо было советской власти для полной колонизации туркестанцев, установив верховенство русского народа и приступив к постепенному вытравливанию из туркестанцев чувства национального достоинства. Мустафа Чокай показывает шараханья большевистской печати, метавшейся между здравым смыслом и отторгаемой населением большевистской идеологией, разоблачает факты статистических подтасовок и фальсификации истории в угоду правящему режиму. В итоге, вся деятельность Советов в Туркестане предстает как лишённая общечеловеческой, политической и экологической культуры.
Ценным для исследователя истории Второй мировой войны является анализ Мустафой Чокаем внешней политики СССР за десятилетний период (1929 - 1939), выявляющий истинные вожделения коммунистов на мировое господство через организацию мировой революции (создание Коминтерна; подрывная работа советской агентурной сети в Испании и других странах; постепенное сращение интересов Сталина и Гитлера в отношении Польши; распространение фашизма в Европе, заразившего также русскую эмиграцию в Париже; работа советских спецслужб по ликвидации видных национальных деятелей и разжиганию конфликта между советскими республиками в угоду политическим замыслам коммунистов).
Особое внимание уделяется, в связи с остротой политической ситуации в Европе и мире, анализу международного положения.
Информация о работе Повстанческое движение Туркестанского края