Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Августа 2011 в 12:20, реферат
С самого начала возникновения этого движения официальными кругами большевистского режима были предприняты колоссальные усилия по его очернению. Руководители советского государства и коммунистической партии - В.И.Ленин и И.В. Сталин в своих выступлениях и письмах официально негативно высказывались об этом движении.[1] Под воздействием коммунистической пропаганды в общественное сознание внедрялось фальсифицированное, искаженное представление о нем, его сущности, а участники и лидеры движения были преданы забвению как враги народа. Им было присвоено искусственное название «басмачи».
Знание ряда европейских языков позволяет Мустафе Чокаю выступать с докладами и аналитическими обзорами в Париже, Лондоне, Стамбуле, Варшаве. Так, например, его доклад, сделанный на собрании комитета "France - Orient" "О современном положении Туркестана", был опубликован в феврале 1930 года в Bulletin Officiel du Comite "France - Orient". По приглашению Королевского института по международным делам 27 марта 1933 года Мустафа Чокай выступает в Лондоне с докладом "Советский Союз и Восточный Туркестан". Мустафа Чокай руководит Туркестанским Национальным Объединением (Union Nationale du Turkestan), созданным в Париже, публикует материалы о политике большевиков в Туркестане на английском, французском, турецком, польском языках в таких ведущих европейских изданиях, как: The Journal of Royal Central Asian Society, The Asiatic Review, (London), Orient et Occident, Revue du Promethee (Paris), Wschod (Warsaw) [67].
Благодаря разносторонней политической деятельности и большой эрудиции авторитет Мустафы Чокая в Европе был очень высок, он пользуется поддержкой польских, французских и германских властей, а также различных европейских организаций и институтов [68].
В 1928 году выходит в свет на французском языке монография Мустафы Чокая "Chez les Soviets en Asie Centrale " ("Туркестан под властью Советов") [69].
Поводом к написанию монографии, как отмечает сам Мустафа Чокай, послужил доклад делегации французских коммунистов, посетившей Туркестан по приглашению советского правительства. В предисловии к работе Мустафы Чокая, написанной социалистом Пьером Реноделем, говорится: "Конечно, те, кто делает ныне фантастические заявления по поводу показанных им "потёмкинских деревень", будут жаловаться, что автор брошюры, разоблачая красоты советской власти в Туркестане, клевещет на их добросовестность. К несчастью для них, господин Чокаев пользуется самым лучшим, самым надёжным методом. Не при помощи собственных наблюдений и размышлений он убеждает читателя. Он делает это при помощи большевистских же документов" [70].
Во французских периодических изданиях появились отклики. Газета "Попюлэр" в номерах от 2 и 3 сентября 1928 года поместила материал Жана Лонгэ под названием "Русский империализм в Туркестане". Назвав монографию "отлично документированной", автор отзыва полагает, что "работа товарища Мустафы Чокаева клеймит сильнее всякого рассуждения" колониальную политику большевиков в Туркестане. Многочисленные жалобы туркестанцев "направлены против зверств колонизаторских приёмов". Чудовищным в глазах европейской общественности выглядит факт, когда "25 января 1925 года, в годовщину смерти Ленина, всё мусульманское население Ташкента, по распоряжению советских властей, должно было стать на колени и оставаться несколько минут в этом унизительном положении настоящих колониальных рабов, тогда как не-мусульмане стояли и кричали: "Ленин умер, но дело его вечно!" [71].
Французская "Журналь
де Деба" от 8 октября 1928 года, назвав
Мустафу Чокая свободолюбивым демократом,
отмечает, что он "с чисто научной
точностью вскрывает
11 декабря 1928
года на заседании ЦИК Союза
ССР впервые содержание работы
Мустафы Чокая становится
Но наиболее точно пролетарский менталитет отражен в высказывании главы большевиков в Туркестане И.Тоболина, заявившего в период страшного голода, что "киргизы, экономически слабые с марксистской точки зрения, должны всё равно погибнуть"[74]
Информация о работе Повстанческое движение Туркестанского края