Повстанческое движение Туркестанского края

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Августа 2011 в 12:20, реферат

Описание

С самого начала возникновения этого движения официальными кругами большевистского режима были предприняты колоссальные усилия по его очернению. Руководители советского государства и коммунистической партии - В.И.Ленин и И.В. Сталин в своих выступлениях и письмах официально негативно высказывались об этом движении.[1] Под воздействием коммунистической пропаганды в общественное сознание внедрялось фальсифицированное, искаженное представление о нем, его сущности, а участники и лидеры движения были преданы забвению как враги народа. Им было присвоено искусственное название «басмачи».

Работа состоит из  1 файл

Повстанческое движение Туркестанского края.doc

— 94.00 Кб (Скачать документ)

Знание ряда европейских языков позволяет Мустафе Чокаю выступать с докладами и аналитическими обзорами в Париже, Лондоне, Стамбуле, Варшаве. Так, например, его доклад, сделанный на собрании комитета "France - Orient" "О современном положении Туркестана", был опубликован в феврале 1930 года в Bulletin Officiel du Comite "France - Orient". По приглашению Королевского института по международным делам 27 марта 1933 года Мустафа Чокай выступает в Лондоне с докладом "Советский Союз и Восточный Туркестан". Мустафа Чокай руководит Туркестанским Национальным Объединением (Union Nationale du Turkestan), созданным в Париже, публикует материалы о политике большевиков в Туркестане на английском, французском, турецком, польском языках в таких ведущих европейских изданиях, как: The Journal of Royal Central Asian Society, The Asiatic Review, (London), Orient et Occident, Revue du Promethee (Paris), Wschod (Warsaw) [67].

Благодаря разносторонней политической деятельности и большой  эрудиции авторитет Мустафы Чокая  в Европе был очень высок, он пользуется поддержкой польских, французских и германских властей, а также различных европейских организаций и институтов [68].

В 1928 году выходит  в свет на французском языке монография Мустафы Чокая "Chez les Soviets en Asie Centrale " ("Туркестан под властью  Советов") [69].

Поводом к написанию монографии, как отмечает сам Мустафа Чокай, послужил доклад делегации французских коммунистов, посетившей Туркестан по приглашению советского правительства. В предисловии к работе Мустафы Чокая, написанной социалистом Пьером Реноделем, говорится: "Конечно, те, кто делает ныне фантастические заявления по поводу показанных им "потёмкинских деревень", будут жаловаться, что автор брошюры, разоблачая красоты советской власти в Туркестане, клевещет на их добросовестность. К несчастью для них, господин Чокаев пользуется самым лучшим, самым надёжным методом. Не при помощи собственных наблюдений и размышлений он убеждает читателя. Он делает это при помощи большевистских же документов" [70].

Во французских  периодических изданиях появились  отклики. Газета "Попюлэр" в номерах от 2 и 3 сентября 1928 года поместила материал Жана Лонгэ под названием "Русский империализм в Туркестане". Назвав монографию "отлично документированной", автор отзыва полагает, что "работа товарища Мустафы Чокаева клеймит сильнее всякого рассуждения" колониальную политику большевиков в Туркестане. Многочисленные жалобы туркестанцев "направлены против зверств колонизаторских приёмов". Чудовищным в глазах европейской общественности выглядит факт, когда "25 января 1925 года, в годовщину смерти Ленина, всё мусульманское население Ташкента, по распоряжению советских властей, должно было стать на колени и оставаться несколько минут в этом унизительном положении настоящих колониальных рабов, тогда как не-мусульмане стояли и кричали: "Ленин умер, но дело его вечно!" [71].

Французская "Журналь  де Деба" от 8 октября 1928 года, назвав Мустафу Чокая свободолюбивым демократом, отмечает, что он "с чисто научной  точностью вскрывает замаскированную  правду… Систематическое преследование  мусульман, полная эксплуатация туземного пролетариата, лживая аграрная реформа, сведшая к облегчению русского населения за счёт туземцев, погибающих от нужды, поощрение невежества и пороков - вот результаты советского господства, которое с трёх точек зрения - политической, социальной и экономической - должно быть осуждено всеми цивилизованными народами" [72].

11 декабря 1928 года на заседании ЦИК Союза  ССР впервые содержание работы  Мустафы Чокая становится предметом  широкого обсуждения. Выступившие  Ходжаев и Элиава не смогли  опровергнуть доводы Мустафы Чокая, нехотя признав, что "совершенно естественно, что в первые годы эти элементы [представители большевиков] привносили в свою работу все те черты отношения к туземному населению, которые были свойственны колонизаторским элементам"[73].

Но наиболее точно пролетарский менталитет отражен  в высказывании главы большевиков  в Туркестане И.Тоболина, заявившего в период страшного голода, что "киргизы, экономически слабые с марксистской точки зрения, должны всё равно  погибнуть"[74]

Информация о работе Повстанческое движение Туркестанского края