Православная Церковь на Руси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 23:06, курсовая работа

Описание

Целью исследования ставилось выявить роль христианства в становлении Киевской Руси.
Цель исследования раскрывается в задачах исследования:
 изучить литературу по теме исследования;
 рассмотреть историю образования Древнерусского государства;
 рассмотреть историю принятие христианства на Руси
 выявить влияние Православной Церкви на развитие политической, социальной, экономической и культурной жизни на Руси

Содержание

Введение……………………………………………………………………...2
Глава 1. Древнерусское государство
1.1 Образование Древнерусского государства……………………... 5
1.2 Государственный строй в Древнерусском государстве………...6
1.3 Общественный строй в Древнерусском государстве.…………..7
1.4 Политический строй в Древнерусском государстве………….....9
Глава 2. Церковь в Древней Руси
2.1 Язычество на Руси………………………………………………...11
2.2 Принятие христианства на Руси……………………………….…12
Глава 3. Взаимоотношение государства и Церкви в Древней Руси……....17
Заключение……………………………………………….…………….….…23
Список использованной литературы………….………………………….…25

Работа состоит из  1 файл

Гос-во и церквь в Др. Руси.docx

— 48.57 Кб (Скачать документ)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение……………………………………………………………………...2

Глава 1. Древнерусское государство

    1.1 Образование  Древнерусского государства……………………... 5

    1.2 Государственный  строй в Древнерусском государстве………...6

    1.3 Общественный  строй в Древнерусском государстве.…………..7

    1.4 Политический  строй в Древнерусском государстве………….....9

Глава 2. Церковь в Древней Руси

    2.1 Язычество  на Руси………………………………………………...11

    2.2 Принятие  христианства на Руси……………………………….…12

Глава 3. Взаимоотношение государства и Церкви в Древней Руси……....17

Заключение……………………………………………….…………….….…23

Список использованной литературы………….………………………….…25 

 

ВВЕДЕНИЕ

      Темой данного исследования является Православная Церковь на Руси

      Объектом исследования является развитие Древнерусского государства.

      Предметом исследования является Православная церковь на Руси.

      Целью исследования ставилось выявить роль христианства в становлении Киевской Руси.

      Цель исследования раскрывается в задачах исследования:

  • изучить литературу по теме исследования;
  • рассмотреть историю образования Древнерусского государства;
  • рассмотреть историю принятие христианства на Руси
  • выявить влияние Православной Церкви на развитие политической, социальной, экономической и культурной жизни на Руси

      Актуальность данного исследования обусловлена политикой восточнославянских государств по тесному сотрудничеству с Русской Православной Церковью.

      Православная Церковь имеет более чем тысячелетнюю историю. В средневековье связь между церковью и государством была более прямой и выражалась в том, что церковная организация выполняла ряд государственных функций и была, следовательно, своеобразной частью государственного аппарата, а государственная, княжеская власть содержала церковную организацию на свои средства. В таких условиях проблема церкви и государства в Древней Руси приобретает общеисторический характер и в плане отношения государства и организации религиозного культа на разных этапах существования обоих. Ко времени официального принятия христианства и создания церковной организации в конце X в. государство уже существовало на Руси в течение почти двух веков и его органы власти и местного управления, территориальная структура, право и языческий религиозный культ не только сформировались, но и прошли определенный путь развития в соответствии с развитием всего древнерусского общества. Таким образом, церковь появилась по инициативе княжеской власти сравнительно поздно и должна была приспосабливаться к тому уровню развития общества и к той системе экономики, которые она нашла здесь в указанное время. [7, с. 3]

      Церковь и государство отличаются объемом своей деятельности. Государство ограничено территорией, Церковь является вселенской. Также существует различие в способах влияния на население. Государство часто применяет принудительные меры, а Церковь никогда не должна применять насилие, должна действовать только путем убеждения и примера.

      Однако, несмотря на значительные различия. Церковь и государство на протяжении всей истории Украины всегда существовали взаимосвязанно.

      Церковь, как богочеловеческий организм имеет не только таинственную сущность, неподвластную стихиям мира, но и историческую составляющую, входящую в соприкосновение и взаимодействие с внешним миром, в том числе и с государством. Государство, которое существует для устроения мирской жизни, также соприкасается и взаимодействует с Церковью. Во взаимоотношениях между Церковью и государством необходимо учитывать различие их функций. Церковь основана непосредственно Самим Богом - Иисусом Христом. Целью Церкви является вечное спасение людей, а цель государства заключается в их земном благополучии. Церковь не должна брать на себя функции, принадлежащие государству: противостояние греху путем насилия, использование мирских властных полномочий, принятие на себя функций государственной власти, предполагающих принуждение или ограничение. В тоже время Церковь может обращаться к государственной власти с просьбой или призывом употребить власть в тех или иных случаях, однако право решения этого вопроса остается за государством. Государство не должно вмешиваться в жизнь Церкви, в ее управление, вероучение, литургическую жизнь, духовническую практику и так далее, равно как и вообще в деятельность канонических церковных учреждений, за исключением тех сторон, которые предполагают деятельность в качестве юридического лица, неизбежно вступающего в соответствующие отношения с государством, его законодательством и властными органами. Церковь и государство используют различные средства для достижения своих целей. Государство опирается в основном на материальную силу, включая силу принуждения, а также на соответствующие светские системы идей. Церковь же располагает религиозно-нравственными средствами. Церковь не властна умолкнуть и прекратить проповедование истины, какие бы иные учения ни предписывались или ни распространялись государственными инстанциями. В данном отношении Церковь совершенно свободна от государства.

      Тем не менее, Церковь на Руси играла заметную экономическую, политическую и культурную роль. Церковь являлась важным фактором в развитии русского государства и народа в целом, а также и русской экономики, способствовала распространению византийского права на Руси.

      В своей работе я более подробно рассмотрю все эти аспекты.

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 1. ДРЕВНЕРУССКОЕ ГОСУДАРСТВО

1.1 Образование Древнерусского государства

      «Государство не может организовать один человек или несколько даже самых выдающихся мужей. Государство есть продукт сложного и долгого развития социальной структуры общества». [9, с. 54]

      Именно поэтому ответить на вопрос о том, когда и как возникло Древнерусское государство ,с достаточной точностью нельзя. Согласно норманнской теории, государство восточных славян создали варяги (норманны). [7, с. 16]

      Критику этой теории ещё в 18 веке дал М. В. Ломоносов. Её несостоятельность доказывали виднейшие русские историки. Отвергают эту теорию и современные отечественные историки и многие историки зарубежных стран. [7, с. 17]

      Главным опровержением норманнской теории является достаточно высокий уровень социального и политического развития восточного славянства в IX в. По своему экономическому и политическому уровню славяне стояли выше варягов, поэтому позаимствовать у пришельцев им было нечего.

      Варяжский элемент несомненно сыграл важную роль в становлении русской государственности, однако, сама эта государственность возникла задолго до вторжения варяг-норманнов. Для этого существовали все необходимые предпосылки: своя очерчённая более или менее устойчивыми границами территория; определённое этническое, племенное, национальное единство; структуры и институты публичной государственной власти. [2, с. 13]

      Точно неизвестно, когда и как возникли первые княжества восточных славян, однако момент объединения восточнославянских земель в одно государство известен достоверно. В 882 г. новгородский князь Олег захватил Киев. Затем ему удалось присоединить и остальные русские земли, создав огромное по тем временам государство.

      Крещение Руси сыграло важную роль в возникновении государственности на Руси, однако это событие произошло не менее чем через столетие после образования Киевского государства, не говоря уж о более ранних восточнославянских политических объединениях.

      Древнерусское государство изначально было этнически неоднородным. Помимо славян, в его состав вошли и некоторые соседние финские и балтийские племена. Однако основу страны составила древнерусская народность, являющая колыбелью великорусов, украинцев и белорусов. «Украинские националисты ещё до революции пытались изобразить Древнерусское государство украинским, хотя оно ни по территории, ни по населению с современной Украиной не совпадало, у них лишь общая столица – город Киев». [9, с. 56]

1.2 Государственный  строй

      Древнерусское государство – совокупность Киевского и местных феодальных княжеств, князья которых находились в вассальной зависимости от великого князя. По форме правления Древнерусское государство было типичной раннефеодальной монархией. Великий князь являлся старшим по отношению к местным князьям, владел самым большим и сильным княжеством. Великокняжеский престол передавался по наследству. Великий князь опирался на совет крупных феодалов – бояр. Совет не имел чётко определённой компетенции. Вместе с князьями бояре решали важнейшие вопросы управления, внешней политики, судили, принимали законы.

      Хозяйство князя и государственные дела находились в ведомстве дворцовых слуг. Наиболее важными из них были дворецкий (дворский), управляющий княжеским двором, воевода, возглавлявший вооружённые силы, конюший, обеспечивающий княжеское войско конями. В подчинении этих высших чинов находились различные слуги – тиуны. Такая система управления называлась дворцово-вотчинной.

      Местными органами управления руководили посадники (наместники) в городах и волостели в сельской местности. Они являлись представителями князя в городе или волости, их обязанностями были: собирать дань, пошлины, судить, устанавливать и взимать штрафы.

      Судебных органов как особых учреждений не было, судебные функции выполняли органы власти и управления в центре и на местах. Суд не был отделён от администрации. Судили князья, волостели,  посадники, представители княжеской власти.

      Оформлялась и церковная юрисдикция. Церковь имела право судить зависимое население своих земель, судить духовенство по всем делам, а всё население государства – по определённым категориям дел.

      Вооружённые силы состояли из дружины великого князя, дружин местных князей, феодального ополчения. Во время войн создавалось народное ополчение.

      Система органов управления в Древнерусском государстве определялась характером политической власти при раннем феодализме, которая являлась атрибутом земельной собственности. Крупные земельные собственники самостоятельно осуществляли управление, суд. Государственный аппарат совпадал с аппаратом управления доменом, вотчиной, хозяйством. [7, с. 22]

1.3 Общественный строй

      Социальная структура Древнерусского государства была сложной, но уже вполне отчётливо вырисовывались основные черты феодальных отношений. Наиболее крупными феодалами были князья. Также крупными феодалами являлись и бояре – аристократия, богатевшая за счёт эксплуатации крестьян и грабительских войн.

      С введением христианства коллективным феодалом становятся церковь и монастыри. Не сразу, но постепенно церковь приобретает землю, князья жалуют ей десятину – десятую часть с доходов населения и иные, включая судебные, доходы. Сбор дани приобрёл насильственный характер и зачастую вызывал активное сопротивление крестьян.

      В господствующий класс феодалов входили киевские князья, местные (племенные) князья, общинная знать (бояре), верхушка служилых людей, дружина князей. [7, с. 17]

      Все группы феодалов находились в отношениях сюзеренитета-вассалитета. Верховным сюзереном являлся великий князь, его вассалами – местные князья, сюзерены своих бояр и служилых людей. Вассалы несли военную службу.  Феодалы-вассалы в качестве вознаграждения за службу получали земельные владения. Это усиливало зависимость крестьян от местной знати.

      Низший слой класса феодалов составляли дружинники и слуги, княжеские и боярские. Они формировались из вольных людей, но иногда даже и из холопов.

      Главным правом и привилегией феодалов было владение землёй и эксплуатация крестьян. Государство охраняло собственность, жизнь и здоровье феодалов. За посягательство на них устанавливалась тяжёлая мера наказания. Оберегалась и честь феодала: оскорбление действием, а в некоторых случаях  и словом тоже влекло за собой серьёзные наказания.

     Среди городского населения выделялись купцы.

      Основную массу трудящегося населения составляли смерды, которые жили общинами-вервями, выросшие из родового строя. Вервь была связана круговой порукой, системой взаимопомощи. [9, с. 56]

      Также появились такие феодально зависимые крестьяне как закупы. Закуп имел своё собственное хозяйство. Он брал у феодала купу – денежную сумму или натуральную помощь и обязан был работать на хозяина. Труд закупа не шёл в счёт уплаты долга, а выступал лишь в качестве уплаты процентов по долгу, поэтому отработать свой долг закуп практически не мог и оставался пожизненно в таком положении. В случае побега или кражи закуп автоматически становился холопом.

      В Древнерусском государстве существовала и «невольная челядь». Русская Правда называет несвободного мужчину холопом или челядином, а несвободную женщину – рабой, объединяя и тех и других общим понятием «челядь». [9, с. 57]

      Челядь была бесправной и практически приравнивалась к скоту. В этом отношении челядь Древнерусского государства напоминала античных рабов, однако на Руси холопы не составляли основу производства, рабство было преимущественно патриархальным, домашним. С течением времени развивается и процесс превращения холопов в феодально зависимых крестьян. Они стали первыми крепостными.

Информация о работе Православная Церковь на Руси