Православная Церковь на Руси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 23:06, курсовая работа

Описание

Целью исследования ставилось выявить роль христианства в становлении Киевской Руси.
Цель исследования раскрывается в задачах исследования:
 изучить литературу по теме исследования;
 рассмотреть историю образования Древнерусского государства;
 рассмотреть историю принятие христианства на Руси
 выявить влияние Православной Церкви на развитие политической, социальной, экономической и культурной жизни на Руси

Содержание

Введение……………………………………………………………………...2
Глава 1. Древнерусское государство
1.1 Образование Древнерусского государства……………………... 5
1.2 Государственный строй в Древнерусском государстве………...6
1.3 Общественный строй в Древнерусском государстве.…………..7
1.4 Политический строй в Древнерусском государстве………….....9
Глава 2. Церковь в Древней Руси
2.1 Язычество на Руси………………………………………………...11
2.2 Принятие христианства на Руси……………………………….…12
Глава 3. Взаимоотношение государства и Церкви в Древней Руси……....17
Заключение……………………………………………….…………….….…23
Список использованной литературы………….………………………….…25

Работа состоит из  1 файл

Гос-во и церквь в Др. Руси.docx

— 48.57 Кб (Скачать документ)

ГЛАВА 3. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ГОСУДАРСТВА И ЦЕРКВИ В ДРЕВНЕЙ РУСИ

      Церковь на Руси играла заметную экономическую, политическую и культурную роль. Церковь являлась важным фактором в развитии русского государства и народа в целом, а также и русской экономики, она способствовала распространению византийского права на Руси.

      С Крещением Киевской Руси еще более расширились и углубились ее государственные и культурные связи не только с Византией, но и с Балканскими странами и другими государствами Европы.

      Утверждение христианства на Руси в качестве государственной религии оказало большое влияние на разные сферы общественной и духовной жизни страны.

      Требуя многодневных постов, христианство заставляло есть больше овощей, а, следовательно – совершенствовать огородничество. Многие овощи стали известны на Руси благодаря византийцам. Не случайно лучшими огородниками были монахи.

      Принятие христианства стало значительным шагом в развитии восточнославянской цивилизации, оно способствовало созданию единой государственности и единой церковной организации. Учение христианства о едином Боге, освящающем власть одного государя, помогло Владимиру преодолеть деление восточных славян по племенным признакам.

      После возникновения церковной земельной собственности появилась в более широких масштабах и частная (боярская) земельная собственность. Распространение на Руси норм византийского права также стимулировало формирование феодальных отношений, складывание отдельных социальных групп, слоев, что способствовало развитию феодализма.

      После принятия христианства Владимир организовал на Руси первые школы. Принятие новой религии и усвоение церковнославянской письменности сопровождалось перенесением на Русь основных памятников раннехристианской и византийской литературы: библейские книги, сочинения отцов церкви, исторические сочинения.

      Из Византии были заимствованы основы церковной архитектуры. Древняя Русь восприняла византийскую систему сводчатых и купольных перекрытий, строительство зданий изысканной пространственной конфигурации и большой высоты. Однако чисто русским явлением, преобразившим облик византийского крестово-купольного храма, стало многоглавие куполов.

      Из Византии пришли на Русь три основные вида изобразительного искусства: мозаика (красочный узор из кусочков смальты), фреска (роспись на стене, выполненная специальными красками по сырой штукатурке) и икона. Принятие христианства повлияло на развитие ремесла. Приемы кладки стен и возведения куполов, камнерезного цела, а также мозаика, которые использовались при возведении и украшении церквей, были греками переданы русским мастерам.

      Принятие христианства вело к значительному смягчению царивших на Руси нравов. Церковь категорически запрещала человеческие жертвоприношения, ритуальные убийства жен и рабов на тризнах, упорно боролась против работорговли.

      Христианство способствовало укреплению княжеской власти. Духовенство внушало населению и самим князьям, что на престол их сажает сам Бог. Божественное происхождение княжеской власти, по учению церкви, требовало от подданных беспрекословного повиновения, а от князя - осознания своей высокой ответственности.

      Русская церковь играла сложную и многогранную роль в истории Руси. Она получила земли, на которых организовала свое хозяйство. Со временем монастыри стали центрами торговли, и даже ростовщичества. Укрепившись в экономическом отношении, церковь стала играть большую роль и в политической жизни. Епископы и митрополиты выступали против междоусобиц и за единство Руси. Церквям князья стали поручать судопроизводство по семейным и религиозным делам. Помогая экономическому, культурному, религиозному сближению с Византией и другими православными государствами, церковь выступает против «латинства», чем способствовала изоляции от стран Западной Европы и тех духовно-культурных процессов, которые протекали там.

      После принятия христианства в качестве государственной религии на Руси складываются церковные организации и юрисдикция. Духовенство делилось на «чёрное» (монашеское) и «белое» (приходское). Организационными центрами стали епархии, приходы и монастыри. По мнению Преснякова, церковное землевладение первоначально возникло из княжеских земельных пожалований. Другими источниками были пожалования частных лиц и свои собственные приобретения. [2, с. 33].

      Княжеские пожалования церкви кроме земельных наделов включали также разного рода челядь,  страдников и изгоев, лиц, тесно зависимых от собственника передаваемой земли. Церковь осуществляла суверенную законодательную деятельность. Акты, издаваемые ею, носили форму соборных постановлений и канонических посланий. Княжеские уставы регулировали преимущественно отношения между Церковью и государством, предоставляя Церкви различные льготы.

      В целом, принятие православия в качестве официальной религии способствовало развитию феодализма на Руси.

      Церковь была необходима для поддержания господства феодальной аристократии, для духовного порабощения народных масс. Огромное значение имели положение Церкви как крупного земельного собственника, централизованный характер её организации, разветвлённость и сложность аппарата, возможность осуществлять различные функции власти. Активность и масштабы участия духовенства в политике обусловливались соотношением сил Церкви и государства, а в условиях абсолютизма – потребностью, которую монархия испытывала к ней как в важном инструменте своего господства. [3, с. 11]

      В Х веке в Киевской Руси шёл процесс развития феодальных отношений. Формирующийся господствующий класс нуждался в укреплении феодальных порядков. Нужна была единая религия, укрепляющая внешнеполитическое положение Древнерусского государства, освящающая политическую власть великого князя. Принятие христианства способствовала решению и той и другой задачи.

      С другой стороны, деятельность Церковь была направлена на укрепление отношений господства и подчинения, на внедрение в сознание людей идеи божественного происхождения власти. [3, с. 12]

      С самого начала положение Церкви в Древнерусском государстве определялось княжеским законодательством (уставами, уставными грамотами). Государственная власть в специальных документах фиксировала привилегии Церкви, её финансовые права, судебные и административные приоритеты. Княжеские уставы закрепили десятину, получаемую от княжеских, судебных и торговых доходов в пользу Церкви и установили её юрисдикцию, приносившие большие средства. Позднее религиозным организациям были переданы во владение населённые земли.

      У Церкви появились следующие функции государственной власти:

  • регламентация и охрана брачно-семейных , морально-нравственных отношений;
  • решение правового положения клира;
  • осуществление судопроизводства на подвластных землях и в отношении проживающего на них населения.

      Духовные феодалы получили политические права крупного землевладельца, осуществляя на своей земле функции государственной власти.

      Также Церковь должна была выполнять определённые социальные функции: заботиться об увечных, больных, лицах, нуждавшихся в защите и материальной поддержке. Эти действия были напрямую связаны с миссионерской деятельностью Церкви, со стремлением укрепить в обществе положение православия и духовенства.

      Важно подчеркнуть, что духовенство было неоднородным и по происхождению, и по положению. Высшие иерархи принадлежали к феодалам и пользовались всеми привилегиями и преимуществами. А другие церковнослужители могли быть выходцами разных сословий. Дети служителей, как правило, выбирали карьеру своих отцов.

      До образования централизованного государства по мере роста церковного и монастырского землевладения усиливались политические права Церкви. Этому способствовало сложившееся в стране религиозное единство и прочное внешнеполитическая независимость русской метрополии. На определённом этапе развития феодальных отношений, в период образование централизованного государства и сословно-представительской монархии между Церковью и светской властью возникли серьёзные противоречия. Духовные феодалы в то время были крупнейшими землевладельцами, владевшими 1/3 всех частных земель в государстве. Только сильная власть могла поддерживать такое положение духовенства. И Церковь, будучи заинтересована в политическом объединении русских княжеств в укреплении государственного аппарата. Высшие иерархи входили в Земский собор и имели тем самым возможность влиять на решение важнейших государственных вопросов. Но в то же время большие привилегии церковных феодалов мешали объединению страны.

      Абсолютная монархия в России установилась на позднем этапе развития феодализма. Для укрепления своего господствующего положения дворянство создало постоянную армию, полицию, ему необходимо было включить в этот арсенал и Церковь.

      К периоду установления абсолютизма относится полное подчинение Церкви государственной власти. Духовенство выделилось в отдельное сословие, изменилось экономическое положение, Церковь утратила прежнюю политическую силу. Экономическая база Церкви была подорвана.

      Высшее духовенство лишилось прежних привилегий, Церковь перестала владеть землёй на основе феодального права. Подчинённая государству, она должна была выполнять новые обязанности: воспитывать верноподданические чувства, поддерживать существующие порядки, пропагандировать идеи самодержавия. Священникам было поручено сообщать государству подозрительные сведения, полученные на исповеди. Была введена духовная цензура. [3, с. 16]

      Однако православие получило большую защиту от государства. Обязательное соблюдение религиозных норм контролировалось не только Церковью, но и государством.

      В перовой половине XIX века процесс огосударствления Церкви был завершён. Её правовое положение в политической системе свелось к роли одной из частей государственного аппарата. За всю свою историю Русская православная Церковь никогда не стояла в стороне от политики и была теснейшим образом связана с господствующим классом.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

      Таким образом, в результате исследования было доказано, что Русская Православная Церковь оказала значительное влияние на становление Киевской Руси.

      В ходе исследования все цели были достигнуты. Я изучила литературу по данному исследованию, рассмотрела историю образования Древнерусского государства, историю принятия христианства на Руси, выявила влияние Православной Церкви на развитие политической, социальной, экономической и культурной жизни на Руси.

      Крещение Руси - важнейший переломный момент в российской истории, в развитии русской культуры. Для восточнославянского мира это был культурный переворот, положивший начало глубоким изменениям во всех сферах жизни.

      Русь была признана как христианское государство, что определило иной, более высокий уровень взаимоотношений с европейскими странами и народами. Русская Церковь, с самого начала развивавшаяся в сотрудничестве с государством, стала силой, объединяющей жителей разных земель в культурную и политическую общность.

      Экономически церковь повлияла на развитие сельского хозяйства (в особенности – огородничества) и развитие торговли.

      Благодаря принятию христианства произошли существенные изменения в политической жизни Древней Руси. Церковь поспособствовала закреплению феодализма и централизации власти. Под её влиянием были созданы органы судебной власти. Духовенство боролось с феодальной раздробленностью и способствовало объединению древнерусских княжеств. Что немаловажно, крещение Руси привело к развитию внешней политики – а именно интеграции с другими восточными христианскими государствами (особенно с Византией).

      На мой взгляд, наиболее значительный вклад церковь внесла в культурную жизнь государства. Наиболее ярко это проявилось в распространении письменности, открытии школ, развитии литературы, живописи, архитектуры.

      Итак, можно утверждать, что влияние церкви являлась неотъемлемым фактором развития Киевской Руси.

 

Список  использованная литературы:

  1. Быстренко В.И. История государственного управления и самоуправления в России [Текст]: Монография / В.И. Быстренко. - М.: Дело, 2002.
  2. Исаев И. А. История государства и права России: Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристь, 2001. – 768 с.
  3. Клеандрова В. М. История государства и права России. Изд. 2-е. Учебник / Под ред. д.ю.н., проф. Титова Ю.П. - М.: Гриф МО РФ, 2009. – 576 с.
  4. Никольский Н.М. История русской церкви. Изд. 3-е. М., 1983 г.
  5. Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси / Рецензенты: В.П.Даркевич, С.А.Плетнева, М.: Издательство 'Наука', 1987 г.
  6. Соловьёв С. М. «История России с древнейших времён», сайт http://www.magister.msk.ru/library/history/history1.htm
  7. Титов Ю. П. История государства и права России. Учебник – М.: «Проспект», 2000. – 544 с.
  8. Титов Ю.П. История государства и права России [Текст]: Учебник – М.: Феникс, 2001.
  9. Чистяков О. И. Ч. 1: Учебник – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристь, 2007 – 478 с.
  10. Щапов Я.Н. Государство и Церковь в Древней Руси XI-XIII. – вв. М.: Наука, 1989.

Информация о работе Православная Церковь на Руси