Предмет идеологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2011 в 21:13, контрольная работа

Описание

Понятие идеологии: историческая ретроспектива.
Структура и функции идеологии.
Методология идеологических процессов: специфика и предмет исследования.

Работа состоит из  1 файл

Предмет идеологии .doc

— 269.00 Кб (Скачать документ)

      Отсюда, согласно П. Сорокину, следуют выводы. Сытые и голодные (богатые и бедные) группы при указанных условиях не могут иметь одну и ту же социально-политическую идеологию. В частности, коммунистически-социалистическая идеология должна иметь успех и легко прививаться к группам бедняков и не может иметь успеха и легко прививаться к богато-сытым. Антикоммунистические идеологии, наоборот, должны преуспевать среди богачей и трудно прививаться к голодной бедноте.

      Исторические  факты, считает П. Сорокин, подтверждают указанное положение. Носителями коммунистически - уравнительной идеологии в Древней Греции, со времени обеднения крестьянства, были бедняки. Именно пролетариат, голытьба, беднота, или, по словам Аристотеля, “сброд”, составлял главную армию всех многочисленных социальных революций, с их коммунизациями, дележкой и уравнениями богатств, убийствами и гражданской войной, которыми богата история Греции с V века до н.э., когда “систематически отбиралось у собственников их имущество, кассировались долги, переделялась земля”.

      Также обстоит дело и в Риме, где практически-уравнительная и примитивно-коммунитсическая идеология, требовавшая конфискации имущества богачей, вербовала своих сторонников и агентов из среды рабов, бедноты, голодных пролетариев, из тех, по выражению Цицерона, “жалких и голодных пиявиц казны, из которых набирались батальоны анархистов”. Ведь всюду неимущий относится к собственникам с завистью и недоброжелательством. Мятеж и возмущение питают его.

      Тоже  можно сказать и о последователях Томаса Мюнцера, основавших в Мюльгаузене  коммунистическую общину с принципом: “Все имущество общее, и каждому все должно даваться по мере его потребностей”, и о коммунистических сектах Швейцарии XIV-XV веков. Эти же явления наблюдаются в XVIII, XIX и XX веках. Социалистические, коммунистические, коллективистические и уравнительные теории и идеологии – все эти идеологии, начиная с якобинства и кончая марксизмом, анархизмом и т.д. находили и находят своих последователей не среди богачей-банкиров, капиталистов, крупных аграриев и т.п., а среди бедноты, пролетариата, интеллигентов – среди групп, плохо и недостаточно питающихся. Недаром их девиз – “диктатура пролетариата” и недаром в их гимнах и песнях, начиная с Интернационала, поется: “Вставай проклятьем заклейменный, весь мир голодных и рабов”. Правда, и среди последователей коммунизма имеется, как справедливо замечает П. Сорокин, определенный процент и людей сытых, и обратно, среди сторонников антикоммунизма и т.д. мы видим нередко бедноту.

      Опираясь  на исторические факты, П. Сорокин показывает, что с ростом благосостояния масс и уменьшением имущественной дифференциации, кривая успеха коммунистических идеологий падает. Так, в Англии во второй половинеXIX в. в целом благосостояние рабочих масс росло, и идеология в рабочих массах, по сравнению с идеологией чартизма первой половины XIX в. становилась более умеренной, буржуазной и растеряла свои коммунистически-революционные черты. Масса рабочих шла не за социалистической идеологией, а за либералами, либо за консерваторами. Сходная эволюция к концу XIX началу XX века произошла с немецкой и французской социалистической идеологией, которая качественно декоммунизировалась, социалисты стали совсем ручными, “добрыми буржуа”. Ту же эволюцию испытал и весь II Интернационал, ставший действительно “социал-соглашательным”. Заслуживает внимания и тот факт, что рабочие англо-саксонских стран (Англии и Америки), лучше обеспеченные, меньше были подвержены социалистической идеологии.

      В 50-х г.г. ХХ ст. ряд западных ученых (Р.Арон, Д.Белл, З.Бжезинский, Дж. Гэлбрейт и др.) провозгласили "конец века идеологии" и выдвинули теорию деидеологизации (отказа от идеологии), развивавшую идеи позитивизма и технократизма. Согласно социально-политической концепции деидеологизации, в современных обществах уменьшается роль идеологий, увеличивается же роль позитивного, точного, верифицируемого, инструментального знания, нового класса технократов и менеджеров, стремившихся освободиться от давления политиков и идеологов. Обществу, перенесшему трагедии Второй мировой войны и классовых противостояний казалось, что все то, что идеологически озабоченные левые обещали достичь посредством социальной революции, более эффективно достигается посредством научно-технической революции и преодоления традиционного утопизма и рационализма. Если для научно-технической интеллигенции концепция деидеологизации была близка и приемлема в силу ее позитивистской установки на идеал точного научного знания и защиты от морально-идеологической цензуры, то для обывателя ("потребительского человека") она была значима в силу реабилитации принципа удовольствия, ослабления традиционной жертвенной морали, ставящей барьеры к цивилизации досуга и радости потребительского общества.

      Теория  деидеологизации вскоре была опровергнута последующим социальным развитием и вытеснена теорией реидеологизации (восстановления идеологии). Стало ясно, что ориентация на приоритеты материального богатства и выгоды не решает все проблемы западного общества. "Ценностная система капитализма, — замечает Д. Белл,—воспроизводит идеи благочестия, но сейчас они стали пустыми, ибо противоречат реальности—гедонистическому образу жизни, насаждаемому самой системой. Технократическое общество не является обществом, облагораживающим человека. Материальные блага дают только мимолетное удовлетворение или порождают примитивное чувство превосходства по отношению к тем, у которых их нет. Однако одной из наиболее глубинных движущих сил человека является стремление освятить социальные институты и системы верований, что сообщает смысл жизни. Постиндустриальное общество не в состоянии обеспечить трансцендентальную этику, кроме как тем немногим, кто посвятил себя служению науки" (Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. М., 1999. С. 651). Если ранее в традиционном обществе, подчеркивает Э. Тоффлер, существовало несколько относительно постоянных структур, с которыми человек мог идентифицироваться, сейчас тысячи временных субкультур. "Мощные узы, которые связывали индустриальное общество—узы закона, общих ценностей, централизованного и стандартизированного образования и культурного производства—сейчас разорваны. Все это объясняет, почему города вдруг " не поддаются контролю", а университетами "невозможно управлять"…Прежние пути интеграции в общество, методы, основанные на единообразии, простоте и постоянстве, более не эффективны... Вот почему нам часто кажется, что наше общество трещит по швам. Так и есть". (Тоффлер Э. Шок будущего. М., 2001. С. 327).

      В конце 80-х начале 90-х г.г. началась новая критика идеологии, которая  была связана с распадом мировой  системы социализма, кризисом догматизированной идеологии марксизма-ленинизма и переходом бывших социалистических стран к рыночной экономике и демократическим реформам.  Противники идеологии, ассоциируя начало демократических трансформаций с крахом коммунистической идеологии, утопических идеалов, устаревших стереотипов ценностей, видели в этом доказательство "конца идеологии", избавления от всякой идеологии. Однако и отечественный опыт последнего десятилетия, и исследования западных аналитиков показали, что идеология является неотъемлемой частью социальной действительности, политического и духовного бытия современного общества, специфическим ориентационно-ценностным сознанием, выражающим интересы различных социальных общностей и общества в целом. Применительно к отечественной традиции принципиальное значение приобретает осмысление и содержательная характеристика основных приоритетов идеологического процесса, его ценностных ориентиров и мировоззренческих оснований, сущности государственной идеологии, воспитательного потенциала и механизмов формирования политической культуры и политической социализации личности, консолидации общества. В основе кризиса любых общественных систем и цивилизаций, как заметил П.Сорокин, лежит в конечном счете, идеологический кризис. Но в тоже время и возрождение социума начинается с обновления и очищения общественных идеалов, утверждения новых приоритетов и ориентиров, новой системы ценностей. 

2. Структура и функции  идеологии 

      В структуру идеологии включаются такие компоненты, как знания, взгляды, ценности, нормативы, убеждения, действия, волевой компонент. Взгляды, представления, идеи об основах социально-политического устройства общества, об обществе в целом и его отдельных феноменах историчны и изменчивы, наполняясь новым содержанием вместе с развитием общества и государства, его политической системой, сменой политических режимов и процессов, становлением и развитием гражданского общества, политических партий, различных политических институтов, избирательных технологий. Несомненно, важную роль в идеологии играет система  рационально и логически обоснованных  теоретических концепций, идей и взглядов, выражающих сущность общественного строя и его идеалы. В этом плане идеология близка к научно-теоретическому уровню общественного сознания. Однако, если бы идеи выражались только в логически четко выстроенном виде, с рационально строгими выводами и теоретическими построениями, они были бы мало доступны широкому кругу людей. Здесь еще важен и эмоционально-чувственный, массово-психологический уровень функционирования и проявления идеологии, когда идеи способны взволновать массы, глубоко и живо затронуть их психологический и нравственный опыт, коммуникативные стороны. Сами по себе знания и идеи вне системы идеалов, ценностей и убеждений не обеспечивают целостного характера идеологии.

      Структура идеологии

 

        

      Понятие "ценность" используется для указания на человеческое, социальное и культурное значение определенных явлений действительности. Двумя полюсами ценностного отношения человека к миру являются "предметные" и "субъектные" ценности. Предметные ценности – все многообразие предметов человеческой деятельности, общественных отношений и включённых в их круг природных явлений, которые оцениваются в плане добра и зла, красоты или безобразия, справедливого или несправедливого, допустимого или запретного и т.д. Субъектные ценности – способы и критерии, на основании которых производятся сами процедуры оценивания соответствующих явлений. Это установки и оценки, императивы и запреты, цели и проекты, которые закрепляются в общественном сознании в форме нормативных представлений и выступают ориентирами деятельности людей. Ценностные системы формируются в историческом развитии общества. Они генетически, конечно, не наследуются, а усваиваются в процессе социализации человека.

      Важнейшим компонентом системы идеологии  является убеждение. Убеждение – это форма углубления, укоренения знаний и ценностей в систему мировоззрения, это вера человека в правоту усвоенных идей. Знания могут и не переходить в убеждения. В свою очередь убеждения не всегда основываются исключительно на рациональных знаниях. Убеждения – это звено перехода от знания к практике. Лишь тогда, когда знания становятся убеждениями, они вливаются в "сосуд" мировоззренческих и идеологических приоритетов. Идейная убежденность помогает человеку в минуту смертельной опасности преодолеть инстинкт самосохранения, жертвовать жизнью и совершать подвиги во имя определенных идеалов.

      В механизмах формирования убеждений  наряду со знаниями, верой в их правоту, системой ценностей, важнейшую роль играет волевой компонент – способность или готовность воплотить усвоенные знания, ценности, идеалы в практической деятельности. Безволие, социальное равнодушие или расхождение реальных поступков с хорошо усвоенными знаниями и ценностями, которые человек порою демонстрирует на словах, не обеспечивают действенного мировоззрения человека, его гражданской позиции. Цепочка мировоззренческого и идеологического становления человека, таким образом, включает: знания – ценности – убеждения – воля к действию.

      Идеология является своего рода связующим звеном между научно-теоретическим, рационально-обоснованным взглядом на общество в целом  и различные социальные явления и обыденным представлением о мире, основанном на понимании естественного хода истории и общественной практики с учетом активной роли личности в истории, преследующей свои цели. Идеология при этом может выступить как объединяюще-связующий конструктивный компонент общественной жизни, сплачивающий и консолидирующий усилия людей или же как разделяющий на противоборствующие элементы и субъекты общественного сознания регулятив.

      Кроме идей, взглядов и представлений системы  ценностей, приоритетов, убеждений идеология включает в себя также идеологическую деятельность, идеологические учреждения, организации и идеологические процессы.

      Идеология определяет цели политики, формирует  ориентиры политической деятельности, обосновывает выбор средств ее реализации, организует усилия заинтересованных людей в осуществлении политики, т.е. идеология выполняет такие социальные функции, как мировззренческо-ориентирорующую, нормативно-регулятивную, познавательную, социально-преобразовательную, прогностическую и др.

      Обобщая выполняемые идеологией функции, следует  отметить, что она в обобщенной форме выражает систему взглядов, представлений и идей об основах социально-политического поведения и действия различных субъектов политики (партий, сообществ, общественных движений, политиков и общественных деятелей и др.), обеспечивающих сохранение или преобразование существующего общественного устройства. 

        

      Идеология способствует формированию и развитию политического сознания людей (индивидуального и общественного), мировоззренческих позиций и ценностных ориентиров. Она обосновывает механизмы и умение анализировать социально-политические процессы и явления с точки зрения определенных целей, ценностей и интересов. Идеология является необходимым компонентом политических и общественных организаций, сплачивая и объединяя людей по политическим устремлениям, общности целей и социального статуса. Идеология обеспечивает механизмы политической социализации личности, воспитания и развития политической культуры. 

3. Методология идеологических  процессов: 
специфика и предмет исследования
 

      Учитывая, что методология науки (от греч. methodos – способ познания и  logos – учение) – это наука о методах, регулятивных принципах и приемах научно-познавательной деятельности в конкретной науке, методология идеологических процессов белорусского государства представляет собой составную часть и специфическую междисциплинарную область социально-политического познания, включая элементы исторических, философских, культурологических и других знаний, имеющую своим содержанием совокупность принципов и способов организации, развития и оценки теоретических взглядов и представлений об основах социально-политического устройства белорусского общества, его исторических истоках и приоритетах развития, изучения механизмов функционирования национального самосознания, системы норм и регулятивов, идеалов и ценностей, социального поведения и действия различных субъектов политики, - партий, сообществ, отдельных общественных движений и деятелей, представителей различных социальных групп, - обеспечивающих сохранение традиций, а также динамику общественных преобразований, построение оптимальной модели государственного устройства и системы политических ценностей Беларуси.

Информация о работе Предмет идеологии