Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2011 в 21:13, контрольная работа
Понятие идеологии: историческая ретроспектива.
Структура и функции идеологии.
Методология идеологических процессов: специфика и предмет исследования.
Исследование истории становления и динамики белорусской государственности и белорусского государства, правовых и экономических основ, политической культуры, роли государственных институтов и государственной политики, а также общественных объединений и движений, партий и сообществ, изучение механизмов формирования мировоззренческих ценностей и приоритетов социального развития белорусского государства, средств массовой информации, местного управления и самоуправления, линии государства в области внутренней и внешней, конфессиональной и молодежной политики, национальной безопасности и национальных интересов и др. – таковы приоритеты идеологии методологического анализа белорусского государства.
Важнейшей
проблемой современных
Методологический анализ идеологии современного общества высвечивает в ее спектре различные формы выражения содержания и конкретные видовые проявления. Подобно различным формам общественного сознания выделяют такие формы идеологии, как политическая, экономическая, правовая, нравственная, художественно-эстетическая, экологическая и др. идеологии, имеющие самостоятельное проблемное поле исследования и соответствующие приемы выражения интересов. Наиболее распространенной и важной является политическая идеология, которая имеет более специфический и узкий смысл, по сравнению с понятием идеологии. В то же время политическая идеология затрагивает мировоззренческие основы и ценности людей, государственного и общественно-политического устройства, деятельности политических партий и движений, а также обосновывает притязание и устремления различных субъектов политических отношений – индивидов, социальных групп, классов, наций и др. – на власть или ее использование, определяя соответствующую стратегию политических действий с целью реализации собственных интересов. С точки зрения характера выражаемых идей в типологии политических идеологий выделяют умеренные, радикальные, переходящие иногда в экстремистские, идеологии. Одни из политических идеологий направлены на стабилизацию политического порядка, его сохранение и укрепление, другие – в большей степени устремлены на перемены общественно-политической жизни, смене властных элит, политической модернизации.
Функциональная
По
своему статусу, политическому влиянию
и сфере распространения
При методологическом анализе любой идеологической системы следует выделять два ее плана: явный и скрытый. Явный план идеологии основывается на открыто выраженных идеях, аргументах и тезисах, что позволяет решить одну из важных задач методологического анализа соответствующей идеологии по уяснению содержащихся в ней утверждений, смысловых блоков, характеристике ценностных компонентов. Раскрывая скрытый план идеологии, необходимо установить связь между содержащимися в идеологии сообщениями и интересами тех социальных субъектов, которые разделяют данную систему идей.
Методология политической идеологии предусматривает выделение различных уровней ее проявления: высший (теоретико-концептуальный);
средний (программно-политический); низший (обыденно-актуализированный).
На высшем, теоретико-концептуальном уровне, излагаются положения о существующей социально-политической действительности, формируются общие принципы политической деятельности социальных субъектов, излагаются политические цели, задачи и идеалы определенного слоя, группы, класса, нации или государства.
На среднем, программно-политическом уровне, осуществляется преобразование общеполитических принципов в политические программы, указываются пути их реализации, выстраиваются конкретные социальные требования, лозунги, манифесты, резолюции.
Низший, обыденно-актуальный уровень, характеризует степень освоения политическими субъектами, отдельными социальными группами базовых принципов и целей данной политической идеологии, проявляет себя в различных формах политической активности ее носителей, меру воплощения в политических делах и поступках принципов и целей соответствующей политической идеологии субъектами политики.
Таким
образом, методология идеологических
процессов позволяет
Идеология играет важную роль в политической жизни общества и теснейшим образом связана с политикой. Эта взаимосвязь проявляется через интересы различных субъектов политики, их взгляды, ценности и цели и выражается в соответствующих политических процессах, деятельности учреждений, организаций, отдельных субъектов.
Вместе с тем, взаимосвязь идеологии и политики должна быть гармоничной и дополняющей друг друга, не допуская крайних форм их взаимосвязи. Чрезмерное идеологическое влияние на политику (особенно государственную) и общественные процессы - идеологизация политики - приносят вред общественным процессам, превращают политику в служанку идеологии, догматизируют идеологические постулаты, не сообразуясь с реальной жизнью и приводят к кризису политической системы (как это случилось в эпоху идеологического диктата КПСС, что стало одной из причин кризиса советской системы и распада СССР). Монополия одной идеологии, использование соответствующей идеологической конструкции в качестве единственно верной первоосновы практической политики приводит к идеологизации политики, негативно сказывается и на идеологии, и на политике, и в целом на состоянии общества.
Вторая недопустимая крайность во взаимоотношении политики и идеологии - это чрезмерное влияние политики на идеологию - политизация идеологии, когда идеология испытывает на себе диктат господствующей политики, ставится на службу монопольной власти, меняется в соответствии с запросами правящей власти, ставится ей на службу, превращаясь в мировоззренческую структуру на службе у власти. Весьма опасным последствием политизации идеологии является преобладание политизированных узкогрупповых идей и ценностей над социально-нравственными содержательными компонентами, вытеснение общенациональных (общегосударственных) и общечеловеческих ценностей, интересов и приоритетов.
Исключение всяческой монополии, идеологической или властной, является оптимальным вариантом взаимоотношения идеологии и политики, их равноправного положения по отношению друг к другу. Важно при этом исследовать механизмы формирования идеологии государства в контексте глобализационных процессов современности. Само же понятие глобализации представляет собой философско-культурологическую интегративную концепцию, отражающую тенденции развития мировой истории на современном этапе. В рамках данной концепции утверждается, что современное общество — это целостный и взаимосвязанный мир, постоянно сталкивающийся с необходимостью культурного плюрализма при решении глобальных проблем современности (установление международного порядка на принципах равноправия и взаимовыгодного сотрудничества; развитие экономической интеграции; проблема предотвращения мировой ракетно-ядерной войны; экологические проблемы во всех проявлениях; демографические, энергетические, продовольственные проблемы; проблема использования космоса; субглобальные проблемы социокультурного, гуманитарного ряда, связанные с ликвидацией эксплуатации, нищеты и других форм социального неравенства). Становится ясно, что при всей уникальности и неустранимости различий между отдельными цивилизациями — западной, исламской, индийской, африканской, китайской и других, при всем их культурном, этническом, социальном плюрализме, тезис о единстве мировой цивилизации уже не кажется ложной концепцией, а рассмотрение современного мира сквозь призму европоцентристского, рационального, западного видения не отвечает духу времени и глобальному планетарному мировосприятию. Вне диалога отдельных культур, «встречи цивилизаций», вне коммуникационно-понимающей трактовки цивилизаций, вне устойчивого и определяющего взаимодействия и равноправия современный мир представить уже невозможно. Глобальное взаимодействие культур, не оставляющее иллюзий о сохранении «чистых» цивилизационных образований в их первозданном этническом и социокультурном изоляционизме, приводит к становлению в XXI столетии глобальной культуры, единой планетарной цивилизации с новой шкалой общечеловеческих ценностей. Предвестником современной глобальной культуры с коллективным общепланетарным Разумом, Памятью, Духовным миром, с общечеловеческими ценностями является современное кризисное состояние общества, выход из которого возможен только через адекватное рисковое поведение субъектов власти в политике, экономике, культуре через обновление общечеловеческих ценностей, идеалов Добра, Совести, Справедливости, Добродетели, Долга, Чести, Достоинства, Милосердия, Красоты, Истины, Толерантности, Согласия, Взаимоуважения и Взаимопонимания в третьем тысячелетии.
Идеология как социально значимая и теоретически оформленная система идей, в которых отражаются интересы определенных социальных слоев и обществ, своим основным содержанием имеет политическую власть, ее отношение к различным политическим институтам, представление о рациональном государственном устройстве, методах и средствах социальных преобразований, ориентирах международной деятельности, принципах решения возникающих конфликтов, национальных и конфессиональных вопросов. Идеология способствует социальной, национальной и политической самоидентификации человека, формирует общественные идеалы, обосновывая их как значимые для социума, и конкретизируется в политических доктринах, в программных документах партий и различных политических сил.
Вопросы для обсуждения
Литература