Предмет идеологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2011 в 21:13, контрольная работа

Описание

Понятие идеологии: историческая ретроспектива.
Структура и функции идеологии.
Методология идеологических процессов: специфика и предмет исследования.

Работа состоит из  1 файл

Предмет идеологии .doc

— 269.00 Кб (Скачать документ)

      Исследование  истории становления и динамики белорусской государственности и белорусского государства, правовых и экономических основ, политической культуры, роли государственных институтов и государственной политики, а также общественных объединений и движений, партий и сообществ, изучение механизмов формирования мировоззренческих ценностей и приоритетов социального развития белорусского государства, средств массовой информации, местного управления и самоуправления, линии государства в области внутренней и внешней, конфессиональной и молодежной политики, национальной безопасности и национальных интересов и др. – таковы приоритеты идеологии методологического анализа белорусского государства.

      Важнейшей проблемой современных социально-политических наук является обоснование реальной, а не вымышленной роли идеологии в политике, функционировании государства и гражданского общества, политических партий и движений, формировании политического самосознания граждан, обеспечении национальной безопасности и общественного согласия. Применительно к условиям Республики Беларусь принципиальное значение имеет раскрытие необходимости и содержания белорусской государственной идеологии, осмысление современного отечественного идеологического процесса, характеристика основных компонентов и разновидностей идеологии. Как общественное явление идеология развивается вместе с развитием общества, не переставая существовать. Она служит необходимым способом выражения и осознания групповых и общественных интересов, социально-политических взглядов, идеалов и ценностей, мировоззренческих и коммуникативных потребностей, является особым средством общественно-политической организации и управления поведением индивидов и социально-политических сообществ. Сохраняя в своем содержании определенные корпоративно-классовые критерии и аспекты в отдельных видах идеологии, современные идеологические приоритеты все в большей степени должны ориентироваться на общечеловеческие ценности, идеалы ненасилия, толерантности, гибкости, взаимоуважения и взаимопризнания, диалога различных народов, конфессий, партий во имя обеспечения целостности современного цивилизационного развития человечества и идеологической консолидации общества.

      Методологический  анализ идеологии современного общества высвечивает в ее спектре различные формы выражения содержания и конкретные  видовые проявления. Подобно различным формам общественного сознания выделяют такие формы идеологии, как политическая, экономическая, правовая, нравственная, художественно-эстетическая, экологическая и др. идеологии, имеющие самостоятельное проблемное поле исследования и соответствующие приемы выражения интересов. Наиболее распространенной и важной является политическая идеология, которая имеет более специфический и узкий смысл, по сравнению с понятием идеологии. В то же время политическая идеология затрагивает мировоззренческие основы и ценности людей, государственного и общественно-политического устройства, деятельности политических партий и движений, а также обосновывает притязание и устремления различных субъектов политических отношений – индивидов, социальных групп, классов, наций и др. – на власть или ее использование, определяя соответствующую стратегию политических действий с целью реализации собственных интересов. С точки зрения характера выражаемых идей в типологии политических идеологий выделяют умеренные, радикальные, переходящие иногда в экстремистские, идеологии. Одни из политических идеологий направлены на стабилизацию политического порядка, его сохранение и укрепление, другие – в большей степени устремлены на перемены общественно-политической жизни, смене властных элит, политической модернизации.

            Функциональная зависимость  содержания идеологической системы  от интересов или устремлений  социального субъекта, от которого исходит данная идеология, является специфической чертой политической идеологии. В то же время каждый социальный субъект стремится представить свою систему социально-политических воззрений как выражение интересов, устремлений, потребностей всего общества. На этот момент впервые обратил внимание К. Маркс, который отмечал, что всякий класс, стремящийся к господству или отстаивающий его, «уже для достижения своей цели вынужден  представить свой интерес как общий интерес всех членов общества, т.е. придать своим мыслям форму всеобщности, изобразить их как единственно разумные, общезначимые» (Маркс.К, Энгельс Ф. Соч. Т.3. с.47).

      По  своему статусу, политическому влиянию  и сфере распространения выделяют общественные и государственные идеологии. Общественные идеологии формируются и действуют в сфере гражданского общества, служат идейной основой политических партий, общественно-политических движений и объединений. Государственные идеологии отличаются государственным масштабом действия, проявляют себя в сфере государственной политики и выражают общенациональные интересы и ценности, включая совокупность идей о становлении и происхождении народа, становление его самосознания, особенностях и роли политической системы, развитии национальной экономики, гуманистическом отношении к человеку как высшей цели и ценности общества и государства. Ни одно государство не может осуществлять свою внутригосударственную и международную деятельность во всем ее многообразии без соответствующей идеологии. Это не противоречит ст.4 Конституции РБ «Идеология политических партий, религиозных или иных общественных объединений, социальных групп не может устанавливается в качестве обязательной для граждан» как и ст.13 Конституции РФ («Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной»), а указывает на то, что в демократическом обществе существует многообразие мнений и идеологий и что государственная идеология должна быть максимально рациональной и реально отражать интересы нации, выступая его «духовной программой».

      При методологическом анализе любой  идеологической системы следует  выделять два ее плана: явный и скрытый. Явный план идеологии основывается на открыто выраженных идеях, аргументах и тезисах, что позволяет решить одну из важных задач методологического анализа соответствующей идеологии по уяснению содержащихся в ней утверждений, смысловых блоков, характеристике ценностных компонентов. Раскрывая скрытый план идеологии, необходимо установить связь между содержащимися в идеологии сообщениями и интересами тех социальных субъектов, которые разделяют данную систему идей.

      Методология политической идеологии предусматривает  выделение различных уровней ее проявления: высший (теоретико-концептуальный);

средний (программно-политический); низший (обыденно-актуализированный).

      На  высшем, теоретико-концептуальном уровне, излагаются положения о существующей социально-политической действительности, формируются общие принципы политической деятельности социальных субъектов, излагаются политические цели, задачи и идеалы определенного слоя, группы, класса, нации или государства.

      На  среднем, программно-политическом уровне, осуществляется преобразование общеполитических принципов в политические программы, указываются пути их реализации, выстраиваются конкретные социальные требования, лозунги, манифесты, резолюции.

      Низший, обыденно-актуальный уровень, характеризует степень освоения политическими субъектами, отдельными социальными группами базовых принципов и целей данной политической идеологии, проявляет себя в различных формах политической активности ее носителей, меру воплощения в политических делах и поступках принципов и целей соответствующей политической идеологии субъектами политики.

      Таким образом, методология идеологических процессов позволяет зафиксировать, что в проблемное поле и предмет ее исследования включаются целостные системы идей, принципов и ценностей, отличающиеся своеобразием мировоззренческого взгляда на мир, общественно-политическое устройство и динамику политических процессов, в соответствии с выражаемыми интересами. В своей совокупности различные виды идеологии составляют реально существующую идеологическую или идейно-политическую палитру общества.

      Идеология играет важную роль в политической жизни общества и теснейшим образом связана с политикой. Эта взаимосвязь проявляется через интересы различных субъектов политики, их взгляды, ценности и цели и выражается в соответствующих политических процессах, деятельности учреждений, организаций, отдельных субъектов.

      Вместе  с тем, взаимосвязь идеологии  и политики должна быть гармоничной и дополняющей друг друга, не допуская крайних форм их взаимосвязи. Чрезмерное идеологическое влияние на политику (особенно государственную) и общественные процессы - идеологизация политики - приносят вред общественным процессам, превращают политику в служанку идеологии, догматизируют идеологические постулаты, не сообразуясь с реальной жизнью и приводят к кризису политической системы (как это случилось в эпоху идеологического диктата КПСС, что стало одной из причин кризиса советской системы и распада СССР). Монополия одной идеологии, использование соответствующей идеологической конструкции в качестве единственно верной первоосновы практической политики приводит к идеологизации политики, негативно сказывается и на идеологии, и на политике, и в целом на состоянии общества.

      Вторая  недопустимая крайность во взаимоотношении  политики и идеологии - это чрезмерное влияние политики на идеологию - политизация идеологии, когда идеология испытывает на себе диктат господствующей политики, ставится на службу монопольной власти, меняется в соответствии с запросами правящей власти, ставится ей на службу, превращаясь в мировоззренческую структуру на службе у власти. Весьма опасным последствием политизации идеологии является преобладание политизированных узкогрупповых идей и ценностей над социально-нравственными содержательными компонентами, вытеснение общенациональных (общегосударственных) и общечеловеческих ценностей, интересов и приоритетов.

      Исключение  всяческой монополии, идеологической или властной, является оптимальным вариантом взаимоотношения идеологии и политики, их равноправного положения по отношению друг к другу. Важно при этом исследовать механизмы формирования идеологии государства в контексте глобализационных процессов современности. Само же понятие глобализации представляет собой философско-культурологическую интегративную концепцию, отражающую тенденции развития мировой истории на современном этапе. В рамках данной концепции утверждается, что современное общество — это целостный и взаимосвязанный мир, постоянно сталкивающийся с необходимостью культурного плюрализма при решении глобальных проблем современности (установление международного порядка на принципах равноправия и взаимовыгодного сотрудничества; развитие экономической интеграции; проблема предотвращения мировой ракетно-ядерной войны; экологические проблемы во всех проявлениях; демографические, энергетические, продовольственные проблемы; проблема использования космоса; субглобальные проблемы социокультурного, гуманитарного ряда, связанные с ликвидацией эксплуатации, нищеты и других форм социального неравенства). Становится ясно, что при всей уникальности и неустранимости различий между отдельными цивилизациями — западной, исламской, индийской, африканской, китайской и других, при всем их культурном, этническом, социальном плюрализме, тезис о единстве мировой цивилизации уже не кажется ложной концепцией, а рассмотрение современного мира сквозь призму европоцентристского, рационального, западного видения не отвечает духу времени и глобальному планетарному мировосприятию. Вне диалога отдельных культур, «встречи цивилизаций», вне коммуникационно-понимающей трактовки цивилизаций, вне устойчивого и определяющего взаимодействия и равноправия современный мир представить уже невозможно. Глобальное взаимодействие культур, не оставляющее иллюзий о сохранении «чистых» цивилизационных образований в их первозданном этническом и социокультурном изоляционизме, приводит к становлению в XXI столетии глобальной культуры, единой планетарной цивилизации с новой шкалой общечеловеческих ценностей. Предвестником современной глобальной культуры с коллективным общепланетарным Разумом, Памятью, Духовным миром, с общечеловеческими ценностями является современное кризисное состояние общества, выход из которого возможен только через адекватное рисковое поведение субъектов власти в политике, экономике, культуре через обновление общечеловеческих ценностей, идеалов Добра, Совести, Справедливости, Добродетели, Долга, Чести, Достоинства, Милосердия, Красоты, Истины, Толерантности, Согласия, Взаимоуважения и Взаимопонимания в третьем тысячелетии.

      Идеология как социально значимая и теоретически оформленная система идей, в которых  отражаются интересы определенных социальных слоев и обществ, своим основным содержанием имеет политическую власть, ее отношение к различным политическим институтам, представление о рациональном государственном устройстве, методах и средствах социальных преобразований, ориентирах международной деятельности, принципах решения возникающих конфликтов, национальных и конфессиональных вопросов. Идеология способствует социальной, национальной и политической самоидентификации человека, формирует общественные идеалы, обосновывая их как значимые для социума, и конкретизируется в политических доктринах, в программных документах партий и различных политических сил.

Вопросы для обсуждения

 
    1. Понятие и  историческая динамика идеологии
    2. Концепции идеологизации, деидеологизации и реидеологизации
    3. Структура и функции идеологии
    4. Принципы формирования государственной идеологии
    5. Методология идеологических процессов: специфика и предмет исследования
    6. Идеология как  консолидирующая система идей
    7. роль идеологии в развитии современного белорусского общества
    8. Идеология государства как специфический тип идеологии: составные элементы и уровни
    9. Механизмы формирования в Республике Беларусь демократического социально-правового государства

Литература

 
    1. Лукашенко А.Г. Сильная и процветающая Беларусь должна иметь прочный идеологический фундамент // Народная газета. 2003. 29 марта.
    2. Антонович И.И. Социодинамика идеологий. Мн., 1995.
    3. Аристотель. Политика // Соч. в 4-х т. Т. 4. М., 1983.
    4. Бабосов Е. О современном характере идеологии // Беларуская думка. 2003. № 3.
    5. Василевич Г.А. Органы государственной власти Республики Беларусь (конституционно-правовой статус): Учеб. пособие. Мн.,1999.
    6. Данилов А.Н. Власть и общество: Поиск новой гармонии. Мн., 1998.
    7. Демчук М.И. Юркевич А.Т. Республика Беларусь: системные принципы устойчивого развития – Мн.: РИВШ БГУ, 2003.
    8. Князев С.Н. Управление: искусство, наука, практика. Учеб. пос. —Мн.: 2002.
    9. Общая и прикладная политология. Под общей редакцией Жукова А.И. и др.М.,1997
    10. Политология /Под ред. Проф. С.В. Решетникова. Мн., 2002.
    11. Решетников С.В., Антанович Н.А. Системный подход как методология анализа публичной политики. Мн., 2000.
    12. Слука А.Г. Нацыянальная ідэя: Сістемны аналіз праблемы. Мн.: НІА, 2001.
    13. Яскевич Я.С. Основы идеологии белорусского государства: мировоззренческие ценности и стратегические приоритеты. – Мн.: РИВШ БГУ, 2003.

Информация о работе Предмет идеологии