Преобразования Петра 1

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 21:17, курсовая работа

Описание

Петровские преобразования, затронувшие практически все сферы жизни Российского государства, вне всякого сомнения, оказали опреде-ляющее воздействие на весь дальнейший ход исторического процесса в нашей стране. Великий реформатор претворил в государственное уст-ройство многочисленные изменения: произвел судебную и военную ре-формы, изменил административное деление, активно участвовал в со-ставлении правовых кодексов и т.д. Всестороннее рассмотрение харак-тера государственных реформ Петра и является целью данной работы.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Установление абсолютизма в России. Высшие государственные учреждения…………………………………………………………………………...6
Глава 2. Преобразование центральных органов государственного управления………………………………………………………………………………...20
Глава 3. Реформы местного управления и самоуправления………………….26
Обзор литературы…………………………………………………………..........32
Список источников и литературы ………………………

Работа состоит из  1 файл

копия (2).doc

— 221.50 Кб (Скачать документ)

    Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Установление абсолютизма в России. Высшие государственные учреждения…………………………………………………………………………...6

Глава 2. Преобразование центральных органов государственного управления………………………………………………………………………………...20

Глава 3. Реформы местного управления и самоуправления………………….26

Обзор литературы…………………………………………………………..........32

Список источников и литературы ……………………………………………..36 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

    По  мнению многих историков, наиболее ярким  примером проведения целого комплекса государственных реформ за сравнительно небольшой отрезок времени, являются реформы Петра I, позволившие России за четверть века из отсталой в культурном, экономическом и военном отношении страны превратиться в одно из ведущих европейских государств.    

    Петровские  преобразования, затронувшие практически  все сферы жизни Российского  государства, вне всякого сомнения, оказали определяющее воздействие на весь дальнейший ход исторического процесса в нашей стране. Великий реформатор претворил в государственное устройство многочисленные изменения: произвел судебную и военную реформы, изменил административное деление, активно участвовал в составлении правовых кодексов и т.д. Всестороннее рассмотрение характера государственных реформ Петра и является целью данной работы.

    Актуальность вышеприведенной темы определяется тем обстоятельством, что в период становления современных институтов российской государственности выявляется интерес к более подробному изучению и осмыслению аналогичных нововведений, уже имевших место в истории нашей страны.

    В исторической литературе существуют разноречивые оценки деятельности Петра I. Однако большинство исследователей считают, что его реформы имели выдающееся значение в истории России. Споры идут о том, являлась ли модернизация России насильственной реформацией страны или была подготовлена всем ходом предшествовавшего развития России. Разные суждения высказываются по поводу того, носила ли деятельность Петра целенаправленный характер или была импульсивной реакцией на внешний вызов со стороны передовых европейских государств. Со времен Ключевского утвердилось мнение о том, что все преобразования России в эпоху Петра были вызваны Северной войной.

    Преобразования  Петра I были ярким примером радикальных  реформ, проведенных государством без поддержки и даже при сопротивлении широких слоев общества. Они во многом были подготовлены его предшественниками. Вековые традиции и длительное пребывание в состоянии войны сформировали основной метод их проведения – деспотическое насилие. Личное знакомство с Европой в период пребывания Петра в составе Великого посольства в конце XVII в. определили цель и направление преобразований.

    Идеалом государственного устройства для Петра I было “регулярное государство”, модель, подобная кораблю, где капитан — царь, его подданные — офицеры и матросы, действующие по Морскому уставу. Только такое государство, по мысли Петра, могло стать инструментом решительных преобразований, цель которых — превратить Россию в великую европейскую державу. Этой цели Петр достиг и потому вошел в историю как великий реформатор. Но какой ценой были достигнуты эти результаты?

    Проводя реформу государственного управления, Петр I руководствовался введением бюрократического начала. В России сложился культ учреждения, а погоня за чинами и должностями стала национальным бедствием.

    Особенностью  административной реформы было создание системы государственного контроля за деятельностью аппарата управления. Это привело к своеобразной “бюрократической революции”, последствием которой стала зависимость всех от госаппарата.

    Поглощению  личности крепостническим государством способствовала церковная реформа, превратившая и церковь в часть государственного аппарата. Это означало для россиян потерю духовной альтернативы государственной идеологии. В то время как в Европе церковь, отделяясь от государства, сближалась с верующими, в России она отдалялась от них, переставала быть защитницей “униженных и оскорбленных”, становилась послушным орудием власти, что противоречило русским традициям, духовным ценностям, всему вековому укладу жизни. Закономерно, что Петра I многие современники называли царем—антихристом.

    Своеобразные  результаты дало желание Петра I догнать  Европу в экономическом развитии. Эту цель он пытался реализовать  с помощью форсированной “мануфактурной индустриализации”, т. е. созданием государственных и частных мануфактур за счет мобилизации государственных средств и использования труда крепостных. Главной особенностью развития мануфактур было выполнение государственных, прежде всего военных, заказов, что избавляло их от конкуренции и лишало свободной экономической инициативы.

    В духовной жизни побеждала хозяйственная  этика протестантизма, утверждавшая, что богатство — не грех, а признак избранности Богом, при условии, что богатство идет не на роскошь, а на дальнейшие успехи в развитии производства. Центром новых общественных отношений, формирующихся в Европе, становился свободный человек.

    Какие же конкретные преобразования Петра 1 были проведены в период его правления?

    — В 1711 г. вместо Боярской Думы был учрежден Сенат, который являлся высшим государственным органом страны, осуществлял руководство и контроль над всеми учреждениями.

    — В 1717-1718 гг. проведена реформа центральных учреждений: вместо почти 50 приказов были созданы 10 коллегий, ведавшими всеми областями жизни страны.

    — В 1721 г. в результате церковной реформы должность патриарха была упразднена, а во главе церкви поставлен святейший Синод, то есть церковь поставили под контроль царя.

    — В результате военной реформы были созданы регулярная армия и военно-морской флот.

    — В 1722 г. был издан указ о престолонаследии, по которому император сам назначал наследника.

    — В итоге административных преобразований в России было завершено оформление абсолютной монархии.

    Рассмотрим эти преобразования конкретно в последующих главах.

    Глава 1. Установление абсолютизма в России1. Высшие государственные учреждения.

    1.1 Предпосылки централизации аппарата  управления первой четверти XVIII веке.

    Преобразования  Петра I коснулись всех областей государственного управления. Они были подготовлены всем ходом развития страны в предшествующем столетии. Изменения в структуре государственного аппарата наметились еще в XVII веке. Предпосылки для дальнейшей централизации управления первой четверти XVIII веке состояли в следующем:

    1) В XVII веке уменьшилась экономическая разобщенность отдельных районов, развивались ремесла, появились первые мануфактуры в железоделательной, стекольной, полотняной и других отраслях промышленности, возросла товарность сельского хозяйства. На этой основе стал складываться всероссийский рынок, росли торговля и промышленность, купечество. Однако Россия отставала от стран Запада, поэтому Петр I и стал проводить политику, направленную на подъем экономики, — такая экономическая политики получила название меркантилизма и протекционизма2.

    2) Московское государство восприняло некоторые черты административного управления, используемого татаро — монголами : порядок налогообложения (Петр I перешел от подворного к подушному налогообложению, формированию ямской транспортной службы, организации войска и финансово-казенного ведомства). Деспотическое влияние монголо-татар на государственное управление проявилось в смене вассалитета Древней Руси подданством. Остатки вассалитета, при котором не ущемлялась личная свобода вассала, находившегося под покровительством сеньора, постепенно исчезли в XV— XVI вв. К XVI веку на Руси утверждается господство отношений типа «государь—холоп» в самой жесткой и уничижительной форме (т.е. договорные отношения вассалитета сменились отношениями подданства).

    3) В XVII веке государственная собственность на землю сохранялась в Новгородской земле. В Замосковном крае преобладала вотчина (частная собственность на землю). Общество постепенно стало освобождаться от груза государственной земельной собственности, который оказался непосильным для страны. Разрушение казенной собственности не сводилось к сокращению поместного фонда земель. Уступая требованиям дворян, власти разрешили обмен поместий на вотчины, расширили права наследования поместья и пр. Кризис московского дворянства подготовил почву для реформ начала XVIII века Петр I создал русскую регулярную армию, что привело к упразднению дворянского поместного ополчения. Крушение старой военно — служилой системы делало ненужным существование всеобъемлющей государственной земельной собственности. По указу о единонаследии 1714 г. Петр I закрепил за дворянами поместья, приравняв их к вотчинам. Тем самым он упразднил огромный фонд государственной поместной земельной собственности. В реальной жизни процесс превращения поместья в частное владение дворян был близок к своему завершению в конце XVII века. Таким образом, упразднение государственной собственности имело соответствующие предпосылки, стало действительно одной из крупнейших реформ петровского времени3.

    4) Отмена в 1682 году местничества — системы распределения служебных мест у феодалов в Русском государстве в XIV — XV веках при назначении на административную, военную и придворную службу с учетом происхождения, служебного положения предков, а также упоминавшееся выше слияние поместного и вотчинного землевладения подготовили указ Петра I о единонаследии и «Табель о рангах всех чинов воинских, статских и придворных» (1722 г). Последняя установила 14 рангов, классных чинов (1-й — высший), при назначении учитывалась не только знатность, но и личные способности и заслуги.

    5) По мере усиления самодержавия ослабевала роль Земских соборов. Во второй половине XVII века они постепенно прекратили свое существование. Уменьшилась и роль боярской Думы. В 1704 г. в источниках последний раз встречается упоминание о ней.

    6)  До преобразований Петра I была начата реорганизация вооруженных сил. Так, в 30-е гг. XVII в. солдатские, рейтарские и драгунские полки являлись ближайшими предшественниками регулярной армии, окончательно сформированной в петровское время.

    7) Реформ государственного управления требовала и многолетняя Северная война (1700—1721 гг.), являвшаяся испытанием отечественной государственности. Академик С.Ф. Платонов отмечал: «... под давлением военных нужд Петр спешно совершил ряд нововведений, которые разрушали по частям старые московские порядки»4.

    8) Окончательно оформилось крепостное право (Соборное уложение 1649 г.), нарастал социальный протест масс (крестьянская война под предводительством С. Разина в 1670—1671 гг., городские восстания). Старый государственный аппарат с трудом осуществлял карательные функции. Дворянство требовало изменения форм правления путем усиления абсолютистских начал и перестройки армии.

    9) Российская церковь претендовала на власть, и ее позиции были подорваны царизмом задолго до правления Петра I. Патриарх Никон (1605—1681 гг.) вмешивался в политику государства под лозунгом «священство выше царства», что привело к разрыву царя с патриархом. Светской власти понадобилось 8 лет, чтобы осуществить низложение Никона. Церковный собор 1666 г. вынес решение, угодное царю: патриарх Никон был сослан простым монахом в монастырь. Такова предпосылка огосударствления церкви при Петре I.

      10) Сословно-представительная монархия с ее громоздкой приказной системой с трудом справлялась с управлением гигантскими территориями России. В XVII веке территория Российского государства заметно расширилась. Потерянные в результате интервенции и захвата в начале XVII века земли были почти полностью возвращены, за исключением прибалтийских и карельских земель. В состав России вошли Левобережная Украина с Киевом и область Запорожья, осуществлялось продвижение в Сибирь, где Россия достигла берега Тихого океана. В XVII в. пределы России подошли вплотную к Крымскому ханству, Северному Кавказу и Казахстану. К концу XVII века в России насчитывалось более 10 млн. человек.

    Таким образом, увеличилась территория страны, наметились изменения в структуре государственного аппарата, назрела необходимость преодолеть отсталость России в хозяйственном, военном и культурном отношении. Орудием преобразований стало государство (государь), которое одновременно реформировало себя само. Монарх не имел особого плана преобразований, российский абсолютизм формировался постепенно на протяжении всего правления Петра I. Он обрел главную опору в сильной регулярной армии, бюрократическом аппарате государственного управления (сформированная Петром I государственная служба) и государственной церкви (царь осуществил огосударствление церкви по образцу протестантских стран). Так, в условиях начавшегося в России перехода от феодализма к капитализму возникла абсолютная монархия.

Информация о работе Преобразования Петра 1