Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 07:24, курсовая работа
В современной методике и практике не редко ставится вопрос о повышении эффективности процесса обучения. Задача состоит в том, чтобы учащиеся научились самостоятельно, без посторонней помощи осуществляли обработку информации, изучаемого материала, мыслить и принимать решения. Большая роль в воспитании этих качеств отводится школе и, в частности, урокам истории. Не репродуктивное восприятие прошлого и настоящего, а выработка собственной гражданской позиции через собственное открытие факта, события, его переосмысления возможно только при использовании проблемного метода изучения
Содержание
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Проблемное обучение на уроках истории……………………………5
1.1. История развития проблемного обучения………………………………..5
1.2 Проблемная ситуация в обучении………………………………………….9
1.3 Структура проблемной задачи и методы проблемного обучения………..17
Глава 2. Организация проблемного обучения на уроках истории……………19
2.1. Проблемное изложение……………………………………………………..19
2.2 .Эвристическая беседа……………………………………………………….21
2.3. Исследовательский метод обучения………………………………………25
2.4. Практическое применение проблемного обучения на уроках истории…………………………………………………………………………...28
Заключение……………………………………………………………………….36
Список литературы………………………………………………………………37
б. Укрепление феодального землевладения. в. Войны между государствами.
3. Где появлялись города?
а. На пересечении торговых путей.
б. У мостов и морских гаваней.
в. У стен больших монастырей и замков феодалов
г. Верно все, что указано.
4. Почему горожане огораживали город рвом и валом?
а. Для защиты от нападений врагов.
б. Чтобы обозначить границы города.
в. Для защиты от сглаза завистников
Вопросы:
Первые дома и улицы города Арля на юге Франции располагались на гладком, похожем на стол месте, имевшем правильную овальную форму. По краям этого овала тянулись каменные засыпанные песком ступени, широким полукольцом охватывающие поселение.
Как вы можете объяснить столь своеобразное место возникновения города Арля? Каковы ваши предположения о первоначальных размерах поселения?
В возникших вдоль Рейна городах было установлено правило, что купеческие корабли, плывшие мимо них, обязаны останавливаться в гаванях, выгружать там свои товары и в течение некоторого времени выставлять их для продажи. Кому был выгоден такой порядок? Какие он мог иметь последствия для города?
В документах сообщается, что первые сеньоры ряда городов освобождали всех, кто прибудет на постоянное место жительства, от пошлин и налогов на городскую землю.
Чем вы объясните такие действия сеньоров вновь созданных городов?
Домашнее задание: §13, 1,2,3 вопросы стр. 115.
Заключение
Проблемное обучение - система методов и средств обучения, основой которого выступает моделирование реального творческого процесса за счет создания проблемной ситуации и управления поиском решения проблемы. Усвоения новых знаний при этом происходит как самостоятельное открытие их учащимися с помощью учителя.
Различают три формы проблемного обучения: проблемное изложение, когда учитель сам ставит проблему и решает ее; совместное обучение (эвристическая беседа), при котором учитель ставит проблему, а решение достигается совместно с учащимися; творческое обучение (исследовательский метод), при котором учащиеся и формулируют проблему, и находят ее решение.
Несмотря на совершенно явные достоинства проблемного обучения перед непроблемным, ни на каком этапе школьное обучение не может строиться целиком как проблемное. Для этого потребовалось бы много времени, намного больше, чем возможно выделить на обучение того или иного предмета. Поэтому возникает педагогическая проблема отбора фрагментов школьного курса информатики (отдельных разделов, тем, пунктов) для осуществления проблемного обучения. Этот отбор требует проведения логико-дидактического анализа учебного материала, выяснения возможности постановки основных или других типов проблем, их эффективности в достижении целей обучения. Во многом это зависит и от конкретных условий работы в том или ином классе.
Изложение учебного материала в школьных учебниках редко приспособлено для проблемного обучения. Но учебные тексты могут быть легко переработаны для осуществления такого обучения.
Список литературы
1. Брызгалова С.И. Проблемное обучение в начальной школе: Учеб. пособие. Изд. 2-е, испр. и доп./ С.И. Брызгалова / Калинингр. ун-т. — Калининград, 2008.
2. Бузюмова Н.Н. Проблемное обучение в истории // Олимпия. Волгоград, 2001.
3. Вагин А.А. Методика обучения истории. - М., 2002.
4. Вернадский В.Н. Методы преподавания истории в старших классах. - М, 1989.
5. Давыдов В.В. Российская педагогическая энциклопедия . - М.: 2003
6. Журнал «Преподавание истории в школе» №1 (2003), №4 (2004).
7. Занков Л.В. Развитие учащихся в процессе обучения. / Л.В. Занков /М., 2003.
8. Зубкова Н.М. Воз и маленькая тележка чудес. Опыты и эксперименты для детей. / Н.М. Зубкова /СПб.: Речь, 2006.
9. Игнатьев Е.И. Математическая смекалка. / Е.И.Игнатьев /М., 2004.
10. Кайдаш Е.Г. Развитие познавательных интересов в учебном процессе / Е.Г. Кайдаш / Начальная школа. - 2003. - № 12.
11. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках./ М.В. Кларин / М., 2004.
12. Климчук В.А. Тренинг внутренней мотивации. / В.А. Климчук /СПб., 2005.
13. Коджаспиров А.Ю., Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. / А.Ю. Коджаспиров, Г.М. Коджаспирова /М., 2000.
14. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий. / А.К. Колеченко /С.-П.: КАРО, 2004.
15. Коротаева Е.В. Педагогические технологии: Вопросы теории и практики внедрения. / Е.В. Коротаева /Екатеринбург., 2005.
16. Краткий психологический словарь./сост. Карпенко Л.А. под общ. ред. Петровского А.В., Ярошевского М.Г. - М., 2005.
17. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии: Учеб.-метод. пособие. / Г.Ю. Ксензова /М., 2001.
18. Латышина Д.И. История педагогики (История образования и педагогической мысли). / Д.И. Латышина /М.: Гардарики, 2003.
19. Левитес Д.Г. Практика обучения: современные образовательные технологии./ Д.Г. Левитес / Воронеж, 2008.
20. Леонтьев А.Г. Педагогические ситуация. Как учить?/ А.Г. Леонтьев / Знание – сила. - № 2. - 2000.
21. Лернер И. Я. Проблемное обучение, - М., 2004.
22. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. / И.Я. Лернер /М., 2001.
23. Матюшкин А.М. Обучающие технологии в познавательной деятельности./ А.М. Матюшкин / М., 2003.
24. Новые ценности образования: Тезариус для учителей и школьных психологов. - М. , 2005.
25. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – М., 2001.
26. Саранцев Г.И. Методы обучения как категория методики преподавания // Педагогика . - 2008. - № 6.
27. Скаткин М.Н. Педагогика. М.: Владос, 2003.
28. Славская К.А. Проблемные ситуации и пути их создания на уроке. М. , 2005.
29. Степанищев А.Т.. Методический справочник учителя истории./ А.Т.Степанищев / М.: ВЛАДОС, 2001.
30. Стражев А. И. Методика преподавания истории. - М., 2004.
31. Студеникин М.Т. Методика преподавания истории в школе. М., 2000.
32. Тангян С.А. Использование проблемного метода обучения в преподавании истории // Педагогика общеобразовательной школы. - 2009. - № 2. - С. 12 -14.
33. Харламов И. Ф. Педагогика в вопросах и ответах. – М., 2010.
3
[1] Вагин А.А. Методика обучения истории. - М., 2002.
[2] Давыдов В.В. Российская педагогическая энциклопедия . - М.: 2003
[3] Бузюмова Н.Н. Проблемное обучение в истории // Олимпия. Волгоград, 2001., Тангян С.А. Использование проблемного метода обучения в преподавании истории // Педагогика общеобразовательной школы. - 2009. - № 2. - С. 12 -14.
[4] Харламов И. Ф. Педагогика в вопросах и ответах. - М, 2010.
[5] Занков Л.В. Развитие учащихся в процессе обучения. / Л.В. Занков /М., 2003., с.90.
[6] Коротаева Е.В. Педагогические технологии: Вопросы теории и практики внедрения. / Е.В. Коротаева /Екатеринбург: УрГПУ, 2005.
[7] Краткий психологический словарь./сост. КарпенкоЛ.А. под общ.ред. Петровского А.В., Ярошевского М.Г. М., 2005.,с.54
[8] Славская К.А. Проблемные ситуации и пути их создания на уроке. М. , 2005., с.72.
[9] Кайдаш Е.Г. Развитие познавательных интересов в учебном процессе / Е.Г. Кайдаш / Начальная школа. - 2003. - № 12., с. 53.
[10] Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – М., 2001., с. 73-74.
[11] Матюшкин А.М. Обучающие технологии в познавательной деятельности./ А.М. Матюшкин / М., 2003.,с.62.
[12] Матюшкин А.М. Обучающие технологии в познавательной деятельности./ А.М. Матюшкин / М., 2003., с.71.
[13] Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. / И.Я. Лернер /М., 2001., с.49.
[14] Скаткин М.Н. Педагогика. М.: Владос, 2003., с.82.
[15] Кайдаш Е.Г. Развитие познавательных интересов в учебном процессе / Е.Г. Кайдаш / Начальная школа. - 2003. - № 12., с. 81.
[16] Славская К.А. Проблемные ситуации и пути их создания на уроке. М. , 2005., с.87.