Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2013 в 01:31, курсовая работа
Тема и цель курсовой работы являются весьма актуальными - изучение реформ Екатерины II в области местного самоуправления.
Задачами курсовой работы являются:
- изучение предпосылок и последовательности осуществления реформ в области местного самоуправления.
- исследование проблем реформирования местного самоуправления в XVIII веке.
Введение
1. Необходимость и последовательность осуществления реформ в области местного самоуправления
1.1 Состояние местного самоуправления в России после реформ Петра 1
1.2 Губернская реформа Екатерины II
2. Проблемы реформирования местного самоуправления в XVIII веке
2.1 Становление городского государственного и общественного управления
2.2 Изменение сословного дворянского, церковного, крестьянского, казачьего управления
2.3 Значение реформ екатерины ii в области местного самоуправления
Заключение
Литература
Содержание
Введение
1. Необходимость и
1.1 Состояние местного самоуправления в России после реформ Петра 1
1.2 Губернская реформа Екатерины II
2. Проблемы реформирования
местного самоуправления в
2.1 Становление городского
государственного и
2.2 Изменение сословного дворянского, церковного, крестьянского, казачьего управления
2.3 Значение реформ екатерины
ii в области местного
Заключение
Литература
Введение
Актуальность темы очевидна: Конституция Российской Федерации поставила проблему самоуправления в ранг одной из ключевых проблем формирования власти в постсоветской России, в связи с чем и возник вопрос о принципиальной способности России воспринять самоуправление. Существует позиция, согласно которой вся история России есть история смут и нелепостей, творившихся недалекими царями в рабской стране, поэтому историческая традиция самоуправления в России не сложилась и в нынешнем российском обществе нет почвы для восприятия идей самоуправления.
Задача, которая вытекает из темы курсовой работы – показать на историческом материале России XVIII веков уникальность российской традиции и опыта формирования самоуправления.
Любая форма осуществления местного самоуправления связана с решением задач, призванных обеспечивать приемлемые условия жизни граждан на местном уровне - от рытья колодцев и сбора общинных податей до надзорно-карательных функций, содержания в надлежащем состоянии культовых и административных зданий, объектов науки и культуры, планирования мегаполисов и обслуживания их сложнейшей инфраструктуры.
«Профессиональный» характер этих проблем, выходя на первый план, заслоняет стратегическое значение местного самоуправления, которое, как показала история, начиная со средневековья, имело решающее значение для развития гражданских свобод, демократии, цивилизационной эффективности общества и государства.
Местное самоуправление всегда и везде было подзаконно.
Повсеместно, где в той
или иной мере действовало местное
самоуправление, его осуществляли на
низовом уровне местные общины, являясь
одновременно органами государственного
управления, что давало государству
возможность сэкономить на создании
собственных органов
В демократических странах существует множество различных моделей организации управления на местном уровне. Так, и в дореволюционной России насчитывалось 26 организационных форм земского и общинного самоуправления.
Тема и цель курсовой работы являются весьма актуальными - изучение реформ Екатерины II в области местного самоуправления.
Задачами курсовой работы являются:
- изучение предпосылок
и последовательности
- исследование проблем
реформирования местного
Объект исследования: реформы Екатерины II в области местного самоуправления.
Предмет исследования: направление, порядок проведения и результаты реформ Екатерины II в области местного самоуправления.
Методы исследования: теоретический анализ и синтез, абстрагирование, конкретизация, индукция, аналогия, сравнение, классификация, обобщение.
1. Необходимость и
1.1 Состояние местного самоуправления в России после реформ Петра 1
Вступление России в эпоху абсолютизма сопровождалось бурной консолидацией населения страны в сословия. Сословность - характерная черта любого феодального общества. В период же становления и расцвета абсолютной монархии сословный строй достигает своего апогея. Сословные грани становятся почти непреодолимыми, а сословные группы - замкнутыми. Это, разумеется, не могло не отразиться на дальнейшем развитии российского самоуправления.
В силу наличия в обществе
четырех основных сословий - дворян,
крестьян, горожан и духовенства
- наряду с общегосударственным
Роль и место, отводимые
российскому самоуправлению в ХVIII
столетии, соответствовали принятой
в России так называемой континентальной
модели самоуправления (она подробно
рассматривается во II части настоящего
пособия), в рамках которой деятельность
органов государственной власти
на местах сочеталась с самоуправлением.
Правда, в условиях абсолютизма элементы
самоуправления лишь «достраивали»
правительственный аппарат, выполняя
делегированные центральной властью
вспомогательные функции. Кроме
того, одним из следствий централизации
власти, обособления сословий и закрепощения
крестьян стало постепенное прекращение
со второй половины XVII века созывов
земских соборов (теперь они стали
не нужны). Выполнявшиеся ими
Во время своего царствования
Екатерина II полагала, что «усовершенствовать
управление на научной основе» будет
благом для страны и народа. Попытка
изменить российский культурный стереотип
мышления (парадигму взглядов, представлений)
основывалась на новейших достижениях
европейской государственно-
1.2 Губернская реформа Екатерины II
Созданная Петром I система
практически в неизменном виде просуществовала
около полувека. Серьезные новации
начались лишь в годы царствования
Екатерины II (1762 — 1796). Пик преобразований
пришелся на 70-е годы XVIII века. К 1775 году
Екатерина II успешно завершила три
тяжелейшие войны: с Польшей, Турцией
и со своим «воскресшим супругом»
Пугачевым. С мирным течением жизни
к ней вернулось былое желание
всерьез заняться административно-
Линия Екатерины II на укрепление абсолютизма в государственном управлении, его централизацию и полицеизацию, подчинение лично императрице воплощена последовательно в губернской реформе, которая осуществлялась в два этапа.
21 апреля 1764 г. указом «Наставление
губернаторам»
Губернатор объявлен представителем
императорской особы, главой, хозяином
и опекуном вверенной ему губернии,
исполнителем императорской воли, законов,
обеспечивающим «недремлющим оком соблюдение
и выполнение указов, узаконений, изобличение
с помощью губернского
В свете уроков народной войны, потрясшей императорский режим, Екатерина II решительно перестроила губернское управление. 7 ноября 1775 г. издан Указ «Учреждение для управления губерний Всероссийской империи», подготовленный с помощью вельможных бюрократов А. Вяземского, П. Завадовского, М. Сиверса, Г. Ульриха и др.
Констатированы недостатки местного управления, которое не обеспечивало безопасность дворян, не предотвратило народную войну, не смогло сохранить порядок, не справилось с массовыми выступлениями, которые были подавлены армией.
Исправление положения виделось на путях усиления всех звеньев, в том числе и особенно местного звена, всего самодержавного управления.
Преобразовав таким образом
местное управление, Екатерина II намеревалась
обеспечить лучше и более точно
исполнение монарших законов, внутреннюю
безопасность и порядок в империи.
Этому подчинено и новое
а) разукрупнение и увеличение губерний более чем вдвое — с 23 до 51.
б) ликвидация 66 провинций как ненужного промежуточного звена между губернией и уездом.
в) многократное увеличение числа уездов.
г) введение 19 наместничеств двух-трех и более губерний каждое.
Новое административно-
Этот принцип воплотил казенно-бюрократический, средневековый подход, применялся Петром I при учреждении долей, дистриктов, игнорировал экономические, этнические и другие исторически сложившиеся факторы, был отвергнут в 1727 г., возобновлен на окрепшей крепостнической основе.
Реорганизован, укреплен институт
губернаторства, изменено устройство
губернского управления. Губернатор
представлял корону и местную
власть, являлся главным должностным
лицом губернии. В его руках
сосредоточена вся полнота
Вместо прежней губернской канцелярии учреждалось губернское правление, присутствие которого состояло из государева правителя и двух советников. Губернские учреждения строились по функциональному признаку, выполняли строго определенные административные, финансовые, судебные и другие функции: палаты Домостроительных дел и управления Казенных доходов императорского высочества, уголовных и гражданских судов (в каждой председатель, по два советника и асессора), поручик правителя или вице-губернатор, директор экономии или домоводства, губернский казначей, землемер, верхний земский суд (председатель, 10 заседателей), прокурор, стряпчие казенных и уголовных дел, совестный суд. В каждой губернии учрежден своеобразный орган - приказ общественного призрения для управления народными школами, больницами, госпиталями, богадельнями, сиротскими, смирительными и работными домами. Возглавлял его губернатор, в присутствие входили также по два выборных заседателя от верховного земского суда, губернского магистрата, верхней расправы.
Широкими функциями, высоким статусом наделена казенная палата, глава которой - вице-губернатор назначался Сенатом по поручению монарха. Главная задача ее - попечение об исправном поступлении доходов. Распоряжалась собранными казенными доходами Штатс-коллегия.
Губернское правление, палаты
являлись царской местной администрацией
с назначенными чиновниками. Совестный
суд, приказ Общественного призрения
сочетали государственные и общественные
начала, «заседатели» в них избирались
сословиями, а председательствовало
чиновное лицо. Получилось своеобразное
совмещение централизации губернского
управления с участием в нем представителей
местного дворянства. В отличие от
традиционно существовавших в Московском
государстве земских
Четко определены статус, функции губернского правления: «есть то место, которое управляет в силу законов именем императорского величества всею губерниею», обеспечивает исполнение законов, «взыскание чинит со всех непослушных, строптивых, ленивых и медлительных», прекращает противные законам непорядки, сохраняет и утверждает порядок, мир, тишину в городах, селах, деревнях, на дорогах губернии, заботится о работе учреждений полиции, благочиния, торговли и др. Повеления губернского правления обязательны к исполнению уездными, нижними земскими судами, верхними и нижними расправами, губернскими и городовыми магистратами и ратушами. «Кто же губернским правлением недоволен, тот жалобу свою приносить имеет в Сенат»[3].
Информация о работе Проблемы реформирования местного самоуправления в XVIII веке