Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2013 в 01:31, курсовая работа
Тема и цель курсовой работы являются весьма актуальными - изучение реформ Екатерины II в области местного самоуправления.
Задачами курсовой работы являются:
- изучение предпосылок и последовательности осуществления реформ в области местного самоуправления.
- исследование проблем реформирования местного самоуправления в XVIII веке.
Введение
1. Необходимость и последовательность осуществления реформ в области местного самоуправления
1.1 Состояние местного самоуправления в России после реформ Петра 1
1.2 Губернская реформа Екатерины II
2. Проблемы реформирования местного самоуправления в XVIII веке
2.1 Становление городского государственного и общественного управления
2.2 Изменение сословного дворянского, церковного, крестьянского, казачьего управления
2.3 Значение реформ екатерины ii в области местного самоуправления
Заключение
Литература
Каждому сословию власть определила
конкретные обязанности, повинности, права,
привилегии, место во власти и управлении.
Соответственно этому определена и
социальная направленность административных
реформ, подчиненность их выражению
главным образом сословных
Возникнув как служилое сословие,
дворянство к середине XVIII в. стало
сильным, богатым. Составляя 1% населения,
оно владело подавляющим
Идеологией самодержавного
абсолютизма стало фактически обеспечение
интересов господствующего
Сложилась в государственном управлении ситуация, для которой характерны неограниченная власть монарха и сильное влияние в управлении дворянства, дворянской чиновной бюрократии.
Дворянство организовано политически. В 1766 г. Екатерина II утвердила выборную должность уездного предводителя дворянства сроком на два года для руководства выборами депутатов в Уложенную комиссию и исполнения других высочайших требований.
По губернской реформе 1775
г. созданы дворянские собрания, как
уездные, наделенные правом юридического
лица, так и губернские с выборными
предводителями уезда и губернии,
которые заметно усилили
Апогеем возвышения роли дворянства в российском управлении стала «Грамота на права, вольности и преимущества благородного российского дворянства» от 21 апреля 1785 г., где подтверждены прежние и установлены новые права и привилегии господствующего феодального сословия.
Во-первых, интересы дворянства
отождествлены официально с государственными.
Государство обрело статус дворянского,
обеспечивало защиту чести, имущества,
жизни дворянина, освобожденного от
телесных наказаний; монопольное право
на землю, крепостных, на свой сословный
суд, права распоряжаться
Во-вторых, дворянство объединялось в свои сословные общества, своеобразные дворянские корпорации, влияющие на устройство сословия, защиту и реализацию его корпоративных интересов, подчиняющие государство этим узкосословным интересам.
В-третьих, кроме государственного управления, создавалось параллельно ему особое дворянское общественное управление со своей системой органов с целью повышения роли дворянства в государственных делах. Губернское дворянское собрание получило тоже право юридического лица.
Комплектованию служилого
состава чиновников подчинена деятельность
дворянского депутатского собрания,
предусмотренного той же жалованной
грамотой. Состояло оно из губернского
предводителя дворянства, председательствующего
и в этом собрании, и по одному
депутату от каждого уезда. Рассматривало
предварительно вопросы, подлежавшие
обсуждению на дворянских собраниях, вело
учет личного состава, родословные
книги под контролем
Екатерининские реформы ориентированы целеустремленно на обеспечение дворянству решающей роли в государственном управлении при абсолютной власти монарха. Они укрепили сословную ограниченность управления государством. В то же время ограничивался доступ в высшее сословие лиц из других сословий.
При абсолютизации власти
и управления в XVIII в. российское дворянство
пережило тогда «золотое время» своей
истории. Но абсолютная монархия подготовила
деградацию и в последующем гибель
служилого сословия, ибо устранена
была зависимость между
Екатерина II продолжила линию
Петра I на ограничение прав духовенства,
усилила государственное
Духовенство оказалось в
полном подчинении у органов самодержавной
власти и управления. Переведенное
на штатные оклады, финансируемые
государством, оно лишилось права
владеть землей и крестьянами, что
одновременно с сокращением сети
монастырей, ограничением церковного
управления стало ущемлением православия.
Необратимым оказался процесс уничтожения
церковно-монастырского
Управление крестьянами охватило 90% населения, лишенного элементарных гражданских прав, даже права присягать императору. Во второй половине XVIII в. изменилось в соответствии с социально-политическими приоритетами самодержавия.
Во-первых, расширен и ужесточен институт крепостничества. Помещики получили расширенные вотчинные права в отношении находившихся в их собственности крепостных, могли ссылать строптивых крестьян в Сибирь, на каторгу, сурово наказывать за попытку жаловаться на господина. Крепостники имели абсолютную власть над своими крестьянами-рабами, распоряжались их жизнью на правах собственности, продавали, покупали, меняли, судили, наказывали. Помещичье (вотчинное) управление крепостными не имело правовой основы, было самым жестоким и архаичным институтом феодального режима, вызывая массовый протест крестьянства, которое держали в темноте и забитости, и осуждение как прогрессивного отечественного дворянства, так и западноевропейских просветителей.
Во-вторых, введена новая
система управления государственными
крестьянами, насчитывавшими 5 млн. ревизских
душ, проживавшими на просторных землях
Поволжья, Севера, Сибири и др. По закону
1797 г. они управлялись губернскими
казенными палатами, их уездными структурами,
несли тяжелые подати и повинности
и сохранили чрезмерно
В-третьих, Учреждением об императорской фамилии (5 апреля 1797 г.) упорядочено управление удельными (царскими) крестьянами с целью извлечения средств на содержание растущей императорской фамилии (семьи). Создано ведомство Департамента уделов во главе с министром. Образованы специальные структуры - экспедиции удела на местах, при казенных палатах в девяти губерниях, где были компактно сосредоточены принадлежавшие фамилии крестьяне и земли. Царские крестьяне организованы административно в удельные волости по 3000 ревизских душ в каждой, которыми управляли непосредственно сельские приказы. В эти сословные учреждения крестьянами под руководством чиновников избирались удельный голова — «первый начальник крестьян», приказной старшина по полицейским делам, казенный старшина по податям и повинностям, писарь. Сельский приказ являлся финансовым и полицейским органом, обеспечивал исполнение распоряжений Департамента уделов, других властных органов, распределял подати и повинности, собирал налоги, рассматривал мелкие тяжбы и проступки крестьян. В отдельных деревнях удельной волости созывались сельские сходы для избрания старост и ведавших порядком, безопасностью сотских, десятских, являвшихся по сути нижними полицейскими должностными лицами
Усилены административные и
полицейские функции управления
государственными и удельными крестьянами,
сохранен самодержавно-феодальный характер
управления крестьянством. Не была введена
в действие подготовленная жалованная
грамота государственным
Екатерина II продолжила тенденцию формирования государственного управления казачеством, ограничения казачьего самоуправления, «расказачивания», начатого Петром I, который ликвидировал казачий круг, отменил выборность главного атамана, учредил вместо выборного должность назначаемого царем наказного атамана, переселил насильно тысячу семей казаков с Дона на Астраханскую и Гребенскую линии, где большая часть казаков погибла, а оставшихся в живых перевели на Терек в так называемое терско-семейное войско.
В 60-е гг. было развернуто наступление на казачье сословное управление. Решительно и радикально ущемлялись права казачества, расширялись сеть и сфера государственного чиновного люда в казачьем управлении. В 1764 г. ликвидированы на Левобережной Украине гетманство и полковое управление, создана Малороссийская коллегия, назначен генерал-губернатор Малой России.
После народной пугачевской
войны усилилось
Образованные в 1782 г. на территории
бывшей Гетманщины Киевское, Черниговское,
Новгород-Северское
Казачество продолжало нести воинскую государеву службу, являлось, как и купечество, горожане, полупривилегированным сословием, было освобождено от подушной подати, рекрутской повинности. Курс на усиление государственных начал в казачьем управлении породил устойчивую тенденцию. Тенденция расказачивания получила в условиях развития капитализма логическое продолжение и свое завершение.
2.3 Значение реформ екатерины ii в области местного самоуправления
Екатерина II отзывалась о губерниях как о частях государства, «которые более всего исправления требуют» и всегда хотела заняться этим вопросом. Отношение Екатерины II к системе местного управления еще более ухудшилось после того, как местная администрация в процессе ведения Петербургом военных действий как против внешних врагов, так и при подавлении крестьянского бунта не смогла доказать своей эффективности и мобильности.
Именно областное управление
стало для Екатерины II той удобной
почвой, на которой она могла бы
засеять политико-философские
Манифест 7 ноября 1775 г., которым сопровождалось обнародование «Учреждения», вскрывал следующие недостатки существовавшего ранее областного управления:
1) губернии к этому
времени представляли собой
2) эти административные
округа ощущали постоянный
3) в губернском управлении
отсутствовали начала
На устранение этих недостатков
и было рассчитано новое административно-
Рассматривая нововведения
Екатерины II, следует отметить, что
реформированию подверглась и система
губернских судебных учреждений. Причем
в результате реформирования судебная
система была чрезвычайно усложнена.
Тем не менее, вновь созданная
система характеризовалась
Информация о работе Проблемы реформирования местного самоуправления в XVIII веке