Профессиональные союзы и общественные объединения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2011 в 20:16, реферат

Описание

Общеизвестно, что при рыночной экономике наемные работники и работодатели, собственники средств производства имеют противоположные интересы. Для последних главное — извлечение максимальной прибыли при наименьших затратах. Особенно это ярко проявляется при финансовом кризисе, экономических потрясениях, в период которых многие работодатели склонны решать свои проблемы за счет своих наемных работников.

Содержание

1. Введение…………………………………………………………………………….3
2. Организационное строение профсоюзов…………………………………………5
3. Где и как создаются первичные профсоюзные организации……………..……..5
4. Основные направления деятельности первичной профсоюзной организации.8
5. Государственно-правовое регулирование организации и деятельности общественных объединений……………………………………………………….…10
6. Формы общественных объединений, их права и обязанности……………...…13
7. Формы участия общественных объединений в управлении страной………….15
8. Политические партии и общественные объединения Белоруссии на 2009г…17
9. Заключение…………………………………………………………………..…….19
10. Список литературы……………………………………………..…………………20

Работа состоит из  1 файл

реферат на зачет.docx

— 44.57 Кб (Скачать документ)

     Принципиально важно решить вопрос, будет ли вновь  созданная первичная профсоюзная  организация регистрироваться в  качестве юридического лица.

     Профсоюзная организация, обладающая правами юридического лица, может иметь собственный  расчетный счет в банке, приобретать  и распоряжаться имуществом, быть истцом и ответчиком в суде. Но при  этом она обязана встать на учет в налоговых органах, бюджетных  и внебюджетных фондах, регулярно  представлять в них установленную  отчетность. Для этого необходимо содержать квалифицированного бухгалтера, что может себе позволить не каждая профсоюзная организация.

     Однако  для целей представительства  и защиты социально-трудовых интересов  работников, ведения коллективных переговоров, заключения коллективного договора, проведения коллективных акций государственная  регистрация в качестве юридического лица не требуется.

     В этом случае финансовое обслуживание первичной профсоюзной организации  осуществляет комитет территориальной  организации профсоюза. Причем все  операции с финансовыми средствами первичной организации производятся только по решению профкома.

     Что касается порядка уплаты профсоюзных  взносов членами профсоюза, то законодательство обязывает работодателя, при наличии  письменных заявлений работников, ежемесячно и бесплатно перечислять их из заработной платы на счет профсоюза  безналичным порядком. Однако, в  случае негативного отношения со стороны работодателя в отношении  членов профсоюза, целесообразно осуществлять сбор профсоюзных взносов наличным путем, по ведомости, чтобы работодатель не имел списка членов профсоюза. Размер профсоюзных взносов устанавливается  Уставом профсоюза и, как правило, составляет один процент от заработной платы работника.

     После проведения собрания решение о создании первичной профсоюзной организации  необходимо направить в территориальную  организацию профсоюза, которая  в свою очередь также должна принять  решение о создании организации  и включении ее в реестр профсоюза. С этого момента профсоюзная  организация считается созданной.

3. Основные направления  деятельности первичной  профсоюзной организации

 

     Основная  задача первичной профсоюзной организации — представительство и защита социально-трудовых прав работников. В повседневной практической деятельности эта задача реализуется через множество конкретных направлений деятельности.

     В соответствии с уставом профсоюза  комитет первичной профсоюзной  организации:

  • представляет интересы работников организации при проведении коллективных переговоров, заключении и изменении коллективного договора, осуществлении контроля за его выполнением, а также при реализации права на участие в управлении организацией и рассмотрении трудовых споров работников с работодателем;
  • в порядке, установленном законодательством, выдвигает и направляет работодателям или их представителям требования, участвует в формировании и работе примирительных органов, объявляет и возглавляет забастовки, принимает решения об их приостановке, возобновлении и прекращении, а также координирует эти действия, согласовывает минимум необходимых работ в организации;
  • организует и проводит коллективные действия работников в поддержку их требований в соответствии с законодательством;
  • выражает и отстаивает мнение работников при принятии работодателем локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, а также при расторжении трудового договора по инициативе работодателя в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом Республики Белорусь, законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями;
  • осуществляет профсоюзный контроль за соблюдением работодателем и его представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
  • организует выборы и работу уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профсоюза, инициирует создание комитета (комиссии) по охране труда;
  • осуществляет профсоюзный контроль в области охраны окружающей среды;
  • созывает профсоюзные собрания (конференции), организует и осуществляет контроль за выполнением их решений, реализацией критических замечаний и предложений членов профсоюза, информирует членов профсоюза об их выполнении;
  • устанавливает сроки и организует проведение отчетов и выборов в первичной профсоюзной организации;
  • разрабатывает проект сметы доходов и расходов на очередной календарный год и вносит на утверждение общего собрания (конференции) членов профсоюза;
  • ежегодно отчитывается перед членами профсоюза, регулярно информирует их о своей деятельности, в том числе об исполнении сметы доходов и расходов первичной профсоюзной организации;
  • проводит работу по вовлечению работников в члены профсоюза, организует учет членов профсоюза;
  • организует обучение профсоюзного актива и членов профсоюза;
  • организует проведение культурно-массовых и оздоровительных мероприятий среди членов профсоюза и их семей;
  • оказывает информационно-методическую, консультативную, правовую, материальную и другие виды помощи членам профсоюза;
  • осуществляет другие полномочия.

     В условиях рыночной экономики наемные  работники и работодатели, собственники средств производства, имеют противоположные  интересы. Работник заинтересован в  том, чтобы иметь достойную заработную плату и хорошие условия труда, собственник — в получении максимальной прибыли. И в этом противостоянии, где силы сторон заведомо не равны, работник остается один на один с работодателем. Только объединившись в единую организацию — профсоюз, трудящиеся становятся реальной силой, равноправным социальным партнером работодателя и могут отстоять свои интересы.

     Профсоюзная организация представляет интересы работников при проведении коллективных переговоров с работодателями и  заключении коллективного договора, регулирующего социально-трудовые отношения на предприятии, организует коллективные действия в поддержку  своих требований, защищает трудовые права и законные интересы работников. Сегодня именно профорганизации  становятся по существу основным гарантом осуществления трудовых и социально-экономических  интересов трудящихся.

4.Государственно-правовое регулирование организации и деятельности общественных объединений

   Согласно  ч. 1 ст. 36 Конституции “каждый имеет  право на свободу объединений”. Право на объединение является одним  из основных прав человека, позволяющих  ему активно участвовать в  управлении делами общества и государства.

   Формирование  правового государства в Республике Беларусь невозможно без функционирования самостоятельного и независимого от государства гражданского общества, составным элементом которого являются общественные объединения.

       

     

     

     

     

     

     

     

       

       

   В нашей стране действуют разнообразные  виды общественных объединений. К их числу относятся: 1) политические партии; 2) профессиональные союзы; 3) религиозные  организации; 4) организации, созданные  органами государственного управления; 5) органы территориального общественного  самоуправления; 6) адвокатура и др., организация и деятельность которых  регулируется отдельными законами.

   Порядок организации и деятельности общественных объединений регулирует Закон Республики Беларусь от 4 октября 1994 г. № 3254-XII “Об общественных объединениях”. Согласно части 1 ст. 1 настоящего Закона под общественным объединением понимается добровольное объединение граждан, которое они образовали на основе общности интересов для совместной реализации гражданских, социальных и культурных прав.

    Все общественные объединения ставят перед собой достижение следующих  целей: реализация и защита гражданских, экономических, социальных и культурных прав и свобод; развитие активности и самодеятельности граждан, привлечение их участия к управлению государственными и общественными делами; удовлетворение профессиональных и любительских интересов; охрана здоровья населения; участие в благотворительной деятельности; патриотическое воспитание и т.д.

   Следует отметить, что правовое регулирование  государством порядка организации  и деятельности общественных объединений  имеет свои пределы. Значительная часть  вопросов регулируется нормами самих  общественных объединений.

   Общественные  объединения создаются и действуют  на основе принципов законности, добровольности, самостоятельности и гласности.

Общественные  объединения создаются по инициативе граждан, достигших возраста 18 лет, за исключением молодежных и детских  общественных объединений, которые  могут создаваться гражданами, достигшими возраста 16 лет (часть1 ст. 8 Закона).

   Следует отметить, что правовое регулирование  государством порядка организации  и деятельности общественных объединений  имеет свои пределы. Значительная часть  вопросов регулируется нормами самих  общественных объединений.

       

       

       

       

   Молодежным  признается общественное объединение граждан в возрасте граждан до тридцати одного года (не менее двух третей от общего числа членов), которое выражает их специфические интересы и уставная деятельность которого направлена на обеспечение социального становления и всестороннего развития молодежи.

   Детским признается общественное объединение граждан в возрасте до восемнадцати лет (не менее двух третей от общего числа членов), которое выражает их специфические интересы и уставная деятельность которого направлена на обеспечение социального становления и всестороннего развития детей (части 2 и 3 ст. 8 Закона).

На территории Беларуси могут создаваться и  действовать международные, республиканские  и местные общественные объединения.

   Международным признается общественное объединение, деятельность которого распространяется на территорию Республики (одной или нескольких административно-территориальных единиц) и территорию одного или нескольких иностранных государств и которое имеет там организационные структуры.

Республиканским признается общественное объединение, деятельность которого распространяется на территорию всей Республики Беларусь.

   Местным признается общественное объединение, деятельность которого распространяется на территорию одной или нескольких административно-территориальных единиц.

   Для создания международного общественного  объединения необходимо не менее 10 учредителей (членов) от Республики Беларусь и не менее чем по 3 учредителя (члена) от одного или нескольких иностранных  государств, а также наличие на территории этих государств организационных  структур этого общественного объединения (абзац 1 часть 4 ст. 8 Закона);

для республиканского — не менее чем по 10 учредителей (членов) от большинства областей Республики Беларусь, а также от города Минска (абзац 2 часть 4 ст. 8 Закона);

для местного — не менее 10 учредителей (членов) в большинстве административно-территориальных единиц территории, на которую будет распространяться деятельность объединения (абзац 3 часть 4 ст. 8 Закона).

Членами общественных объединений могут  быть граждане, достигшие возраста 16 лет, а в случаях, предусмотренных  уставом, и моложе, но имеющие письменное разрешение своих законных представителей. Юридические лица не могут быть членами  общественных объединений.

   Иностранные граждане и лица без гражданства  могут вступать в действующие  общественные объединения, если это  предусмотрено их уставами.

Общественные  объединения имеют фиксированное  членство.

   Порядок государственной регистрации общественных объединений аналогичен порядку  регистрации политических партий. Международные  и республиканские общественные объединения регистрируются в Министерстве юстиции Республики Беларусь, а местные — в управлениях юстиции облисполкомов и Минского горисполкома на основании заключения Республиканской комиссии по регистрации (перерегистрации) общественных объединений. Организационные структуры общественного объединения, наделенные правами юридического лица, подлежат государственной регистрации, а не наделенные правами юридического лица — постановке на учет, которое осуществляется по месту нахождения их юридического адреса, соответственно управлениями юстиции облисполкомов, Мингорисполкома, районными, городскими исполнительными и распорядительными органами.

Информация о работе Профессиональные союзы и общественные объединения