Пушкинский музей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 09:48, контрольная работа

Описание

Музей изящных искусств имени Пушкина — один из наиболее известных музеев Москвы. Коллекции графики, живописи и скульптуры, собранные здесь, вполне могут составить достойную конкуренцию собраниям многих музеев мира.

Работа состоит из  1 файл

пушкинский музей.doc

— 116.00 Кб (Скачать документ)

История создания.

Музей изящных искусств имени Пушкина — один из наиболее известных музеев Москвы. Коллекции графики, живописи и скульптуры, собранные здесь, вполне могут составить достойную конкуренцию собраниям многих музеев мира.

Идея о создании Музея (1893 год) принадлежала заслуженному профессору Московского университета, доктору римской словесности и историку искусства И. В. Цветаеву. Три года спустя был объявлен конкурс на лучший проект здания ГМИИ имени Пушкина, по итогам которого в качестве строителя был назначен известный московский архитектор Р. И. Клейн. Согласно его проекту, здание музея представляло собой античный храм, располагающийся на высоком подиуме и украшенный ионической колоннадой по фасаду. Изначально ГМИИ создавался на основе Кабинета (Музея) изящных искусств и древностей Московского Университета не только как учебно-вспомогательный музей, но и публичный. Коллекции предполагалось разместить согласно основным этапам развития искусства различных народов от древности и до нового времени. Стоит отметить, что проекты создания музея подобного типа неоднократно были представлены в печати З. А. Волконской и С. П. Шевыревым (1831), профессором К. К. Герцем (1858), директором Московского Публичного и  Румянцевского музеев Н. В. Исаковым (1864). Известно, что Музей главным образом создавался на денежные пожертвования членов-учредителей Комитета и крупных меценатов, число которых первоначально превышало 40 человек. Среди них: А. Е. Арманд, С. И. Мамонтов, А. Д. Мейн, Ф. О. Шехтель, А. А. Щербатов, Д. А. Хомяков, З. Н. и Ф. Ф. Юсуповы, И. В. Цветаев и Ю. С. Нечаев-Мальцов.

Строительство Музея продолжалось вплоть до 1904 года. Первым директором стал И. В. Цветаев. Еще до начала строительства большая часть коллекций для Музея были готовы. В 1890-х — 1911 годах были сделаны гипсовые слепки и копии различных произведений мирового искусства, которые изготавливались за границей. Некоторые из них делались впервые. Также в собрания Пушкинского музея входит множество подлинников: уникальная коллекция предметов древнегреческого искусства и культуры (около 6 тысяч экспонатов), собранная ученым-египтологом В. С. Голенищевым; произведения итальянской живописи и предметы декоративного искусства XIII-XV веков, нумизматическая коллекция. 31 мая 1912 года состоялось торжественное открытие Музея изящных искусств имени Александра III.

В апреле 1923 года в здание Музея Александра III были помещены собрания Московского Публичного и Румянцевского музеев, а годом позже — картины из собраний Г. А. Бракара, Д. И. Щукина, Государственного музейного фонда. Некоторые картины были получены из музеев Петербурга. В промежутке с 1924 по 1930 годы в Музей поступило большое количество картин, находившихся ранее в московских усадьбах, Музее иконописи и живописи И. С. Остроухова, Историческом музее, Третьяковской галерее. Таким образом, в Музее появилось уникальное собрание картин старых западных мастеров. В это же время к собранию музея были присоединены более тысячи клинописных табличек и около трех тысяч различных памятников культуры и искусства Древнего Востока.

В 1932 году музей был переименован в Государственный музей изобразительных искусств, а в 1937 году Музею было присвоено имя А. С. Пушкина.

В 1941-1945 годах, на время Второй мировой войны, большая часть музейных экспонатов была вывезена в Новосибирск и Соликамск. С 1944 года начались работы по восстановлению здания Музея, пострадавшего во время бомбардировок. Первая послевоенная экспозиция была открыта в начале октября 1946 года, а чуть позже возобновились археологические раскопки, проводившиеся Музеем на территории Крыма и Тамани еще с 1922 года. В 1948 году в собрание Музея поступило около 300 произведений живописи и более 60-ти скульптурных произведений западноевропейских мастеров 2-й половины XIX — 1-й половины XX веков. В основном, это были работы французских импрессионистов и постимпрессионистов. В это время Музей получает все большую известность.

Однако с 1949 года экспозиционная деятельность музея приостановилась. В его здание поместили «Выставку подарков И. В. Сталину от народов СССР и зарубежных стран». В 1955 году здесь состоялась очередная выставка — «Сикстинская Мадонна». В рамках этой выставки были представлены экспонаты Дрезденской картинной галереи, спасенные российскими солдатами во время войны и позже отреставрированные мастерами Пушкинского музея. В целом, за время работы Музея, в его стенах состоялось более 700 выставок.

В 1985 году по предложению коллекционера и доктора искусствоведения И. С. Зильберштейна и директора Пушкинского музея И. А. Антоновой на правах научного отдела был создан Музей личных коллекций. Его открытие состоялось 24 января 1994 года в доме 14 на Волхонке, который ранее являлся левым флигелем усадьбы Голицыных. Весной 2005 года Музей личных коллекций был перемещен в новый, перестроенный комплекс старинных зданий (дом 10 по Волхонке).

В 1996 году у Пушкинского музея появился еще один отдел — Учебный художественный музей. Разместить его было решено в здании Российского государственного гуманитарного университета на улице Чаянова. В его собрания входят коллекции гипсовых слепков, которые не вошли в основную экспозицию Пушкинского Музея, или их копии.

В настоящее время в коллекции Государственного Музея Изобразительных Искусств имени А. С. Пушкина входит свыше 560 тысяч различных памятников археологии и нумизматики, произведений живописи, графики и скульптурных работ, художественной фотографии. Здесь хранятся документы, повествующие об истории Музея, научные и эпистолярные рукописи его основателей и крупных искусствоведов и художников.

В 1991 году ГМИИ имени А. С. Пушкина был включен в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации. Также Музей издает научные сборники, каталоги, альбомы, серию брошюр «В помощь школе», посвященные выставкам и коллекциям Музея.

 

Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина – одно из крупнейших в России художественных собраний зарубежного искусства с древнейших времен до наших дней.

Искусство Древнего Египта. IV-I тысячелетия до н.э.

Собрание искусства Древнего Египта включает уникальную коллекцию подлинников, собранную В.С.Голенищевым (более 6000 памятников) и полученную Музеем от государства в 1909-1911 годах. В дальнейшем в Музей были переданы частные собрания А.В.Живаго (поступившее в 1940 г. согласно завещанию) и историка искусства А.В.Прахова (приобретенное Музеем у его сына в 1940 г.). 
Богатейшая коллекция древнеегипетского искусства, представленная в экспозиции этого зала, знакомит с этапами развития культуры Египта, начиная с додинастического периода (IV тысячелетие до н.э.) вплоть до времени Нового Царства (XVII-XII вв. до н.э.). Архитектура зала воспроизводит характерные черты храмового зодчества II тысячелетия до н.э. Росписи потолка, выполненные художником И. И. Нивинским в 1912 году, представляют собой свободную вариацию на тему декоративного оформления заупокойных храмов и гробниц.

Статуя фараона Аменемхета III является замечательным образцом египетского скульптурного портрета периода его расцвета. Памятник сохранился не полностью — нижняя часть фигуры утрачена. Фараон представлен застывшим и неподвижным в торжественной фронтальной позе. На его голове — полосатый платок клафт со священной змеей-уреем на лбу, охранителем власти царя. Портретные статуэтки Аменхотепа и Раннаи относятся к числу шедевров музейного собрания. Как следует из надписей на постаментах, Аменхотеп и Ранная жили в Фивах в ХУ веке до н.э. и были жрецами заупокойного культа фараона Тутмеса 1 в храме Амона-Ра в Карнаке. Выполненные из эбенового (черного) дерева фигурки некогда были покрыты слоем истертого в порошок серебра и служили приношением в храм.

Древние цивилизации (Месопотамия, Урарту, Иран, Кипр, Парфия, Индия, Америка).

Экспозиция этого зала знакомит с искусством древних народов, населявших Переднюю Азию, Средиземноморье, Индийский полуостров и Латинскую Америку. В оформлении зала использованы слепки с памятников ассирийского искусства: привратные демоны "шеду" и рельефы из царских дворцов. Подлинные памятники, собранные в этом зале, не представляют единой систематической коллекции: здесь соседствуют керамика Урарту, клинописные таблички, парфянские ритоны, индийская скульптура, сосуды доколумбовой Америки.

Сокровища Трои.

Коллекция из 259 предметов хранится в ГМИИ им. А.С. Пушкина с 1945 года. Впервые она была показана на специальной выставке в 1996–1997 годах, затем демонстрировалась в зале подлинников античного искусства. Теперь для этих памятников выделен специальный зал. Коллекцию составляют предметы, происходящие из кладов, обнаруженных Генрихом Шлиманом во время раскопок Трои в 1871–1890 годах. Всего немецкий исследователь нашел 20 кладов, позднее получивших обозначения латинскими буквами от «А» до «S». В 1881 году он передал свою троянскую коллекцию в дар Берлину, где с 1922 года они хранились в Музее Древнейшей и Древней Истории. Во время Второй мировой войны, в связи с угрозой бомбардировок, в ноябре 1941 клады, упакованные в три ящика, были перенесены в бункер противозенитного форта, где и находились до взятия Берлина советскими войсками в апреле 1945 года. В июне 1945 года по решению советской Контрольной Комиссии троянские клады, вместе с другими художественными ценностями были вывезены в СССР в качестве частичной компенсации за ущерб, нанесенный фашистами. 259 наиболее ценных экспонатов были переданы в ГМИИ им. А.С. Пушкина. По мнению большинства исследователей, все они датируются серединой – третьей четвертью III тысячелетия до н.э. К самым замечательным памятникам древнего искусства относятся две диадемы, а также уникальный золотой ладьевидный сосуд с двумя сливами (клад «А», 2600–2450 гг. до н.э.). Три антропоморфных серебряных сосуда, возможно, предназначавшиеся для благовоний, находят лишь отдаленные параллели среди памятников эпохи ранней бронзы. Исключительную ценность представляют ритуальные топоры–молоты из лазурита и разновидностей нефрита, не имеющие аналогов в мире (клад L).

Искусство античного  мира.

Коллекция античных подлинников – одна из самых ранних в собрании ГМИИ. Первые древнегреческие вазы и терракоты были приобретены для Кабинета изящных искусств Московского университета в 50–60-х годах XIX века. Сегодня в собрании более десяти тысяч подлинников, относящихся к периоду с III тыс. до н.э. по IV век н.э. Более половины из них найдено экспедициями ГМИИ в ходе археологических раскопок. В четырех разделах зала – Кипр, Древняя Греция, Этрурия, Древний Рим – представлены памятники основных художественных регионов и центров античного Средиземноморья.

Впервые показано с такой  полнотой искусство Древнего Кипра: от лепных сосудов конца III тыс. до н.э. до терракотовой скульптуры эпохи эллинизма. В разделе искусства Древней Греции хорошо известные памятники коринфской и аттической расписной керамики соседствуют с выставленными впервые микенскими сосудами XIV–XIII вв. до н.э., керамикой и терракотами эпохи геометрики из Беотии и Аргоса, краснофигурными киликами рубежа VI–V вв. до н.э., белофонными лекифами. После долгого перерыва вновь обрели место в экспозиции терракотовые статуэтки.

О культуре Этрурии рассказывают керамика импасто и буккеро, фигурные антефиксы, а также несколько редких для собрания Музея краснофигурных сосудов и превосходная бронзовая статуэтка юноши-воина IV в. до н.э. Отдельными образцами пополнилась богатая коллекция расписных ваз Южной Италии. Впервые демонстрируются терракоты, созданные южноиталийскими коропластами.

Четвертый, заключительный раздел экспозиции знакомит с искусством Древнего Рима. Центральное место  занимает саркофаг с дионисийскими  сценами (ок. 210 г.) – один из самых  известных памятников собрания Музея. Лучшими своими образцами представлена коллекция римского портрета. Разнообразны предметы декоративно-прикладного искусства – сосуды из стекла и керамики, мозаика и фрагменты фресковых росписей, декоративный рельеф и бронзовая утварь, многие из которых также показываются впервые.

Амфора на которой изображен двенадцатый подвиг Геракла. По приказу царя Эврисфея Геракл должен был спуститься в подземное царство и привести оттуда чудовище, сторожившее его врата — трехглавого пса Кербера, показать его царю и невредимым вернуть обратно в царство теней. Найденный в 1985 году мраморный рельеф изображает двух вооруженных воинов в коринфских шлемах. Стиль, в котором он выполнен, выдает аттическое влияние. Изображение бородатого мужчины близко к аттическому искусству и одновременно напоминает Дорифора Поликлета. Вместе с тем в характере обработки рельефа, в стиле одежды юноши заметны местные, боспорские черты. Рельеф является заказным (вотивным)

Искусство северного Причерноморья.

Зал включен в экспозицию впервые. Он построен на материалах, найденных экспедициями ГМИИ им. А.С. Пушкина на юге России и в Крыму. Музей ведет археологические раскопки с 1927 года. Сегодня в фондах более пяти с половиной тысяч экспонатов, найденных в Пантикапее, Фанагории, Гермонассе, Неаполе Скифском, на Майской горе, в Тирамбе, в поселениях Юбилейное I и II. В новом зале наряду с отдельными памятниками впервые представлены целые археологические комплексы, которые раньше можно было видеть только на временных выставках. Таковы материалы из раскопок поселений Юбилейное I и II, архаических слоев Пантикапея. Они отражают своеобразие культуры центров, находившихся на периферии античного мира, и их тесную связь с метрополией.

Коптское и эллинистическое искусство.

Зал представляет искусство и культуру Египта после походов Александра Македонского, когда египетское искусство вбирает в себя черты искусства греков («эллинов»). Большинство экспонатов связано с погребальным культом – саркофаги, погребальные пелены и маски. Особый интерес представляет коллекция фаюмских портретов (в ГМИИ их 16), выполненных в сложнейшей технике восковых красок.

В первые века нашей эры  в Египте начала распространяться христианская религия. Египтян-христиан называли коптами. В 7 в. н.э. Египет был завоеван арабами, исповедавшими ислам. Арабы называли египтян-христиан коптами (от арабского слова «кубт» - «египтянин»). В зале экспонируется 4 планшета с коптскими тканями. Наиболее ранние созданы в первые века н.э. в традициях эллинистического искусства. Ткани арабского времени монотонны и орнаментальны.

Искусство Византии XIV-XVI веков. Искусство Италии VIII-XVI веков.

Центральный зал обновленной экспозиции знакомит с живописью Византии и искусством Италии от Проторенессанса до маньеризма. Представленные здесь памятники прежде демонстрировались в четырех разных залах: византийские иконы - в зале христианского Востока, а искусство Италии экспонировалось вместе с работами нидерландских и немецких мастеров XV-XVI веков. В зале №7 впервые показано несколько значимых памятников: мозаика «Младенец Христос» Якопо Торрити, «Мадонна с Младенцем и ангелами» Джованни Санти, отца великого Рафаэля и другие. Следует также отметить две скульптурные композиции и предметы итальянской майолики.

Византийская живопись представлена в основном памятниками XIV века. К числу шедевров мирового уровня относится исключительная по тонкости исполнения икона «Собор двенадцати апостолов».

Коллекция итальянского искусства  – одна из лучших в собрании ГМИИ. Особого внимания заслуживают три мозаики, связанные с историей старой ватиканской базилики, на месте которой в XVI–XVII веках был возведен главный католический храм – Собор Святого Петра. Фрагмент с ликом Богоматери некогда украшал фасад старой римской базилики.

Информация о работе Пушкинский музей