Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 09:48, контрольная работа
Музей изящных искусств имени Пушкина — один из наиболее известных музеев Москвы. Коллекции графики, живописи и скульптуры, собранные здесь, вполне могут составить достойную конкуренцию собраниям многих музеев мира.
Редчайшими памятниками являются две монументальные иконы «Мадонна с Младенцем на троне» второй половины XIII века, созданные в мастерских Флоренции и Пизы, а также работа венецианского мастера «Мадонна с Младенцем и двумя донаторами», соединившая в себе византийские традиции с элементами готического стиля. Полнее представлена в экспозиции сиенская школа, начиная с подписного распятия Сеньи ди Бонавентуры и работ Симоне Мартини и кончая створками ныне разрозненного алтаря Сассетты.
Эпоха Возрождения заново открывает античное наследие, утверждает идеалы гуманизма, представление о высоком назначении человека. Опираясь на научные достижения, художники разрабатывают законы линейной перспективы и освещения, изучают анатомию. Раздел искусства Возрождения открывает «Благовещение» Сандро Боттичелли. В «Портрете юноши в образе св. Себастьяна» кисти Больтраффио, ученика Леонардо да Винчи, воплощены ренессансные представления о человеке. Ученик Рафаэля, Джулио Романо, в картине «Дама за туалетом», следуя античной традиции, воспевает красоту обнаженного тела. Долгое время моделью считалась Форнарина, возлюбленная Рафаэля. Выдающимся образцом портретного жанра является «Портрет кардинала Антониотто Паллавичини» кисти великого Тициана. Его ученик Парис Бордоне представлен работами «Святое собеседование», «Явление сивиллы императору Августу», «Дама с розой».
В 1520-е годы на смену Высокому Возрождению приходит маньеризм. Видным его представителем был Аньоло Бронзино, придворный художник Козимо Медичи (в экспозиции можно видеть его портрет). В картине «Святое Семейство» Бронзино творчески переработал идеи Микеланджело.
Впервые в экспозиции Якопо
Торрити. Младенец Христос (Мозаика). Конец
XIII в.
Джованни Санти. Мадонна с младенцем и двумя ангелами.
1470-е гг. Бартоломео Бонаша. Оплакивание Христа. Начало XVI в. Джанфранческо
Рустичи. Сцена битвы (терракотовая композиция).
1ая четверть XVI в.
Искусство Германии и Нидерландов XV – XVI веков.
Искусство Северного Возрождения впервые представлено в отдельном зале. Это дает возможность показать наряду со знаменитыми шедеврами собрания – шесть досок Лукаса Кранаха Старшего, «Бичевание Христа» крупнейшего мюнстерского мастера Иоганна Кёрбеке, «Благовещение» Мастера из Хоогстратена, работы художников круга Шонгауэра – другие выдающиеся произведения нидерландских, австрийских, германских, швейцарских мастеров этого времени. Всего в зале более ста произведений, четверть из них выставляется впервые.
Собрание немецкого искусства XV века ГМИИ по числу и качеству работ является лучшим в России. Самые ранние образцы в зале – замечательные картины Мастера Св. Родни и Мастера Лихтенштейнского замка. Впервые в экспозицию вошли новые работы живописцев Вестфалии и Северного Рейна, «Голгофа» Кранаха и доски художников его круга – «Положение во гроб» и «Моление о чаше», а также три доски из алтаря работы верхнерейнского мастера и парные портреты восточнонемецкого мастера.
Раздел искусства Нидерландов открывают произведения Мастера из Хоогстратена, которые отличают отточенное мастерство и тончайшие цветовые решения. Традиции искусства XV века продолжают работы Михеля Зиттова и Адриана Изенбрандта. Развитие портрета отражают картины Яна Госсарта, Изака ван Сваненбюрга, Адриана Томаса Кея, Антониса Мора. О глубокой философии искусства великого Питера Брейгеля Мужицкого позволяют судить блестящие по живописному мастерству повторения его работ, исполненные Питером Брейгелем Младшим. Раздел искусства Нидерландов пополнился редкой ранней работой Питера Артсена «Христос и самарянка», композицией «Коронование Марии» прославленного мастера храмовой живописи Мартена де Воса, картиной Питера Питерса, образца бытового жанра.
Впервые в экспозиции ГМИИ появилась картина Педро Эспаларгеса «Архангел Михаил, взвешивающий души умерших» – единственная работа испанского мастера начала XVI века в собрании музея.
Несомненный интерес представляет извлеченная из фондов деревянная скульптура, мелкая бронзовая пластика и декоративно-прикладное искусство Германии, Испании и Франции XII–XVI веков.
Фламандское Искусство XVII века.
Впервые в истории Музея в отдельном большом зале выставлены картины фламандских художников XVII века. Это одна из самых ярких и привлекательных частей коллекции живописи старых мастеров. В XVII веке сформировалась национальная художественная школа, были сделаны выдающиеся художественные достижения. Это время принято называть «золотым» веком фламандской художественной культуры. Фламандские художники – непревзойдённые колористы. В их работах сияние ярких красок сочетается с тонкими переходами тонов и выразительной игрой гибких, подвижных мазков. Живопись передаёт красоту мира – как реального, так и воображаемого. В каждой картине фламандского мастера заложено сочетание того и другого: воображаемая религиозная или мифологическая сцена выглядит как реально существующая, а «реальный» натюрморт или жанровую сцену художник вдохновенно сочиняет.
Зал живописи Фландрии дает целостное представление о фламандской школе. Наряду с самыми яркими именами, такими как Рубенс, Ван Дейк, Йорданс, Снейдерс, число экспонируемых картин которых возросло, прежде всего, за счет полотен большого формата, в зале теперь можно видеть работы их учеников и современников (около двух десятков новых холстов). Впервые в экспозицию включены отличающийся внутренним благородством и виртуозным художественным решением «Портрет леди д'Обиньи и графини Портленд», созданный Антонисом ван Дейком в поздний, английский период творчества, крупноформатные полотна кисти Яна ван де Венне, Корнелиса и Паувела де Восов, Питера ван Моля, Виллема ван Ньюланда, Яна Давидса де Хема, Яна Брейгеля, а также получившая недавно новое определение авторства «Мадонна с Младенцем» Яна Коссирса.
Рембрандт и мастера его школы.
Впервые в качестве самостоятельного раздела показаны шесть картин Рембрандта, а также работы его учеников и последователей: Якоба Баккера, Филипса Конинка, Яна Ливенса, Карела Фабрициуса, Гербрандта ван ден Экхаута, Фердинанда Бола и Николауса Кнюпфера. Созданные в разные периоды и в разных жанрах, они хорошо показывают органичное взаимодействие творчества гениального голландского мастера и его современников.
Несомненной особенностью экспозиции данного зала является показ на примере отдельных выдающихся памятников не только художественного своеобразия и эволюции творчества Рембрандта, но и интереса к нему представителей различных слоёв русского общества на протяжении более двух веков, перемены их вкусовых пристрастий. Весьма симптоматично, что единственная в России картина раннего, лейденского периода творчества Рембрандта «Изгнание торгующих из храма» происхождит не из императорского или княжеского собрания, но из коллекции московского фабриканта Г.А. Брокара. В экспозиции также нашёл отражение качественной рост науки об искусстве, совершенствование методологии современных исследований. Ведь многие выдающиеся произведения, которые были приобретены русскими собирателями как оригинальные творения Рембрандта, современная наука справедливо считает образцами творчества его учеников и последователей. При этом меняется не столько представление о памятнике, образно-художественное содержание которого объективно остаётся неизменным, сколько о масштабе дарования и круге творческих интересов его действительного создателя (что хорошо видно на примере атрибуции Карелу Фабрициусу – несомненно, самому талантливому и оригинальному среди учеников Рембрандта – картины «Гера, скрывающаяся у Океана и Тефии», а также определения авторства молодого Абрахама ван Дейка в работе «Молитва перед обедом»).
Голландская живопись XVII века.
Картины голландской школы XVII столетия составляют один из самых многочисленных и привлекательных разделов экспозиции ГМИИ. Живопись голландских мастеров обладает своей неповторимой спецификой. Ей присущ обострённый интерес к образу человека и материального мира в целом, изображение которых становилось персонификацией духовных понятий и идей. В условиях жесткой зависимости от рыночной конкуренции голландские художники сосредоточили внимание на одном или нескольких жанрах, где они чувствовали себя наиболее уверенно. Одни предпочитали писать картины на религиозные и мифологические сюжеты (работы Хендрика Голциуса, Геррита ван Хонтхорста, Николаса Берхема), другие – пейзажи, третьи – жанровые сцены и натюрморты.
Впервые в экспозицию включены работы голландских живописцев, имеющие сравнительно крупные размеры (картины Адриана ван де Велде, Герарда де Лересса, портреты Питера Насона и Яна Мейтенса). Следуя практике, широко распространённой в зарубежных музеях, ГМИИ им. А.С.Пушкина начал привлекать для долгосрочного показа в своей постоянной экспозиции произведения, которые принадлежат частным коллекционерам. В постоянную экспозицию включены работы тех мастеров, чьи творения отсутствуют в музейном собрании, но чрезвычайно важны для характеристики того или иного периода в истории искусства (в зале демонстрируются картины голландцев Дирка Халса и Якобуса Манкадана из частной коллекции москвича М.Е. Перченко).
Греческий дворик. Искусство Древней Греции. 2-я половина V — начало IV века до н.э. Слепки.
Один из красивейших залов музея. Характер коллекции слепков произведений классической Греции поставил перед архитектором Музея сложную задачу. Для того, чтобы разместить в зале фрагмент Парфенона в натуральную величину, портик кариатид Эрехтейона и памятник Лисикрата — три самых знаменитых произведения древнегреческой культуры — помещению была придана террасообразная форма. Сложная организация движения по трем уровням пола позволила с удивительной точностью передать свободную живописность ансамбля Афинского Акрополя.
Итальянский дворик. Искусство Средних веков и Возрождения. Слепки.
Итальянский дворик построен как уменьшенное повторение внутреннего двора палаццо Барджело: угловая лестница, ведущая на второй этаж, небольшие колонны с растительными капителями, поддерживающие балкон, легкая аркада, колодец в центре. Точность выбора архитектурного прототипа позволила объединить в экспозиции зала образцы классического искусства немецкого средневековья с произведениями прославленных итальянских скульпторов эпохи Возрождения.
Олимпийский зал. Искусство Древней Греции 1-й половины V века до н.э. Слепки.
Экспозиция зала посвящена искусству ранней классики. В гипсовых слепках представлены прославленные произведения этого периода: композиции фронтонов храма Зевса в Олимпии, знаменитые образы атлетов, созданные Мироном ("Дискобол") и Поликлетом ("Дорифор").
а. Искусство Эгейского мира (III-II тысячелетие до н.э.) и Древней Греции (VIII-VI вв. до н.э.)
Небольшая экспозиция на площадке второго этажа Итальянского дворика знакомит в слепках и воспроизведениях с исскуством Эгейского мира, интрами которого были острова Крит, Киклады и города в Пелопоннесе — Микены, Тиринф и Пилос, а также с искусством греческой архаики.
Искусство Италии и Испании XVII – XVIII веков.
Живопись Италии – одна из самых многочисленных, разнообразных по составу и ярких по созвездию имен коллекций ГМИИ. В новой экспозиции число картин возросло вдвое. Из запасников извлечены большеформатные полотна, которые раньше просто некуда было поместить, а ведь именно они определяли облик итальянского искусства эпохи барокко. Постоянную прописку в залах получили новые полотна Гверчино, Луки Джордано, Джакомо Панини, Джамбаттиста Тьеполо, Бернардо Беллотто.
Развитие итальянского искусства определялось многообразием местных художественных традиций, давших жизнь разным школам и направлениям. В 1590-е в Болонье сложился академизм, сильно повлиявший на творчество Пуссена и весь европейский классицизм. В новой экспозиции академизм представлен не только работами его главы – Гвидо Рени, но и блестящими холстами Гверчино, Луки Феррари, Элизабетты Сирани из фондов.
Блестящий расцвет в XVII веке переживает живопись Северной Италии. Основоположник генуэзской школы Бернардо Строцци, мастер чувственной убедительности и живописной свободы, представлен в залах пятью полотнами. Венеция дала в эту эпоху таких тонких живописцев, как Доменико Фетти и Пьерфранческо Мола.
Творчество неаполитанца Луки Джордано
знаменует собой расцвет
Последний яркий период в истории итальянского искусства связан с Венецией, выдвинувшей в XVIII веке плеяду живописцев высочайшего уровня. Особое место среди них занимает Тьеполо, признанный мастер монументально-декоративной живописи.
Чарующая красота Венеции
Раздел испанской живописи включает лучшие произведения небольшой коллекции национальной школы, среди которых работы ведущих мастеров – Франсиско де Сурбарана, Эстебана Мурильо, Хусепе де Риберы.
Французское искусство XVII – первой трети XIХ века.
В залах французского искусства произошли самые большие изменения: добавилось около 35 произведений из запасников.
Классицизм. Французское искусство XVII века открывают полотна Никола Пуссена и Клода Лоррена, ведущих мастеров французского классицизма. Теперь все картины выставлены одновременно, отражая богатство коллекции и эволюцию творчества живописцев. Свое место в постоянной экспозиции нашли работы мастеров «крестьянского жанра» а также придворных художников-академистов Пьера Миньяра, Себастьяна Бурдона, живописные полотна архитектора, одного из авторов Версаля Шарля Лебрена, Украшением зала стали бюсты Людовика XIV и Мольера.