Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 22:19, курсовая работа
Актуальность темы: является описание основных направлений внешней политики СССР в период с 1985 – 1991 годы, кризис социалистического лагеря, а также причины распада которые явно, определенным образом повлияли на крушение огромной державы в 1991 году. Это время глобальных политических, социальных, правовых и экономических перемен, которые затронули весь цивилизованный мир. И в данное время вызывает множество споров и суждений.
Введение………………………………………………………………………… 3
Глава 1. Распад СССР…………………………………………………………....5
1.1 Причины распада СССР…………………………………………………..8
1.2 Становления российской государственности после распада СССР….13
Глава 2. Развитие права Российской Федирации…………………………….15
2.1 Конституция РФ 1993 года………………………………………………17
2.2.Основные механизмы конституции………………………………………19
Заключение…………………………………………………………………….…24
Список использованной литературы…………………………………………...26
Иными словами, пока не сложился нормальный, объективный геополитический анализ, принятый в западной науке. В данной связи актуальным представляется изучение географической конфигурации современных внешних связей страны и ее внешней политики для определения того, насколько реалии отличаются от геополитических проектов и каковы действительные геополитические позиции России.
После распада СССР в России осталось 17 из 22 млн кв. км территории. Возможности России в немалой степени определяются транспортно-географическим фактором. Территориальный массив России перестал соответствовать каркасной транспортной инфраструктуре, существовавшей в СССР. Основные магистрали России - Южсиб и Транссиб - проходят через территорию Северного Казахстана (Транссиб в районе Петропавловска), там же оказались участки линий высоковольтных электропередач, связи, трубопроводы. Новые геополитические реалии сложились на западных, границах. Россия оказалась отделенной от Европы поясом самостоятельных, независимых государств и в настоящий момент имеет ограниченные выходы к Балтийскому и Черному морям. Крупнейшие порты на Черном и Балтийском морях стали для России иностранными. Из крупных портов на Балтике остался Санкт-Петербургский, на Черном - Новороссийский и Туапсинский.
На западной границе до распада СССР имелось 25 железнодорожных переходов, современная же Россия располагает всего одним - из Калининградской области в Польшу. Главные перевалочные железнодорожные узлы находятся на территории Белоруссии, Украины и Молдовы. Геополитические изменения коснулись границ России. В рамках СССР из 77 российских административно-политических единиц только 13 были пограничными, сегодня пограничными являются более половины. Изменилось и число зарубежных стран, граничащих с Россией: ранее имелось 8 стран-соседей, сейчас - 16. Ни у одной страны в мире такого числа соседей-государств нет. Значительная часть новых границ не имеет официального государственного статуса.
1.2 Становление российской государственности после распада СССР
Становление российской государственности
проходило в драматичной
Конфликт между президентом
и парламентом, впервые резко
обозначившийся в оценке экономической
реформы, предпринятой в начале 1992 года
правительством Гайдара при поддержке
Б.Н.Ельцина, которая ознаменовалась
либерализацией цен на все промышленные
и продовольственные товары, то отливаясь,
то усиливаясь, в сентябре 1993 года достигает
апогея, 21 сентября Президент обнародовал
свой указ №1400 «О поэтапной конституционной
реформе в РФ». В нем говорилось
о прекращении деятельности Съезда
народных депутатов и Верховного
Совета РФ и о назначении выборов
в новый представительный орган,
нижнюю палату Федерального собрания
— Государственную думу на 11-12 декабря
1993 года. На те же дни был назначен
всероссийский референдум по проекту
российской конституции. Конституционный
суд и X съезд народных депутатов
охарактеризовали указ №1400 как акт
государственного переворота. Противостояние
завершилось вооруженным
Переворот, направленный на установление единовластия Президента, позволил ему преступить к слому всей системы Советов. Указом от 26 октября 1993 года «О реформе местного самоуправления в РФ» прекратилась деятельность городских, районных и сельских Советов. Был отменен порядок избрания глав администраций. В краях, областях, автономных республиках, округах и городах федерального значения они стали назначаться Президентом. 12 декабря 1993 года прошли выборы в Государственную думу и была принята новая Конституция РФ. Россия вступила в новый этап своего развития, суть которого состояла в приведении органов государственной власти в соответствие с новой Конституцией.1
Глава 2. Развитие права Российской Федерации
В 90-е годы продолжался
процесс формирования современной
правовой системы, который был начат
еще в условиях перестройки в
рамках СССР. Процесс имел две ярко
выраженные тенденции. С одной стороны,
шло создание базы правового регулирования
новых отношений, возникших в
связи с существенными
В числе наиболее важных
принципиальных изменений, внесенных
в систему отраслей публичного права,
можно выделить: 1) создание налогового
права, регулирующего обложение
граждан и иных лиц системой налогов;
2) развивается банковское право; 3) возникло
антимонопольное
С другой стороны, начинается
третья в XX веке кодификация российского
законодательства, основанная на происходящих
изменениях. Важнейшим после Конституции
РФ достижением законотворческой деятельности
российского государства
В 1996 году был одобрен
Государственной думой и с 1 января
1997 года начал действовать новый
Уголовный кодекс. Он в значительной
мере аккумулировал изменения, произошедшие
в уголовном законодательстве в
90-е годы по сравнению с Уголовным
кодексом РСФСР 1960 года. Все вышеперечисленные
кодексы будут изучаться в
соответствующих специальных
Происходит обновление законодательства
и по другим отраслям права. В настоящее
время ведется подготовка нового
Кодекса законов о труде, Кодекса
об административных правонарушениях,
Земельного кодекса, Налогового кодекса,
Уголовно-процессуального и
2.1 Конституция РФ 1993 года
Следует обратить внимание
на некоторые особенности
1. Конституция отражает
кардинальные изменения в
2. Конституция юридически
закрепляет республиканскую
3. Механизм государственной
власти по Конституции
Система государственного управления Российской Федерации.
4. Конституция зафиксировала
принципиальную новизну в
5. Принципиально иначе
Конституция РФ закрепляет
Возникший в стране конституционный "вакуум" (хотя формально старая Конституция полностью не прекратила своего действия) и отсутствие высшего представительного органа могли быть заполнены только президентской властью. Однако этой легитимности было недостаточно для введения в действие новой Конституции, несмотря на то, что ее проект был разработан с соблюдением демократической процедуры. Оставалось обратиться к прямому волеизъявлению народа, использовать такую форму непосредственного выражения его суверенитета, как референдум.
Особенность
референдума, проведенного 12 декабря 1993
года, состояла в том, что одновременно
с принятием новой Конституции
проходили выборы в Федеральное
Собрание, предусмотренное еще не
принятой Конституцией. Однако, возможность
того, что проект может быть не принят
избирателями, была учтена Президентом,
который ранее (21 сентября) издал
Положение о федеральных
Избирательная кампания 1993 г. проходила в сложный период - трагический финал конституционного кризиса наложил отпечаток на всю политическую жизнь. Однако, не смотря на многие опасения оппозиции, не было никаких признаков президентской диктатуры или авторитарного правления. Все оппозиционные партии получили право на ведение избирательной кампании и участие в выборах, постепенно возобновили
выпуск изданий
антипрезидентские по своей направленности
средства массовой информации. Политический
режим сохранял прежний демократический
характер, общество осознавало необходимость
политической стабильности и создания
прочной конституционной
Во всенародном голосовании по проекту новой Конституции приняли участие 58 млн.187 тыс.755 зарегистрированных избирателей, или 54, 8 % .За принятие Конституции проголосовало 32 млн.937 тыс.630 избирателей, или 58, 4 % избирателей, принявших участие в голосовании. Это означало, что Конституция принята1.
Одновременно в ходе выборов в Федеральное Собрание были избраны почти все депутаты Государственной Думы и Совета Федерации. О желании выдвинуть кандидатов в депутаты Государственной Думы по общефедеральному округу первоначально объявили 35 общественных объединений, на регистрацию были представлены списки 21 избирательного объединения, а зарегистрировано 13. Остальные не смогли набрать необходимого количества подписей избирателей и не были допущены, в соответствии с Положением о выборах включены в бюллетень для голосования.
В соответствие
с результатами голосования по общефедеральному
избирательному округу и по одномандатным
избирательным округам места
в Государственной Думе получили
кандидаты от восьми крупнейших партий
и объединений "Выбор России",
"Либерально-демократическая
Это были первые
демократические выборы в России,
они способствовали установлению новой
структуры конституционной
Конституция Российской Федерации 1993 года закрепила разделение властей в главе об основах конституционного строя (статья 10). Принцип гласит: государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Итак, Россия восприняла принцип разделения властей как условие построения демократического республиканского строя, правового государства. Принятие новой российской Конституции означает, что из двух наиболее распространенных форм демократического правления - президентской и парламентарной республик - в России сделан выбор в пользу президентской республики.
Президент Российской
Федерации, будучи главой государства,
является верховным представителем
Российской Федерации и внутри страны,
и в международной жизни. На него
возложены выполнения задач, связанных
с гарантией осуществления
Информация о работе Распад СССР: причины и последствия становления российской государственности