Распад СССР: причины и последствия становления российской государственности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 22:19, курсовая работа

Описание

Актуальность темы: является описание основных направлений внешней политики СССР в период с 1985 – 1991 годы, кризис социалистического лагеря, а также причины распада которые явно, определенным образом повлияли на крушение огромной державы в 1991 году. Это время глобальных политических, социальных, правовых и экономических перемен, которые затронули весь цивилизованный мир. И в данное время вызывает множество споров и суждений.

Содержание

Введение………………………………………………………………………… 3
Глава 1. Распад СССР…………………………………………………………....5
1.1 Причины распада СССР…………………………………………………..8
1.2 Становления российской государственности после распада СССР….13
Глава 2. Развитие права Российской Федирации…………………………….15
2.1 Конституция РФ 1993 года………………………………………………17
2.2.Основные механизмы конституции………………………………………19
Заключение…………………………………………………………………….…24
Список использованной литературы…………………………………………...26

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word (5).docx

— 52.78 Кб (Скачать документ)

Иными словами, пока не сложился нормальный, объективный геополитический  анализ, принятый в западной науке. В данной связи актуальным представляется изучение географической конфигурации современных внешних связей страны и ее внешней политики для определения  того, насколько реалии отличаются от геополитических проектов и каковы действительные геополитические позиции  России.

   После распада СССР в России осталось 17 из 22 млн кв. км территории. Возможности России в немалой степени определяются транспортно-географическим фактором. Территориальный массив России перестал соответствовать каркасной транспортной инфраструктуре, существовавшей в СССР. Основные магистрали России - Южсиб и Транссиб - проходят через территорию Северного Казахстана (Транссиб в районе Петропавловска), там же оказались участки линий высоковольтных электропередач, связи, трубопроводы. Новые геополитические реалии сложились на западных, границах. Россия оказалась отделенной от Европы поясом самостоятельных, независимых государств и в настоящий момент имеет ограниченные выходы к Балтийскому и Черному морям. Крупнейшие порты на Черном и Балтийском морях стали для России иностранными. Из крупных портов на Балтике остался Санкт-Петербургский, на Черном - Новороссийский и Туапсинский.  

На западной границе до распада СССР имелось 25 железнодорожных  переходов, современная же Россия располагает  всего одним - из Калининградской  области в Польшу. Главные перевалочные железнодорожные узлы находятся  на территории Белоруссии, Украины  и Молдовы. Геополитические изменения  коснулись границ России. В рамках СССР из 77 российских административно-политических единиц только 13 были пограничными, сегодня пограничными являются более половины. Изменилось и число зарубежных стран, граничащих с Россией: ранее имелось 8 стран-соседей, сейчас - 16. Ни у одной страны в мире такого числа соседей-государств нет. Значительная часть новых границ не имеет официального государственного статуса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Становление российской государственности после распада СССР

 

Становление российской государственности  проходило в драматичной обстановке. Главная причина этого состояла в том, что, став самостоятельной, сделав значимые шаги по отказу от социалистических принципов развития, Россия по форме  правления продолжала оставаться республикой  Советов. Налицо была несовместимость, дуализм политической системы переходного  периода, которая предусматривала  с одной стороны власть Советов, с другой — структуру единовластия снизу доверху в лице глав администраций, президентов автономных республик  во главе со всенародно избранным  Президентом России, что не могло  не привести в дальнейшем как к  противоречиям, так и к противостоянию структур власти.

Конфликт между президентом  и парламентом, впервые резко  обозначившийся в оценке экономической  реформы, предпринятой в начале 1992 года правительством Гайдара при поддержке  Б.Н.Ельцина, которая ознаменовалась либерализацией цен на все промышленные и продовольственные товары, то отливаясь, то усиливаясь, в сентябре 1993 года достигает  апогея, 21 сентября Президент обнародовал  свой указ №1400 «О поэтапной конституционной  реформе в РФ». В нем говорилось о прекращении деятельности Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ и о назначении выборов  в новый представительный орган, нижнюю палату Федерального собрания — Государственную думу на 11-12 декабря 1993 года. На те же дни был назначен всероссийский референдум по проекту  российской конституции. Конституционный  суд и X съезд народных депутатов  охарактеризовали указ №1400 как акт  государственного переворота. Противостояние завершилось вооруженным захватом здания Верховного Совета и арестом  парламента.

Переворот, направленный на установление единовластия Президента, позволил ему преступить к слому  всей системы Советов. Указом от 26 октября 1993 года «О реформе местного самоуправления в РФ» прекратилась деятельность городских, районных и сельских Советов. Был отменен порядок избрания глав администраций. В краях, областях, автономных республиках, округах и  городах федерального значения они  стали назначаться Президентом. 12 декабря 1993 года прошли выборы в Государственную  думу и была принята новая Конституция  РФ. Россия вступила в новый этап своего развития, суть которого состояла в приведении органов государственной  власти в соответствие с новой  Конституцией.1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Развитие права Российской Федерации

 

В 90-е годы продолжался  процесс формирования современной  правовой системы, который был начат  еще в условиях перестройки в  рамках СССР. Процесс имел две ярко выраженные тенденции. С одной стороны, шло создание базы правового регулирования  новых отношений, возникших в  связи с существенными изменениями  общественных отношений, экономического и политического строя. Здесь  мы видим появление совершенно нового законодательства, которого раньше не было.

В числе наиболее важных принципиальных изменений, внесенных  в систему отраслей публичного права, можно выделить: 1) создание налогового права, регулирующего обложение  граждан и иных лиц системой налогов; 2) развивается банковское право; 3) возникло антимонопольное законодательство; 4) происходит законодательное регулирование  общественных отношений в сферах государственной деятельности, которые  раньше регламентировались на уровне постановлений правительства СССР, как правило, имевших гриф ограниченного  распространения и недоступных  для населения. В частности были приняты законы: «Об оперативно-розыскной  деятельности» (март 1992 года), «Об обороне» (сентябрь 1992 года), «О государственной  границе» (апрель 1993 года), «Об органах  федеральной службы безопасности в  Российской Федерации» (апрель 1995 года), «О внешней разведке» (январь 1996 года), «О федеральной фельдъегерской связи» (декабрь 1994 года) и др.

С другой стороны, начинается третья в XX веке кодификация российского  законодательства, основанная на происходящих изменениях. Важнейшим после Конституции  РФ достижением законотворческой деятельности российского государства является разработка и принятие первой и второй части Гражданского кодекса РФ, который  регулирует многообразные имущественные  и личные неимущественные отношения, возникающие и развивающиеся в условиях рынка и экономической свободы личности. В 1995 году был принят Семейный кодекс РФ, заменивший Кодекс законов о браке и семье 1969 года.

В 1996 году был одобрен  Государственной думой и с 1 января 1997 года начал действовать новый  Уголовный кодекс. Он в значительной мере аккумулировал изменения, произошедшие в уголовном законодательстве в 90-е годы по сравнению с Уголовным  кодексом РСФСР 1960 года. Все вышеперечисленные  кодексы будут изучаться в  соответствующих специальных юридических  дисциплинах.

Происходит обновление законодательства и по другим отраслям права. В настоящее  время ведется подготовка нового Кодекса законов о труде, Кодекса  об административных правонарушениях, Земельного кодекса, Налогового кодекса, Уголовно-процессуального и Гражданско-процессуального  кодексов. Продолжается работа над  третьей частью Гражданского кодекса, включающей вопросы авторского, изобретательского  и наследственного права. Но процесс  законотворчества идет не просто. По ряду отраслей права развитие законодательства ведется медленными темпами и  явно отстает от динамики современных  процессов1.

 

 

 

 

 

 

 

 

2.1 Конституция  РФ 1993 года

 

Следует обратить внимание на некоторые особенности Конституции  РФ 1993 года:

1. Конституция отражает  кардинальные изменения в ценностных  ориентациях, которые произошли  в обществе и государстве в  постсоветский период. По своей  структуре и содержанию она  близка к конституциям развитых  капиталистических стран — Франции,  Италии, Японии, Германии.

2. Конституция юридически  закрепляет республиканскую форму  правления. При подготовке к  семинарским занятиям студентам  предлагается подумать, о какой  разновидности республиканской  формы правления идет речь  в Конституции: президентской  или смешанной республике?

3. Механизм государственной  власти по Конституции включает  в себя следующие органы (см. схему): глава государства — президент;  представительный и законодательный  орган — Федеральное собрание, состоящее из двух палат: Совета  Федерации и Государственной  думы; исполнительную власть осуществляет  Правительство РФ; правосудие вершит  система судов (Конституционный  суд РФ, Верховный суд РФ, Высший  Арбитражный суд РФ). Вопросы местного  значения решаются органами местного  самоуправления, которые реализуют  некоторые функции государства,  но непосредственно в систему  органов власти не входят. Особенностью  государственной власти в РФ  является то, что она осуществляется  на основе разделения на законодательную,  исполнительную и судебную. Тем  самым в РФ преодолен прежний  принцип построения системы государственных  органов, действовавших в Советском  государстве, где они часто  совмещали функции законодательной  и исполнительной власти.

Система государственного управления Российской Федерации.

4. Конституция зафиксировала  принципиальную новизну в форме  государственного устройства. Российская  Федерация включает в себя 89 субъектов,  которые строятся теперь не  только по национальному, но  и по территориальному признаку, а также равны между собой.  Никогда еще в истории российского  государства не было такого, чтобы  все без изъятия части государства  рассматривались как равные субъекты.

5. Принципиально иначе  Конституция РФ закрепляет соотношение  государства и личности. Если  в условиях тоталитарных режимов  на первое место ставилось  государство, то в Конституции  РФ на первое место ставится  личность и ее политические  и экономические права.

2.2 Основные механизмы конституции РФ

Возникший в  стране конституционный "вакуум" (хотя формально старая Конституция  полностью не прекратила своего действия) и отсутствие высшего представительного  органа могли быть заполнены только президентской властью. Однако этой легитимности было недостаточно для  введения в действие новой Конституции, несмотря на то, что ее проект был  разработан с соблюдением демократической  процедуры. Оставалось обратиться к  прямому волеизъявлению народа, использовать такую форму непосредственного  выражения его суверенитета, как  референдум.

Особенность референдума, проведенного 12 декабря 1993 года, состояла в том, что одновременно с принятием новой Конституции  проходили выборы в Федеральное  Собрание, предусмотренное еще не принятой Конституцией. Однако, возможность  того, что проект может быть не принят избирателями, была учтена Президентом, который ранее (21 сентября) издал  Положение о федеральных органах  власти на переходный период. Следовательно, для выборов в Федеральное  Собрание существовала правовая база. Таким же путем (Указы об уточнении  Положений о выборах депутатов  Государственной Думы и Совета Федерации  в 1993 г.) было установлено, что выборы считаются состоявшимися, если число действительных бюллетеней составит не менее 25 % от числа зарегистрированных избирателей.

Избирательная кампания 1993 г. проходила в сложный период - трагический финал конституционного кризиса наложил отпечаток на всю политическую жизнь. Однако, не смотря на многие опасения оппозиции, не было никаких признаков президентской диктатуры или авторитарного правления. Все оппозиционные партии получили право на ведение избирательной кампании и участие в выборах, постепенно возобновили

 

 

выпуск изданий  антипрезидентские по своей направленности средства массовой информации. Политический режим сохранял прежний демократический  характер, общество осознавало необходимость  политической стабильности и создания прочной конституционной законности.

Во всенародном  голосовании по проекту новой  Конституции приняли участие 58 млн.187 тыс.755 зарегистрированных избирателей, или 54, 8 % .За принятие Конституции проголосовало 32 млн.937 тыс.630 избирателей, или 58, 4 % избирателей, принявших участие в голосовании. Это означало, что Конституция принята1.

Одновременно  в ходе выборов в Федеральное  Собрание были избраны почти все  депутаты Государственной Думы и  Совета Федерации. О желании выдвинуть  кандидатов в депутаты Государственной Думы по общефедеральному округу первоначально объявили 35 общественных объединений, на регистрацию были представлены списки 21 избирательного объединения, а зарегистрировано 13. Остальные не смогли набрать необходимого количества подписей избирателей и не были допущены, в соответствии с Положением о выборах включены в бюллетень для голосования.

В соответствие с результатами голосования по общефедеральному избирательному округу и по одномандатным  избирательным округам места  в Государственной Думе получили кандидаты от восьми крупнейших партий и объединений "Выбор России", "Либерально-демократическая партия России", "Аграрная партия России", Блок "Яблоко", "Демократическая  партия России", "Партия российского единства и согласия", "Коммунистическая партия Российской Федерации", политическое движение "Женщины России". Впоследствии на их базе в Думе было создано еще четыре фракции.171 депутат от 86 двухмандатных избирательных округов был избран в Совет Федерации.

Это были первые демократические выборы в России, они способствовали установлению новой  структуры конституционной власти.

Конституция Российской Федерации 1993 года закрепила  разделение властей в главе об основах конституционного строя (статья 10). Принцип гласит: государственная  власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и  судебной власти самостоятельны. Итак, Россия восприняла принцип разделения властей как условие построения демократического республиканского строя, правового государства. Принятие новой  российской Конституции означает, что  из двух наиболее распространенных форм демократического правления - президентской  и парламентарной республик - в России сделан выбор в пользу президентской  республики.

Президент Российской Федерации, будучи главой государства, является верховным представителем Российской Федерации и внутри страны, и в международной жизни. На него возложены выполнения задач, связанных  с гарантией осуществления Конституции, прав и свобод, охраной суверенитета, независимости и целостности  государства. В этих условиях он наделен  необходимыми полномочиями и прерогативами. Но государственную работу вершит не один Президент. Ее осуществляют все  ветви власти, каждая из которых  действует в пределах своего ведения  и свойственными ей методами. Президент  должен обеспечить координацию и  согласованность деятельности всех органов власти.

Информация о работе Распад СССР: причины и последствия становления российской государственности