Развитие русской культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 09:33, контрольная работа

Описание

Русская культура, пережившая безвременье упадка почти на протяжении столетия после нашествия монголо-татар, со 2-й половины XIV века вновь возрождается. С этого времени социальный процесс протекает в условиях подъема национального самосознания. Умонастроения эпохи, укладывавшиеся в рамки религиозного мировоззрения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….
Глава 1. РЕЛИГИОЗНЫЕ РЕФОРМЫ КНЯЗЯ ВЛАДИМИРА……….
Глава 2. СТАНОВЛЕНИЕ ИДЕОЛОГИИ « МОСКВА – ТРЕТИЙ РИМ»
Глава 3. РАСКОЛ В РУССКОЙ ПРОВАСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ XVII .
Глава 4. КУЛЬТУРНЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ПЕТРА I…………….
Глава 5. « ЗОЛОТОЙ ВЕК» РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ (ПЕРВАЯ ТРЕТЬ XIX)
Глава 6. СТАНОВЛЕНИЕ ТЕОРИИ ОФИЦИАЛЬНОЙ НАРОДНОСТИ
Глава 7. «СЕРЕБРЕНЫЙ ВЕК» РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ (ПЕРВАЯ ТРЕТЬ XX)
Глава 8. «ОТТЕПЕЛЬ» В КУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ В СССР (КОНЕЦ 50-х –НАЧАЛО 60-х гг.)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

Конт. раб. по истории.docx

— 52.84 Кб (Скачать документ)

 

 

ПРИАМУРСКИЙ ИНСТИТУТ АГРОЭКОНОМИКИ  И БИЗНЕСА

 

 

 

 

 

 

 

 

      Наименование дисциплины Отечественная история

 

 

 

Контрольная работа

                     ТЕМА: Развитие русской культуры.

 

 

 

 

 

Выполнил: студент 2 курса

группы  МБ-12 заочного отделении

Годин Павел Павлович

110211

Проверила: 

 

Хабаровск

2012 г.





                                                    ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….

Глава 1. РЕЛИГИОЗНЫЕ  РЕФОРМЫ КНЯЗЯ  ВЛАДИМИРА……….

Глава 2. СТАНОВЛЕНИЕ ИДЕОЛОГИИ « МОСКВА – ТРЕТИЙ  РИМ»

Глава 3. РАСКОЛ В РУССКОЙ  ПРОВАСЛАВНОЙ  ЦЕРКВИ XVII .

Глава 4. КУЛЬТУРНЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ  ПЕТРА I…………….

Глава 5. « ЗОЛОТОЙ ВЕК» РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ (ПЕРВАЯ ТРЕТЬ XIX)

Глава 6. СТАНОВЛЕНИЕ ТЕОРИИ ОФИЦИАЛЬНОЙ  НАРОДНОСТИ

Глава 7. «СЕРЕБРЕНЫЙ ВЕК» РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ (ПЕРВАЯ ТРЕТЬ XX)

Глава 8. «ОТТЕПЕЛЬ» В КУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ  В СССР (КОНЕЦ 50-х –НАЧАЛО 60-х гг.)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………….

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                    ВЕДЕНИЕ

 

        Русская культура, пережившая безвременье упадка почти на протяжении столетия после нашествия монголо-татар, со 2-й половины XIV века вновь возрождается. С этого времени социальный процесс протекает в условиях подъема национального самосознания. Умонастроения эпохи, укладывавшиеся в рамки религиозного мировоззрения.                                                   

        Тема борьбы за независимость была центральной как в устном народном творчестве, так и в памятниках письменной литературы того времени. Наиболее значительным памятником исторической мысли являлись летописные своды. В исторической литературе рубежа XV-XVI вв. усиливаются рационалистические взгляды на исторические события.    

   Расширялись не только исторические, но и географические знания людей. В связи с усложнением административного управления выросшей территорией государства стали составляться первые географические карты («чертежи»). Этому же способствовало развитие торговых и дипломатических связей России.  Таким образом, формирование духовности народа  проходило в значительной мере под влиянием идей создания государства и растущего осознания единства ее народов. [1]

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 ГЛАВА 1. РЕЛИГИОЗНЫЕ  РЕФОРМЫ КНЯЗЯ ВЛАДИМИРА

 

 Первой по времени реформой  Владимира была религиозная. Но определяющим фактором проведения реформы было то, что языческое противодействие христианству породило значительные трудности в сфере международных связей Киевской Руси. Языческая Киевская Русь не могла получить должного признания христианских государств Европы - Византии и Болгарии, - так как с ними не была установлена конфессиональная идентичность. Политеистические верования восточнославянских племен были своеобразным барьером на пути налаживания, расширения и укрепления контактов как между собою, так и с христианскими государствами. В целом они тормозили процесс восприятия и развития Киевской Русью более высоких форм государственности и культурной жизни, которых в то время достигли другие народы.

В период формирования государства  Киевская Русь этнические религиозные  верования, как сфера общественной жизни, были подвергнуты изменениям. Закономерный ход исторического  развития привел к тому, что религиозная  система язычества пришла в противоречие, с одной стороны, со структурой общества того времени, а с другой стороны, с политикой объединения великих  князей. [6]

Сразу же по утверждении на киевском столе князь "поставил идолов на холме над двором теремным (княжеским) Перуна деревянного, а голова серебряная, а ус золотой, и Хорса, Дажьбога, и  Стрибога, и Симаргла, и Мокошь», как показывает Нестор-летописец. Речь идет об устройстве своеобразного пантеона языческих богов, в котором были собраны славянских и неславянских богов с богом-громовержцем Перуном  во главе.

Однако еще в начале нашего века историки нашли в источниках доказательства в пользу того, что в действительности Владимир ввел на Руси культ одного только Перуна, а другие боги (идолы) появились в летописи лишь в 70-х  гг XI в. Получается, князь стремился  к монотеистического культа, считая, наверное, что его единоличной верховной власти должен отвечать единый для всех в государстве бог. Но реформа была обречена на неуспех Старая, изжила языческая вера не отвечала новым отношениям в обществе, быстро обновлялось. Итак, естественно, впоследствии Владимир решил ввести на Руси христианство как государственную религию. Историки, синтезировав показания отечественных и зарубежных источников, так воспроизводят это событие 986р. Византия проиграла войну Болгарии, в стране усилилась борьба земельных магнатов против братьев - императоров Василия II и Константина. Василий II спешно отправил послов в Киев, чтобы просить военной поддержки у русского князя Владимир пообещал помощь, запросив за нее большую цену руку сестры императора Анны. Василию II после раздумий и проволочек пришлось согласиться на это неслыханное до брак Анны с князем - язычником. В свою очередь, Владимир обязался креститься и вскоре выполнил свое обещание.

Большое в то время шеститысячной, хорошо вооруженные и вышколенные  русское войско помогло Василию II преодолеть феодальную оппозицию. Император  смог перевести дух и коварно  нарушил главное условие соглашения с Владимиром откажись выдать за князя  сестру. Чтобы все-таки заставить  Василия II сдержать слова, киевский владелец 989 г осадил город Херсон, что было опорой византийского владычества  в Крыму, и летом того года получил  его Императору пришлось спешно прислать Анну до Херсона, где она торжественно вышла замуж за Владимиром Весной 990 г. князь с молодой женой  вернулся в Киев и начал насаждать  христианство «Приказал строить  церкви и ставить их на тех местах, где раньше стояли идолы», - сообщает «Повесть» Русские люди неохотно отказывались от веры отцов и дедов. Поэтому христианизация Руси растянулась  на несколько столетий Но решающий шаг на этом пути было сделано.

Введение христианства в Киевской Руси имело позитивные последствия. Оно укрепило авторитет и власть князя, оказывало содействие развитию государства Значительный толчок дала новая идеология развитию древнерусской культуры. Лишь со времени «крещения Руси» в ней распространились письменность и книжность, русские люди познакомились с лучшими достижениями мировой литературы и науки. В Киеве, а дальше повсеместно на Руси начали устраивать школы и книгописные мастерские (скриптории), и вскоре восточнославянская страна стала одной из самых культурных в средневековой Европе. Введение христианского вероучения ввело Древнерусское государство в круг христианских стран мира, сделав возможными равноправные и плодные взаимоотношения между ним и Византией, Германией и другими государствами. [12]

 

ГЛАВА 2. СТАНОВЛЕНИЕ ИДЕОЛОГИИ « МОСКВА – ТРЕТИЙ  РИМ»

Возвышение Москвы, превращение  ее в центр Великорусского государства  и становление нового типа духовности обусловлены двумя обстоятельствами. Первое из них обозначилось уже в  конце XII в. — это перемещение  центра политической и культурной жизни  на северо-восток, в верховья Волги  и образование там Владимиро-Суздальского, а позже Московского княжества, и вытеснение в новых условиях удельно-родовой формы власти удельно-вотчинной, при которой власть передается от отца к сыну на основе вотчинной  собственности на землю.

В Летописи 1367 г. сообщается, что великий  князь Дмитрий Иванович заложил  в Москве каменный кремль и «всех  князей русских начал приводить  под свою волю». Татаро-монгольская  власть не препятствовала этому процессу, хотя и пыталась манипулировать им.

Она была заинтересована прежде всего  в усилении порядка, который бы гарантировал ей «выход» дани и поэтому, как  правило, поддерживала сильнейшего  из князей. Так под покровом татаро-монгольского ига происходило усиление экономического и политического могущества Московского  княжества путем «собирания»  русских земель.

    Вторым историческим событием, послужившим  духовному возрождению русского народа, стала Куликовская битва (1380), возглавленная великим князем Московским Дмитрием Донским (1350— 1389) и освященная великим святым Русской земли Сергием Радонежским (1321—1391). Именно с этого времени можно говорить о формировании русского национального самосознания. Значение Куликовской битвы состояло в том, что народ, привыкший дрожать при одном имени «татарина», собрался наконец с духом и нашел в себе мужество бросить открытый вызов врагу.

Это была бесспорная победа духа русского народа, послужившая началом его  возрождения. «На Куликовом поле оборона христианства слилась с  национальным делом Руси и политическим делом Москвы. В неразрывности  этой связи дано и благословение  преподобного Сергия Москве, собирательнице государства русского», — пишет  интерпретатор жития Сергия Радонежского Г.П. Федотов.

В возвышении Московского княжества  как будущего центра Российского  государства огромную роль сыграли, таким образом, не только князья-воины  — ее устроители, но и духовные учителя  того времени. Для объединения русской  земли необходима была не только сила, но и образцы нравственного подвига, необходима была направляющая идея.

Ответом на этот запрос времени и  стала идеологема «Москва — третий Рим», которая заложила основы мессианской  идеологии периода образования  Русского централизованного государства. Ее с полным основанием можно считать  своеобразным пролотом русской философии  истории, в значительной степени  определившей мессианское направление  и проблематику ее развития.

Идеологему «Москва — третий Рим» обычно связывают с именем старца псковского Елизарова монастыря  Филофея (ок. 1465—1542). Действительно, Филофей  в своих посланиях великому князю  Московскому Василию Ивановичу  и царскому дьяку М.Г. Мунехину сформулировал  и обосновал ее в соответствии с господствовавшим в то время  миропониманием и духовными запросами  общества. Филофей писал царю: «Храни и внимай благочестивый царь тому, что все христианские царства сошлись в одно твое, что два Рима пали, а третий стоит, четвертому же не бывать». Эта формулировка и стала классическим выражением мессианской концепции Москвы как третьего Рима.

Идея Москвы как третьего Рима имела  глубокое историческое основание. Для  русского религиозного сознания, привыкшего сверять свои мысли и поступки с авторитетом истинной веры, нерушимым  оплотом почитался второй Рим  — Константинополь. Падение этого  оплота, сначала духовное, вследствие согласия греческих иерархов на Флорентийском  соборе 1439 г. на унию с католической церковью, а затем и политическое — захват города турками в 1453 г., было равносильно вселенской катастрофе.

Общественное сознание усиленно искало адекватную ему замену. Москва, одержавшая в недавшем прошлом победу над  «неверными», выступившая собирательницей  русских земель и защитницей всех православных народов, предстала как  вполне достойная восприемница второго  Рима — Константинополя. [10]

То, о чем писал Филофей, в  частности идея перемещения святости с падшего Константинополя на Москву, в той или иной форме  уже была «проговорена» книжниками в серии Сказаний, Слов, Повестей. Можно сказать, что послание инока  Филофея явилось как бы завершением  определенного круга идей, «носившихся  в воздухе», и своеобразной «точкой  роста» зарождающегося национального  самосознания.

Вот почему идея старца о богоизбранности  русского народа, о преемстве мессианства  Русским царством, выраженная к тому же в эмоционально приподнятой форме, сразу же получила широкий общественный резонанс, легко вписалась в существующую идеологическую систему. Более того, она «так верно воспроизводила общий  смысл эпохи, так точно угадывала  настроение современников Филофея, что скоро была усвоена даже правительственными сферами и вошла в государственные  акты», - отмечает исследователь проблемы И. Кириллов.

И соответственно она оказала огромное влияние на развитие государственной  идеологии русского самодержавия. Во всяком случае между идеей исторического  призвания московского государства  и идеей самодержавия князей и  царей московских прослеживается вполне определенный и заметный параллелизм. Их появление совпадает по времени  и по источникам. Перенесенные из Византии на Русь, они становятся символом возросшего политического значения московского  государства, его мессианского призвания.

Нетрудно увидеть, что идея Москвы как третьего Рима в своем первоначальном варианте имела прежде всего теологический  смысл и относилась не столько  к ее политическому могуществу, сколько  к предназначению русского государства  быть убежищем «истинного христианства». Однако очень скоро у нее появился и новый смысл, произошло своеобразное смещение акцентов — с религиозного провиденциализма в сторону идейно-политического  обоснования возвышения Московского  княжества как державы.

    Эту эволюцию отмечает, в частности  Кириллов: «Руководящей идеей у  Филофея является идея провиденциализма: все, что совершается в истории,  все совершается по мудрому  начертанию Промысла. Затем эта  точка зрения у Филофея переходит  в теократическую систему управления  земными царствами; в основе  же его политической идеологии  лежит понятие богоизбранности  царства, которое направляет жизнь,  человечества к конечной цели  бытия людей на земле; богоизбранный  народ хранит истинную богооткровенную  религию. 

Информация о работе Развитие русской культуры