Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 09:33, контрольная работа
Русская культура, пережившая безвременье упадка почти на протяжении столетия после нашествия монголо-татар, со 2-й половины XIV века вновь возрождается. С этого времени социальный процесс протекает в условиях подъема национального самосознания. Умонастроения эпохи, укладывавшиеся в рамки религиозного мировоззрения.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….
Глава 1. РЕЛИГИОЗНЫЕ РЕФОРМЫ КНЯЗЯ ВЛАДИМИРА……….
Глава 2. СТАНОВЛЕНИЕ ИДЕОЛОГИИ « МОСКВА – ТРЕТИЙ РИМ»
Глава 3. РАСКОЛ В РУССКОЙ ПРОВАСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ XVII .
Глава 4. КУЛЬТУРНЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ПЕТРА I…………….
Глава 5. « ЗОЛОТОЙ ВЕК» РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ (ПЕРВАЯ ТРЕТЬ XIX)
Глава 6. СТАНОВЛЕНИЕ ТЕОРИИ ОФИЦИАЛЬНОЙ НАРОДНОСТИ
Глава 7. «СЕРЕБРЕНЫЙ ВЕК» РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ (ПЕРВАЯ ТРЕТЬ XX)
Глава 8. «ОТТЕПЕЛЬ» В КУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ В СССР (КОНЕЦ 50-х –НАЧАЛО 60-х гг.)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИАМУРСКИЙ ИНСТИТУТ АГРОЭКОНОМИКИ И БИЗНЕСА
Наименование дисциплины Отечественная история
Контрольная работа ТЕМА: Развитие русской культуры.
Выполнил: студент 2 курса группы МБ-12 заочного отделении Годин Павел Павлович 110211 Проверила:
Хабаровск 2012 г. |
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
Глава 1. РЕЛИГИОЗНЫЕ РЕФОРМЫ КНЯЗЯ ВЛАДИМИРА……….
Глава 2. СТАНОВЛЕНИЕ ИДЕОЛОГИИ « МОСКВА – ТРЕТИЙ РИМ»
Глава 3. РАСКОЛ В РУССКОЙ ПРОВАСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ XVII .
Глава 4. КУЛЬТУРНЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ПЕТРА I…………….
Глава 5. « ЗОЛОТОЙ ВЕК» РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ (ПЕРВАЯ ТРЕТЬ XIX)
Глава 6. СТАНОВЛЕНИЕ ТЕОРИИ ОФИЦИАЛЬНОЙ НАРОДНОСТИ
Глава 7. «СЕРЕБРЕНЫЙ ВЕК» РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ (ПЕРВАЯ ТРЕТЬ XX)
Глава 8. «ОТТЕПЕЛЬ» В КУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ В СССР (КОНЕЦ 50-х –НАЧАЛО 60-х гг.)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………….
Русская культура, пережившая безвременье
упадка почти на протяжении столетия после
нашествия монголо-татар, со 2-й половины
XIV века вновь возрождается. С этого времени
социальный процесс протекает в условиях
подъема национального самосознания.
Умонастроения эпохи, укладывавшиеся
в рамки религиозного мировоззрения.
Тема борьбы за независимость была центральной как в устном народном творчестве, так и в памятниках письменной литературы того времени. Наиболее значительным памятником исторической мысли являлись летописные своды. В исторической литературе рубежа XV-XVI вв. усиливаются рационалистические взгляды на исторические события.
Расширялись не только исторические, но и географические знания людей. В связи с усложнением административного управления выросшей территорией государства стали составляться первые географические карты («чертежи»). Этому же способствовало развитие торговых и дипломатических связей России. Таким образом, формирование духовности народа проходило в значительной мере под влиянием идей создания государства и растущего осознания единства ее народов. [1]
ГЛАВА 1. РЕЛИГИОЗНЫЕ РЕФОРМЫ КНЯЗЯ ВЛАДИМИРА
Первой по времени реформой Владимира была религиозная. Но определяющим фактором проведения реформы было то, что языческое противодействие христианству породило значительные трудности в сфере международных связей Киевской Руси. Языческая Киевская Русь не могла получить должного признания христианских государств Европы - Византии и Болгарии, - так как с ними не была установлена конфессиональная идентичность. Политеистические верования восточнославянских племен были своеобразным барьером на пути налаживания, расширения и укрепления контактов как между собою, так и с христианскими государствами. В целом они тормозили процесс восприятия и развития Киевской Русью более высоких форм государственности и культурной жизни, которых в то время достигли другие народы.
В период формирования государства
Киевская Русь этнические религиозные
верования, как сфера общественной
жизни, были подвергнуты изменениям.
Закономерный ход исторического
развития привел к тому, что религиозная
система язычества пришла в противоречие,
с одной стороны, со структурой общества
того времени, а с другой стороны,
с политикой объединения
Сразу же по утверждении на киевском столе князь "поставил идолов на холме над двором теремным (княжеским) Перуна деревянного, а голова серебряная, а ус золотой, и Хорса, Дажьбога, и Стрибога, и Симаргла, и Мокошь», как показывает Нестор-летописец. Речь идет об устройстве своеобразного пантеона языческих богов, в котором были собраны славянских и неславянских богов с богом-громовержцем Перуном во главе.
Однако еще в начале нашего века историки нашли в источниках доказательства в пользу того, что в действительности Владимир ввел на Руси культ одного только Перуна, а другие боги (идолы) появились в летописи лишь в 70-х гг XI в. Получается, князь стремился к монотеистического культа, считая, наверное, что его единоличной верховной власти должен отвечать единый для всех в государстве бог. Но реформа была обречена на неуспех Старая, изжила языческая вера не отвечала новым отношениям в обществе, быстро обновлялось. Итак, естественно, впоследствии Владимир решил ввести на Руси христианство как государственную религию. Историки, синтезировав показания отечественных и зарубежных источников, так воспроизводят это событие 986р. Византия проиграла войну Болгарии, в стране усилилась борьба земельных магнатов против братьев - императоров Василия II и Константина. Василий II спешно отправил послов в Киев, чтобы просить военной поддержки у русского князя Владимир пообещал помощь, запросив за нее большую цену руку сестры императора Анны. Василию II после раздумий и проволочек пришлось согласиться на это неслыханное до брак Анны с князем - язычником. В свою очередь, Владимир обязался креститься и вскоре выполнил свое обещание.
Большое в то время шеститысячной,
хорошо вооруженные и вышколенные
русское войско помогло Василию
II преодолеть феодальную оппозицию. Император
смог перевести дух и коварно
нарушил главное условие
Введение христианства в Киевской Руси имело позитивные последствия. Оно укрепило авторитет и власть князя, оказывало содействие развитию государства Значительный толчок дала новая идеология развитию древнерусской культуры. Лишь со времени «крещения Руси» в ней распространились письменность и книжность, русские люди познакомились с лучшими достижениями мировой литературы и науки. В Киеве, а дальше повсеместно на Руси начали устраивать школы и книгописные мастерские (скриптории), и вскоре восточнославянская страна стала одной из самых культурных в средневековой Европе. Введение христианского вероучения ввело Древнерусское государство в круг христианских стран мира, сделав возможными равноправные и плодные взаимоотношения между ним и Византией, Германией и другими государствами. [12]
ГЛАВА 2. СТАНОВЛЕНИЕ ИДЕОЛОГИИ « МОСКВА – ТРЕТИЙ РИМ»
Возвышение Москвы, превращение
ее в центр Великорусского государства
и становление нового типа духовности
обусловлены двумя
В Летописи 1367 г. сообщается, что великий князь Дмитрий Иванович заложил в Москве каменный кремль и «всех князей русских начал приводить под свою волю». Татаро-монгольская власть не препятствовала этому процессу, хотя и пыталась манипулировать им.
Она была заинтересована прежде всего в усилении порядка, который бы гарантировал ей «выход» дани и поэтому, как правило, поддерживала сильнейшего из князей. Так под покровом татаро-монгольского ига происходило усиление экономического и политического могущества Московского княжества путем «собирания» русских земель.
Вторым историческим событием, послужившим духовному возрождению русского народа, стала Куликовская битва (1380), возглавленная великим князем Московским Дмитрием Донским (1350— 1389) и освященная великим святым Русской земли Сергием Радонежским (1321—1391). Именно с этого времени можно говорить о формировании русского национального самосознания. Значение Куликовской битвы состояло в том, что народ, привыкший дрожать при одном имени «татарина», собрался наконец с духом и нашел в себе мужество бросить открытый вызов врагу.
Это была бесспорная победа духа русского народа, послужившая началом его возрождения. «На Куликовом поле оборона христианства слилась с национальным делом Руси и политическим делом Москвы. В неразрывности этой связи дано и благословение преподобного Сергия Москве, собирательнице государства русского», — пишет интерпретатор жития Сергия Радонежского Г.П. Федотов.
В возвышении Московского княжества
как будущего центра Российского
государства огромную роль сыграли,
таким образом, не только князья-воины
— ее устроители, но и духовные учителя
того времени. Для объединения русской
земли необходима была не только сила,
но и образцы нравственного
Ответом на этот запрос времени и стала идеологема «Москва — третий Рим», которая заложила основы мессианской идеологии периода образования Русского централизованного государства. Ее с полным основанием можно считать своеобразным пролотом русской философии истории, в значительной степени определившей мессианское направление и проблематику ее развития.
Идеологему «Москва — третий Рим» обычно связывают с именем старца псковского Елизарова монастыря Филофея (ок. 1465—1542). Действительно, Филофей в своих посланиях великому князю Московскому Василию Ивановичу и царскому дьяку М.Г. Мунехину сформулировал и обосновал ее в соответствии с господствовавшим в то время миропониманием и духовными запросами общества. Филофей писал царю: «Храни и внимай благочестивый царь тому, что все христианские царства сошлись в одно твое, что два Рима пали, а третий стоит, четвертому же не бывать». Эта формулировка и стала классическим выражением мессианской концепции Москвы как третьего Рима.
Идея Москвы как третьего Рима имела глубокое историческое основание. Для русского религиозного сознания, привыкшего сверять свои мысли и поступки с авторитетом истинной веры, нерушимым оплотом почитался второй Рим — Константинополь. Падение этого оплота, сначала духовное, вследствие согласия греческих иерархов на Флорентийском соборе 1439 г. на унию с католической церковью, а затем и политическое — захват города турками в 1453 г., было равносильно вселенской катастрофе.
Общественное сознание усиленно искало адекватную ему замену. Москва, одержавшая в недавшем прошлом победу над «неверными», выступившая собирательницей русских земель и защитницей всех православных народов, предстала как вполне достойная восприемница второго Рима — Константинополя. [10]
То, о чем писал Филофей, в частности идея перемещения святости с падшего Константинополя на Москву, в той или иной форме уже была «проговорена» книжниками в серии Сказаний, Слов, Повестей. Можно сказать, что послание инока Филофея явилось как бы завершением определенного круга идей, «носившихся в воздухе», и своеобразной «точкой роста» зарождающегося национального самосознания.
Вот почему идея старца о богоизбранности
русского народа, о преемстве мессианства
Русским царством, выраженная к тому
же в эмоционально приподнятой форме,
сразу же получила широкий общественный
резонанс, легко вписалась в существующую
идеологическую систему. Более того,
она «так верно воспроизводила общий
смысл эпохи, так точно угадывала
настроение современников Филофея,
что скоро была усвоена даже правительственными
сферами и вошла в
И соответственно она оказала огромное
влияние на развитие государственной
идеологии русского самодержавия. Во
всяком случае между идеей исторического
призвания московского
Нетрудно увидеть, что идея Москвы
как третьего Рима в своем первоначальном
варианте имела прежде всего теологический
смысл и относилась не столько
к ее политическому могуществу, сколько
к предназначению русского государства
быть убежищем «истинного христианства».
Однако очень скоро у нее появился
и новый смысл, произошло своеобразное
смещение акцентов — с религиозного
провиденциализма в сторону идейно-
Эту эволюцию отмечает, в частности
Кириллов: «Руководящей идеей у
Филофея является идея