Развитие русской культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 09:33, контрольная работа

Описание

Русская культура, пережившая безвременье упадка почти на протяжении столетия после нашествия монголо-татар, со 2-й половины XIV века вновь возрождается. С этого времени социальный процесс протекает в условиях подъема национального самосознания. Умонастроения эпохи, укладывавшиеся в рамки религиозного мировоззрения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….
Глава 1. РЕЛИГИОЗНЫЕ РЕФОРМЫ КНЯЗЯ ВЛАДИМИРА……….
Глава 2. СТАНОВЛЕНИЕ ИДЕОЛОГИИ « МОСКВА – ТРЕТИЙ РИМ»
Глава 3. РАСКОЛ В РУССКОЙ ПРОВАСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ XVII .
Глава 4. КУЛЬТУРНЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ПЕТРА I…………….
Глава 5. « ЗОЛОТОЙ ВЕК» РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ (ПЕРВАЯ ТРЕТЬ XIX)
Глава 6. СТАНОВЛЕНИЕ ТЕОРИИ ОФИЦИАЛЬНОЙ НАРОДНОСТИ
Глава 7. «СЕРЕБРЕНЫЙ ВЕК» РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ (ПЕРВАЯ ТРЕТЬ XX)
Глава 8. «ОТТЕПЕЛЬ» В КУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ В СССР (КОНЕЦ 50-х –НАЧАЛО 60-х гг.)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

Конт. раб. по истории.docx

— 52.84 Кб (Скачать документ)

Филофей не раскрывает полного чередования  мировых царств, а непосредственно  останавливается на старом Риме, указывает  его преемство Константинополем — вторым Римом, и, наконец, переходит  к Руси, с богоспасительной Москвою, этим третьим Римом — и последним».

Таким образом, России предписывалась роль хранительницы единственно  истинно христианской православной веры; в свою очередь православие  объявлялось «русским», а русское государство — единственным и подлинно христианским и в этом смысле вселенским царством.

Московские государи довольно быстро уловили этот второй смысл и увидели  в идее то, что было созвучно их собственным  устремлениям, связанным и с укреплением  политических позиций Москвы, и с  укреплением самодержавия.

Новый религиозный статус Москвы, на которую перешла благодать  Божия, делал ее центром всего  христианского мира и, соответственно, царя Московского превращал во «вседержителя», ответственного лишь перед Богом  и потому ни с кем не делящего «вверенную» ему власть, в том  числе и с церковью. [11]

 

ГЛАВА 3. РАСКОЛ В РУССКОЙ ПРОВАСЛАВНОЙ  ЦЕРКВИ XVII

 

Поводом для возникновения раскола, как известно, послужила церковно-обрядовая  реформа, которую в 1653 году начал  проводить патриарх Никон с целью  укрепления церковной организации  в России, а так же ликвидировать  все разногласия между региональными  православными церквями. Они составляли Восточную православную церковь. В  неё входили Александрийский  патриархат – Египет, иерусалимский  – Палестина, Константинопольский, церковь восточных славян – Болгарии, Румынии, Украины, Белоруссии и России.

С падением Константинополя, его захватом в 1453 году Османской империей, роль ближнеазиатских православных патриархов падает. Всё сильнее и сильнее  падает роль и Константинопольской  церкви (Византийской), как ведущего органа православия.

К началу XVII века русская православная церковь (Московский патриархат) начинает играть ведущую роль и патриарх московский стремится занять лидирующее положение  в православной Восточной церкви (Вселенской). Однако этому мешало ряд  объективных обстоятельств.

В русской православной церкви с  течением времени накопилось много  различий, отступлений от канонов, особенно от Греческой церкви, ибо вся религиозная  литература писалась и печаталась на древнегреческом языке. С течением времени в русских церковных  книгах обнаруживается много ошибок, разночтений, о которых с упрёком  говорили иерархи восточной церкви Москве, а так же некоторые различия в проведении церковных обрядов.

В скором времени, после начала церковных  реформ стало отчётливо просматриваться  образование двух сторон раскола. Первую сторону составляли сторонники реформ, которую возглавляли официальная  церковь во главе с патриархом и царём. Вторую сторону составили  в основном широкие народные массы, низшее звено церковных служителей, которые стали видеть в церковной  реформе дальнейшее усиление феодально-крепостнического строя в стране и ухудшение  своего положения.

Возникшее движение раскола стало  подкрепляться и определёнными  идеологическими воззрениями, так  с одной так и с другой стороны. Ярые защитники «старой веры»  в своей практике руководствовались  теми идеями и воззрениями, изложенными  в сочинениях и протопопа Аввакума и других организаторов раскола.

Действие официальной церкви, царя

С первых дней проявления раскола, неподчинение низших служителей церкви реформе Никона вызвало со стороны патриарха, а  затем и официальных властей  применение к ним насильственных мер. Жестоко были наказаны лидеры раскола  протопопы Аввакум и Иван Неронов. Многие служители церковного культа отправлялись в ссылки, лишались сана, заточались в монастыри. Ярые представители  раскола из других слоёв народных масс также подвергались жестоким наказаниям, ссылались в Сибирь, приговаривались  к смертной казни.

На защиту церковных реформ встал  и царь, его окружение и высшие чины церкви.

В 1666-67 годах прошёл церковный собор. Он предал «анафеме» представителей старой веры (староверов) и принял решение  об их наказании. Позднее, староверов, (общее наименование последователей православия до церковной реформы  патриарха Никона) стали также  называть старообрядцами, раскольниками. Церковный собор 1666-67 годах своим  решением официально закрепил послереформенную церковь – официальной государственной. Старообрядчество отделялось от официальной  государственной церкви, становилось  её врагом, и было принято решение  ликвидировать его силой.

Принятие такого решения собором  и особенно предание старообрядчества «анафеме», церковному проклятию, вызвал новый виток противостояния официальной  церкви со старообрядчеством.

Этот этап раскола совпадает  с широким антифеодальным движением  в России. В Крестьянской войне  под руководством Болотникова, Степана  Разина, Василия Уса на Дону. Многие лозунги «борьбы за старую веру»  широко использовались руководителями восстаний. [13]

 

ГЛАВА 4. КУЛЬТУРНЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ  ПЕТРА I

Эпоха Петра I (1672–1725) явилась переломной в истории нашей страны. Ушла в  прошлое Древняя Русь. Россия вступала в Новое время. Пожалуй, невозможно отыскать такую сферу, которая не претерпела бы изменений, вызванных  энергией деятельного царя. Несомненно, многое из того, что ознаменовало смену  эпох, было подготовлено ходом истории  и давало себя знать еще в XVII в., однако качественный скачок, произведенный  усилиями Петра, все же нельзя не считать  поистине титаническим. [2]

 

 По мнению С. Ф. Платонова,  разделяемому большинством историков,  Петр проводил свои реформы  без четкого плана, отзываясь  на первоочередные потребности.  Главным стимулом его деятельности  были военные нужды. Россия  должна была стать мощной обороноспособной  державой европейского уровня. Этим фактором так или иначе было обусловлено большинство петровских начинаний. Кроме того, большое влияние на характер реформ оказала симпатия Петра к западному образу жизни и быту, зародившаяся еще в годы ранней юности, во время частых его визитов в Немецкую слободу в Москве, где он обрел первых друзей и где, по словам современника князя Б. И. Куракина, у него «амур начал первый быть». Этой иррациональной душевной склонностью, по-видимому, объясняется то огромное значение, которое Петр придавал реформам в области быта. [3] 

Почти сразу после возвращения  из Великого посольства, в 1700–1701 гг. издаются и оглашаются с барабанным боем на площадях и улицах указы, предписывающие дворянству брить бороды, а кроме  того носить платье немецкое и французское. Приверженцев русской старины жестоко  наказывали. Царь самолично резал  бороды боярам. Дворян, явившихся на службу с бородой и усами били батогами. Купцам за торговлю русским  платьем грозил кнут и каторга. К  мероприятиям того же «бытового» порядка  следует отнести учреждение распоряжением  начальника петербургской полиции 26 ноября 1718 г. ассамблей, явивших собой  новую форму досуга для дворянства, предшествовавшую великосветским балам. В ассамблеях участвовали женщины, что было не характерно для бытового уклада предшествующей эпохи. Распоряжением  были предусмотрены время, место  и сам характер проведения ассамблей. Гости танцевали, играли в карты  и шахматы, курили. [5]

 Для облегчения освоения  новых форм поведения в 1717 г.  было издано специальное пособие,  сборник правил поведения в  обществе и дома под названием  «Юности честное зерцало или  показание к житейскому обхождению».  Не менее значимые преобразования  были проведены в сфере сельского  хозяйства и промышленности. Стараниями  Петра были освоены новые культуры  растений: помимо хрестоматийно  известного картофеля (который,  правда, будучи завезен в страну  Петром, получил широкое распространение только во II половине XVIII – начале XIX вв.), царь активно содействовал распространению культуры винограда. Специальными указами насаждались более совершенные сорта технических культур: льна, конопли. Заводился голландский скот. Совершенствовались технологии: специальными указами серпы заменялись косами-литовками.  Преобразования в технике и промышленности относятся, пожалуй, к разряду самых неохватных сфер деятельности Петра. Петр сам был мастером многих ремесел – умел работать руками. Его увлечением, которому он часто посвящал свободное время, было токарное дело. Технический прогресс был непременным условием военно-политического могущества России. При Петре русская промышленность выходит на новый уровень развития. В России при активном участии государства устраиваются мануфактуры, совершенствуется их техническое оснащение, появляются современные армия и флот. Петр вникал во все мелочи. Издавались указы, регламентировавшие ширину холстов, указы, под страхом ссылки на галеры запрещающие выделывать кожу для обуви дегтем и требующие обрабатывать ее ворванным (китовым) салом, указы, касающиеся обработки пеньки. [7]

Трудно сказать, были ли мелочная опека  и жестокое принуждение необходимым  условием проведения реформ. Вполне возможно, что в стране, население которой  было ориентировано на дедовские  традиции и не спешило расставаться со средневековыми методами хозяйствования, другого пути не было. Сам Петр в  одном из своих указов высказался на этот счет так: «наш народ яко  дети, <…> которые никогда за азбуку не примутся, когда от мастера не приневолены бывают, которым сперва досадно кажется, но когда выучатся, потом благодарят». Одной из важнейших  задач, поставленных царем, было воспитание образованных людей, специалистов, необходимых  для построения нового государства. [8]

 

ГЛАВА 5. « ЗОЛОТОЙ ВЕК» РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ (ПЕРВАЯ ТРЕТЬ XIX)

В одном из своих произведений А. И. Герцен писал о русском народе, "мощном и неразгаданном", который "сохранил величавые черты, живой  ум и широкий разгул богатой натуры под гнетом крепостного состояния  и на петровский приказ образовываться ответил через сто лет огромным явлением Пушкина". Конечно, не только А. С. Пушкина имел в виду Герцен. Пушкин стал символом своей эпохи, когда  произошел стремительный взлет  в культурном развитии России. Время  Пушкина, первую треть XIX в., не зря называют "золотым веком" русской культуры.

 

Архитектура и скульптура. Конец XVIII и начало XIX в.- это эпоха классицизма в русском зодчестве, наложившая яркий отпечаток на архитектурный облик обеих столиц и других городов.

     Классицизм - европейское культурно-эстетическое  течение, которое ориентировалось  на античное (древнегреческое и  древнеримское) искусство, на  античную литературу и мифологию.  В русской литературе век классицизма  был сравнительно короток и  неярок, в русской музыке почти  не было классицизма, зато в  живописи и особенно в архитектуре  он оставил подлинные шедевры.  Постройки в стиле классицизма  отличаются ясностью, уравновешенностью,  четким и спокойным ритмом, выверенностью  пропорций. Главными законами  архитектурной композиции были  симметрия, подчеркивание центра, общая гармония частей и целого. Парадный вход в здание располагался  в центре и оформлялся в  виде портика (выступающей вперед  части здания с колоннами и  фронтоном). Колонны должны были  по цвету отличаться от стен. Обычно колонны были белыми, стены  - желтыми. 

Принципиальное значение имело  возведение в начале XIX в. здания Биржи  на стрелке Васильевского острова. Именно это здание должно было объединить ансамбли, сложившиеся самого широкого участка русла Невы. Проектирование Биржи и оформление стрелки было поручено французскому архитектору  Тома де Томону. В доработке проекта  участвовал А. Д Захаров Творческое содружество архитекторов привело  к блестящему решению задачи.

Русская живопись. В 1830 г. на раскопках античного города Помпеи побывал русский художник Карл Павлович Брюллов. Он гулял по древним мостовым, любовался фресками, и в его воображении вставала та трагическая ночь августа 79 г. н. э., когда город был засыпан раскаленным пеплом и пемзой проснувшегося Везувия. Через три года картина "Последний день Помпеи" совершила триумфальное путешествие из Италии в Россию.

Для академической живописи были характерны декоративный пейзаж, театральность  общей композиции. Сцены из современной  жизни, обычный русский пейзаж считались  недостойными кисти художника. Классицизм в живописи получил название академизма.

Театр и музыка. В театральной жизни России большую роль по-прежнему играли иностранные труппы и крепостные театры. Некоторые помещики постепенно становились антрепренерами (театральными предпринимателями). Их театры превращались в общедоступные. В, них стали выступать и крепостные, и вольнонаемные актеры. Такие театры существовали, например, в Пензе и в Казани.

 Многие талантливые русские  артисты вышли из крепостных. Михаил Семенович Щепкин (1788-1863) до 33 лет был крепостным. Павел Степанович  Мочалов (1800-1848) вырос в семье  крепостного актера. В одной из  статей Белинского подробно описано  исполнение Мочаловым роли Гамлета.  По словам Белинского, Мочалов  "придал Гамлету гораздо более  силы и энергии... и дал ему  грусти и меланхолии гораздо  менее, нежели... должен иметь шекспировский  Гамлет...". Другим выдающимся исполнителем  роли Гамлета на русской сцене  в то время был В. А. Каратыгин.

Большим событием в театральной  жизни России была премьера гоголевского "Ревизора" - сначала в петербургском  Александрийском театре, а затем  в московском Малом, где роль Городничего  играл Щепкин. Оперные творения Глинки отличаются роскошью и яркостью музыкальных  красок, гениальной легкостью техники и классической простотой. В России тогда очень немногие сознавали истинное значение его музыки.

Русская журналистика. В первой половине XIX в. значительно возросло число газет и журналов. Увеличились их тиражи, хотя даже самые популярные издания (например, "Вестник Европы") печатались не более чем в 1500 экземплярах. В 1811 г. стала выходить первая русская провинциальная газета "Казанские известия". Она просуществовала 10 лет. С 1838 г. в каждой губернии стали издаваться свои "Губернские ведомости". Участилось издание детских и женских журналов. [9]

 

ГЛАВА 6. СТАНОВЛЕНИЕ ТЕОРИИ ОФИЦИАЛЬНОЙ  НАРОДНОСТИ

Стремясь противостоять революционным  и либеральным идеям, самодержавие прибегало не только к репрессиям. Царь понимал, что взглядам могут  противостоять лишь иные взгляды. Официальной  идеологией николаевской России стала  т.н. "теория официальной народности". Ее творцом стал министр просвещения  граф С.С. Уваров. Основу теории составила "уваровская троица": православие - самодержавие - народность. Согласно этой теории, русский народ глубоко  религиозен и предан престолу, а  православная вера и самодержавие составляют непременные условия существования  России. Народность же понималась как  необходимость придерживаться собственных  традиций и отвергать иностранное  влияние. Спокойная, устойчивая, благолепно-тихая  Россия противопоставлялась мятущемуся, разлагающемуся Западу.

Информация о работе Развитие русской культуры