Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 09:33, контрольная работа
Русская культура, пережившая безвременье упадка почти на протяжении столетия после нашествия монголо-татар, со 2-й половины XIV века вновь возрождается. С этого времени социальный процесс протекает в условиях подъема национального самосознания. Умонастроения эпохи, укладывавшиеся в рамки религиозного мировоззрения.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….
Глава 1. РЕЛИГИОЗНЫЕ РЕФОРМЫ КНЯЗЯ ВЛАДИМИРА……….
Глава 2. СТАНОВЛЕНИЕ ИДЕОЛОГИИ « МОСКВА – ТРЕТИЙ РИМ»
Глава 3. РАСКОЛ В РУССКОЙ ПРОВАСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ XVII .
Глава 4. КУЛЬТУРНЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ПЕТРА I…………….
Глава 5. « ЗОЛОТОЙ ВЕК» РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ (ПЕРВАЯ ТРЕТЬ XIX)
Глава 6. СТАНОВЛЕНИЕ ТЕОРИИ ОФИЦИАЛЬНОЙ НАРОДНОСТИ
Глава 7. «СЕРЕБРЕНЫЙ ВЕК» РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ (ПЕРВАЯ ТРЕТЬ XX)
Глава 8. «ОТТЕПЕЛЬ» В КУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ В СССР (КОНЕЦ 50-х –НАЧАЛО 60-х гг.)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
В "теории официальной
"Теория официальной
Россия в соответствии с "
В конце 40-х гг., когда в
Европе начались революции,
ГЛАВА7. «СЕРЕБРЕНЫЙ ВЕК» РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ (ПЕРВАЯ ТРЕТЬ XX)
Начало XX в. – переломное время
не только в политической и социально
– экономической жизни России,
но и в духовном состоянии общества.
Индустриальная эпоха диктовала
свои условия и нормы жизни, разрушающие
традиционные и представления людей.
Агрессивный натиск производства приводил
к нарушению гармонии между природой
и человеком, к сглаживанию человеческой
индивидуальности, к торжеству стандартизации
всех сторон жизни. Это порождало
растерянность, тревожное чувство
надвигающейся катастрофы. Все выстраданные
предшествующими поколениями
Многие народы, населявшие Российскую империю, получили к этому времени свой алфавит, у них появилась своя литература, своя национальная интеллигенция. Начало Серебряному веку было положено символистами, небольшой группой литераторов, осуществивших в конце ХIX - начала ХХ в. “эстетический переворот”. Символисты в 90-х годах XIX в. выступили с идеей произвести переоценку всех ценностей. В основу ее была положена проблема соотношения индивидуального и коллективного начал в общественной жизни и в искусстве. Проблема эта не была новой. Она возникла сразу после отмены крепостного права и проведения Великих реформ, когда активно стало формироваться гражданское общество. Одними из первых решить ее попытались народники. Рассматривая коллективное начало в качестве определяющего, они подчинили ему индивидуальное начало, личность - обществу. Человек имел ценность только в случае, если он приносил пользу коллективу. Наиболее эффективной народники считали общественно-политическую деятельность. В ней человек должен был раскрыть себя. Укрепление в обществе народнического подхода к человеку и его деятельности, произошедшее в 60-х - 80-х годах XIX в., привело к тому, что на литературу, философию и искусство стали смотреть как на явление второго плана, менее необходимое по сравнению с политической деятельностью. Свой “эстетический переворот” символисты направили против народников и их идеологии. Словосочетание «серебряный век» стало постоянным определением русской культуры конца XIX - начала XX веков; оно стало использоваться как обозначение всей художественной и, шире, всей духовной культуры начала XX века в России. Понятие «серебряный век» невозможно свести к творчеству одного или даже десятки значительных художников - он характеризует «дух эпохи»: ярких индивидуальностей. Сама духовная атмосфера времени провоцировала творческую личность на художественное своемыслие. Это была эпоха пограничная, переходная, кризисная: развитие капитализма, прокатившиеся по стране революции, участие России в первой мировой войне… Конец XIX - начало XX вв. представляет собой переломную эпоху не только в социально-политической, но и духовной, жизни России. Великие потрясения, которые пережила страна за сравнительно небольшой исторический период, не могли не отразиться на ее культурном развитии. [1]
ГЛАВА 8. «ОТТЕПЕЛЬ» В КУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ В СССР (КОНЕЦ 50-х –НАЧАЛО 60-х гг.)
Хронологически оттепель в области
культуры началась раньше, чем в
политической сфере. Уже в 1953-1956 гг.
писатели И. Эренбург, М. Дудинцев, критик
В. Померанцев в своих произведениях
поставили волнующие всех вопросы
о роли интеллигенции в отечественной
истории, ее отношениях с партией, о
значении творчества художников и писателей
в существующей системе. С началом
хрущевской оттепели процесс
преодоления сталинизма затронул различные
области культуры, способствовал
восстановлению культурной преемственности,
расширению международных контактов.
Со стороны партийно-
После смерти Сталина возросла
роль творческих союзов, съездов
художественной интеллигенции (
На основании закона о реформировании средней школы (от 24 декабря 1958 г.), которое продолжалось до середины 60-х гг., был завершен переход от семилетнего к восьмилетнему образованию (два дня в неделю школьники должны были работать на производстве). Начальная четырехлетняя школа заменялась трехлетней. Срок обучения в средней школе увеличился с 10 до 11 лет. Выпускники получали вместе с аттестатом зрелости свидетельство о специальности. Произошли изменения в системе профессионально-технического образования: вместо школ ФЗО, ремесленных и других создавалась сеть профессионально-технических училищ (ПТУ).
Ускорение темпов научно-технического
прогресса. В качестве центральной
проблемы в период реформ была выдвинута
задача ускорения темпов научно-технического
прогресса и существенного
Живопись и скульптура. Происходило раскрепощение художественной жизни. Было реабилитировано искусство авангарда рубежа ХIХ ХХ вв. и его теоретическое наследие. Были организованы моноэкспозиции живописи Филонова, Кандинского, Малевича, Шагала. Прошли персональные выставки Пикассо, Леже. Состоялось знакомство советских людей с шедеврами кино итальянского неореализма (фильмами Росселини, Де Сантина, Кастеллани). Проводились также выставки современных молодых художников, работавших в нетрадиционном стиле (соцарт, абстрактный экспрессионизм, фантастический реализм). При всей противоречивости «оттепели», этот период стал самым судьбоносным в советской истории. Здесь были заложены оппозиционные настроения, произошла переоценка ценностей. [7]
Россия – один из светочей мировой культуры – страна сумевшая создать и сохранить свое духовное богатство сквозь века, невзирая на сложную историю, полную кровопролитных войн и сражений.
Удивительно, но понятие «русская культура» олицетворяет собой не только уникальное духовное наследие русского народа с его традициями и обычаями. Русская культура – это образ жизни русского народа, способ его мышления. Это целый мир – самобытный, богатый, многоликий – непостижимый, как загадочная русская душа и великий, как героический русский народ.
Россия – родина Пушкина, Толстого,
Достоевского, Чайковского… Этот список
имен известных каждому
Расцвет русской культуры приходится
на XVIII-XIX века. Россия становится просвещенной
мировой державой. В Санкт-Петербурге
созданы Государственный
Русской культурой восхищаются во всем мире. Бессмертные творения классиков литературы, музыки, живописи и других видов искусства стали шедеврами и вошли в анналы мировой культуры.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Анисимов Е.В. «Рождение
2.
Богданов А.П. «Россия при
3. Буганов В.И. «Петр Великий и его время» - М. Наука, 2009.-192с.
4.
Заичкин И.А. «Русская история
от Екатерины Великой до
5. «История СССР с древнейших времен до конца XVIII в.» /под ред. Б.А. Рыбакова - М.: Высшая школа, 2008. - 415с
6. Кондаков И.В. «Введение в историю русской культуры» М., 2005
7. Клочков М. Население Руси при Петре великом по переписям того времени. Том 1.— Петербург. 2011. 208 с.
8.
Князьков С. «Очерки из
9.
Корякин К.В. « История
10. Лотман Ю.М., Успенский Б.А. Отзвуки концепции «Москва – третий Рим» в идеологии Петра Первого (К проблеме средневековой традиции в культуре барокко) // Лотман Ю.М. История и типология русской культуры. СПб., 2009. 352-354 с.
11. Моисеева Г.Н. Древнерусская литература в художественном сознании и исторической мысли России XVIII века. СПб.,2008. 24 с.
12. Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. «История России» учеб. Для вузов. Изд. ИНФА. М., 2007
13. Чернокозов А.И., «Мировая художественная культура» Изд. Феникс. , 2008. 110-112 с.