Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 15:56, курсовая работа
Целью исследования являются реформаторские проекты Н. И. Панина.
Задачи исследования:
Раскрыть личность Н. И. Панина.
Показать этапы становления государственной карьеры Н. Панина.
Охарактеризовать конституционные проекты Н. И. Панина.
Выявить роль Н. И. Панина в решении дипломатических задач России.
Таким образом, Екатерине II указали, что крупная административная реформа, на которую она было согласилась, может превратить Россию из самодержавной монархии в монархию, управляемую олигархическим советом чиновной аристократии. Понятно, что Екатерина II не могла утвердить такого проекта, и Н. И. Панин, думавший пересадить в Россию знакомые ему формы шведского управления, потерпел неудачу.
Затем Н. И. Панин надеялся заняться мерами по развитию отечествен- ной промышленности и коммерции. Необходимо было ликвидировать бессмыс- ленные запреты, мешавшие купечеству, заинтересовать в предпринимательской деятельности дворянство. Наконец, следовало начать ограничение крепостного права: установить предельные размеры барщины и оброка, ужесточить наказания помещикам, злоупотребляющим своей властью, запретить продажу крестьян поодиночке.
В 1769 году Н. И. Панин нашел себе нового сотрудника. Это был молодой человек доброго нрава, образованный (обучался в Московском университете), исполнительный и к тому же автор комедии, приводившей в восторг весь Петербург. Со временем Фонвизин стал ближайшим помощником и доверенным лицом Н. И. Панина, причем не только по должности.
Денис Иванович вполне разделял политические взгляды своего начальника, близко к сердцу принимал его удачи и огорчения и, когда фортуна изменила Н. И. Панину, сохранял верность графу до самой его смерти.
Очевидно, тогда же Н. И. Панин и Д. Фонвизин начали работу над каким-то новым документом, который лег бы в основу конституции, ограничивающей власть будущего монарха. Фонвизин-племянник пишет о дяде: "редактор конституционного акта". "Друг свободы", назовет его Пушкин. Вяземский вспоминал: "Рассказывают, что Д. И. Фонвизин по заказу графа Панина написал одно политическое сочинение для прочтения наследнику. Оно дошло до сведения императрицы, которая осталась им недовольна и сказала однажды, шутя, в кругу приближенных своих: "Худо мне жить приходится: уже и господин Фонвизин учит меня царствовать..." 9
Обратимся к запискам Фонвизина-декабриста: хотя он родился в 1788 г., после описываемых событий, но запомнил рассказы старшей родни; впрочем, некоторых тонкостей уж не мог знать или помнить и, вероятно, невольно соединил воедино разные проекты своего дяди и Н. Панина: "Граф Никита Иванович Панин предлагал основать политическую свободу сначала для одного дворянства, в учреждении Верховного Совета, которого часть несменяемых членов назначались бы из избранных дворянством из своего сословия лиц. Синод также бы входил в состав общего собрания Сената. Под ним (то есть под Верховным сенатом) в иерархической постепенности были бы дворянские собрания, губернские или областные и уездные, которым предоставлялось право совещаться в общественных интересах и местных нуждах, представлять об них Сенату и предлагать ему новые законы.
Выбор как сенаторов, так и всех чиновников местных администраций производился бы в этих же собраниях. Сенат был бы облечен полною законо- дательною властью, а императорам оставалась бы власть исполнительная, с
правом утверждать обсужденные и принятые Сенатом законы и обнародовать их. В конституции упоминалось и о необходимости постепенного освобождения крепостных крестьян и дворовых людей. Проект был написан Д. И. Фонвизиным под руководством графа Панина. Введение или предисловие к этому акту, сколько припомню, начиналось так: "Верховная власть вверяется государю для единого блага его подданных. Сию истину тираны знают, а добрые государи чувствуют... За этим следовала политическая картина России и исчисление всех зол, которые она терпит от самодержавия"10.
Сопоставим с рассказом М. Фонвизина первый сохранившийся панинский проект 1762 года и сразу увидим большие отличия, поймем, что декабрист говорит совсем о другом документе. Нескольких важных сюжетов, разбираемых М. Фонвизиным, у Н. И. Панина просто нет: о том, что часть членов Верховного совета назначается от короны, а часть избирается дворянством; дворянский Сенат, играющий роль парламента, а под ним губернские и уездные дворянские собрания, имеющие право "совещаться в общественных интересах и местных нуждах"11, о постепенном освобождении крестьян и дворовых. Если верить Фонвизину-декабристу, именно тогда в тайных проектах 1770-х годов были произнесены слова "освобождение крестьян". Мечты XVIII столетия, и какие!
До воцарения Павла оставалось всего 4 года, когда не стало и Дениса Фонвизина. Он успел распорядиться насчет бумаг, и о дальнейшей их судьбе снова рассказывают воспоминания Фонвизина-декабриста: "Список с конституционного акта хранился у родного брата его редактора, Павла Ивановича Фонвизина. Когда в первую французскую революцию известный масон и содержатель типографии Новиков и московские масонские ложи были подозреваемы в революционных замыслах, генерал-губернатор, князь Прозоровский, преследуя масонов, считал сообщниками или единомышленниками их всех, служивших в то время в Московском универси-
тете, а П. И. Фонвизин был тогда его директором. Пред самым прибытием полиции для взятия его бумаг ему удалось истребить конституционный акт, который брат его ему вверил. Но третий брат, Александр Иванович, случившийся в то время у него, успел спасти Введение"12.
Вот как погибла конституция Фонвизина-Панина, но было спасено замечательное Введение к ней. Правда, несколько странно, что копия с конституционного акта не нашлась пока в громадном архиве Паниных, в то время как экземпляр Введения, несомненно, был передан Д. Фонвизиным наследникам графа Никиты Ивановича.
Таким образом, среди знаменитых людей, прославивших «век Екатери- ны», одно из первых мест, безусловно, принадлежит Никите Панину - человеку, «выдавшемуся своими способностями и образованностью»13
Следует заметить, что Н. Панин стремился утвердить в России конституционные принципы шведского типа, ограничить произвол самодержавной власти и после восшествия на престол Екатерины II представил проект Императорского совета и реформы Сената. Известно также, что он придерживался мнения о необходимости после переворота 1762 ограничиться регентством Екатерины II.
Надо
сказать, что из панинской программы
реформ осуществлено было лишь немногое.
Екатерина разделила Сенат на
департаменты. Императорский совет,
сначала отвергнутый ею, позднее
все же был создан, правда, с иным
статусом, нежели предлагал Панин. Были
приняты некоторые частные меры
по развитию торговли.
Глава
2. Н. И. Панин: опыт работы
в дипломатическом ведомстве
В момент вступления на престол Екатерины II русской дипломатии предстояло в первую очередь принять меры к восстановлению международного престижа России, расшатанного во время правления Петра III выходом из Семилетней войны и резким переходом от союза с Францией и Австрией к союзу с Пруссией.
Центральными задачами внешней политики страны в царствование Екатерины были: обеспечение выхода к Черному морю; воссоединение с Россией находившихся под властью Польши украинских и белорусских земель; укрепление позиций в Прибалтике. Препятствовали решению этих задач в первую очередь Франция, которую теперь поддерживала Австрия, а затем еще Турция и Польша.
В октябре 1763 года умер польский король. Возникла важная сточки зрения интересов России проблема – кто станет его преемником. На время польские дела вышли на первый план. А поскольку Н. Панин «курировал» их и прежде, Екатерина решила целиком сосредоточить внешнюю политику в его руках и назначила старшим членом Коллегии иностранных дел.
Поначалу и Екатерина II, и Н. И. Панин смотрели на это назначение как на временное - покуда не минуют чрезвычайные обстоятельства и не сыщется достойная замена. Никита Иванович, даже после назначения в Коллегию, еще долго продолжал заниматься внутриполитическими делами, например, помогал императрице организовывать комиссию для рассмотрения коммерции. Но вопреки желанию возврат к дипломатической деятельности затянулся на многие годы.
Надо сказать, что не будучи официально назначен канцлером, он, по существу, в течение почти двадцати лет руководил всей внешней политикой России. Н. И. Панин был дипломатом нового склада, не похожим на Бестужева-Рюмина. Он не обладал таким завидным трудолюбием, как тот, но был менее циничен в достижении политических целей, зато как мыслитель задумывал широкие, смелые и сложные планы, хотя и не любил изучать их подробности и условия исполнения. Это был в какой-то степени дипломат-мечтатель, белоручка и жизнелюб, по отзывам современников, а Екатерина и вовсе жаловалась после его смерти, что достаточно помучилась с ним, как с лентяем, и была часто недовольна его медлительностью.
Но тот же Н. И. Панин явился
создателем и проводником
Взяв в свои руки внешнюю политику, Никита Иванович быстро стал ее не только формальным, но и фактическим руководителем. Дипломатия во все времена почиталась делом первостепенной важности для государства, поэтому монархи всегда стремились по мере сил и способностей лично заниматься иностранными делами. Екатерина II, разумеется, не была исключением. Она регулярно читала дипломатическую переписку, часто беседовала с иностранными послами и находила время для того, чтобы вникать даже в сравнительно мелкие вопросы. Своих дипломатов императрица, тщательно контролировала, но не более того.
Следует отметить, что разработка внешней политики – изучение положе- ния, обдумывание дальнейших шагов, подготовка детальных инструкций, для русских представителей за границей – все это находилось в руках Н. И. Панина.
В
основу панинской внешней политики
легла идея Северной системы. Суть ее
вкратце заключалась в
Главным внешнеполитическим противником России была Франция. Факт становления на востоке Европы обширной и могущественной державы вызывал в Версале самые мрачные опасения, поэтому французские политики считали своим долгом повсеместно противодействовать Петербургу. Однако непосредственных столкновений с Россией в Версале предпочитали избегать, поэтому противоборство двух держав происходило в основном в третьих странах, прежде всего Швеции, Польше и Турции.
В Стокгольме французам удалось достаточно прочно, утвердить свое влияние, и они занимались тем, что подбивали шведских феодалов кровью смыть обиды, понесенные «национальным героем» Карлом XII. Польша, в особенности учитывая ее хаотичное государственное устройство и слабость королевской власти, сама по себе угрозы для России не представляла. Однако и здесь активно действовали французские агенты.
Наконец, на юге России противостоял старинный и все еще сильный противник - Турция. Османская империя отрезала Россию от Черного моря, еще в древности называвшегося Русским. Из-за Турции Россия должна была терпеть соседство крымского ханства. Крымцы совершали кровавые набеги на южнорусские города, выжигали целые села, уничтожали посевы и скот, уводили тысячи пленников. При помощи крымцев Порта вызывала волнения среди мусульманских народов, живших на территории Российской империи. Причем за каждой вспышкой воинственности в Константинополе, как правило,
стояли французские агенты. Рано или поздно с Турцией предстояло вступить в открытую борьбу.
Оценивая эту ситуацию, Н. И. Панин рассуждал следующим образом. Главная задача русской дипломатии на ближайшие годы - это поддержание «дружбы и доброго согласия» с соседями. Чтобы сохранить мир на севере Европы, вблизи русских границ, необходимо обеспечить на континенте равновесие сил. Для этого коалиции Франции, Австрии и Испании надо противопоставить союз северных держав: России, Пруссии, Англии, Дании, Швеции и Польши. Такой союз вовсе необязательно оформлять каким-либо особым актом о его создании. Он должен быть не формальным, а фактическим, поэтому достаточно просто связать его участников системой взаимодополняющих соглашений.
Для России Северный союз ценен не сам по себе, а как средство достижения ее внешнеполитических целей. Поэтому России следует занять в союзе главенствующее положение, быть в состоянии извлекать из него выгоду, сведя к минимуму собственные обязательства. В частности, союз должен помочь русской дипломатии решить ее непосредственные задачи в Польше, Швеции и Турции. Пользуясь словами самого Н. И. Панина, необходимо было «вывести Россию из постоянной зависимости и поставить ее способом общего Северного союза на такой степени, чтоб она как в общих делах знатную часть руководства иметь, так особливо на севере тишину и покой ненарушимо сохранять могла»17.