Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 21:48, контрольная работа
Цель данной работы: изучение основных преобразований первой четверти XVIII века и их социально-культурных последствий.
Основные задачи:
1. рассмотреть социально – экономические, государственные и административные реформы, преобразования в области культуры и быта.
2. показать значимость реформ Петра Великого, проведенных в первой четверти XVIII века.
3. проанализировать социально-культурные последствия реформ Петра.
Введение….….….…….….…..….….….….….…..….….….….….….….….…3
1. Государственные и административные реформы Петра I…..………..…..5
1.1. Обновление государственного устройства. Бюрократический аппарат. Высшие органы власти ……………………………………….........................5
1.2. Создание коллегий. Местные органы власти ……………………..……6
1.3. Церковная реформа …….…..………..…..….…..….….….….….….……7
1.4. Порядок прохождения службы. Табель о рангах……..……….………..8
1.5. Военные реформы….….…..….…..…..….….….….…..…….…….....…..9
2. Социально – экономические преобразования Петра I…..........................11
2.1.Особенности экономического развития России при Петре.
Мануфактурное производство…..…......…..….…..….…….….……...…..…11
2.2. Всероссийский рынок. Внешняя торговля. Политика протекционизма и меркантилизма…………………………………………………………… 13
2.3. Социальная политика и её последствия. Итоги экономических преобразований……………………………………………………………….15
3. Преобразования в области культуры и быта при Петре I…….…...........18
3.1. Наука и просвещение……...….......……….….…….….…...….….….…18
3.2. Архитектура. Искусство. Литература ………………….………………19
3.3. Изменение в дворянском быту….….……..….…..….…...….….………21
Заключение………………………………..……………….……………….…23
Список использованной литературы….….….….….…..…..….……………24
Приложение…………………………………………………………………..25
Введение….….….…….….…..….….
1. Государственные и административные реформы Петра I…..………..…..5
1.1. Обновление
государственного устройства. Бюрократический
аппарат. Высшие органы власти ………………………………………...............
1.2. Создание коллегий. Местные органы власти ……………………..……6
1.3.
Церковная реформа …….…..………..…..….…..….….….….….…
1.4. Порядок прохождения службы. Табель о рангах……..……….………..8
1.5.
Военные реформы….….…..….…..…..….….….….
2. Социально – экономические преобразования Петра I…..........................11
2.1.Особенности экономического развития России при Петре.
Мануфактурное
производство…..…......…..….…..
2.2. Всероссийский
рынок. Внешняя торговля. Политика
протекционизма и меркантилизма……………………………………………
2.3. Социальная
политика и её последствия. Итоги экономических
преобразований…………………………………………
3. Преобразования в области культуры и быта при Петре I…….…...........18
3.1.
Наука и просвещение……...….....
3.2. Архитектура. Искусство. Литература ………………….………………19
3.3.
Изменение в дворянском быту….…
Заключение………………………………..……
Список
использованной литературы….….….….….…..…..….……
Приложение…………………………………………
Данная тема взята не случайно, ведь преобразования, которые происходили в первой четверти ХVIII века явились значительными в развитии культурной, бытовой, социальной, духовной, политической жизни страны.
Прошло не мало лет, и Россия может считать себя Европейской страной, и немалую роль в этом сыграли реформаторские проекты Петра I.
Пётр Великий – самый знаменитый представитель династии Романовых и один из самых известных правителей России. Охарактеризовать эту масштабную личность вкратце невозможно, слишком всеобъемлющей была бы его деятельность, слишком великие последствия она бы имела. Пётр принадлежал к числу гениальных реформаторов, которых не так много в мировой истории. Его таланты были многогранны.
За годы правления Петра Россия, вырвавшись из полуазиатской отсталости, обрела серьезное политическое и военное влияние на западный мир. Ничто не вызывало у Петра беспокойства как благосостояние России. Император не был простым поклонником иностранных идей и вещей, он высоко ценил знания, методы, импортированные с запада – только потому, что они являлись основой, на которой можно было бы построить новую Россию, о которой мечтал и для которой он работал.
Настойчивость перед лицом многих преград, непрекращающиеся эксперименты с новыми учреждениями – все это представляет картину деятельности умственной и физической работы, которой ни один деятель не смог превзойти Петра в современной истории. Страсть к деятельности отметила каждый аспект его собственной психологии и систему ценностей.
Итак, объектом исследования работы будут основные преобразования первой четверти XVIII века.
Цель
данной работы: изучение основных преобразований
первой четверти XVIII века и их социально-культурных последствий.
Основные задачи:
1. рассмотреть социально – экономические, государственные и административные реформы, преобразования в области культуры и быта.
2. показать значимость реформ Петра Великого, проведенных в первой четверти XVIII века.
3.
проанализировать социально-
1. Государственные и административные реформы Петра I
1.1. Обновление государственного устройства. Бюрократический аппарат. Высшие органы власти
При Петре I был создан новый государственный аппарат. Реформа органов власти во многом была продиктована войной, так как старая государственная машина не справлялась с усложнившимися задачами и новыми функциями. При осуществлении нового государственного устройства Петр опирался на труды европейских ученых по теории государства, а также заимствовал кое – что из практики европейских государств, в частности Швеции.
Царь считал, что он знает, в чем состоит счастье державы, и что его воля есть закон. Он писал в одном из указов: «Наш народ якодети неучение ради, которые никогда за азбуку не примутся, когда от мастера не приневолены бывают, которым сперва досадно кажется, но когда выучатся, потом благодарят…» Поэтому выполнение своей воли Петр начал с обновления аппарата управления.
Прежде всего Петр перестал советоваться с Боярской думой, а в 1701 г. создал «консилию министров» из 8 доверенных лиц. Последние упоминания о Боярской думе относятся к 1704 г. В консилии был установлен определенный режим работы, каждый министр имел особые полномочия, появляются отчетность, протоколы, заседаний, то есть происходит бюрократизация управления. В 1711 г. Петр I учредил Правительствующий Сенат, заменивший Боярскую думу. Это был верховный орган управления страной, состоящий из девяти человек, назначаемых царем. Сенат распоряжался судебными, финансовыми, военными, иностранными, торговыми делами, но вся законодательная власть принадлежала царю. Решения сенаторами принимались коллегиально. Были введены должности фискалов в центре и на местах, которые выявляли факты нарушения указов, взяточничества доносили об этом Сенату и царю. Но в 1722 г. царь организовал контроль за самим Сенатом: генерал – прокурор и его помощники наблюдали за работой Сената.
1.2. Создание коллегий. Местные органы власти
В 1718 г. на смену громоздкой системе приказов пришли коллегии, которые подчинялись Сенату. Каждая коллегия ведала определенной отраслью управления, все вопросы решались совместно (коллегиально), возглавлял ее президент, при нем был вице – президент, несколько советников я асессоров. Всего было создано 11 коллегий:
1) Коллегия «чужестранных дел»;
2) Воинская коллегия (занимавшаяся комплектованием, вооружением, снаряжением и обучением армии);
3) Адмиралтейская – коллегия (ведавшая военно – морскими делами);
4) Камер – коллегия ( ведавшая сбором государственных доходов);
5) Штатс – Контор – коллегия (ведавшая расходами государства; главные статьи расхода – содержание аримии и флота);
6) Ревизион – коллегия (осуществляла контроль за расходованием денежных средств);
7) Берг – коллегия (ведавшая горной промышленностью);
8) Мануфактур – коллегия (ведавшая предприятиями легкой промышленности);
9) Юстиц – коллегия (ведавшая вопросами гражданского судопроизводства; коллегия имела Крепостную контору, в которой регистрировались различные акты: купчие, акты о продаже вотчин, духовные завещания, долговые обязательства);
10)
Вотчинная коллегия (преемница Поместного
приказа, рассматривала
Особое место занимала образованная в 1721 г. Духовная коллегия, или Синод, управлявшая делами церкви.
Все коллегии имели конторы в Москве, некоторые – Камер- и Юстиц-коллегия – располагали сетью учреждений на местах. Местные органы Берг-коллегии и Адмиралтейства были в местах сосредоточения металлургической промышленности и кораблестроения.
В 1707—1711 г.г. была изменена система местного управления. Россия была разделена на 8 губерний во главе с губернаторами. Они обладали огромной властью: ведали сбором налогов, правосудием, набором рекрутов. Губернии были разделены на 50 провинций во главе с воеводой, а провинции – на уезды (дистрикты). Городские магистраты собирали налог с населения и судили горожан. Городское население делилось на «регулярных» (имущих) и «нерегулярных» (неимущих).
Главную роль в системе управления играл царь Петр I. Например, в военной присяге говорилось об обязанности служитъ царю, а не России. Петр был высшей законодательной и судебной инстанцией. Была создана личная царская канцелярия — Кабинет, который готовил дела для докладов Петру. Принятие Петром I в 1721 г. титула императора явилось выражением и подтверждением утвердившегося в России абсолютизма.
1.3. Церковная реформа
Серьезные изменения произошли в положении церкви, которые также отражали тенденцию бюрократизации и централизации управления. В 1700 г умер патриарх Адриан. Приближенные царя посоветовали ему подождать с избранием нового патриарха, так как от патриаршества, по их мнению, добра не будет. Долго убеждать царя не пришлось, ему хорошо была известна история борьбы патриарха Никона с его отцом, знал он и об отрицательном отношении большинства духовенства к своим нововведениям. Местоблюстителем Патриаршего Престола был объявлен рязанский митрополит Стефан Яворский, имуществом церкви распоряжался Монастырский приказ.
В 1721 г. был образован Синод, высший орган, управляющий церковными делами. Его вице-президент псковский архиепископ Феофан Прокопович, убежденный сторонник Петра, сочинил регламент Синода – Духовный регламент, который определял его функции и обязанности. Регламент устанавливал, что членов Синода назначает царь, тем самым приравняв их к чиновникам других государственных учреждений. Его основными обязанностями было наблюдение за чистотой православия и борьба с раскольниками. Церковным служителям предписывалось в «мирские дела и обряды не входить не для чего». Нарушалась тайна исповеди. По указу Синода 1722 г. все священники были обязаны доносить властям о намерениях исповедавшегося совершить «измену или бунт». В том же году была установлена должность обер – прокурора Синода.
Таким
образом, церковь лишалась самостоятельности
и превращалась в составную часть
государственного бюрократического аппарата.
1.4. Порядок прохождения службы. Табель о рангах
Бюрократический характер государства требовал изменить и порядок прохождения службы. До Петра I служебное продвижение зависело от происхождения, знатности. Петр перестал обращать внимание на происхождение человека, главным стал принцип личной выслуги. Молодой человек начинал службу рядовым в гвардейском полку или мелким чиновником и должен был пройти все ступени – от низших до высших.
В 1722г. была разработана «Табель о рангах», которая определяла порядок прохождения службы. Вводились три чиновничьи категории:
1. военные
2. гражданские
3. придворные
Все чины делились на 14 рангов – классов. 14 – й ранг считался низшим (коллежский регистратор, прапорщик), а 1 – й ранг – высшим (фельдмаршал, канцлер). Присвоение очередного ранга производилось за служебные заслуги. Выходцы из низших сословий, достигнув 8 – го ранга на гражданской службе (коллежский асессор) или 14 – го на военной службе, получали потомственное дворянство.
Служба была пожизненной, выход в досрочную отставку запрещался. Имения по наследству передавались лишь одному из сыновей, остальные должны были добывать средства к жизни службой. Различия между вотчиной и поместьем ликвидировались.
1.5. Военные реформы