Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 21:48, контрольная работа
Цель данной работы: изучение основных преобразований первой четверти XVIII века и их социально-культурных последствий.
Основные задачи:
1. рассмотреть социально – экономические, государственные и административные реформы, преобразования в области культуры и быта.
2. показать значимость реформ Петра Великого, проведенных в первой четверти XVIII века.
3. проанализировать социально-культурные последствия реформ Петра.
Введение….….….…….….…..….….….….….…..….….….….….….….….…3
1. Государственные и административные реформы Петра I…..………..…..5
1.1. Обновление государственного устройства. Бюрократический аппарат. Высшие органы власти ……………………………………….........................5
1.2. Создание коллегий. Местные органы власти ……………………..……6
1.3. Церковная реформа …….…..………..…..….…..….….….….….….……7
1.4. Порядок прохождения службы. Табель о рангах……..……….………..8
1.5. Военные реформы….….…..….…..…..….….….….…..…….…….....…..9
2. Социально – экономические преобразования Петра I…..........................11
2.1.Особенности экономического развития России при Петре.
Мануфактурное производство…..…......…..….…..….…….….……...…..…11
2.2. Всероссийский рынок. Внешняя торговля. Политика протекционизма и меркантилизма…………………………………………………………… 13
2.3. Социальная политика и её последствия. Итоги экономических преобразований……………………………………………………………….15
3. Преобразования в области культуры и быта при Петре I…….…...........18
3.1. Наука и просвещение……...….......……….….…….….…...….….….…18
3.2. Архитектура. Искусство. Литература ………………….………………19
3.3. Изменение в дворянском быту….….……..….…..….…...….….………21
Заключение………………………………..……………….……………….…23
Список использованной литературы….….….….….…..…..….……………24
Приложение…………………………………………………………………..25
Начиная с 1678 г. единицей податного обложения является двор. Нередко помещики, чтобы облегчить бремя податей, при проведении переписи объединяли в один двор родственников, соседей, а иногда и чужих друг другу людей. Поэтому было решено сделать единицей обложения не двор, а мужскую душу, независимо от возраста и трудоспособности. В 1718 г. началась всеобщая перепись населения, которая продолжалась несколько лет, так как помещики не торопились подавать сведения и утаивали численность крестьян. Была проведена ревизия результатов первой переписи, и с этого времени все последующие переписи населения получили названия ревизий. Все лица, внесенные в списки (позднее их назовут «ревизские сказки»), должны были платить подушную подать: помещичьи крестьяне – 74 копейки, а посадское население – 1 рубль 14 копеек в год.
Кроме
податей, налогов, барщины и оброка,
крестьяне, как и простой посадский
люд, выполняли также и
Податная реформа закрепостила категории населения, которые все еще считались свободными (гулящих людей) или имели возможность стать свободными после смерти господина (холопов). Теперь они были уравнены с крепостными крестьянами. Важным следствием реформы было образование разряда государственных крестьян, в который были объединены однодворцы южных уездов, черносошные крестьяне Севера, пашенные люди Сибири, нерусские народности Поволжья (чуваши, мордва). Если раньше они платили только налог в пользу государства, то теперь сверх подушной подати обязаны были платить государству 40 копеек оброка, то есть, наравне с помещичьими и монастырскими нести феодальную повинность.
Таким
образом, при Петре I Россия достигла
значительного экономического роста.
Начинают развиваться крупные мануфактуры,
заводы, выросла внешняя и внутренняя
торговля. В результате за весьма короткий
срок была создана промышленность, способная
обеспечить все важнейшие военные и государственные
нужды страны, ее независимость от иностранного
экспорта.
3. Преобразования в области культуры и быта при Петре I
3.1. Наука и просвещение
В годы правления Петра I большие перемены произошли в области просвещения, культуры, науки. Они были обусловлены глубокими изменениями в социально – экономической жизни страны, расширившимися связями с европейскими государствами. Развивающейся промышленности, реформируемой армии, новому государственному устройству требовались специалисты различного профиля: моряки, инженеры, архитекторы, просто грамотные люди.
Были открыты школы: навигацкая, которая с 1715 г. стала приготовительным классом для созданной Морской академии в Петербурге, артиллерийская, инженерная, медицинское училище, школа для подготовки переводчиков при Посольском приказе. Много молодых людей отправлялось на учебу за границу. Для детей провинциальных дворян были созданы 42 «цифирные» школы, обучающих грамоте , арифметике. По указу 1714 г. запрещалось жениться тем дворянам, которые не окончат хотя бы «цифирной» школы. В горных школах учились дети мастеровых, а в гарнизонных – солдатские дети. Из предметов на первом месте были математика, астрономия, инженерное дело, фортификация. Богословие преподавали только в епархиальных школах, где обучались дети духовенства.
Появились новые учебники, самый знаменитый – «Арифметика» Магницкого (1703 г.), по которой обучались почти весь XVIII век. Вместо церковно – славянского был введен (1708 г.) гражданский шрифт, похожий на современный, и арабские цифры. В 1702 г. в России стала издаваться первая печатная газета «Ведомости», сообщавшая о ходе военных действий, событиях за рубежом, о строительстве заводов. В 1700 г. Петр приказал считать началом года не 1 сентября, а 1 января и одновременно ввел отсчет лет от Рождества Христова, а не от Сотворения мира.
При Петре I началось создание первого в России музея – Кунсткамеры, положившей начало сбору исторических и естественно- научных коллекций. Царь повелел доставлять туда «старинные и необыкновенные вещи»: скелеты вымерших животных, древние рукописи, старинные пушки, заспиртованных монстров, анатомические коллекции. Здесь же имелась богатая библиотека, книжный фонд который включал 11 тысяч томов. В 1719 г. Кунсткамеру открыли для свободного посещения. Огромное значение для развития науки имело создание Петербургской академии наук, открытой в 1725 г. Ее важнейшей особенностью было то, что создавалась государством и с самого основания находилось на его содержании в отличии от стран Западной Европы, где академии сами изыскивали средства на свое содержание.
Петр
мечтал продолжить торговый путь из Индии
в Европу через российскую территорию.
Многочисленными научными экспедициями
были составлены карты Западного
побережья Каспийского моря, Аральского,
Азовского морей, бассейна Дона. Русские
побывали на Камчатке и Курилах. Появился
«Атлас Всероссийской империи» И.К.Кирилова,
проводились геологические изыскания.
С.У.Ремезов составил «Чертежную книгу
Сибири». Незадолго до смерти Петр подписал
инструкцию В.И.Берингу, который должен
был установить, существует ли пролив
между Азией и Америкой.
3.2. Архитектура. Искусство. Литература
При Петре Великом в гражданском строительстве начали широко использовать камень. В эти годы в Петербурге были построены здания Адмиралтейства, Гостиного Двора, Кунсткамеры и другие сооружения. Застройка города велась по плану, разработанному архитекторами. Улицы пересекались под прямым углом, типовые здания стояли вплотную друг к другу, дворцы знати возводились в 2-3 этажа, фасадом на улицу, каждый из них имел свой облик
Петр I пригласил знаменитого итальянского архитектора Доменико Трезини, который построил Летний дворец царя, здание Двенадцати коллегий и Петропавловский собор. Это было удлиненное прямоугольное здание, так называемый зальный тип, с башней – колокольней и шпилем. Высота шпиля – 112 м, выше колокольни Ивана Великого.
В Петербурге сложился особый архитектурный стиль, который называется русским барокко. Органическое соединение западных и русских художественных традиций в единый стиль сделало Петербург одним из красивейших городов мира. Начиная с 1720 – х годов доминирующую роль в градостроительстве начинают играть русские зодчие. И.К.Коробов построил в Москве Гостиный двор, архитектор И.П.Зарудный – церковь «Меньшикова башня». Под руководством русского архитектора П.М.Еропкина был составлен генеральный план Петербурга.
В начале XVIII в. На смену иконописи приходит светская жизнь. Художники – портретисты стремились передать индивидуальность характеров, внутренний мир героев. Таковы портреты Ивана Никитина, которому сам Петр помог стать художником. Кисти художника принадлежит множество портретов современников: канцлера Головкина, купца Г.Строганова, писал он и царя. Художник Андрей Матвеев по указу царя проходил обучение в Голландии. Он создал религиозную композицию в Петропавловском соборе. Самая известная картина художника – «Автопортрет с женой».
До Петра I не было общедоступного театра. Правда, при царе Алексее Михайловиче недолго действовал придворный театр. По распоряжению Петра I в Москве на Красной площади была построена «комедиальная храмина», где немецкие актеры ставили спектакли. В театре при Славяно – Греко – латинской академии шли любительские спектакли на библейские или античные темы.
Изменился круг чтения у горожан, в литературе появился новый герой – смелый, образованный путешественник, например, герой «Гистории о российском матросе Василии Кариотском».
Вице
– президент Синода Феофан Прокопович
в своих произведениях
3.3. Изменение в дворянском быту
После
возвращения «великого
В 1718 г. Петр ввел в Петербурге ассамблеи – торжественные приемы гостей в знатных домах. Он сам составлял правила ассамблей и поведения на них гостей. На ассамблеи приглашалось избранное общество: высшие вельможи, чиновники, офицеры, корабельные мастера, богатые купцы, ученые. На них полагалось являться с женами и дочерьми. Ассамблеи были школами светского воспитания, где молодежь обучалась хорошим манерам, правилам поведения в обществе, общению. Главное значение ассамблей заключалось в том, что их введение положило конец затворнической жизни столичных женщин. Кодексом поведения молодого поколения стало «Юности честное зеркало, или Показание к житейскому обхождению», составленное неизвестным автором, которое излагало правила поведения молодых людей в семье, в гостях, в общественных местах, на службе.
Таким
образом, дворянский быт основательно
изменился. Но жизнь крестьян и простых
горожан оставалась прежней. Возник глубочайший
разрыв между образом жизни народа и дворянства,
что впоследствии породило недоверие
крестьянства к любому образованному
человеку.
Заключение
Итак, заслуга Петра заключается в том, что он не ограничился созерцанием того, как зародившиеся до него процессы продолжали автоматически развиваться. Он властно вторгался во все сферы жизни страны и отдал свой незаурядный талант ускорению развития всех начал, возникших до него. Трудно и, пожалуй, невозможно обнаружить такие области истории России первой четверти XVIII века, в которые бы он не вторгся и не оказал на них своего влияния: военное дело, экономическое и социальное развитие, наука, просвещение, флот, быт – вот далеко не полный перечень дел, которыми он навсегда прославил своё имя…
В результате преобразований Россия достигла значительного экономического роста. Начинают развиваться крупные мануфактуры, заводы, выросла внешняя и внутренняя торговля, получила более четкую структуру государственного управления с разветвленным государственным аппаратом. Все подлежало строгому регламенту – от выступлений в Сенате до порядка занятия должностей. Военная реформа укрепила армию, позволила России выиграть Северную войну со Швецией и выйти к Балтийскому морю. Изменился и дворянский быт. Но жизнь крестьян и простых горожан оставалась прежней.
Все
преобразования Петра – богатейшее социально
– культурное наследие. Его преобразования,
личный вклад в строительство государства,
укрепление его позиций, увеличение славы
российской не могут не вызвать уважения.
Россия при нём заметно продвинулась вперёд
по пути развития, сократив своё отставание
от передовых стран Западной Европы.
4. Пчелов Е. Романовы. История династии: 300 лет правления (архив). М: Оллю-пресс, 2002.
5. Советская историческая энциклопедия, т.1-16, М., 1961-1976.
6. Энциклопедия
Российской монархии. М.: «ЭКСМО», 2002.