Реформы Петра 1

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 00:02, контрольная работа

Описание

К концу XVII в, когда на русском престоле оказался молодой царь Петр I, наша страна переживала переломный момент своей истории. В России, в отличие от основных западноевропейских стран, почти не было крупных промышленных предприятий, способных обеспечить страну оружием, тканями, сельскохозяйственными орудиями. Она не имела выхода к морям - ни к Черному, ни к Балтийскому, через которые могла бы развивать внешнюю торговлю. Не имела поэтому Россия и собственного военного флота, который охранял бы ее рубежи. Сухопутная армия строилась по устаревшим принципам и состояла главным образом из дворянского ополчения. Дворяне неохотно покидали свои поместья для военных походов, их вооружение и военная выучка отставала от передовых европейских армий.

Содержание

Введение стр.3
Глава 1. Реформы Петра I стр.5
1.1 Реформы в области государственного управления стр.5
1.2 Военная реформа стр.8
1.3 Социально-экономическое развитие и социальная политика стр.10
Глава 2. Основные направления «европеизации» страны стр.13
2.1 Преобразования в сфере культуры, быта и нравов стр.14
2.2 Реформы в области образования и науки стр.15
Глава 3. Провозглашение России империей стр.17
3.1 Задачи и основные направления внешней политики стр.17
3.2 Великое посольство стр.18
3.3 Северная война и её итоги стр. 19
Заключение стр.23
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Контрольная.docx

— 75.71 Кб (Скачать документ)

 

 

Контрольная работа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение     стр.3

Глава 1. Реформы Петра  I    стр.5

1.1 Реформы в области государственного управления   стр.5

1.2 Военная реформа   стр.8

1.3 Социально-экономическое  развитие и социальная политика   стр.10

Глава 2. Основные направления  «европеизации» страны   стр.13

2.1 Преобразования в сфере  культуры, быта и нравов   стр.14

2.2 Реформы в области  образования и науки   стр.15

Глава 3. Провозглашение России империей   стр.17

3.1 Задачи и основные  направления внешней политики   стр.17

3.2 Великое посольство   стр.18

3.3 Северная война и  её итоги   стр. 19

Заключение   стр.23

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

К концу  XVII в, когда на русском престоле оказался молодой царь Петр I, наша страна переживала переломный момент своей истории. В России, в отличие от основных западноевропейских стран, почти не было крупных промышленных предприятий, способных обеспечить страну оружием, тканями, сельскохозяйственными орудиями. Она не имела выхода к морям - ни к  Черному, ни к Балтийскому, через которые могла  бы  развивать  внешнюю торговлю. Не имела поэтому Россия и собственного военного флота, который охранял бы ее рубежи. Сухопутная армия строилась по устаревшим принципам и состояла главным образом из дворянского ополчения. Дворяне неохотно  покидали  свои  поместья для военных походов, их вооружение и военная выучка отставала от передовых европейских армий.

Между старым, родовитым боярством  и  служивыми  людьми  дворянами шла ожесточенная борьба за власть. В стране происходили непрерывные восстания крестьян и городских  низов, которые  боролись и  против  дворян, и против бояр, т. к.  они все были феодалами-крепостниками. Россия привлекала к себе жадные взоры  соседних государств —  Швеции, Речи Посполитой, которые непрочь были захватить и подчинить себе русские земли.

Необходимо было реорганизовать армию, построить флот, овладеть побережьем  моря, создать  отечественную  промышленность, перестроить систему управления страной.

К моменту восшествия Петра на престол,  социально-экономические, политические и культурные преобразования, произошедшие в XVII в., создали предпосылки для модернизации страны.Город отделился от деревни, произошло разделение сельского хозяйства и ремесла, возникали промышленные предприятия мануфактурного типа. Развивалась внутренняя и внешняя торговля. Россия заимствовала у Западной Европы технику и науку, культуру и просвещение, но в то же время развивалась самостоятельно. Таким образом, почва для петровских реформ была подготовлена.

Уже в окружении Алексея Михайловича и его наследников появился ряд лиц ( А. Л. Ордин-Нащокин, В. В. Голицын и др.), выступавших за сближение с Западом и проведение реформ. Однако сильны были и позиции консерваторов, приверженцев «седой старины». К ним относилась значительная часть боярства, духовенство. Противилась преобразованиям и основная масса крестьянства, обладающая косным мышлением и патриархальной психологией.  Для коренной ломки старого уклада России нужен был  умный и талантливый  руководитель, незаурядный человек, сильный и авторитетный лидер.  Таким лидером-реформатором стал Пётр I.   Петр не только постиг веление времени, но и отдал на  службу этому велению весь  свой  незаурядный талант, упорство одержимого, присущее русскому человеку терпение и умение придать делу  государственный размах. Петр  властно  вторгался  во все сферы жизни страны и намного ускорил развитие начал, полученных в наследство.

Пётр I родился в 1672 г. от второго брака царя Алексея Михайловича и Натальи Нарышкиной. После его смерти престол наследовал старший сын Алексея Михайловича от первого брака с М. Ф. Милославской Фёдор Алексеевич (1672 – 1682). При нём власть сосредоточилась у клана Милославских, во главе с сестрой Фёдора царевной Софьей.

После кончины бездетного Фёдора Алексеевича произошло столкновение группировок Милославских и Нарышкиных. Первые выступали за провозглашение царём 16-летнего слабоумного Ивана, сына Алексея Михайловича от М. Ф. Милославской. Вторые за 10-летнего здорового и бойкого Петра. В результате бурных событий, выступления стрельцов на троне были утверждены два брата, а фактической правительницей стала царевна Софья.

Удалённый из Кремля Пётр жил  в подмосковном с. Преображенском. Здесь  он занимался военными играми со своими сверстниками из «потешных полков», ставших впоследствии элитными частями русской армии, жадно тянулся к знаниям. Охотно посещал Немецкую слободу, где проживали иностранцы, воспринимая их быт и культуру, получая знания, неведомые россиянам.

В 1689 г. Пётр женился, приобретя  тем самым право на самостоятельное  правление. Софья пыталась поднять  мятеж стрельцов, но он был подавлен, сама она заточена в монастырь. Иван не вмешивался в дела государственного управления, оставаясь царём лишь формально до своей смерти в 1696г.

История России  до  Петра  Великого и после него знала немало реформ. Главное отличие Петровских преобразований от реформ  предшествующего  и  последующего времени состояло в том, что Петровские носили всеобъемлющий характер, охватывали все стороны жизни  народа, в то  время  как другие внедряли новшества, касавшиеся лишь отдельных сфер жизни общества и государства.

Феномен Петра I показывает, как велика в Российской истории  роль личности, как много значит деятельность и воля одного человека. Россия не может развиваться равномерно. Она продвигается вперед скачками; то делает прыжок, то подолгу стоит  на месте. Однако в XVII веке это был  великий прыжок. Благодаря этому страна начала выбираться из тьмы феодализма в качественно новую формацию, новое государственное устройство.

Реформаторская деятельность Петра  имела поддержку широкого круга  дворянства, но вызывала недовольство и сопротивление среди бояр, стрельцов  и духовенства, т.к. преобразования влекли утрату ими руководящей роли в государственном управлении.

 

 

Глава 1.Реформы Петра I

Пётр отличался чудовищной энергией, выносливостью и физической силой. Он постоянно стремился к знаниям, овладел множеством специальностей. Он не уважал авторитеты и традиции, был нетерпим к чужому мнению, жесток. Целью петровских преобразований была мощь государства. Этому подчинялось и отдавалось всё, включая многочисленные жизни подданных.В достижении поставленных целей он не гнушался никакими средствами, был не просто жесток к людям, он вообще смотрел на человека как на орудие, материал для создания того, что было им задумано для блага империи. За время правления Петра в стране в три раза выросли налоги и на 15% сократилось население. Петр не останавливался  перед применением самых изощрённых методов средневековья. Он был убеждён, что во имя государственной «пользы» можно пренебречь моральными нормами. Возможно, он в чем-то перестарался. Но в историю он вошел именно как реформатор, созидатель и строитель, Петр Великий. Торговля, промышленность, армия, культура, наука — все нуждалось в переменах и, хоть и не очень гладко, «со скрипом», по «команде сверху», не естественно, но изменялось по воле Петра I. Россия шагнула в новую эру с его именем.

Становление России на западный путь развития и выдвижение ее в  число ведущих мировых держав процесс противоречивый и неоднозначный. Несмотря на объективную необходимость петровских реформ, их ход несколько претил русской духовности и ментальности, национальному и религиозному укладу. Но несомненно, что фигура Петра I одна из самых значительных в истории России. Как и дела любого исторического деятеля такого масштаба, дела Петра трудно оценивать однозначно. Но большей частью они были полезны для России. Трудно предположить, что было бы с Россией, не явись на историческом небосводе XVII-XVIII веков фигуры реформатора, обладающего новым передовым мышлением, доселе невиданным для русских царей. Реформатора, который дерзко изменил курс и ориентиры России.

Петровские реформы были вызваны рядом факторов. К XVIII веку Россия была отсталой страной. Она значительно уступала западноевропейским странам по объему продукции в промышленности, уровню образования и культуры (даже в правящих кругах было много неграмотных людей). Боярская аристократия, стоявшая во главе государственного аппарата, не отвечала потребностям страны. Русское войско, состоявшее из стрельцов и дворянского ополчения, было плохо вооружено, не обучено и не могло справиться со своей задачей. Важнейшим направлением преобразований Петра I стала реформа государственного аппарата.

1.1 Реформы в области государственного управления

Реформа системы государственного управления, предпринятая Петром I, объясняется необходимостью создания нового государственного аппарата, отвечавшего духу времени и способного эффективно осуществлять руководство модернизирующимся обществом. В ходе губернской реформы 1708-1710 гг. устранено нелепое деление страны на 215 уездов. Отныне страна была разделена на 8 губерний ( позже – 11) во главе с генерал-губернаторами и губернаторами, назначавшимися царём из числа особо доверенных лиц. В их руках сосредотачивалась административная, военная, судебная, полицейская власть. С 1719 г. губернии стали делится на 50 провинций, а последние - на уезды. С формированием коллегий реформа получила своё завершение, так как все местные органы стали подчиняться соответствующим коллегиям. Реформа привела к росту местного бюрократического аппарата.

В 1711 г. вместо Боярской Думы был учреждён сенат – коллегиальный  орган, назначавшийся царём. Первоначально  он состоял из 9 человек. Сенат стал высшим распорядительным, судебным и  законосовещательным органом в  стране. В 1722 г. во главе Сената был  поставлен генерал-прокурор, возглавивший его деятельность.

В 1717 – 1721 гг. приказы были заменены коллегиями. Решения в них  принимались коллегиально. Первоначально  было создано 12 коллегий. Они отличались единообразными штатами, чётким разграничением обязанностей, строились по отраслевому принципу. Военная коллегия отвечала за армию, Адмиралтейская курировала флот, Коллегия чужестранных (иностранных )дел - внешняю политику, Берг-коллегия ведала тяжёлой промышленностью, Мануфактур-коллегия – лёгкой промышленостью, Коммерц-коллегия - торговля, Юстиц-коллегия – за судопроизводством, Вотчинная коллегия - землевладение . Для заведования государственными финансами Пётр учредил, по шведскому образцу, три коллегии — Камер-коллегия ведала доходами, Штатс-контор-коллегия расходами, а Ревизион-коллегия осуществляла контроль за финансами.

Тайная канцелярия, созданная  в 1718 г., занималась расследованием государственных преступлений, имела мощный сыскной и репрессивный аппарат.

В 1712 г. столица перенесена в Петербург. В 1721 г. была создана Духовная коллегия, вскоре переименованная в Синод, организованный по образцу светских коллегий. Во главе Святейшего Синода стоял чиновник – обер-прокурор, назначаемый царём. Патриаршество упразднено. Священники переведены на казенное жалованье. Отныне церковь не является крупнейшим феодалом, зачастую вступавшим в спор со светской властью и корректирующим политическую линию в угоду своим интересам. Церковь приобрела черты государственного учреждения, что в корне противоречит каноническому понятию о церкви. Более того, институты церкви использовались для проведения полицейской политики. Подданные, под страхом крупных штрафов, были обязаны посещать церковь и каяться на  исповеди  священнику  в своих грехах. Священник, также согласно закону, был обязан доносить властям обо всем  противозаконном, ставшим известным на исповеди. Превращение церкви в бюрократическую контору, стоящую на охране интересов самодержавия, обслуживающую его запросы, означало уничтожение для народа духовной альтернативы режиму и идеям, идущим от государства.

В 1722 г. принята «Табель  о рангах» - государственный закон, определяющий порядок прохождения службы и устанавливающий иерархию служебных разрядов. Теперь принцип занятия той или иной государственной должности по знатности заменялся бюрократическим. Продвижение по служебной лестнице зависело от выслуги, образования, а в итоге – от личных способностей дворянина. В гражданской, военной и дворцовой службах все должности разделялись на 14 рангов – от 1-го высшего до 14-го низшего. Табель о рангах отделила чиновный класс от низшей бюрократии. При Петре чиновник уже с 14-го ранга получал личное, а с 8-го – потомственное дворянство. Для военных потомственное дворянство предоставлялось с 14-го ранга – низшего офицерского чина прапорщика.

Реформы государственного аппарата привели к тому, что веками складывавшийся политический строй с его архаичными институтами власти рухнул. Московская аристократия и бюрократия лишились своей власти и влияния. Раздутая и внутренне противоречивая система приказов ликвидирована; устранено нелепое деление страны на 215 уездов. И хотя представления Петра о целесообразности порой не имели ничего общего с действительностью, на смену политической традиции – управлять и жить «по старине» - всё-таки приходит целесообразность. Однако же, в противовес московской, как на дрожжах подрастает новая петербургская бюрократия, принцип коллегиальности зачастую оборачивался коллективной безответственностью, да и 8 губерний это также иная крайность: для огромной территории России такого количества губерний было явно недостаточно.

Информация о работе Реформы Петра 1