Реформы Петра 1

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 00:02, контрольная работа

Описание

К концу XVII в, когда на русском престоле оказался молодой царь Петр I, наша страна переживала переломный момент своей истории. В России, в отличие от основных западноевропейских стран, почти не было крупных промышленных предприятий, способных обеспечить страну оружием, тканями, сельскохозяйственными орудиями. Она не имела выхода к морям - ни к Черному, ни к Балтийскому, через которые могла бы развивать внешнюю торговлю. Не имела поэтому Россия и собственного военного флота, который охранял бы ее рубежи. Сухопутная армия строилась по устаревшим принципам и состояла главным образом из дворянского ополчения. Дворяне неохотно покидали свои поместья для военных походов, их вооружение и военная выучка отставала от передовых европейских армий.

Содержание

Введение стр.3
Глава 1. Реформы Петра I стр.5
1.1 Реформы в области государственного управления стр.5
1.2 Военная реформа стр.8
1.3 Социально-экономическое развитие и социальная политика стр.10
Глава 2. Основные направления «европеизации» страны стр.13
2.1 Преобразования в сфере культуры, быта и нравов стр.14
2.2 Реформы в области образования и науки стр.15
Глава 3. Провозглашение России империей стр.17
3.1 Задачи и основные направления внешней политики стр.17
3.2 Великое посольство стр.18
3.3 Северная война и её итоги стр. 19
Заключение стр.23
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Контрольная.docx

— 75.71 Кб (Скачать документ)

Но здесь  имелось и  другая сторона. Помещики и бывшие вотчинники были обязаны нести службу в регулярных армии  и  флоте, в аппарате власти   и  управлении. Это  была  постоянная, обязательная, пожизненная служба. Все это вызывало недовольство  дворянства и приводило к тому, что известная его часть участвовала  в различного вида заговорах.

            Возрастание феодальной  эксплуатации  не   ограничивалось увеличением податного  обложения и ростом размеров барщины и оброка. Крестьянин также помимо  подушной  подати  платил  еще огромное число всевозможных налогов и сборов, призванных  пополнить  опустевшую в  результате войн казну, а также затраты на создание громоздкого и дорогостоящего аппарата власти и  управления, регулярных армии и флота.

При правлении Петра I изменился характер торговли. Развитие мануфактурного и ремесленного производства, его специализация по  отдельным  районам страны, втягивание крепостного хозяйства в товарно-денежные отношения и получение Россией выхода к Балтийскому морю дали  мощный толчок росту внутренней и внешней торговли.

Глава 2. Основные направления  «европеизации» страны

   Со времён принятия  православия и до Петра русское  общество воспитывалось под влиянием византийского аскетизма, который запрещал все стороны человеческого развития. Православная Церковь ставила идеалом жизни суровое монашество, отрицала всякие житейские наслаждения и радости, противопоставляя им пост, молитву, как существенное средство для достижения загробного блаженства. Вначале Церковь выступала против "игрищ", песен, плясок, затем к ней присоединилась и государственная власть - были изданы несколько указов, запрещавшие всякого рода мирские удовольствия. Веками развлечения были весьма ограничены и не выходили за пределы комнатных забав. Обществу, у которого отсутствовали средства весёлости, было трудно удержаться от злоупотребления единственными узаконенными весёлостями: чревоугодием и питием, а поэтому пиры нередко кончались безобразными сценами, ссорами, кровавыми драками.

В период взросления в Немецкой слободе молодой Пётр увидел другой мир, другой стиль жизни, который  был больше по душе его любознательной и деятельной натуре. В период пребывания в составе "Великого посольства" в Западной Европе, Пётр окончательно пришёл к выводу, что русское общество отстало от стран Западной Европы и в культурном отношении. И он решил европеизировать русское общество, т.е., перенести западноевропейские культурные традиции на него. 
            Пётр стал решительно ломать русские культурные традиции, повёл борьбу с внешними проявлениями «устаревшего» образа жизни (наиболее известен запрет на бороды), но не менее обращал внимание на приобщение дворянства к образованию и светской европеизированной культуре. Стали появляться светские учебные заведения, основана первая русская газета, появляются переводы многих книг на русский. Успех по службе Пётр поставил для дворян в зависимость от образования. Указы, коренным образом менявшие старый русский быт, следовали один за другим. Бояре в них с трудом разбирались, роптали, стенали, но обязаны были покоряться воле государевой.

 

2.1 Преобразования в сфере  культуры, быта и нравов

Петром были произведены  перемены в быту дворян - происходила коренная ломка всех традиционных представлений о бытовом укладе жизни российского дворянского общества. В 1697 г. начинается «брадобритие», в 1700 г. издан указ об обязательном ношении венгерского или немецкого платья для мужчин и французских и немецких туалетов для женщин, затем вводится обязательное ношение мундиров для военных и гражданских чиновников, вводится ношение париков. Подданным предписывалось употреблять такие европейские напитки как чай, кофе, курить табак и пр.

В 1718 г. для проведения досуга дворян были учреждены Ассамблеи - представлявшие новую для России форму общения между людьми. До петровского времени русская женщина вела теремной (закрытый) образ жизни. При этом жизнь мужчин и женщин проходила отдельно. Пётр I потребовал, чтобы русская женщина заняла в обществе то место, которое она занимала в Западной Европе. Поэтому ассамблеи обязательно должны были проходить с участием женщин. Пётр лично посещал почти каждую ассамблею и зорко следил, что там делается, и обычно распоряжался танцами. Заканчивались ассамблеи ужином.

 Петр I ввел новую азбуку, что облегчало обучение грамоте и способствовало книгопечатанию. Для  печатания светской учебной, научной, политической литературы и законодательных  актов были созданы новые типографии в Москве и Петербурге.  Развитие книгопечатания сопровождалось началом  организованной книготорговли, а  также созданием и развитием сети библиотек. С 1702г.  систематически выходила первая русская газета "Ведомости". В 1717 г. для дворянских детей был переведён и издан специальный учебник "Юности честное зерцало или Показание житейскому обхождению, собранное из разных авторов", где просто и доходчиво объяснялись правила поведения образованного, воспитанного дворянина в обществе.

С первой четверти XVIII в. осуществлялся  переход к градостроительству и  регулярной планировке городов. Облик  города стали определять уже не культовая архитектура, а дворцы и особняки, дома правительственных учреждений и аристократии.

В живописи на смену иконописи  приходит портрет.

К первой четверти XVIII в. относятся  и попытки создания русского театра, в это же время были написаны первые драматургические произведения.

 

При Петре Россия перешла на европейское летоисчисление на основе юлианского календаря (старый стиль). Западная Европа ещё во времена ордынского ига перешла на летоисчисление от "рождества Христова", а в России летоисчисление велось от "сотворения мира". 31 декабря 7208 г. от "сотворения мира" стало 1 января 1700 г. от "рождества Христова"; новый год велено было отмечать не 1 сентября, а 1 января (В 1582 г. римский папа Григорий ХIII убрал из календаря 10 дней. Европейские страны стали переходить на григорианский календарь (новый стиль).

 

2.2 Реформы в области  науки и культуры

До Петра I школа была подчинена  Церкви. Она не могла дать обществу технически грамотных и образованных людей. При Петре I отношение к школе стало политикой государства. Царь отправил за границу молодых дворян для обучения разным наукам, главным образом, "навигацким" (морским), механике, артиллерийскому делу, иностранным языкам. Он выписал из-за границы учителей. Но эти меры не решали проблемы. Тогда Пётр I начал создавать в России сеть школ. В 1701 г. в Москве в Сухаревой башне была открыта первая в России Школа математических и навигацких наук под руководством профессора шотландского Абердинского университета Форварсона - первое светское государственное учебное заведение. В 1715 г. под названием Морская академия она была перенесена в Петербург. В 1711 г. в Москве была создана Инженерная школа. Причём, в этих учебных заведениях могли учиться как дети дворян, так и других сословий. В 1705 г. саксонец Глюк открыл общеобразовательную гимназию, в которой изучались география, латинская риторика, ораторское искусство, философия, иностранные языки, этика, политика, театральное искусство и верховая езда. Ещё одним преобразованиям было открытие госпиталей и школ при них, в которых готовили лекарей и аптекарей. Так в 1707 г. при московском военном госпитале была открыта Медицинская академия.

С развитием промышленности и торговли были связаны изучение и освоение территории и недр страны, что нашло свое выражение в организации ряда крупных экспедиций. В это  время  появились  крупные  технические новшества и изобретения, особенно в развитии  горного  дела  и  металлургии, а также в военной области. В этот период написан ряд важных работ по истории, а  созданная Петром I Кунсткамера положила начало сбору коллекций исторических и мемориальных предметов и  редкостей, оружия, материалов по естественным наукам и т. д. Одновременно стали собирать древние письменные источники, снимать  копии  летописей, грамот, указов   и других актов. Это было началом музейного дела в России.

Логическим итогом всех мероприятий  в области развития науки и  просвещения было основание в 1724 г. Академии наук в Петербурге, при которой был учрежден первый российский университет, а при нем первая гимназия. Но действовать эта система начала уже после смерти Петра.

Так, при Петре I было положено начало системе образования в  России.

Главным содержанием реформ в обществе было становление и развитие светской национальной культуры, светского просвещения, серьезные изменения в быту и нравах, осуществляемых в плане «европеизации». Особенности культурных преобразований - проводились сверху, путём навязывания русскому обществу европейских бытовых традиций, которые без пользы раздражали подданных и оскорбляли их религиозные чувства.

Важные изменения в  жизни  страны  решительно  требовали  подготовки квалифицированных  кадров. Находившаяся в руках церкви схоластическая школа обеспечить этого не могла. Стали открываться светские школы, образование начало приобретать светский характер.  Для этого потребовалось создание  новых  учебников, пришедших  на смену церковным.

Реформы, проведённые Петром I, затронули не только политику, экономику, но также искусство. Петр приглашал иностранных художников в Россию и одновременно посылал талантливых молодых людей обучаться «художествам» за границу. Во второй четверти XVIII в. «петровские пенсионеры» стали возвращаться в Россию, привозя с собой новый художественный опыт и приобретённое мастерство.

В период с 1700 по 1721 гг. в России было открыто множество гражданских и военных школ. Среди них школа математических и навигационных наук; артиллерийская, инженерная, медицинская, горные, гарнизонные, духовные школы; цифирные школы бесплатного обучения детей всех чинов; Морская академия в Петербурге.

Петром создавалась новая городская среда с незнакомыми прежде формами быта и времяпрепровождения (театр, маскарады). Изменилось внутреннее убранство домов, уклад жизни, состав питания и пр.

Учреждение ассамблей  с обязательным присутствием на них  женщин положило начало утверждению  в среде русского дворянства "правил хорошего тона" и "благородного поведения в обществе", употреблению   иностранного, преимущественно французского, языка.

При правлении Петра I господство церковной культуры завершилось. Россия приобщалась к светской западной культуре, науке и быту. Новые ценности оказались легко восприняты, а вскоре и обогащены самостоятельными достижениями. Однако изменения в быту и культуре еще больше подчеркивали выделение дворянства в привилегированное  сословие, которое всячески пыталось подражать быту французов и возвеличивали его над бытом российским. Всё чаще встречалось презрительное отношение к русскому языку и русской культуре в дворянской среде. Наметился культурный конфликт между дворянством и крестьянством продолжавшим жить в допетровской культуре.

Глава 3.Провозглашение России империей

Петр I начал знакомиться с проблемами внешней политики России не позднее декабря 1687 г., когда по свидетельству шведского резидента в Москве Христофора фон Кохена глава Посольского приказа В.В. Голицын начал докладывать Петру I о важнейших делах. С июня 1690 г. почтмейстер А.А. Виниус составлял для Петра I краткие выписки из курантов (обзоров иностранной прессы). С этого времени царь стал регулярно следить за изменениями политической ситуации в Европе и средиземноморском регионе, где государства Священной лиги вели войну с Османской империей. Однако личное влияние Петра I стало заметно в российской внешней политике только после смерти в 1694 г. его матери Н.К. Нарышкиной.

 

3.1 Задачи и основные  направления внешней политики.

Основные направления  внешней политики – северо-западное и южное – определялись борьбой  за выход к незамерзающим морям, без чего невозможно было вырваться из экономической и культурной изоляции, преодолеть общую отсталость страны, а также стремлением приобрести новые земли, укрепить безопасность границ и улучшить стратегическое положение России.

 

В начале царствования Петра  I внешнеполитический курс России проявлялся в активных действиях на южном направлении. К моменту свержения царевны Софьи велась война с Османской империей. Правительство Нарышкиных пришло к власти на волне критики Крымских походов В.В. Голицына, и не заключив мира фактически прекратило боевые действия. Продолжение этой войны стало приоритетом деятельности Петра в первые годы единовластия, так как значение выхода к морю для развития страны было очевидным. Одним из ближайших к границам России опорных военных пунктов Османской империи была крепость Азов, расположенная при впадении реки Дон в Азовское море.

19 июля 1696 г. крепость сдалась. Так был открыт первый выход России в южные моря.

Результатом Азовских походов  стал захват крепости Азов, начало строительства  порта Таганрог, возможность нападения  на полуостров Крым с моря, что значительно  обезопасило южные границы России. Однако получить выход к Чёрному  морю через Керченский пролив Петру  не удалось: он остался под контролем  Османской империи. Сил для войны  с Турцией, как и полноценного морского флота у России, пока не было.

Следующим этапом продвижения  на юг стал Прутский поход 1711 г. Однако русские войска оказались окружёнными  многократно превосходившими силами противника. Лишь дипломатические усилия и боевая подготовка русской армии позволили Петру I с минимальными потерями выйти из катастрофической ситуации. Согласно условиям договора, Россия возвращала Турции Азов, разоряла Таганрог и обещала не вмешиваться в польские дела. В 1722 – 1723 гг. состоялся Каспийский поход. Пётр надеялся превратить Россию в главную торговую артерию европейско-азиатской торговли по линии Балтийское море – Волга – Каспийское море. Пытаясь пресечь персидскую и турецкую экспансию и не допустить усиления их позиций в жизненно важном для России регионе, Пётр предпринял решительные действия. В июле 1722 г. русские войска были доставлены на кораблях из Астрахани к устью Терека. Вскоре им удалось взять Дербент. В 1723 г. русский флот овладел несколькими городами на побережье Каспийского моря. В итоге в сентябре 1723 г. был подписан Петербургский договор, согласно которому Персия уступала России всё западное и южное побережье Каспийского моря. В 1724 г. в Константинополе заключили русско-турецкий договор, по которому признавались территориальные приобретения России на Каспии, но она, в свою очередь, соглашалась с завоеваниями Турции в Закавказье.

Информация о работе Реформы Петра 1