Реформы Петра I в области местного управления и самоуправления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 21:00, курсовая работа

Описание

Реформы Петра I начались на рубеже веков и продолжались по нарастающей до смерти преобразователя. Их расцвет приходится на расцвет царствования, но умер император в январе 1725 г., так и не успев довести до конца задуманное. В реформаторской деятельности он учитывал зарубежный (особенно шведский) опыт. В своих реформах Пётр I не мог держаться заранее выработанного плана и точной последовательности, потому что все его преобразования происходили под давлением военных нужд, одна порождала другую, удовлетворяя требованиям данного момента.

Содержание

Введение
Глава 1. Предпосылки
1.1 Состояние России к концу XVII века
Глава 2. Реформы Петра I в области местного управления и самоуправления
2.1 Утверждения абсолютизма. Принятие императорского титула. Создание Сената. Губернская реформа
2.2 Замена приказов коллегиями
2.3 Реформы местного и городского управления
2.4 Расширение дворянских привилегий. «Указ о единонаследии» и «Табель о рангах»
Глава 3. Оценка реформ Петра I
3.1 Состояние местного самоуправления в России после реформ Петра I
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

123.docx

— 45.79 Кб (Скачать документ)

Содержание:

Введение

Глава 1. Предпосылки

    1. Состояние России к концу XVII века

Глава 2. Реформы Петра I в области местного управления и самоуправления

2.1 Утверждения  абсолютизма. Принятие императорского  титула. Создание Сената. Губернская  реформа

2.2 Замена  приказов коллегиями

2.3 Реформы  местного и городского управления

2.4 Расширение  дворянских привилегий. «Указ о  единонаследии» и «Табель о  рангах»

Глава 3. Оценка реформ Петра I

3.1 Состояние  местного самоуправления в России  после реформ Петра I

Заключение

Список  использованной литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

       Данная курсовая работа посвящена изучению реформ Петра I в области местного управления и самоуправления. Вопрос, касающийся реформ Петра I в области управления, является одним из наиболее интересных вопросов в отечественной истории на сегодняшний день. В связи с различными преобразованиями монарха, в настоящее время, у историков расходятся мнения о том в лучшую или худшую сторону Петр I модернизировал страну. Целью данной работы является раскрытие, оценка и выявления последствий реформ Петра I. 

       Реформы Петра I начались на рубеже веков и  продолжались по нарастающей до смерти преобразователя. Их расцвет приходится на расцвет царствования, но умер император  в январе 1725 г., так и не успев  довести до конца задуманное. В  реформаторской деятельности он учитывал зарубежный (особенно шведский) опыт. В  своих реформах Пётр I не мог держаться  заранее выработанного плана  и точной последовательности, потому что все его преобразования происходили  под давлением военных нужд, одна порождала другую, удовлетворяя требованиям  данного момента. И каждая из них  порождала недовольство, скрытое  и открытое сопротивление, заговоры и борьбу, отличавшуюся крайним ожесточением с обеих сторон.

       В результате проведения преобразований тип государства, существовавший до Петра, не был изменён и в этом отношении Пётр не совершил никакого государственного переворота. Все перемены должны были лишь совершенствовать старый строй, придавая ему более культурные европейские формы. 

       Структура данной работы состоит из трех глав. В первой главе дается описание состояния  России до Петра I.  А также внешняя политика страны к концу XVII века.

       Во  второй главе рассматриваются непосредственно  уже сами преобразования императора, его нововведения в области управления. А также с чем они связанны и полное описание самой структуры и иерархии управления, полномочия Петра I  и становление его абсолютным монархом.

       В третьей главе описывается последствия  реформ императора и оценка его преобразований. Влияние его нововведений на страну и уклад жизни.

       Информационной  базой данной курсовой работы стали  монографии, периодические издания, электронные ресурсы, исследования Исаева И.А.  и Рогова В.А., Чистякова  Н.О., Юшкова С.В. и других авторов.

       Таким образом, теоретическую и методологическую базу исследования составили труды  отечественных историков, теории и  практики журналистики, рекламы, периодические  издания и электронные ресурсы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Предпосылки.

1.1 Состояние России  к концу XVII в.

       Какой же досталась Россия Петру? Прежде всего, можно отметить, что в экономике  в начале XVIII в. сильнее всего развивались  новые черты, которые зародились в XVII в. А именно:

       - Основной отраслью экономики России оставалось сельское хозяйство, где продолжала господствовать 3-х польная система земледелия. Главными земледельческими культурами были: рожь, овес. Основными орудиями производства оставались: соха, бороны, серп, коса, медленно вводился плуг. Происходит интенсивное освоение новых посевных территорий на юге России, в Поволжье, Сибири. Наблюдается развитие промыслового хозяйства.

       - Развивается ремесленное производство. Углубляется разделение труда.  В развитии ремесленного производства  в конце XVII в. явно прослеживается тенденция превращения его в мелкотоварное производство (увеличивается число ремесленников работающих на рынок). Развитие мелкотоварного ремесла и рост товарной специализации готовил почву для возникновения мануфактур. Их создание ускорялось государственными потребностями. Мануфактурное производство складывалось в местах развития товарного производства. Если западноевропейская мануфактура действовала на основе вольнонаемного труда, то русская мануфактура основывалась на труде крепостных крестьян, т.к. рынок вольнонаемного труда в России, где господствовало крепостное право, практически отсутствовал.

       В конце XVII в. в России интенсивно развивалась  торговля. Но на пути развития торговли и купечества имелись существенные препятствия. Остро стоял вопрос о выходе к морям, отсутствие которого тормозило развитие торговли. Иностранный  капитал стремился захватить  российские рынки, что вело к столкновению с интересами русских купцов. Купечество России требовало от государства  оградить их от конкуренции с иностранными торговцами. В итоге был принят новоторговый устав (1667), в соответствии с которым, иностранным купцам была запрещена розничная торговля на территории России.

       Так же можно отметить, что во второй половине XVII в. в России развивается  тенденция перехода от сословно представительной монархии к абсолютной монархии. В  стране усиливается власть царя (изменение  состава Боярской думы, в сторону  дворянства; победа Алексея Михайловича  над Патриархом Никоном, стремившегося  активно вмешиваться в управление государством; практическое прекращение  созывов Земских соборов; отмена местничества, принцип занятия государственной  должности в зависимости от знатности  рода и служебного положения предков). Остро стоял вопрос о реформировании вооруженных сил. Стрелецкие полки  утратили свою боеспособность. Для  большинства дворян военная служба стала тоже обременительной.

       Что касается внешней политики. То Россия потерпела поражение с Польшей, также были предприняты, в 1687 и 1689 гг., два неудачных похода против Крымского  ханства.

       Преобразования, проводимые Петром I в XVII - XVIII вв., не были последовательны и не имели единого плана, их порядок и особенности были продиктованы ходом войны, политическими и финансовыми возможностями в тот или иной период. Историки выделяют три этапа в реформах Петра I.

       Первый (1699-1709\10гг.) - изменения в системе  государственных учреждений и создание новых, перемены в системе местного самоуправления, установление рекрутской системы.

       Второй (1710\11-1718\19гг.) - создание Сената и ликвидация прежних высших учреждений, первая областная реформа.

       Третий (1719\20-1725\26) - начало работы новых, уже  созданных учреждений, ликвидация старых; вторая областная реформа. 

Глава 2. Реформы Петра  I в области местного управления и самоуправления.

2.1 Утверждения абсолютизма.  Принятие императорского  титула. Создание  Сената. Губернская  реформа.

       В первой четверти XVIII в. в России были проведены реформы в области  управления. Основной смысл этих преобразований заключался в создании административной системы, проникнутой идеей централизма  и всецело подчиненной верховной  власти. Россия стала абсолютной монархией.

       В 1708 – 1710 гг. была проведена областная  реформа органов власти на местах – областная реформа. Причиной ее был подъем классовой борьбы горожан  и крестьян, на плечи которых легла  вся тяжесть реформ. Во главе Петербургской  и Азовской губерний стояли генерал-губернаторы  Меньшиков и Ф. Апраксин. Остальными управляли губернаторы, в руках  которых находилась вся полнота  административно-полицейской и судебной власти. Губернаторы также ведали сыском беглых крестьян, производили  рекрутские наборы, обеспечивали провиантом рекрутские полки, ведали сбором налогов. Губернская реформа нанесла удар по приказной системе. Многие приказы  прекратили свое существование, их обязанности  перешли к губернской администрации.

       Указом 22 февраля 1711 г. был учрежден новый  государственный орган - Правительствующий  сенат. Все его члены были назначены  царем из числа его непосредственного  окружения (Трое являлись представителями  знати – князья М. В. Долгорукий, Г.И. Волконский, П. А. Голицын, трое –  бывшие члены Боярской думы и трое – из дворян). Все назначения и  отставки сенаторов происходили  по именным царским указам.

       Сенат не прерывал своей деятельности и  был постоянно действующим государственным  органом. Сенат учреждался в качестве коллегиального органа, в компетенцию  которого входило: отправление правосудия, решение финансовых вопросов, общие  вопросы управления торговлей и  другими отраслями хозяйства. Таким образом, Сенат был высшим судебным, управленческим и законосовещательным учреждением, которое выносило на рассмотрение различные вопросы для законодательного разрешения монархом. Указом от 27 апреля 1722г. "О должности Сената" Петр I дал подробные предписания по важным вопросам деятельности Сената, регламентируя состав, права и обязанности сенаторов, установил правила взаимоотношений Сената с коллегиями, губернскими властями и генерал-прокурором. Издаваемые Сенатом нормативные акты не имели высшей юридической силы закона, Сенат принимал лишь участие в обсуждении законопроектов и давал толкование закона. Сенат возглавлял систему государственного управления и был по отношению ко всем другим органам высшей инстанцией. Коллегии ежемесячно подавали в Сенат ведомости о входящих и исходящих делах.

       Структура Сената складывалась постепенно. Первоначально  Сенат состоял из сенаторов и  канцелярии, позднее в его составе  сформировалось два отделения: Расправная палата - по судебным делам (существовала в качестве особого отделения  до учреждения Юстиц-коллегии) и Сенатская  контора по вопросам управления. Сенат  имел свою канцелярию, которая делилась на несколько столов: секретный, губернский, разрядный, фискальный и приказный. До учреждения Сенатской конторы  она была единственным исполнительным органом Сената. Определялось отделение  канцелярии от присутствия, которое  действовало в трех составах: общее  собрание членов, Расправная палата и  Сенатская контора в Москве.

       В состав Расправной палаты входили два  сенатора и назначаемые Сенатом  судьи, которые ежемесячно подавали в Сенат рапорты о текущих  делах, штрафах и розысках. Приговоры  Расправной палаты могли быть отменены общим присутствием Сената. Ее компетенцию  определил Сенатский приговор (4 сентября 1713г.), в которую входило: рассмотрение жалоб на неправое решение  дел губернаторами и приказами  и фискальные донесения.

       Сенатская контора в Москве учреждена 12 января 1722г. "для управления и исполнения указов". В ее состав входили: сенатор, два асессора, прокурор. Основной задачей  Сенатской конторы было недопущение  текущих дел московских учреждений к Правительствующему Сенату, а также  исполнение непосредственно полученных из Сената указов, контроль исполнения указов, посылаемых Сенатом в губернии. Сенат имел вспомогательные органы, в составе которых не было сенаторов, такими органами были рекетмейстер, герольдмейстер, губернские комиссары.

       В 1720 г. при Сенате была учреждена должность  ради "приема челобитея", получившая название рекетмейстера, в обязанности  которого входил прием жалоб на коллегии и канцелярии. Если жаловались на волокиту - рекетмейстер самолично требовал ускорения дела, если были жалобы на "неправосудие" коллегий, то рассмотрев дело, он докладывал его Сенату.

       В 1722 г. последовало назначение на должность  герольдмейстера, в обязанности  которого входило составление списков  всего государства, дворян, наблюдением  за тем, чтобы от каждой дворянской фамилии в гражданской службе было не более 1/3.

       16 марта 1711г., в связи с перераспределением  компетенции органов государственного  управления (после губернской реформы), Сенат ввел должность губернских  комиссаров, которые следили за  поместными, военными, финансовыми  делами, набором рекрутов, содержанием  полков. Они занимались непосредственно  отправлением указов, присылаемых  Сенатом и коллегиями.

       Учреждение  Сената было важным шагом складывания  бюрократического аппарата абсолютизма. Сенат являлся послушным орудием  самодержавия: сенаторы были лично  ответственны перед монархом, а в  случае нарушение присяги, наказывались смертной казнью, опалой, отрешением от должности, денежными штрафами.

       Учреждение  института фискалов и прокуратуры  в системе органов государственной  власти в I четверти XVIII в. было одним из явлений связанных с развитием абсолютизма. Указами от 2 и 5 марта 1711г. предполагалось "учинить фискалов во всяких делах". Фискалитет создавался как особая отрасль сенатского управления. Глава фискалов (обер-фискал) состоял при Сенате, который "ведал фискалов". Одновременно фискалы были и доверенными лицами царя. Последний назначал обер-фискала, который приносил присягу царю и был ответственен перед ним.

Информация о работе Реформы Петра I в области местного управления и самоуправления