Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 21:00, курсовая работа
Реформы Петра I начались на рубеже веков и продолжались по нарастающей до смерти преобразователя. Их расцвет приходится на расцвет царствования, но умер император в январе 1725 г., так и не успев довести до конца задуманное. В реформаторской деятельности он учитывал зарубежный (особенно шведский) опыт. В своих реформах Пётр I не мог держаться заранее выработанного плана и точной последовательности, потому что все его преобразования происходили под давлением военных нужд, одна порождала другую, удовлетворяя требованиям данного момента.
Введение
Глава 1. Предпосылки
1.1 Состояние России к концу XVII века
Глава 2. Реформы Петра I в области местного управления и самоуправления
2.1 Утверждения абсолютизма. Принятие императорского титула. Создание Сената. Губернская реформа
2.2 Замена приказов коллегиями
2.3 Реформы местного и городского управления
2.4 Расширение дворянских привилегий. «Указ о единонаследии» и «Табель о рангах»
Глава 3. Оценка реформ Петра I
3.1 Состояние местного самоуправления в России после реформ Петра I
Заключение
Список использованной литературы
Содержание:
Введение
Глава 1. Предпосылки
Глава 2. Реформы Петра I в области местного управления и самоуправления
2.1 Утверждения
абсолютизма. Принятие
2.2 Замена приказов коллегиями
2.3 Реформы
местного и городского
2.4 Расширение дворянских привилегий. «Указ о единонаследии» и «Табель о рангах»
Глава 3. Оценка реформ Петра I
3.1 Состояние
местного самоуправления в
Заключение
Список
использованной литературы
Введение.
Данная курсовая работа посвящена изучению реформ Петра I в области местного управления и самоуправления. Вопрос, касающийся реформ Петра I в области управления, является одним из наиболее интересных вопросов в отечественной истории на сегодняшний день. В связи с различными преобразованиями монарха, в настоящее время, у историков расходятся мнения о том в лучшую или худшую сторону Петр I модернизировал страну. Целью данной работы является раскрытие, оценка и выявления последствий реформ Петра I.
Реформы Петра I начались на рубеже веков и продолжались по нарастающей до смерти преобразователя. Их расцвет приходится на расцвет царствования, но умер император в январе 1725 г., так и не успев довести до конца задуманное. В реформаторской деятельности он учитывал зарубежный (особенно шведский) опыт. В своих реформах Пётр I не мог держаться заранее выработанного плана и точной последовательности, потому что все его преобразования происходили под давлением военных нужд, одна порождала другую, удовлетворяя требованиям данного момента. И каждая из них порождала недовольство, скрытое и открытое сопротивление, заговоры и борьбу, отличавшуюся крайним ожесточением с обеих сторон.
В результате проведения преобразований тип государства, существовавший до Петра, не был изменён и в этом отношении Пётр не совершил никакого государственного переворота. Все перемены должны были лишь совершенствовать старый строй, придавая ему более культурные европейские формы.
Структура данной работы состоит из трех глав. В первой главе дается описание состояния России до Петра I. А также внешняя политика страны к концу XVII века.
Во
второй главе рассматриваются
В
третьей главе описывается
Информационной базой данной курсовой работы стали монографии, периодические издания, электронные ресурсы, исследования Исаева И.А. и Рогова В.А., Чистякова Н.О., Юшкова С.В. и других авторов.
Таким
образом, теоретическую и
Глава 1. Предпосылки.
1.1 Состояние России к концу XVII в.
Какой же досталась Россия Петру? Прежде всего, можно отметить, что в экономике в начале XVIII в. сильнее всего развивались новые черты, которые зародились в XVII в. А именно:
- Основной отраслью экономики России оставалось сельское хозяйство, где продолжала господствовать 3-х польная система земледелия. Главными земледельческими культурами были: рожь, овес. Основными орудиями производства оставались: соха, бороны, серп, коса, медленно вводился плуг. Происходит интенсивное освоение новых посевных территорий на юге России, в Поволжье, Сибири. Наблюдается развитие промыслового хозяйства.
-
Развивается ремесленное
В конце XVII в. в России интенсивно развивалась торговля. Но на пути развития торговли и купечества имелись существенные препятствия. Остро стоял вопрос о выходе к морям, отсутствие которого тормозило развитие торговли. Иностранный капитал стремился захватить российские рынки, что вело к столкновению с интересами русских купцов. Купечество России требовало от государства оградить их от конкуренции с иностранными торговцами. В итоге был принят новоторговый устав (1667), в соответствии с которым, иностранным купцам была запрещена розничная торговля на территории России.
Так
же можно отметить, что во второй
половине XVII в. в России развивается
тенденция перехода от сословно представительной
монархии к абсолютной монархии. В
стране усиливается власть царя (изменение
состава Боярской думы, в сторону
дворянства; победа Алексея Михайловича
над Патриархом Никоном, стремившегося
активно вмешиваться в
Что касается внешней политики. То Россия потерпела поражение с Польшей, также были предприняты, в 1687 и 1689 гг., два неудачных похода против Крымского ханства.
Преобразования, проводимые Петром I в XVII - XVIII вв., не были последовательны и не имели единого плана, их порядок и особенности были продиктованы ходом войны, политическими и финансовыми возможностями в тот или иной период. Историки выделяют три этапа в реформах Петра I.
Первый (1699-1709\10гг.) - изменения в системе государственных учреждений и создание новых, перемены в системе местного самоуправления, установление рекрутской системы.
Второй (1710\11-1718\19гг.) - создание Сената и ликвидация прежних высших учреждений, первая областная реформа.
Третий
(1719\20-1725\26) - начало работы новых, уже
созданных учреждений, ликвидация старых;
вторая областная реформа.
Глава 2. Реформы Петра I в области местного управления и самоуправления.
2.1 Утверждения абсолютизма. Принятие императорского титула. Создание Сената. Губернская реформа.
В
первой четверти XVIII в. в России были
проведены реформы в области
управления. Основной смысл этих преобразований
заключался в создании административной
системы, проникнутой идеей централизма
и всецело подчиненной
В
1708 – 1710 гг. была проведена областная
реформа органов власти на местах
– областная реформа. Причиной ее
был подъем классовой борьбы горожан
и крестьян, на плечи которых легла
вся тяжесть реформ. Во главе Петербургской
и Азовской губерний стояли генерал-губернаторы
Меньшиков и Ф. Апраксин. Остальными
управляли губернаторы, в руках
которых находилась вся полнота
административно-полицейской и
Указом 22 февраля 1711 г. был учрежден новый государственный орган - Правительствующий сенат. Все его члены были назначены царем из числа его непосредственного окружения (Трое являлись представителями знати – князья М. В. Долгорукий, Г.И. Волконский, П. А. Голицын, трое – бывшие члены Боярской думы и трое – из дворян). Все назначения и отставки сенаторов происходили по именным царским указам.
Сенат
не прерывал своей деятельности и
был постоянно действующим
Структура Сената складывалась постепенно. Первоначально Сенат состоял из сенаторов и канцелярии, позднее в его составе сформировалось два отделения: Расправная палата - по судебным делам (существовала в качестве особого отделения до учреждения Юстиц-коллегии) и Сенатская контора по вопросам управления. Сенат имел свою канцелярию, которая делилась на несколько столов: секретный, губернский, разрядный, фискальный и приказный. До учреждения Сенатской конторы она была единственным исполнительным органом Сената. Определялось отделение канцелярии от присутствия, которое действовало в трех составах: общее собрание членов, Расправная палата и Сенатская контора в Москве.
В состав Расправной палаты входили два сенатора и назначаемые Сенатом судьи, которые ежемесячно подавали в Сенат рапорты о текущих делах, штрафах и розысках. Приговоры Расправной палаты могли быть отменены общим присутствием Сената. Ее компетенцию определил Сенатский приговор (4 сентября 1713г.), в которую входило: рассмотрение жалоб на неправое решение дел губернаторами и приказами и фискальные донесения.
Сенатская контора в Москве учреждена 12 января 1722г. "для управления и исполнения указов". В ее состав входили: сенатор, два асессора, прокурор. Основной задачей Сенатской конторы было недопущение текущих дел московских учреждений к Правительствующему Сенату, а также исполнение непосредственно полученных из Сената указов, контроль исполнения указов, посылаемых Сенатом в губернии. Сенат имел вспомогательные органы, в составе которых не было сенаторов, такими органами были рекетмейстер, герольдмейстер, губернские комиссары.
В 1720 г. при Сенате была учреждена должность ради "приема челобитея", получившая название рекетмейстера, в обязанности которого входил прием жалоб на коллегии и канцелярии. Если жаловались на волокиту - рекетмейстер самолично требовал ускорения дела, если были жалобы на "неправосудие" коллегий, то рассмотрев дело, он докладывал его Сенату.
В 1722 г. последовало назначение на должность герольдмейстера, в обязанности которого входило составление списков всего государства, дворян, наблюдением за тем, чтобы от каждой дворянской фамилии в гражданской службе было не более 1/3.
16
марта 1711г., в связи с перераспределением
компетенции органов
Учреждение
Сената было важным шагом складывания
бюрократического аппарата абсолютизма.
Сенат являлся послушным
Учреждение
института фискалов и прокуратуры
в системе органов
Информация о работе Реформы Петра I в области местного управления и самоуправления