Реформы Петра I в области местного управления и самоуправления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 21:00, курсовая работа

Описание

Реформы Петра I начались на рубеже веков и продолжались по нарастающей до смерти преобразователя. Их расцвет приходится на расцвет царствования, но умер император в январе 1725 г., так и не успев довести до конца задуманное. В реформаторской деятельности он учитывал зарубежный (особенно шведский) опыт. В своих реформах Пётр I не мог держаться заранее выработанного плана и точной последовательности, потому что все его преобразования происходили под давлением военных нужд, одна порождала другую, удовлетворяя требованиям данного момента.

Содержание

Введение
Глава 1. Предпосылки
1.1 Состояние России к концу XVII века
Глава 2. Реформы Петра I в области местного управления и самоуправления
2.1 Утверждения абсолютизма. Принятие императорского титула. Создание Сената. Губернская реформа
2.2 Замена приказов коллегиями
2.3 Реформы местного и городского управления
2.4 Расширение дворянских привилегий. «Указ о единонаследии» и «Табель о рангах»
Глава 3. Оценка реформ Петра I
3.1 Состояние местного самоуправления в России после реформ Петра I
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

123.docx

— 45.79 Кб (Скачать документ)

       Мануфактур  коллегия занималась вопросами всей промышленности, исключая горнодобывающую, и управляла мануфактурами Московской губернии, центральной и северо-восточной части Поволжья и Сибири. Коллегия давала разрешение на открытие мануфактур, обеспечивала выполнение государственных заказов, предоставляла различные льготы промышленникам. Также в ее компетенцию входило: ссылка осужденных по уголовным делам на мануфактуры, контроль технологии производства, снабжение заводов материалами. В отличие от других коллегий она не имела своих органов в провинциях и губерниях.

       Коммерц-коллегия содействовала развитию всех отраслей торговли, особенно внешней. Коллегия осуществляла таможенный надзор, составляла таможенные уставы и тарифы, наблюдала за правильностью мер и весов, занималась постройкой и снаряжением купеческих судов, выполняла судебные функции.

       С организацией Главного магистрата (1720г.) вопросы внутренней и внешней торговли отошли в его ведение. Функции Главного магистрата как центрального учреждения заключались в организации развития торговли и промышленности в городах и управление посадским населением.

       Юстиц-коллегия (1717-1718гг.) руководила деятельностью губернских надворных судов; осуществляла судебные функции по уголовным преступлениям, гражданским и фискальным делам; возглавляла разветвленную судебную систему, состоявшую из провинциальных нижних и городских судов, а также надворных судов; действовала как суд первой инстанции по спорным делам. Ее решения могли быть обжалованы в Сенате.

       Вотчинная коллегия, образованная в 1721г., разрешала земельные споры и тяжбы, оформляла новые пожалования земель, рассматривала жалобы на спорные решения по поместным и вотчинным делам.

       Тайная  канцелярия (1718г.) ведала сыском и преследованиями по политическим преступлениям (дело царевича Алексея).

       Синод был главным центральным учреждением по церковным вопросам. Он назначал епископов, осуществлял финансовый контроль, ведал своими вотчинами и отправлял судебные функции в отношении таких преступлений как ересь, богохульство, раскол и т.д. Особо важные решения принимались общим собранием - конференцией. Компетенция Синода ограничивалась светской властью. Преобразованный государственный аппарат был призван укрепить господство дворянства и самодержавную власть, способствовал развитию новых производственных отношений, росту промышленности и торговли.

       Коллегии  не охватывали всех отраслей управления. По-прежнему дворцовое, ямское, строительное, медицинское дело и некоторые  другие находились в ведении специальных  приказов, палат и контор.

       Поначалу  каждая коллегия руководствовалась  своим регламентом, но в 1720г. был  издан обширный “Генеральный регламент”, определивший их единообразное организационное  устройство и порядок деятельности.

2.3 Реформы местного  и городского управления.

       Коренное преобразование административно-территориального устройства России, произведенное в XVIII в., стало важным явлением в развитии формы государственного единства. В отличие от XVII в. с его дробным управлением, когда уезды, отдельные города, а иной раз волости и отдельные слободы непосредственно подчинялись центру, а уезды по территории и населению отличались друг от друга, петровская реформа установила более четкое административно-территориальное  деление. До некоторой степени Россия даже обогнала развитые европейские державы, как, например, Францию, где новое административное деление было введено лишь после буржуазной революции.

       В период до 1708 г. в системе местного управления происходили незначительные изменения. В 1702-1705 гг. местные дворяне были привлечены к воеводскому управлению.

       Новое административно-территориальное деление, по которому необходимо «учинить 8 губерний и к ним расписать города» было введено указом от 18 декабря 1708 г. Во главе губерний стояли губернаторы и генерал-губернаторы, которые объединяли в своих руках административную, военную и судебную власти.

       Губернаторы назначались царскими указами исключительно из числа близких к Петру I дворян (Меньшиков, Апраксин, Стрешнев и другие). У губернаторов были подчиненные, которые контролировали отрасли управления. В 1713 г. в областное управление было введено коллегиальное начало: при губернаторах учреждены коллегии ландратов (советников от дворян от 8 до 12 человек на губернию), избираемых местным дворянством.

       Смысл реформы состоял в том, чтобы перенести центр тяжести в управлении на месте. При огромных расстояниях в нашей стране и средствах сообщения того времени невозможно было оперативно управлять столь огромной территорией непосредственно из центра, как это пытались делать в предшествующий период. Необходима была разумная децентрализация власти, однако на первом этапе реформа не удалась.

       Назначая губернаторами крупных государственных деятелей, Петр I хотел, чтобы эти люди на месте от имени царя могли оперативно принимать решения. Однако этот шаг имел и отрицательные последствия – эти люди по большей части были обременены многочисленными обязанностями (например, Меншиков и Апраксин – президенты «первейших» коллегий, сенаторы) и практически не могли непрерывно находиться в своих губерниях, а правившие вместо них вице-губернаторы не имели таких полномочий и доверия царя.

       Вторая областная реформа проводилась на основе тех преобразований, которые уже были сделаны. В 1718 г. Сенат установил штаты и номенклатуру должностей для губернских учреждений, а в мае 1719 г. было дано четкое расписание губерний, провинций и городов по губерниям и провинциям. С этого периода деление на провинции вводится на территории всей страны. Провинция становится основной единицей областного управления.

       Губернии делились на провинции, сначала на 45, а потом на 50. В пограничные провинции назначаются также губернаторы, а во внутренние – воеводы. И хотя губернии продолжали существовать, но за губернаторами остается командование войсками, общий надзор за управлением, а основной единицей местного управления становится провинция. В каждой из них создается аппарат управления и назначаются чиновники, отвечавшие за сбор налогов, набор рекрутов и т.д.

       Провинциальные воеводы подчинялись губернаторам только по военным делам, в остальном они были независимы от губернаторов. Воеводы занимались розыском беглых крестьян и солдат, строительством крепостей, сбором доходов с казенных заводов, заботились о внешней безопасности провинций, а с 1722 г. осуществляли судебные функции. Воеводы и администрация провинций назначались Сенатом и подчинялись непосредственно коллегиям. Четыре коллегии (Камер, Штатс-контор, Юстиц и Вотчинная) располагали на местах собственным аппаратом из камеристов, комендантов и казначеев.

       Провинции в свою очередь были разделены  на дистрикты, управлявшиеся земскими комиссарами.

       Таким образом, на местах была создана трехзвенная  система: губерния, провинция, дистрикт.

       Постепенно  количество губерний росло как за счет присоединения к России новых  земель, так и за счет разукрупнения  чрезмерно больших губерний. В  результате к моменту проведения новой губернской реформы Екатериной II к 1775 г. в империи насчитывалось уже 23 губернии, а к концу века их число достигло полусотни. Рост числа губерний, и, следовательно, уменьшение их территорий привели к упразднению в принципе, созданных в начале века, ставших излишним промежуточным звеном. Правда, в некоторых губерниях провинции сохранились.

       Началом реформы городского управления можно  считать 1699 год, когда Петр I, желая предоставить городскому сословию полное самоуправление по европейскому типу, приказал учредить Бурмистерскую палату (Ратушу) с подведомственными земскими избами. В губернских городах были созданы магистраты, в уездных – ратуши. В их ведении находилась торгово-промышленное население городов по части сбора податей, повинностей и пошлин. Тем самым население было временно выведено из ведения воевод (губернская реформа 1708-1710 гг. вновь подчинила земские избы губернаторам и воеводам). Целью реформы являлось улучшение условий развития торговли и промышленности. Учреждение Ратуши способствовало обособлению городского управления от органов местной администрации, в городах стали формироваться органы самоуправления: посадские сходы, магистраты.

       В 1720 г. в Санкт-Петербурге был учрежден Главный магистрат, которому было поручено «ведать все городское сословие в России». По регламенту Главного магистрата, учрежденному в 1721 г., городское сословие стало делиться на регулярных граждан  и «подлых» людей. Регулярные граждане, в свою очередь, делились на две гильдии. Первая гильдия – банкиры, купцы, доктора, аптекари, шкиперы купеческих судов, живописцы, иконописцы и серебряных дел мастера. Вторая гильдия –  ремесленники, столяры, портные, сапожники, мелкие торговцы. Гильдии управлялись  гильдейскими сходами и старшинами. Низший слой городского населения («обретающиеся  в наймах, в черных работах и  тем подобные») выбирал своих  старост и десятских, которые  могли доносить магистрату о своих  нуждах и просить их об удовлетворении. По европейскому образцу создавались  цеховые организации, в которых  состояли мастера, подмастерья и  ученики, руководимые старшинами.

       Все остальные горожане в гильдии  не вошли и подлежали поголовной проверке с целью выявления среди  них беглых крестьян и возвращения  их на прежние места проживания.

       Деление на гильдии оказалась чистейшей  формальностью, так как проводившие  его военные ревизоры, прежде всего  заботившиеся об увеличении числа плательщиков подушной подати, произвольно включали в члены гильдий и лиц, не имеющих  к ним отношения.

       Появление гильдий и цехов означало, что  корпоративные начала противопоставлялись  феодальным принципам хозяйственной  организации.

       Вместе  с тем, деятельность органов городского управления в значительной степени  контролировалась государственными органами. Магистраты подчинялись им в вопросах суда и торговли. Провинциальные магистраты и магистраты городов, входящих в  провинцию, представляли собой одно из звеньев бюрократического аппарата с подчинением низших органов  высшим. Выборы в магистраты бурмистров и ратманов были возложены на губернатора. Иногда принцип выборности нарушался  и назначение проводились царскими или сенатскими указами. В обязанности магистратов входили вопросы полицейской службы, благоустройство городов, продажа отписного имущества, окладные и неокладные сборы, обеспечение мануфактур компанейщиками, учреждение полиции, контроль над правосудием.

2.4 Расширение дворянских  привилегий. «Указ  о единонаследии»  и «Табель о  рангах».

       В первой четверти XVIII в. произошло слияние  двух форм феодальной земельной собственности  – вотчины и поместья. В 1714 г. был  издан указ о единонаследии. Отныне поместье, как и вотчина, передавалось по наследству старшему сыну. Другие сыновья  должны были идти в военную или  гражданскую службу. Дворянская служба при Петре I была пожизненной. Анна Иоановна сократила ее до 25 лет. Поместья нельзя было продавать и закладывать. В 1722 г. Петром I был издан Устав о престолонаследии, по которому монарх мог определять своего преемника "признавая удобного" и имел право, видя "непотребство в наследнике", лишить его престола "усмотря достойного". Законодательство того времени определяло действия против царя и государства самыми тяжкими преступлениями и всякий "кто какое зло умышлять будет" и те, которые "вспомогали или совет подавали или ведая не известили" наказывались вырыванием ноздрей, смертной казнью или высылкой на галеры – в зависимости от преступления.

       Государственная служба регулировалась введенной в 1722 г. “Табелью о рангах”. Новый  закон разделил службу на гражданскую  и военную. В нем было определено 14 рангов, которые служащие должны были проходить со ступеньки на ступеньку. Вместо отмененного в 1682 г. местничества вводился принцип служебной выслуги. “Табель о рангах” давала возможность  не дворянам, получать потомственное  дворянство. Всякий получивший чин 8-го класса становился потомственным дворянином. Чины с 14-го по 9-ый тоже давали дворянство, но только личное. Все дворяне, новой  и старой формации, получали земли  и крестьян. В Петровскую эпоху сотни тысяч крестьян из числа государственных и дворцовых перешли в частное владение. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 3. Оценка реформ Петра  I.

3.1 Состояние местного  самоуправления в  России после реформ  Петра I.

       Определяя историческую значимость реформ Петра I, историки отмечают две стороны  его деятельности: государственную и реформенную (изменения в быте, нравах, обычаях и понятиях): первая деятельность заслуживает вечной признательной, благоговейной памяти и благословения потомства. Деятельностью второго рода, Петр привнес "величайший вред будущности России". Привычный уклад жизни в России был насильственно перевернут, на иностранный лад.

       Одни  считают (В. Ключевский), что “реформы Петра 1 были борьбой деспотизма с  косностью народа, когда самовластец  шел напролом, не жалея собственных  сил”. Другие – “насаждал мануфактуры  с крепостным трудом, что консервировало феодализм в России”. Есть и отличное от этих мнение, что в тот период в России не было условий для создания мануфактур иного типа.

       Хотя  в целом русские историки положительно относились к государственной деятельности Петра I: он резко интенсифицировал происходившие в стране процессы, заставил ее совершить гигантский прыжок, перенеся Россию через несколько  этапов. Даже такое одиозное орудие абсолютистского государства, каким  была деспотическая, самодержавная  власть, превратилось благодаря исторически  оправданным и в максимальной степени соответствующим интересам  развития России действиям Петра  Великого в фактор прогресса. Обеспечение политического и экономического суверенитета страны, возвращение ей выхода к морю, создание промышленности, все это дает полное основание считать Петра I – великим государственным деятелем. 
 

Информация о работе Реформы Петра I в области местного управления и самоуправления