Реформы Петра I

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 07:34, реферат

Описание

Реформы Петра I начались на рубеже веков и продолжались по нарастающей до смерти преобразователя. Их расцвет приходится на расцвет царствования, но умер император в январе 1725 г., так и не успев довести до конца задуманное. В реформаторской деятельности он учитывал зарубежный (особенно шведский) опыт. В своих реформах Пётр I не мог держаться заранее выработанного плана и точной последовательности, потому что все его преобразования происходили под давлением военных нужд, одна порождала другую, удовлетворяя требованиям данного момента. И каждая из них порождала недовольство, скрытое и открытое сопротивление, заговоры и борьбу, отличавшуюся крайним ожесточением с обеих сторон.

Содержание

Введение………………………………………………………………………. 3

I. Реформа государственного аппарата……………………………………... 5
1. Сенат………………………………………………………………………... 5
2. Эволюция боярской думы………………………………………………… 6
3. Коллегии…………………………………………………………………… 7
4. Местное самоуправление………………………………………................. 8
5. Контрольные органы……………………………………………………… 10

II. Правовое положение сословий…………………………………………... 12
1. Дворяне…………………………………………………………………….. 12
2. Служивое сословие………………………………………………………... 13
3. Городское сословие (посадские и городские люди)…………………….. 13
4. Крестьянство……………………………………………………………….. 14
5. Холопы……………………………………………………………………... 15

III. Правовые реформы………………………………………………………. 16
1. Указ о единонаследии……………………………………………………... 16
2. Формы правовых актов……………………………………………………. 16

Заключение…………………………………………………………………… 18
Список литературы………………………………………............................... 19

Работа состоит из  1 файл

реферат иогп.docx

— 41.46 Кб (Скачать документ)

Реформы Петра I

 

Оглавление

 

Введение……………………………………………………………………….

3

   

I. Реформа государственного  аппарата……………………………………...

5

1. Сенат………………………………………………………………………...

5

2. Эволюция боярской думы…………………………………………………

6

3. Коллегии……………………………………………………………………

7

4. Местное самоуправление……………………………………….................

8

5. Контрольные органы………………………………………………………

10

   

II. Правовое положение  сословий…………………………………………...

12

1. Дворяне……………………………………………………………………..

12

2. Служивое сословие………………………………………………………...

13

3. Городское сословие (посадские  и городские люди)……………………..

13

4. Крестьянство………………………………………………………………..

14

5. Холопы……………………………………………………………………...

15

   

III. Правовые реформы……………………………………………………….

16

1. Указ о единонаследии……………………………………………………...

16

2. Формы правовых актов…………………………………………………….

16

   

Заключение……………………………………………………………………

18

Список литературы………………………………………...............................

19


 

 

Введение

 

Реформы Петра I начались на рубеже веков и продолжались по нарастающей  до смерти преобразователя. Их расцвет  приходится на расцвет царствования, но умер император в январе 1725 г., так и не успев довести до конца  задуманное. В реформаторской деятельности он учитывал зарубежный (особенно шведский) опыт. В своих реформах Пётр I не мог  держаться заранее выработанного  плана и точной последовательности, потому что все его преобразования происходили под давлением военных  нужд, одна порождала другую, удовлетворяя требованиям данного момента. И  каждая из них порождала недовольство, скрытое и открытое сопротивление, заговоры и борьбу, отличавшуюся крайним  ожесточением с обеих сторон. Война  со шведами приняла затяжной характер, была трудной, убыточной и опасной. Пётр полностью втянулся в военные  дела. Он то непосредственно сражался в первых рядах своего войска, то бросался в Архангельск и в  Воронеж для того, чтобы организовать оборону северных и южных границ страны от возможных нападений врага. В таких условиях государь не мог  думать о систематических преобразованиях. Его главной заботой становилось  добыть достаточно людей для успешного  продолжения войны. Война требовала  регулярных войск: Пётр искал способы  их увеличения и лучшего устройства, - и это обстоятельство подталкивало царя к реформированию военного дела и переустройству дворянского сословия и, в частности, дворянской службы. Война  требовала денег - и в процессе их поиска Пётр всё больше осознавал  необходимость проведения податной реформы и осуществлении перемен  в положении народов страны и  крестьянства в целом. Под давлением  военных нужд Пётр спешно совершил ряд нововведений, разрушавших старые порядки, но ещё не создавали ничего нового в управлении государством. Господствовал некоторый хаос и  чем дальше, тем больше он давал  о себе знать.

Когда после Полтавской победы и Прутского похода военные действия стали менее напряжёнными, а настроение Петра более уверенным и спокойным, Пётр принялся приводить в порядок  всё, что было сделано им ранее  торопливо и по частям. В последнее  десятилетие жизни Петра (1716-1725) была достигнута некоторая система и  налажен новый строй управления. Смысл и цель общественной политики Петра I заключались в усилении роли, места и значения класса феодалов в государстве. В результате проведения преобразований тип государства, существовавший до Петра, не был изменён и в  этом отношении Пётр не совершил никакого государственного переворота. Все перемены должны были лишь совершенствовать старый строй, придавая ему более культурные европейские формы.[1]

Основным источником права  в период становления абсолютной монархии оставалось Соборное Уложение 1649 г., чья правовая сила неоднократно подтверждалась указами. В первой четверти XVIII в. круг источников существенно изменился: пополнился манифестами, именными указами, уставами, регламентами, учреждениями, объявленными указами, утверждёнными докладами и др.[2]

 

I.Реформа государственного аппарата

 

Многочисленные перестройки, проводимые Петром в области управления государством, привели к созданию централизованной системы органов управления. В 1721 г. Петра I провозгласили императором, что означало дальнейшее усиление власти самого царя. «Император Всероссийский записано в воинском регламенте, есть монарх самодержавный и неограниченный. Повиноваться его верховной власти не токмо за страх, но и за совесть сам бог повелевает».

 

1. Сенат

В 1711 г. вместо Боярской думы был учрежден Сенат. Он был образован как чрезвычайный орган во время нахождения Петра I в военных походах. В него вошли девять ближайших Петру сановников. Статус нового органа не был детализирован, это произошло несколько позже - из двух дополнительно принятых указов стало ясно, что Сенат - постоянно действующий орган.

К компетенции Сената относились: судебная и организационно-судебная деятельность, финансовый и налоговый  контроль, внешнеторговые и кредитные  полномочия. О законодательных полномочиях  Сената ничего не говорилось.

Указом 1711 г. устанавливался порядок заседаний и делопроизводства в Сенате. Все указы должны были собственноручно подписываться  всеми членами Сената. В 1714 г. меняется порядок принятия решений - вместо единогласного  достаточно было большинства голосов.

В 1711 г. сформировалась система  фискального надзора, при Сенате учреждалась должность обер-фискала. Последний получал возможность  осуществлять надзор за деятельностью  госаппарата, используя систему  фискалов.

Все поступающие в Сенат  дела заносились в реестр, заседания  протоколировались.

С 1722 г. Сенат посылал в  провинции сенатора-ревизора. Генерал-прокурор мог ставить вопрос перед Сенатом  о ликвидации пробелов в законодательстве и осуществлял гласный надзор за деятельностью Сената и коллегий.

Структура Сената включала присутствие (общее собрание сенаторов, на котором принимались решения) и канцелярию, которую возглавлял обер-секретарь и которая состояла из нескольких столов (секретный, губернский, приказный и проч.). В 1718 г. штат сенатских  подьячих переименовался в секретарей, канцеляристов и протоколистов (в 1722 г. канцелярия Сената переподчинена  генерал-прокурору).

В 1712 г. при Сенате была восстановлена  Расправная палата, рассматривавшая  дела местных судов и администрации  в качестве апелляционной инстанции.

В 1718 г. состав Сената кроме  назначенных царём членов вошли  все президенты вновь созданных  учреждений-коллегий.

В 1722 г. Сенат был реформирован тремя указами императора. Во-первых, изменён состав Сената: в него могли  входить высшие сановники (по Табели о рангах - действительные тайные и  тайные советники), не являвшиеся руководителями конкретных ведомств. Президенты коллегий не входили в его состав (за исключением  предшественников военной, морской  и иностранной коллегий), и Сенат  превращался в надведомственный контрольный орган.

Для контроля над деятельностью  самого Сената в 1715 г. была учреждена  должность генерал-ревизора, которого несколько позже сменил обер-секретарь  Сената. Для усиления контроля со стороны  императора при Сенате учреждались  должности генерал-прокурора и  обер-прокурора. Им были подчинены прокуроры  при коллегиях. Кроме того, при  Сенате образовывались должности ракетмейстера (принятие жалоб и апелляций) и  герольдмейстера (учёт служащих дворян).

Указом «О должности Сената»  этот орган получил право издавать собственные указы. Устанавливался регламент его работы: обсуждение и принятие решений, регистрация  и протоколирование. Круг вопросов, которые рассматривал Сенат, был  достаточно широк: анализ материалов, представляемых государю, важнейшие  дела, поступавшие с мест (о войне, бунтах, эпидемиях), назначение и выборы высших государственных чинов, принятие апелляций на судебные решения коллегий.

Генерал-прокурор одновременно руководил заседаниями Сената и  осуществлял контроль за его деятельностью. Генерал-прокурор и обер-прокурор могли  быть назначены и отстранены только монархом.

Реформа 1722 г. превратила Сенат  в высший орган центрального управления, вставший над всем государственным  аппаратом (коллегиями и канцеляриями). В системе этих органов происходили  существенные изменения.

 

2. Эволюция боярской думы

Бюрократизация государственного аппарата проходила на разных уровнях  и в течение длительного периода. Объективно она совпала с процессами дальнейшей централизации властных структур. Уже во второй половине XVII в. исчезли остатки иммунитетных феодальных привилегий и последние  частновладельческие города.

Центральные органы управления, такие как Боярская дума и приказы, прежде чем трансформироваться в  новые структуры, проделали значительную эволюцию. Боярская дума из органа, вершившего вместе с царём все важнейшие дела в государстве, к концу XVII в. превратилась в периодически созываемое совещание приказных судей. Она стала контрольным органом, наблюдавшим за деятельностью исполнительных органов (приказов) и органов местного управления.

Численность Боярской думы постоянно возрастала, и её внутренняя структура начала дифференцироваться: уже в конце XVII в. из состава Думы официально выделилась «Ближняя дума» - прототип кабинета министров; ещё  одра структура - Расправная палата, просуществовавшая  до 1694 г.

Боярская дума из политического  совета превращалась в судебно-управленческий орган. В 1701 г. функции Боярской думы перешли к Ближней канцелярии, координирующей работу центральных  органов управления. Чиновники, входившие  в канцелярию, объединились в Совет, получивший название Конзилии министров (8 - 14 человек).

В 1711 г. с образованием Сената прекратились дальнейшие трансформации  Боярской думы. Аристократический орган, основанный на принципе местничества, окончательно исчез. На вершине властной пирамиды его заменил новый бюрократический  орган. Принципы его формирования и  деятельности существенно отличались от принципов организации и деятельности Боярской думы.

 

3. Коллегии

В конце 1717 г. начала складываться система коллегий: Сенатом были назначены  президенты и вице-президенты, определены штаты и порядок работы. Кроме  руководителей в состав коллегий входили четыре советника, четыре асессора (заседателя), секретарь, актуариус, регистратор, переводчик и подьячие. Специальным  указом с 1720 г. предписывалось начать производство дел «новым порядком».

Уже в декабре 1718 г. был  принят реестр коллегий:

1)   Иностранных дел;

2)  Казённых сборов;

3)  Юстиции;

4)  Ревизионная (бюджетная);

5)  Военная;

6)  Адмиралтейская;

7)  Коммерц (торговая);

8)  Штатс-контора (ведение  государственных расходов);

9)  Берг-Мануфактур (промышленная  и горнодобывающая).

В 1721 г. учреждена Вотчинная  коллегия, заменившая Поместный приказ, в 1722 г. из единой Берг-Мануфактур-коллегии выделилась Мануфактур-коллегия, на которую, кроме функций управления промышленностью, были возложены задачи экономической  политики и финансирования. За Берг-коллегией  остались функции горнодобычи и  монетного дела.

Деятельность коллегий определял  Генеральный регламент (1720), объединивший большое число норм и правил, детально расписывающих порядок работы учреждения.

Создание системы коллегий завершило процесс централизации  и бюрократизации государственного аппарата. Чёткое распределение ведомственных  функций, разграничение сфер государственного управления и компетенции, единые нормы  деятельности, сосредоточение управления финансами в едином учреждении - всё это существенно отличало новый аппарат от приказной системы.

С учреждением новой столицы (1713) центральный аппарат переместился в Санкт-Петербург. Сенат и коллегии создавались уже там.

В 1720 г. в Санкт-Петербурге создан Главный магистрат (на правах коллегии), координировавший работу всех магистратов и являвшийся для  них апелляционной судебной инстанцией. В 1721 г. принят Устав Главного магистрата, регламентировавший работу магистратов  и городской полиции.

Отраслевой принцип управления, свойственный коллегиям, не был выдержан до конца: судебные и финансовые функции, помимо специальных, возлагались на иные отраслевые коллегии (Берг, Мануфактур, Коммерц). Вне сферы контроля коллегий оставались целые отрасли (полиция, просвещение, медицина, почта). Коллегии не входили даже в сферу дворцового управления: здесь продолжали действовать  Приказ большого дворца и Канцелярия дворцовых дел. Такой подход к  делу нарушал единство коллежской системы.

Преобразование системы  государственных органов изменило характер государственной службы и  бюрократии. С упразднением Разрядного приказа в 1712 г. последний раз  были составлены списки думных чинов. В ходе создания новых управленческих органов появились новые титулы: канцлер, действительный тайный и тайный советники, советники, асессоры и др. Все должности (штатские и придворные) были приравнены к офицерским рангам. Служба становилась профессиональной, а чиновничество - привилегированным  сословием.

 

4. Местное управление. Губернские  реформы

Местное управление в начале XVIII в. осуществлялось на основе старой модели: воеводское управление и система  областных приказов. В процессе петровских преобразований в эту систему  стали вноситься изменения. В 1702 г. введён институт воеводских товарищей, выборных от местного дворянства. В 1705 г. этот порядок стал обязательным и  повсеместным, что должно было усилить  контроль за старой администрацией.

Информация о работе Реформы Петра I