Реформы Петра I

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 07:34, реферат

Описание

Реформы Петра I начались на рубеже веков и продолжались по нарастающей до смерти преобразователя. Их расцвет приходится на расцвет царствования, но умер император в январе 1725 г., так и не успев довести до конца задуманное. В реформаторской деятельности он учитывал зарубежный (особенно шведский) опыт. В своих реформах Пётр I не мог держаться заранее выработанного плана и точной последовательности, потому что все его преобразования происходили под давлением военных нужд, одна порождала другую, удовлетворяя требованиям данного момента. И каждая из них порождала недовольство, скрытое и открытое сопротивление, заговоры и борьбу, отличавшуюся крайним ожесточением с обеих сторон.

Содержание

Введение………………………………………………………………………. 3

I. Реформа государственного аппарата……………………………………... 5
1. Сенат………………………………………………………………………... 5
2. Эволюция боярской думы………………………………………………… 6
3. Коллегии…………………………………………………………………… 7
4. Местное самоуправление………………………………………................. 8
5. Контрольные органы……………………………………………………… 10

II. Правовое положение сословий…………………………………………... 12
1. Дворяне…………………………………………………………………….. 12
2. Служивое сословие………………………………………………………... 13
3. Городское сословие (посадские и городские люди)…………………….. 13
4. Крестьянство……………………………………………………………….. 14
5. Холопы……………………………………………………………………... 15

III. Правовые реформы………………………………………………………. 16
1. Указ о единонаследии……………………………………………………... 16
2. Формы правовых актов……………………………………………………. 16

Заключение…………………………………………………………………… 18
Список литературы………………………………………............................... 19

Работа состоит из  1 файл

реферат иогп.docx

— 41.46 Кб (Скачать документ)

Преобразование местных  органов управления началось в городах. В Москве была создана Бурмистерская  палата, которой подчинялись все  выборные органы местного управления (губы). В состав бурмистерских изб  входили бурмистры (выборные от купцов, слобод и сотни), во главе губ стояли президенты.

В 1702 г. отменён институт губных старост и их функции переданы воеводам, управлявшим делами совместно  с выборными дворянскими советами.

В 1708 г. введено новое территориальное  деление государства: учреждались  восемь губерний, по которым были расписаны  все уезды и города.  В 1713-1714 гг. Число губерний возросло до одиннадцати.

Во главе губернии был  поставлен губернатор или генерал-губернатор (Петербургская и Азовская губернии), объединявшие в своих руках всю  административную, судебную и военную  власть. Им подчинялись четыре помощника  по отраслям управления.

В ходе реформы (к 1715 г.) сложилась  трёхзвенная система местного управления и администрации: уезд - провинция - губерния. Провинцию возглавлял обер-комендант, которому подчинялись коменданты уездов. Контролировать нижестоящие административные звенья помогали ландратные комиссии, избранные из местного дворянства.

Губернии образовались в  следующем порядке: в 1708 г. - Московская, Петербургская, Киевская, Смоленская, Архангельская, Казанская, Азовская, Сибирская; в 1713 г. - Рижская; в 1714 г. - Новгородская; в 1717 г. - Астраханская.

В качестве основного административного, финансового и судебного органа в губернии выступала канцелярия. С 1713 г. при губернаторе учреждены  ландраты (советники) из местных дворян. Однако в отличие от городского самоуправления коллегиальный принцип управления в губерниях не прижился.

Во главе провинции  стоял обер-комендант, во главе новой  административной единицы (возникла в 1715 г. в дополнение к трёхзвенной  системе) - «доли» - ландрат.

Вторая областная реформа  проведена в 1719 г. Суть её заключалась  в следующем: одиннадцать губерний были разделены на сорок пять провинций. Во главе этих единиц также поставлены губернаторы, вице-губернаторы, или  воеводы.

Провинции делились на округа-дистрикты. Администрация провинций подчинялась  непосредственно коллегиям. Четыре коллегии (Камер, Штатс-контора юстиции, Вотчинная) на местах располагали собственным  разветвлённым аппаратом из камериров, комендантов, казначеев. Важную роль играли такие местные конторы, как камерских  дел (раскладка и сбор податей) и  рентерейн-казначейства (приём и  расходование денежных сумм по указам воеводы и камериров).

В 1719 г. воеводам поручалось наблюдение «за хранением государственного интереса», принятие мер государственной  безопасности, укрепление Церкви, оборона  территории, надзор за местной администрацией, торгами, ремёслами и за соблюдением  царских указов.

В 1699 г. посадское население  было изъято из ведомства воевод и  приказов и передано в ведение  Бурмистерской палаты (с 1700 г. - Ратуши). В городах создавались подчинённые  Московской Ратуше выборные бурмистерские (земские) избы.

К Ратуше отошли финансовые функции некоторых приказов, и  она оставалась центральной государственной  кассой вплоть до губернской реформы 1707-1710 гг., когда финансовые функции и  бурмистерские избы были переданы в  ведение губернаторов.

В 1718-1720 гг. прошла реорганизация  органов городского самоуправления, созданных в 1699 г. вместе с Ратушей, - земских изб и бурмистров. Были созданы новые органы - магистраты, подчиненные губернаторам. Общее  руководство осуществлял Главный  магистрат. Система управления стала  более бюрократической и централизованной.

В 1727 году магистраты были преобразованы  в ратуши.

 

5. Контрольные органы

Централизация государственного аппарата при абсолютизме требовала  создать специальные контрольные  органы. В начале XVIII века сложились  две контрольные системы - прокуратура (во главе с генерал - прокурором Сената) и фискалитет. Уже при  формировании Сената в 1711 г. при нём  был учреждён фискал. Аналогичные  должности устанавливались в  губерниях, городах и центральных  учреждениях. Вершину пирамиды занял  обер-фискал Сената. Более чёткая правовая регламентация института была осуществлена в 1714 г. Фискалам вменялось в обязанность  доносить о всяких государственных, должностных и иных тяжких преступлениях  и нарушениях  законности в учреждениях. В их обязанность входило выступление  в суде в качестве обвинителей (задачи, позже принятые на себя прокурорскими  органами).

Таким образом,  сложилась  единая для всей страны  административно-бюрократическая  система управления, решающую роль в которой играл монарх, опиравшийся  на дворянство. Во второй  половине  17  в.  общая  тенденция  развития государственной системы России заключалась в переходе от  самодержавия  с  Боярской  думой  и  боярской  аристократией,  от сословно-представительной монархии к «чиновничье-дворянской монархии», к  абсолютизму.  Абсолютизм  - это форма правления,  при  которой верховная власть в государстве  полностью и безраздельно  принадлежит  монарху; он «издает законы, назначает  чиновников, собирает и расходует  народные деньги без всякого участия  народа в законодательстве и в  контроле за управлением». В 17 в. изменился  титул русских царей,  в котором  появился термин «самодержец».  Он звучал:  «Великий государь царь и великий  князь, всея Руси самодержец».

Общий процесс подчинения всех областей жизни и управления страной неограниченной властью  монарха встретил протест со стороны  русской православной церкви. Она являлась крупнейшей феодальной организацией, владевшей несметными богатствами, тысячами крепостных  крестьян и огромными земельными угодьями. Церковь с успехом отбивала попытки государственной власти поставить под свой  контроль ее владения. Но Петру удалось частично подчинить церковь государственной власти.

 

 

II.Правовое положение сословий

 

Московские цари понимали пагубность сословной розни и  пытались согласовывать мнение власти с позициями сословий. Политика Петра I была совсем иной. Сословные мнения его не интересовали, он стремился, чтобы все подданные выполняли  волю верховной власти. В результате русское общество было непримиримо  разделено на высшие и низшие слои, возможности компромиссов терялись, усиливалась гегемония помещиком  над крестьянами, государства - над  посадами.

 

1. Дворяне

Родовая градация среди феодалов при Петре I стирается. Отменяются чины (окольничий, боярин). Для незнатных  лиц жалуется титул графов. Под  влиянием войны С. Разина правительство  усиливает чистку дворянского сословия, в массовом порядке переводит  служилых людей в разряд государственных  крестьян.

Пётр I стремился к достижению юридически обособленных сословий. Нуждался в оформлении статус чиновничества. Первоначальное название «шляхество»  в феодальной среде не прижилось  и вскоре было заменено старым термином «дворянство». Указ 1714 г. завершил нивелировку  положения феодалов всех рангов. Вотчина  и поместье отныне уравнивались в  правах, наследство переходило одному сыну, остальные должны были поступить  на государственную службу. В январе-феврале 1714 г. было предписано обязательное обучение детей дворян, дьяков и т. д. Под  угрозой крупного штрафа. С пятнадцатилетнего  возраста дворянских детей определяли на воинскую службу рядовыми (в основном в гвардию). Лишь в дальнейшем они  получали офицерские чины.

Табель о рангах 1722 г. разделил все воинские и гражданские чины на четырнадцать разрядов, от высшего - фельдмаршала и канцлера до низшего - адъютанта при лейтенантах и  регистратора в коллегиях. Например, чин генерал-майора соответствовал полковнику гвардии, президенту коллегии, обер-прокурору на гражданской службе. Разделению на придворные ранги подлежали  и женщины в соответствии с  положением мужей и отцов (гофдамы, камер-девицы и т. д.). Расписывалось  прохождение службы от низших чинов  к высшим, порядок получения высших рангов («которые знатные услуги окажут, то могут за свои труды производиться  выше»). Право на высший чин давало получение образования. Достижение определённого чина давало право  на личное (для себя) дворянство, более  высокого - на потомственное дворянство (для детей). Табель утверждал для  дворян получение гербов, а подвергнутых пытке или наказаниям «за тяжкие преступления» лишали «титула и  ранга».

Помимо обособленного  дворянства Пётр I в основных чертах сформировал и бюрократию, служившую  за денежное жалованье.

 

2. Служивое сословие

Борьба со шведами требовала  устройства регулярной армии и Пётр понемногу перевёл на регулярную службу всех дворян и служивых людей. Служба для всех служивых людей стала  одинаковой, они служили поголовно, бессрочно и начинали службу с  низших чинов.

Все прежние разряды служивых людей были соединены вместе, в  одно сословие - шляхтехство. Все нижние чины (как знатные, так и из “простого  люда”) одинаково могли дослужиться  до высших чинов. Порядок такой выслуги  был точно определён “Табелем о рангах” (1722 г.). В “Табели” все  чины были распределены на 14 рангов или  “чинов” по их служебному старшинству. Каждый, достигший низшего 14 ранга, мог надеяться занять высшую должность  и занять высший ранг. “Табель о  рангах” заменил принцип родовитости  принципом выслуги и служебной  пригодности. Но Пётр сделал выходцам из высшего старого дворянства одну уступку. Он позволил знатной молодёжи поступать по преимуществу в его  любимые гвардейские полки Преображенский и Семёновский.

Пётр требовал, чтобы дворяне  обязательно учились грамоте  и математике, а не обученных лишал  права жениться и получить офицерский чин. Пётр ограничил землевладельческие права дворян. Он перестал давать им поместья из казны при поступлении  на службу, а предоставлял им денежное жалование. Дворянские вотчины и  поместья запретил дробить при передачи сыновьям (закон “О майорате”, 1714). Меры Петра относительно дворянства отягчали положение этого сословия, но не меняли его отношения к государству. Дворянство и прежде и теперь должно было расплачиваться за право землевладения  службой. Но теперь служба стала тяжелее, а землевладение стеснённее. Дворянство роптало и пробовало облегчить  свои тяготы. Пётр же жестоко карал  попытки уклониться от службы.

 

3. Городское сословие (посадские  и городские люди)

До Петра городское  сословие составляло очень малочисленный  и бедный класс. Пётр хотел создать  в России городской экономически сильный и деятельный класс, подобный тому, что он видел в Западной Европе. Пётр расширил городское самоуправление. В 1720 году был создан главный магистрат, который должен был заботиться о  городском сословии. Все города были разделены по числу жителей на классы. Жители городов делились на “регулярных” и “нерегулярных” (“подлых”) граждан. Регулярные граждане составляли две “гильдии”: в первую входили  представители капитала и интеллигенции, во вторую - мелкие торговцы и ремесленники. Ремесленники делились на “цехи” по ремёслам. Нерегулярными людьми или “подлыми” назывались чернорабочие. Город управлялся магистратом из бургомистров, избираемых всеми регулярными гражданами. Кроме того, городские дела обсуждались на посадских сходах или советах из регулярных граждан. Каждый город был подчинён главному магистрату, минуя всякое другое местное начальство.

Несмотря на все преобразования, русские города так и остались в том же жалком положении, в каком  были и раньше, причина этого - далёкий  от торгово-промышленного строй  русской жизни и тяжелые войны.

 

4. Крестьянство

В первой четверти века выяснилось, что подворный принцип налогообложения  не принёс ожидаемого увеличения поступления  податей.

В целях повышения своих  доходов помещики сселяли несколько  крестьянских семей на один двор. В  результате, во время переписи в 1710 году выяснилось, что число дворов с 1678 года сократилось на 20 % (вместо 791 тыс. дворов в 1678 году - 637 тыс. в 1710). Поэтому  был введён новый принцип обложения. В 1718 - 1724 гг. осуществляется перепись всего  податного населения мужского пола независимо от возраста и работоспособности. Все лица, внесённые в эти списки (“ревизские сказки”), должны были платить  по 74 коп. подушной подати в год. В  случае смерти записанного, подать продолжали платить до следующей ревизии  семья умершего или община, в которую  он входил. Кроме того, все податные сословия, за исключением помещичьих крестьян, платили государству по 40 коп. “оброка”, что должно было уравновесить их повинности с повинностями помещичьих крестьян.

Переход к подушному обложению  увеличил цифру прямых налогов с 1.8 до 4.6 млн., составляя более половины бюджетного прихода (8.5 млн.). Подать была распространена на целый ряд категорий  населения, которые её до этого не платили: холопов, “гулящих людей”, однодворцев, черносошенное крестьянство Севера и Сибири, нерусских народов Поволжья, Приуралья и др. Все эти категории  составляли сословие государственных  крестьян, и подушная подать для  них была феодальной рентой, которую  они платили государству.

Введение подушной подати увеличило власть помещиков над  крестьянами, так как представление  ревизских сказок и сбор подати был  поручен помещикам.

Наконец, помимо подушной подати, крестьянин платил огромное количество всевозможных налогов и сборов, призванных пополнить казну, опустевшую в результате войн, создания громоздкого и дорогостоящего аппарата власти и управления, регулярной армии и флота, строительства  столицы и других расходов. Кроме  этого государственные крестьяне  несли повинности: дорожную - по строительству  и содержанию дорог, ямскую - по перевозке  почты, казённых грузов и должностных  лиц и т.д.

Итак, в конце царствования Петра Великого очень многое изменилось в жизни сословий. Дворяне стали  иначе служить. Горожане получили новое  устройство и льготы. Крестьянство стало иначе платить и на частных  землях слилось с холопами. А государство  продолжало смотреть на сословия так  же, как и ранее. Оно определяло их жизнь повинностью, а не правом. Все подданные жили не для себя, а “для государева и земского дела”, должны были быть послушным орудием  в руках государства.

Информация о работе Реформы Петра I