Реформы Петра I

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 11:42, реферат

Описание

Эпоха Петра I представляет собой большой интерес для изучения и исследования, т.к. рассматривая ее мы следим за изменениями во всех отраслях и сферах социально-экономической и политической жизни страны, которые постепенно накапливались и назревали в XVII веке, переросли в первой четверти XVIII века в качественный скачок. В её экономике, уровне и форме развития производительных сил, политическом строе, структуре и функциях органов власти, управления и суда, в организации армии, классовой и сословной структуре населения, в культуре страны и быту народа произошли огромные изменения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3
1. Военные реформы Петра I………………………………………..5
2. Административные преобразования…………………………….6
3. Церковная реформа……………………………………………...13
4. Экономические преобразования………………………………..15
5. Изменения в области науки, культуры и быта………………...18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….23
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….25

Работа состоит из  1 файл

РЕФЕРАТ.doc

— 113.00 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3

1. Военные реформы Петра I………………………………………..5

2. Административные преобразования…………………………….6

3. Церковная реформа……………………………………………...13

4. Экономические преобразования………………………………..15

5. Изменения в области науки, культуры и быта………………...18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….23 
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Эпоха Петра I представляет собой большой интерес для  изучения и исследования, т.к. рассматривая ее мы следим за изменениями во всех отраслях и сферах социально-экономической и политической жизни страны, которые постепенно накапливались и назревали в XVII веке, переросли в первой четверти XVIII века в качественный скачок. В её экономике, уровне и форме развития производительных сил, политическом строе, структуре и функциях органов власти, управления и суда, в организации армии, классовой и сословной структуре населения, в культуре страны и быту народа произошли огромные изменения. За несколько десятилетий строится новая система управления, создается система образования, периодическая печать, формируется регулярная армия, возникает военный флот. Развивается промышленность, активизируется внешняя торговля, стабилизируется экономика. Коренным образом изменилось место и роль России в международных отношениях того времени.

В конце XVII в., наша страна переживала переломный момент своей  истории. В России, в отличие от основных западноевропейских стран, почти  не было крупных промышленных предприятий, способных обеспечить страну оружием, тканями, сельскохозяйственными орудиями. Она не имела выхода к морям - ни к Черному, ни к Балтийскому, через которые могла бы развивать внешнюю торговлю. Не имела, поэтому Россия и собственного военного флота, который охранял бы ее рубежи. Сухопутная армия строилась по устаревшим принципам и состояла главным образом из дворянского ополчения.

Россия стояла на пороге преобразований. Эти преобразования могли происходить в разных формах и привести к различным результатам. В выборе форм развития огромную роль сыграла личность реформатора.

Личность Петра I по праву  относится к плеяде ярких исторических деятелей мирового масштаба. Много  исследований и художественных произведений посвящено преобразованиям, связанным  с его именем. Историки и писатели по-разному, порой прямо противоположно, оценивали личность Петра I и значение его реформ. Уже современники Петра I разделились на два лагеря: сторонников и противников его преобразований. Спор продолжался и позже. В XVIII в. М. В. Ломоносов славил Петра, восторгался его деятельностью. А немного позже историк Карамзин обвинял Петра в измене "истинно русским" началам жизни, а его реформы назвал "блестящей ошибкой".

И несмотря  на  то,  что  почти  всем  реформам  Петра Великого предшествовали те или иные государственные начинания XVII  в.,  они имели безусловно революционный характер.  После смерти императора в 1725 г.  Россия была на пути превращения совсем в другую страну: из Московского государства,  чьи контакты с Европой были довольно-таки ограниченными,  она превратилась в Российскую  империю  -  одну  из величайших   держав   мира.   Петр   превратил  Россию  в  подлинно европейскую страну (во всяком случае, как он это понимал) - недаром выражение   "прорубил   окно   в   Европу"  стало настолько часто употребляемым.  Вехами на  этом  пути  стали  завоевание  выхода  к Балтике,  строительство новой столицы - Санкт-Петербурга,  активное вмешательство в европейскую политику.

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Военные реформы Петра I

 

Военные реформы   занимают   особое   место   среди   Петровских преобразований.   Они  имели  наиболее  ярко  выраженный  классовый характер. Сущность военной реформы состояла в ликвидации дворянских   ополчений   и   организации   постоянной   боеспособной   армии   с   единообразной     структурой,     вооружением,     обмундированием, дисциплиной, уставами.

Армия и флот всегда были главным предметом заботы императора.  Однако  военные  реформы важны  не только сами по себе,  но еще и потому,  что они оказывали очень большое,  часто решающее,  влияние на  другие  стороны  жизни государства.  Ход  же  самой  военной  реформы  определялся войной.

Семеновский и   Преображенский   полки   стали   ядром   будущей постоянной (регулярной) армии и проявили  себя  во  время  Азовских походов 1695-1696 гг. Большое внимание Петр I уделяет флоту, первое боевое крещение которого также приходится на это время.  В казне не было  необходимых  средств,  и  строительство  флота поручалось так называемым "кумпанствам"  (компаниям)  -  объединениям  светских  и духовных   землевладельцев.   С  началом  Северной  войны  основное внимание переключается на Балтику,  а с основанием Санкт-Петербурга строительство  кораблей  ведется  почти исключительно там.  К концу царствования Петра, Россия стала одной из сильнейших морских держав мира, имея 48 линейных и 788 галерных и прочих судов.

Начало Северной войны стало  толчком  к  окончательному  созданию регулярной армии.  До Петра армия состояла из двух главных частей -   дворянского  ополчения  и  различных  полурегулярных   формирований   (стрельцы,   казаки,   полки   иноземного   строя).   Революционным изменением было то,  что Петр  ввел  новый  принцип  комплектования армии    -    периодические    созывы   ополчения   были   заменены  систематическими рекрутскими наборами.  В основу рекрутской системы был  положен  сословно-крепостнический  принцип.  Рекрутские наборы   распространялись  на   население,   платившее   подати   и   несшее   государственные   повинности.

Более всего от рекрутских  наборов  пострадала  русская  деревня.  Срок  службы рекрута практически не был ограничен.  Офицерский состав российской   армии  пополнялся  за  счет  дворян,  обучавшихся   в   гвардейских   дворянских   полках   или   в   специально   организованных  школах   (пушкарская,   артиллерийская,   навигационная,   фортификационная, Морская академия и т.д.).  В 1716 г.  был принят Воинский, а в 1720 г.  - Морской устав,  проводилось  широкомасштабное  перевооружение армии.  К  концу  Северной войны Петр имел огромную сильную армию - 200 тыс.  человек (не считая 100 тыс.  казаков),  которая позволила России  одержать  победу  в  изнурительной,  растянувшейся почти на четверть века войне.

Главные итоги   военных  реформ  Петра  Великого  заключаются  в следующем: 

- создание боеспособной регулярной армии,  одной  из сильнейших в мире, которая дала России возможность воевать со  своими  основными противниками и побеждать их;

- появление  целой   плеяды  талантливых  полководцев  (Александр Меншиков, Борис Шереметев, Федор Апраксин, Яков Брюс и др.);

- создание мощного военного  флота;  -  гигантский  рост  военных расходов и покрытие  их за счет жесточайшего выжимания  средств из народа.

 

 

2. Административные преобразования

 

Те или иные изменения в государственном  управлении, административно-территориальном делении России диктовались  военной необходимостью,   а   их  главной  задачей  было  как  можно  более эффективное  выколачивание  средств  из  народа  для  покрытия  все растущих  военных  расходов.  Для Петра-реформатора было  также  характерно  стремление перенести   военные   принципы   на   сферу   гражданской  жизни  и государственного управления. 

Петр  относился  к  государственному  учреждению  как  к  воинскому подразделению,  к регламенту - как к военному уставу, а к чиновнику   -  как  к  военнослужащему.  Американский исследователь Д.Крайкрафт отмечал:  " Петр не только одевался как солдат,  но и  действовал  и думал как солдат" .

Бессистемность и   спешка   часто    приводили    к    путанице:   установления,   приказы   сменялись   одно   другим,   часто  прямо противоположным,  или сводились на нет  бесконечными  переменами  в государственных  учреждениях,  иногда  учреждения  дублировали друг друга по своим функциям.  Многие должности,  военные и гражданские, поменяли  лишь старорусские названия на европейские,  по сути своей оставшись прежними.

Уже в  первые  годы царствования Петра изменились стиль  и методы управления:  вместо Боярской думы (которую  Петр  обрек  просто  на физическое вымирание, своим указом прекратив пополнение думы новыми членами)   решения   стала   принимать   своеобразная    "команда", составленная  из  ближайших  сподвижников  царя.  На  первых этапах главным советником Петра был князь Федор Ромодановский.

Первой административной  реформой  стало  создание  в  1699   г.  особого  ведомства  городов.  Указами  вводилось самоуправление для городского купечества,  а также для  населения  поморских  городов.  Отменялась  власть  воевод,  отныне  судом  и сбором налогов ведали выборные  бурмистры.  Во  главе  новых  органов   была   поставлена Московская  ратуша,  выбираемая  купцами  Москвы.  В ведении Ратуши находились главные поступления государственных доходов с городов, а также  общий надзор за действиями органов самоуправления.  Во главе Ратуши стоял обер-инспектор ратушного правления.  Первым человеком, занявшим  эту  должность,  был  бывший дворецкий Шереметева Алексей Курбатов.

Но с  ростом государственных  расходов Петр постепенно утрачивает доверие к финансовым возможностям Ратуши.  Царь приходит к решению перенести основную  массу управления на места,  так как "человеку трудно за очи все разуметь и править". Такая организация управления обеспечивала  более высокую степень удовлетворения финансовых нужд государства, а после окончания Северной войны должна была упростить процесс размещения и обеспечения регулярных войск.  В конце 1707 г. начинается осуществление новой реформы, а в 1708 г. провозглашается создание восьми губерний, которые в свою очередь подразделялись на   провинции:     Московской,      Ингерманландской      (впоследствии   Санкт-Петербургской),   Киевской,  Смоленской,  Архангелогородской, Казанской,  Азовской и Сибирской.  Во  главе  пограничных  губерний стояли  генерал-губернаторы,  остальных  -  губернаторы. Провинции управлялись воеводами,  при губернаторах  и воеводах  находилась земская канцелярия как орган,  приводящий в исполнения распоряжения и  приказы;  с  1710   г.   воеводы   стали   называться   уездными комендантами.  В  подчинении  у  губернатора  были  вице-губернатор (заместитель), ландрихтер, ведавший судом, провиантмейстер и другие чиновники.  Таким образом, губернская реформа фактически упразднила преобразования  1699  г.,  а  Московская  ратуша  превратилась   из общегосударственного в губернское учреждение.

В 1710 г.  была проведена  подворная перепись  населения  и  была установлена особая платежная единица в 5536 дворов,  которая должна была обеспечивать одну "долю"  средств,  необходимых  для  покрытия военных   расходов.   Коменданства   упразднялись,   а вместо  них создавались новые "доли"  во  главе с ландратами  -  в  больших губерниях   по   12,  в  средних  -  по  10,  в  меньших  -  по  8.  Предусматривалось,  что в соответствии с количеством "доль"  каждая губерния будет содержать опреденленное количество полков.

Однако и эта реформа  не дала желаемого эффекта,  Северная  война затянулась,  и  разместить  в  губерниях приписанные к ним полки не удалось.  Денег по-прежнему не  хватало,  что  создало  благодатную почву для различных махинаций.  Так,  губернатор Казанской губернии Апраксин придумывал суммы "доходов" и предоставлял  царю  фальшивые ведомости по ним, демонстрируя радение о казенной прибыли.

Эти две реформы  вызвали  полное  расстройство  государственного управления. В результате губернской реформы была уничтожена система приказов, в начале XVIII в. Россия фактически осталась без столицы, так  как  Москва перестала ею быть,  а Санкт-Петербург еще не стал.  Вся власть оказалась по-прежнему сосредоточенной в руках "команды", которая   называлась   то   "ближней  канцелярией",  то  "консилией министров".

Поворотным моментом    стал   Указ   от   2   марта   1711   г., провозгласивший создание нового  органа  государственной  власти  - Сената.  Формальной  причиной  послужил  отъезд  Петра  на  войну с Турцией.

В первое  время  Сенат  состоял  из девяти ближайших сотрудников  царя,  и Петр настаивал на признании  Сената высшим  государственным  органом,  которому  все лица и  учреждения должны повиноваться,  как  самому царю.

Для установления жесткого контроля за управлением Петр в 1711 г.  создает  систему  фискалов,  которые  подчинялись  обер-фискалу.  В  обязанности   им   вменялось   доносить   Сенату   и  царю  о  всех злоупотреблениях и неблаговидных поступках должностных лиц. Фискалы были  практически безнаказанны,  но  если  их донос подтверждался, фискал получал половину  имущества виновного.  Институт  фискалов создал условия для расцвета коррупции и дал широкие возможности для сведения счетов.  Стал печально известен этим обер-фискал Нестеров.  Однако  на этом Петр не остановился - в 1722 г.  вводится должность генерал-прокурора  для  руководства  фискалами.  Гланая  его   роль заключалась  в надзоре за Сенатом,  теперь только он мог предлагать Сенату вопросы для  обсуждения.  Таким  образом,  роль  Сената  как органа государственной власти была резко снижена.

Но новый централизованный аппарат  власти  с  учреждением  Сената еще  только начинал создаваться,  и образцом для дальнейшей реформы  государственного управления Петр  избрал  шведское  государственное   устройство.   Рассматривая   эту   реформу,   как  и  многие  другие   преобразования  Петра,  нельзя  не  коснуться  вопроса  о   степени заимствования им западноевропейского опыта.

Шведская государственная  система  была  построена  на  принципах камерализма  -  учения  о  бюрократическом управлении,  получившего распространение в Европе в XVI-XVII  вв.  Камерализм  содержал  ряд черт, весьма привлекательных для Петра:

Информация о работе Реформы Петра I