Реформы Петра I

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 11:42, реферат

Описание

Эпоха Петра I представляет собой большой интерес для изучения и исследования, т.к. рассматривая ее мы следим за изменениями во всех отраслях и сферах социально-экономической и политической жизни страны, которые постепенно накапливались и назревали в XVII веке, переросли в первой четверти XVIII века в качественный скачок. В её экономике, уровне и форме развития производительных сил, политическом строе, структуре и функциях органов власти, управления и суда, в организации армии, классовой и сословной структуре населения, в культуре страны и быту народа произошли огромные изменения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3
1. Военные реформы Петра I………………………………………..5
2. Административные преобразования…………………………….6
3. Церковная реформа……………………………………………...13
4. Экономические преобразования………………………………..15
5. Изменения в области науки, культуры и быта………………...18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….23
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….25

Работа состоит из  1 файл

РЕФЕРАТ.doc

— 113.00 Кб (Скачать документ)

1) Это функциональный  принцип управления, который предусматривал создание учреждений, специализировавшихся в какой-либо сфере;

2) Это устройство учреждения  на началах коллегиальности,  четкой регламентации обязанностей чиновников,  специализации канцелярского труда, установления единообразия штатов и жалованья.

Используя шведский опыт и шведские образцы,  Петр,  как правило, вносил обусловленные особенностями России изменения.  Указ Петра от 28 апреля 1718 г. гласит: " Всем колегиям надлежит ныне  3на основании 3шведского устава  сочинять во всех делах и порядках  по  пунктам,   3а 3которыя пункты в шведском регламенте неудобны,  или с сетуациею сего государства несходны и  оныя   3ставить по  своему  разсуждению, поставя 3 об оных, докладывать, так ли их быть ". 

В 1712 г.  у Петра появляется идея создать по шведскому  образцу коллегии.  Первая заметка царя о количестве коллегий относится к 23 марта  1715  г.  -  только  шесть  коллегий  без   расшифровки   их обязанностей:  Юстиции,  Иностранных дел, Адмиралтейская, Воинская, Камер- и Коммерц-коллегии.  Реформа началась в конце 1717 -  начале 1718  гг.,  когда  Петр составил своеобразную программу предстоящих преобразований:  он определил число и компетенции коллегий, а также укомплектовал их руководящим составом.

Коллегиальная система имела недостатки, и состав коллегий при жизни Петра неоднократно изменялся.  В 1721 г.  была образована Духовная  коллегия  -  Синод,  который  был  выведен  из подчинения Сената,  в 1722 г.  Берг и Мануфактур-коллегия  была  разделена  на Берг-коллегию и Мануфактур-коллегию, была образована Малороссийская коллегия для улучшения управления  Украиной,  а  Вотчинная  контора Юстиц-коллегии получила статус коллегии.

В 1720  г.  был  принят  Генеральный   регламент   -   документ,   определяющий   штаты  коллегий,  окончательно  разграничивавший  их функции и  компетенцию.  Формирование  коллегиальной  системы  было завершено. Она функционировала почти столетие - с 1717 по 1802 г. После учреждения  коллегий  Петр  решил  по  шведскому   образцу реформировать  и  местное  управление.  Началась  очередная реформа местного административно-территориального устройства.  В  1719-1720 г.  были  отменены  "доли"  и должности ландратов,  губернии теперь делились на провинции, а те, в свою очередь, на дистрикты, во главе которых стояли земские комиссары, назначаемые Камер-коллегией.

Городское управление было  передано  в  руки  городских  верхов. Должность  бурмистров отменялась.  Все посадское население делилось на три части:  1-ю гильдию (богатые купцы и  владельцы  ремесленных мастерских), 2-ю гильдию (мелкие торговцы, зажиточные ремесленники) и "подлый люд",  составлявший  подавляющее  большинство  городского населения. Правом выбора в новые органы городского самоуправления - магистраты - получили лишь представители "регулярного" населения  - члены   гильдий,   избираться   могли   лишь  члены  1-ой  гильдии.  Деятельность всех городских магистратов контролировал  созданный  в 1720 г. Главный магистрат.

Наряду с  разделением  городского  населения,   были   проведены преобразования  и  в отношении многочисленного класса некрепостного населения - оно объединялось в сословие государственных крестьян со значительным сужением прав и возможностей.  Переписью 1719-1724 гг.  было  ликвидировано холопство путем слияния его с крепостными крестьянами.

Новая система   органов   управления   создала    мощный    слой   чиновничьего    дворянства   в   России,   сложился   разветвленный   дворянско-бюрократический   аппарат.   После   полного    уравнения земельных  владений  дворян  (поместий)  и бояр (вотчин) дворянское землевладение окончательно превратилось  в  господствующее,  причем указ  о  майорате 1714 г.  предотвратил дроблений владений.  Но эта мера полностью реализована не была.

Своеобразным итогом   административных  преобразований  Петра I стала принятая в 1722 г.  Табель о рангах - свод законов о порядке государственной службы.  Табель  обязывала всех  дворян служить и объявляла   службу   единственным   способом    получения    любого государственного  чина,  причем открывались возможности продвижения по службе и выходцев из "подлого люда", а достижение восьмого ранга означало   присвоение   дворянства,  в  чем  заключалась  известная демократизация системы управления. По  Табели  все  должности  делились  на  шесть  частей  -  военные (сухопутные,  гвардия, артиллерия, морские), статские и придворные, и на 14 классов или рангов.

Многие историки считают  административные преобразования наиболее   слабым местом  Петровских  реформ.  Известный  российский  историк В.Я.Уланов  писал:  " Все  эти  преобразования,  непрерывным потоком следовавшие  одно  за  другим...  не  только  не  вели  население  к материальному и нравственному преуспеянию, но были гнетом, мало чем уступавшим войне Петровского времени" .

 

 

 

 

3. Церковная реформа

 

Важную роль в утверждении абсолютизма  играла  церковная  реформа Петра.  Во  второй  половине  XVII в.  позиции Русской православной церкви  были  весьма  прочными,  она  сохраняла   административную, финансовую  и  судебную  автономию  по  отношению к царской власти.  Последние патриархи Иоаким (1675-1690 гг.) и Адриан (1690-1700) гг.  проводили политику, направленную на укрепление этих позиций.

Церковная политика Петра,  как  и его политика  в  других  сферах государственной  жизни,  была  напрвлена  прежде всего на как можно более эффективное использование церкви для нужд государства, а если конкретнее  -  на  выжимание  из  церкви  денег  на государственные программы, прежде всего на строительство флота.  После путешествия Петра в составе Великого посольства его занимает еще и проблема полного подчинения церкви своей власти.

Поворот к   новой  политике  произошел  после  смерти  патриарха  Адриана. Петр распоряжается провести ревизию для переписи имущества  Патриаршего   дома.   Воспользовавшись   информацией  о  выявленных злоупотреблениях,  Петр отменяет выборы нового патриарха, поручая в то  же  самое  время  митрополиту Рязанскому Стефану Яворскому пост "местоблюстителя  патриаршего  престола".  В  1701  г.   образуется Монастырский  приказ  - светское учреждение - для управления делами церкви.  Церковь начинает терять свою независимость от государства, право распоряжаться своей собственностью.

Петр, руководствуясь  просветительской  идеей  об   общественном   благе,   для  которого  необходим  продуктивный  труд  всех  членов общества,  разворачивает наступление на монахов и монастыри. В 1701 г.  царский  указ  ограничивает  число  монахов:  за разрешением на постриг  теперь  нужно  было  обращаться  в  Монастырский   приказ.  Впоследствии  у  царя  появилась  идея  использовать  монастыри как приюты для отставных солдат и нищих.  В указе  1724  г.  количество монахов  в  монастыре ставится в прямую зависимость от числа людей, за которыми они ухаживают.

Сложившиеся отношения  между церковью и властью требовали  нового юридического оформления.  В 1721 г. видный деятель Петровской эпохи  Феофан    Прокопович    составляет   Духовный   регламент,   котрый предусматривал уничтожение института  патриаршества  и  образование нового   органа   -   Духовной   коллегии,   которая   вскоре  была переименована в  "Святейший  правительственный  Синод",  официально уравненный  в  правах с Сенатом.  Президентом стал Стефан Яворский, вице-президентами - Феодосий Яновский и Феофан Прокопович. Создание Синода явилось началом абсолютистского периода русской истории, так как теперь вся власть,  в том числе и церковная, была сосредоточена в  руках Петра.  Современник сообщает,  что когда русские церковные деятели пытались протестовать, Петр указал им на Духовный регламент и заявил: "Вот вам духовный патриарх, а если он вам не нравится, то вот вам (бросив на стол кинжал) булатный патриарх".

Принятие Духовного   регламента фактически  превратило  русских священнослужителей в государственных чиновников,  тем более что для надзора за Синодом было поставлено светское лицо - обер-прокурор.

Реформа церкви осуществлялась параллельно с  податной  реформой, проводились учет и классификация священников, а низшие их слои были переведены в  подушный  оклад.  По  сводным  ведомостям  Казанской, Нижегородской  и  Астраханской  губерний  (образованы  в результате членения Казанской губернии),  от подати  было  освобождено  только 3044  священника  из  8709 (35%).  Бурную реакцию среди священников вызвало Постановление  Синода  от  17  мая  1722  года,  в  котором священнослужителям вменялось в обязанность нарушать тайну исповеди, если  у  них  была  возможность  сообщить  какие-либо  важные   для государства сведения.

В результате церковной  реформы церковь потеряла  огромную  часть своего  влияния  и  превратилась в часть государственного аппарата, строго контролируемую и управляемую  светской властью.

 

 

4. Экономические преобразования

 

В Петровскую  эпоху  российская  экономика,   и   прежде   всего промышленность совершила гигантский скачок.  В то же время развитие хозяйства в  первой  четверти  XVIII  в.  шло  путями,  намеченными предыдущим   периодом.   В   Московском   государстве  XVI-XVII  в.  существовали крупные промышленные  предприятия  -  Пушечный  двор, Печатный  двор,  оружейные  заводы  в Туле,  верфь в Дединове и др.  Политика Петра в отношении  экономической  жизни  характеризовалась высокой степенью применения командных и протекционистских методов.

В сельском хозяйстве  возможности совершенствования  черпались  из дальнейшего  освоения плодородных земель,  возделывания технических культур,    дававших    сырье    для    промышленности,    развития животноводства,  продвижения земледелия  на  восток и юг,  а также более интенсивной эксплуатации  крестьян.  Возросшие потребности государства   в сырье для российской  промышленности  привели к широкому распространению таких культур,  как лен и конопля.  Указ 1715 г. поощрял выращивание льна и конопли, а также табака, тутовых деревьев  для  шелкопрядов.  Указ  1712  г.  предписывал  создавать коневодческие хозяйства в Казанской, Азовской и Киевской губерниях, поощрялось также овцеводство.

В Петровскую эпоху происходит резкое разграничение страны на две зоны ведения феодального хозяйства - неурожайный Север, где феодалы переводили своих крестьян на денежный оброк, зачастую отпуская их в город и  другие  сельскохозяйственные  местности  на  заработки,  и плодородный Юг,  где дворяне-землевладельцы стремились к расширению барщины.

Также усиливались государственные  повинности крестьян. Их силами строились  города (на  строительстве  Петербурга  работали  40  тыс.  крестьян),   мануфактуры,   мосты,  дороги;  проводились  ежегодные рекрутские наборы,  повышались старые денежные  сборы  и  вводилсиь новые.  Главной  целью  политики Петра все время являлось получение как можно больших денежных и людских ресурсов  для  государственных нужд.

Были проведены две  переписи - в 1710 и 1718 гг. По переписи 1718 г.   единицей  обложения  становилась  "душа"  мужского  пола,  вне зависимости от возраста,  с которой  взималась  подушная  подать  в размере  70  копеек  в год (с государственных крестьян - 1 руб.  10 коп.  в год).  Это упорядочило податную политику  и  резко  подняло доходы государства (примерно в 4 раза;  к концу правления Петра они составляли до 12 млн. руб. в год).

В промышленности   произошла   резкая  переориентация  с  мелких крестьянских и ремесленных хозяйств на мануфактуры. При Петре было основано  не  менее  200  новых мануфактур,  он всячески поощрял их создание.  Политика государства была также направлена на ограждение молодой   российской   промышленности  от  конкуренции  со  стороны запдноевропейской путем введения очень  высоких  таможенных  пошлин (Таможенный устав 1724 г.)

Российская мануфактура, хотя и имела капиталистические  черты, но использование на ней преимущественно труда крестьян - посессионных, приписных, оброчных и др. - делало ее крепостническим предприятием.  В   зависимости   от   того,   чьей  собственностью  они  являлись, мануфактуры делились на казенные, купеческие и помещичьи. В 1721 г.  промышленникам  было  предоставлено  право  покупать  крестьян  для закрепления их за предприятием (посессионные крестьяне).

Государственные казенные      заводы      использовали      труд государственных крестьян,  приписных крестьян, рекрутов и свободных наемных мастеров. Они в основном обслуживали тяжелую промышленность - металлургию,  судоверфи,  рудники.  На  купеческих  мануфактурах, выпускавших преимущественно товары широкого потребления, работали и посессионные,  и оброчные крестьяне,  а также вольнонаемная рабочая сила.   Помещичьи   предприятия   полностью  обеспечивались  силами крепостных помещика-владельца.

Протекционистская политика  Петра  вела к появлению мануфактур в  самых  разных  отраслях  промышленности,  зачастую  появлявшихся  в России  впервые.  Основными  были  те,  которые работали на армию и   флот:  металлургические,  оружейные,  судостроительные,   суконные,   полотняные,   кожевенные   и  т.п.  Поощрялась  предпринимательская деятельность,  создавались  льготные  условия  для  людей,  которые создавали  новые мануфактуры или брали в аренду государственные.  В 1711 г.  в указе  о  передаче  московским  купцам  А.Турчанинову  и С.Цынбальщикову полотняной мануфактуры Петр писал: " А буде они оной завод радением своим умножат и учинят в нем прибыль, и за то они  получат милость" .

Возникают мануфактуры   во   многих   отраслях   -   стекольной,  пороховой,      бумагоделательной,     парусинной,     полотнянной, шелкоткацкой,  суконной,  кожевенной, канатной, шляпной, красочной, лесопильной   и   многих   других.   Огромный   вклад   в  развитие металлургической промышленности Урала внес Никита Демидов,  который пользовался   особым  расположением  царя.  Возникновение  литейной промышленности в  Карелии  на  базе  уральских  руд,  строительство Вышневолоцкого канала,  способствовали развитию металлургии в новых районах и вывели Россию на одно  из  первых  мест  в мире  в этой отрасли. В начале XVIII в. в России выплавляли около 150 тыс. пудов чугуна,  в 1725 г.  - более 800  тыс.  пудов (с 1722  г.  Россия экспортировала чугун), а к концу XVIII в. - более 2 млн. пудов.

Информация о работе Реформы Петра I