Реформы Петра I

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 11:42, реферат

Описание

Эпоха Петра I представляет собой большой интерес для изучения и исследования, т.к. рассматривая ее мы следим за изменениями во всех отраслях и сферах социально-экономической и политической жизни страны, которые постепенно накапливались и назревали в XVII веке, переросли в первой четверти XVIII века в качественный скачок. В её экономике, уровне и форме развития производительных сил, политическом строе, структуре и функциях органов власти, управления и суда, в организации армии, классовой и сословной структуре населения, в культуре страны и быту народа произошли огромные изменения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3
1. Военные реформы Петра I………………………………………..5
2. Административные преобразования…………………………….6
3. Церковная реформа……………………………………………...13
4. Экономические преобразования………………………………..15
5. Изменения в области науки, культуры и быта………………...18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….23
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….25

Работа состоит из  1 файл

РЕФЕРАТ.doc

— 113.00 Кб (Скачать документ)

К концу  царствования  Петра  в  России  существовала   развитая многоотраслевая промышленность с центрами в Петербурге,  Москве, на Урале.  Крупнейшими  предприятиями   были   Адмиралтейская   верфь, Арсенал,  петербургские  пороховые заводы,  металлургические заводы Урала, Хамовный двор в Москве. Шло укрепление всероссийского рынка, накопление    капитала    благодаря    меркантилистской    политике государства. Россия поставляла на мировые рынки конкурентоспособные товары: железо, полотна, юфть, поташ, пушнину, икру.

Тысячи россиян    проходили    в    Европе    обучение    разным специальностям,  и в свою очередь иностранцы - инженеры-оружейники, металлурги,  мастера шлюзного дела нанимались на российскую службу.  Благодаря  этому  Россия обогащалась самыми передовыми технологиями Европы.

В результате  Петровской  политики  в  экономической  области  за сверхкороткий срок была создана  мощная  промышленность,  способная полностью  обеспечить военные и государственные нужды и ни в чем не зависящая от импорта.

 

 

5. Изменения в области науки, культуры и быта

 

            Развитие торговли и промышленности, создание регулярной армии и  флота, формирование а совершенно  новых структур чиновничье-бюрократического  аппарата абсолютизма и другие  реформы в стране требовали  коренной перестройки всей системы образования, подготовки большого числа квалифицированных специалистов, Уже в 1699 г. в Москве была основана Пушкарская школа, а в 1701 г. в здании Сухаревой башни открылась “школа математических и навигацких наук”, ставшая предшественницей созданной в 1715 г. в Петербурге Морской академии. В петровское время были открыты Медицинская школа (1707), а также инженерные, кораблестроительные, штурманские, горные и ремесленные школы. В провинции начальное образование се осуществлялось в трех типах школ: 46 епархиальных, готовящих священнослужителей; 42 цифирных - для подготовки местных мелких чиновников; в гарнизонных школах - для обучения солдатских детей. Помимо этого в 1703 - 1715 гг. в Москве работала особая общеобразовательная школа - “гимназия” пастора Э. Глюка, в которой обучали в основном иностранным языкам.

            Светское образование потребовало  новых учебников. В 1703 г. вышла  в свет “Арифметика, сиречь  Наука числительная...” Л.Ф. Магницкого, которая вводила арабские цифры  вместо буквенных, а затем Магницкий и английский математик А. Фарварсон выпустили “Таблицы логарифмов и синусов”. В создание новых учебников и учебных пособий большой вклад внесли Ф.П. Поликарпов, Г.Г. Скорняков-Писарев, Ф. Прокопович и другие.

            Одновременно с реформой в сфере образования в первой четверти ХVIII в. бурное развитие получило издательское дело. В 1708г. Петр I ввел вместо церковнославянского новый гражданский  шрифт. Для печатания светской учебной, научной и специальной литературы, а также законодательных актов были созданы новые типографии в Москве, Петербурге и других городах, выпустившие в свет в годы правления Петра свыше 600 названий книг и других изданий, немалое число которых были переводные.

            Развитие книгопечатания повлекло за собой начало организованной книготорговли, а в 1714 г. в Петербурге была открыта государственная библиотека, заложившая основу для Библиотеки Академии наук. Большие собрания книг принадлежали князю Д.М. Голицыну, графу Б.П. Шереметеву, графу А.А. Матвееву и другим вельможам. С декабря 1702 г. стало выходить первое в России периодическое издание - газета “Ведомости” (тираж от 100 до 2500 экз.).

            В основе развития науки и  техники в Петровскую эпоху  лежали в первую очередь практические  потребности государства. Большие успехи были достигнуты в геодезии, гидрографии и картографии, в изучении недр и поиске полезных ископаемых.    Русские моряки-гидрографы много сделали для составления карт Азовского, Каспийского, Балтийского и Белого морей. Значительными географическими достижениями отмечены экспедиции в Сибирь и на Дальний Восток, в Среднюю Азию, предпринятые В. Э Атласовым, И. Евреиновым и Ф. Лужиным, Д.Г. Мессершмидтом, Ф.Ф. Веневениным, И. Унковским и др. Начатая на рубеже ХVII - ХVIII вв. работа С. Ремезова по картографии “Чертежная книга Сибири” (1699 - 1701) была продолжена в первой четверти ХVIII в. И.К. Кирилловым, приступившим к составлению сводного “Атласа Всероссийской империи”, первый том которого вышел в 1732 г.

            Большими успехами была отмечена деятельность русских изобретателей. В первой четверти ХVIII в. был написан целый ряд ценных исследований по отечественной истории. Крупнейшими из них были: двухтомная “Гистория Свейской войны”, “Ядро российской истории” - написана секретарем русского посольства в Швеции А.И. Манкиевым в 1715г.

            Итогом достижений петровского  времени в области науки и  образования стало создание (по  указу от 28 января 1724 г.) в Петербурге  Академии наук, открытой уже после  смерти Петра 1 в. 1725 г. Академия  наук создавалась не только  как общенациональный научный центр, но и как база для подготовки научных кадров. При ней был открыт университет и гимназия.

            Важнейшие социально-экономические  и политические сдвиги в общественной  жизни России в Петровскую  эпоху нашли яркое отражение  в литературе и публицистике. В 1717 г. в Петербурге вышло в свет “Рассуждение...” о причинах войны с Швецией, подготовленное по поручению Петра вице-канцлером П.П. Шафировым и представляющее собой первый в российской истории обстоятельный дипломатический трактат о внешнеполитических приоритетах страны. Экономическая публицистика была представлена работами выдающегося ученого-самородка Б.Т. Посошкова (1652 - 1726), и прежде всего его наиболее известной работой “Книга о скудости и богатстве”.

            Ко времени Петра относятся попытки создания публичных театров (“комедиальных храмин”) в Москве и Петербурге, где , давились пьесы на исторические темы и комедии. В области изобразительного искусства в первой четверти XVII в. активное развитие получает светская живопись, особенно портретная. Новым явлением в русской культуре стало распространение скульптурных композиций, что особенно ярко выразилось в создании дворцово-парковых ансамблей, например, оформление Большого каскада Петергофского дворца.

            В Петровскую эпоху в градостроительстве осуществляется переход к регулярной застройке городов, созданию крупных архитектурных ансамблей, в основном гражданского, а не культового назначения. Наиболее ярким примером этого является строительство Петербурга.

            В эпоху Петра I коренной ломке подверглись все традиционные  представления о бытовом укладе жизни российского общества. Царь в приказном порядке ввел брадобритие, европейскую одежду, обязательное ношение мундиров для военных и гражданских пресчиновников. Поведение молодых дворян в обществе регламентировалось западноевропейскими нормами, изложенными в переводной книге “Юности честное зерцало”.

            Патриархальный образ жизни постепенно  уступал место  “светскости”  и рационализму. В 1718 г. Петр I издал  указ о проведении ассамблей с обязательным присутствием женщин. Ассамблеи устраивались не только для забав и увеселений, но и для деловых встреч. В законе расписывался детальный распорядок проведения ассамблей, организация танцев, и т.д. Поощрялось употребление в беседах иностранных слов, преимущественно французских.

            Петровские преобразования в  сфере культуры, быта и нравов  носили ярко выраженный политический  характер, вводились зачастую насильственными  методами. Во главу угла этих  реформ были поставлены интересы государства, которое строилось по жесткому плану монаршей воли. Чисто внешние атрибут Петровской эпохи, проявившиеся в декретивном введении европейских обычаев и нравов, в отрыве от вековых традиций русской культуры должны были подчеркивать принципиальное отличие созданной за четверть века Российской империи - великого государства европейского типа.

Однако нельзя   забывать  о  том,  что  все  эти  преобразования исходили исключительно  сверху,  а потому были достаточно болезненны как  для  высших,  так и для низших слоев общества.  Насильственный характер некоторых из этих преобразований внушал отвращение к ним и вел к резкому неприятию остальных,  пусть даже самых прогрессивных, начинаний.  Петр стремился сделать Россию  европейской  страной во всех  смыслах этого слова и придавал большое значение даже самым мелким деталям процесса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Главным итогом всей совокупности Петровских реформ стало установление в России режима абсолютизма, венцом которого стало изменение в 1721 г. титула российского монарха - Петр объявил себя императором, а страна стала называться Российской Империей. Таким образом, было оформлено то, к чему шел Петр все годы своего царствования - создание государства со стройной системой управления, сильной армией и флотом, мощной экономикой, оказывающего влияние на международную политику. В результате Петровских реформ государство не было связано ничем и могло пользоваться любыми средствами для достижения своих целей. В итоге Петр пришел к своему идеалу государственного устройства - военному кораблю, где все и вся подчинено воле одного че­ловека - капитана, и успел вывести этот корабль из болота в бурные воды океана, обходя все рифы и мели.

Россия стала самодержавным, военно-бюрократическим государством, центральная роль в котором принадлежала дворянскому сословию. Вместе с тем отсталость России не была полностью преодолена, а реформы осуществлялись в основном за счет жесточайшей эксплуатации и принуждения.

Сложность и противоречивость развития России в этот период определили и противоречивость деятельности Петра и осуществленных им реформ. С одной стороны, они имели огромный исторический смысл, так как способствовали прогрессу страны, были нацелены на ликвидацию ее отсталости. С другой стороны, они осуществлялись крепостниками, крепостническими методами и были направлены на укрепление их господства. Поэтому прогрессивные преобразования петровского времени с самого начала несли в себе консервативные черты, которые в ходе дальнейшего развития страны выступали все сильнее и не могли обеспечить ликвидацию социально-экономической отсталости. В результате петровских преобразований Россия быстро догнала те европейские страны, где сохранилось господство феодально-крепостнических отношений, но она не могла догнать те страны, которые встали на капиталистический путь развития.

Преобразовательная деятельность Петра отличалась неукротимой энергией, невиданным размахом и целеустремленностью, смелостью в ломке отживших учреждений, законов, устоев и уклада жизни и  быта.

Роль Петра Великого в истории России трудно переоценить. Как бы не относиться к методам и стилю проведения им преобразований, нельзя не признать - Петр Великий является одной из самых заметных фигур мировой истории.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.  Соловьев С.М.  Об истории  новой России.  - М.:Просвещение,1993.

2. Мальков В.В. Пособие по истории  СССР для поступающих в вузы. - М.:Высшая школа,1985.

3. Анисимов Е.В. Время петровских  реформ. - Л.:Лениздат,1989. 

4.  Анисимов  Е.В.,  Каменский А.Б.  Россия в XVIII - первой половине XIX  века:  История.  Историк.  Документ.  -  М.:МИРОС,1994. 

5. Павленко Н.И. Петр Великий. - М.:Мысль,1990.

6. Буганов В.И. Петр Великий  и его время. - М.: Наука, 1989.

7. История государственного управления в России: Учебник для вузов / Под ред. проф. А.Н. Марковой. - М.: Закон и право, ЮНИТИ, 1997.

8. История СССР с древнейших  времён до конца XVIII века. / Под  ред. Б.А.Рыбакова. - М.: Высшая школа, 1983.

9. Валишевский К. Петр Великий. - М.:Квадрат, 1993.

10. Беспятых Ю.Н. Петербург Петра  I в иностранных описаниях. -Л., 1991.

11. Сухарева О.В. Кто был кто  в России от Петра I до Павла  I, Москва, 2005

12. Ключевский В.О. Русская история.  Полный курс лекций. Т. 2. Ростов–на–Дону, 2000.

 

 


Информация о работе Реформы Петра I